Обслуживание |
Главная |
Городское электроснабжение |
Схемы, чертежи и планы |
Распределительные устройства |
Электрооборудование РУ ГС |
Эксплуатация и ремонт |
Кабельные линии |
Воздушные линии |
Заземление электроустановок |
Испытания и измерения |
Переключения, ликвидация перерывов электроснабжения |
Механизация работ |
Техника безопасности и противопожарные мероприятия |
Экономика производства |
Кто он-лайн |
Сейчас на сайте: Гостей — 2 |
Габариты воздушных линий. |
Высотой подвеса линии называется расстояние от земли до места крепления провода на изоляторе опоры (смотри рисунок ниже). Наименьшее расстояние от земли до провода находится в середине пролета. Стрелой провеса называется расстояние по вертикали от низшей точки провода в пролете до прямой линии между точками крепления провода на опорах. Стрела провеса провода зависит от температуры воздуха, длины пролета, внешней нагрузки на провод (ветер, гололед), материала и сечения провода. Максимальная стрела провеса для воздушных линий напряжением до 1000В при обычных пролетах 35 — 45 метров составляет до 1,2 метра. Габаритом провода над землей называется расстояние от проводов до поверхности земли при наибольшей стреле провеса. Габаритом воздушной линии при пересечениях называется наименьшее расстояние от проводов линии по вертикали до поверхности шоссейных и железных дорог, рек, проводов линий связи при пересечении их воздушной линией. Габаритом воздушной линии при сближениях называется наименьшее допустимое расстояние от проводов воздушных линий до различных объектов при прохождении линии параллельно этим объектам (например, зданиям, строениям и т. д.). Габарит провода над землей, а также габариты воздушных линий при пересечениях и сближениях устанавливаются Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) в зависимости от группы воздушных линий и местности, по которой проходит трасса линии. В населенных местностях ПУЭ установлены следующие габариты провода над землей:
При пересечении воздушной линии с железными дорогами габарит провода от головки рельсов согласно ПУЭ должен быть 7,5 метров, при пересечении воздушной линией напряжением до 1000В трамвайной и троллейбусной линий — соответственно 8 и 9 метров при расстоянии от проводов воздушной линии до несущего троса или контактного провода не менее 1,5 метров. При пересечении воздушной линией напряжением 6 — 10кВ трамвайной и троллейбусной линий — соответственно 9,5 и 11 метров при расстоянии до несущего троса или контактного провода 3 метра. Расстояние от проводов воздушной линии напряжением до 1000В при наибольшем их отклонении от зданий и строений допускается не менее 1,5 метров до балконов и окон и 1 метр до глухих стен. Для воздушной линии напряжением 6 — 10кВ — не менее 2 метров. Прохождение воздушной линии над зданиями не допускается. В целях экономии средств возможна совместная подвеска на общих опорах проводов воздушной линии напряжением не более 380/220 В, проводов радиосети (РС) и проводов уличного освещения, а также совместная подвеска проводов воздушной линии напряжением до 10кВ и проводов радиосети. При этом провода воздушной линии напряжением 380/220 В располагают над проводами РС и расстояние по вертикали от нижнего провода воздушной линии до верхнего провода РС независимо от их размещения на опоре должно быть не менее 1,5 метров, а между проводами ответвлений от воздушной линии и проводами РС на вводах в здания по горизонтали не менее 1,5 метров. Провода РС, как правило, располагают по одной стороне опоры. При совместной подвеске на общих опорах проводов воздушной линии напряжением 1 — 10кВ и проводов радиосети с напряжением между проводами более 360В провода воздушной линии располагают также над проводами РС. При этом расстояние по вертикали от нижнего провода воздушной линии до верхнего провода РС должно быть не менее 1,2 метра и радиотрансляционные сети должны удовлетворять специальным требованиям. |
Воздушная линия электропередачи
Воздушная линия электропередачи (ВЛ) – устройство, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии по проводам с защитной изолирующей оболочкой (ВЛЗ) или неизолированным проводам (ВЛ), находящимся на открытом воздухе и прикрепленным с помощью траверс (кронштейнов), изоляторов и линейной арматуры к опорам или другим инженерным сооружениям (мостам, путепроводам). Главными элементами ВЛ являются:
- провода;
- защитные тросы;
- опора, поддерживающая провода и торосы на определенной высоте над уровнем земли или воды;
- изоляторы, изолирующие провода от тела опоры;
- линейная арматура.
За начало и за конец воздушной линии принимают линейные порталы распределительных устройств. По конструктивному устройству ВЛ делятся на одноцепные и многоценные, как правило 2-цепные.
Обычно ВЛ состоит из трех фаз, поэтому опоры одноцепных ВЛ напряжением выше 1 кВ рассчитаны на подвеску трёх фазных проводов (одной цепи) (рис. 1), на опорах двухцепных ВЛ подвешивают шесть проводов (две параллельно идущие цепи). При необходимости над фазными проводами подвешивается один или два грозозащитных троса. На опорах ВЛ распределительной сети напряжением до 1 кВ подвешивается от 5 до 12 проводов для электроснабжения различных потребителей по одной ВЛ (наружное и внутреннее освещение, электросиловое хозяйство, бытовые нагрузки). ВЛ напряжением до 1 кВ с глухозаземлённой нейтралью помимо фазных снабжена нулевым проводом.
Рис. 1. Фрагменты ВЛ 220 кВ: а – одноцепной; б – двухцепной
Провода воздушных линий электропередачи в основном изготавливаются из алюминия и его сплавов, в некоторых случаях из меди и ее сплавов, выполняются из холоднотянутой проволоки, обладающей достаточной механической прочностью. Однако наибольшее распространение получили многопроволочные провода из двух металлов с хорошими механическими характеристиками и относительно невысокой стоимостью. К проводам такого типа относятся сталеалюминиевые провода с отношением площадей поперечного сечения алюминиевой и стальной части от 4,0 до 8,0. Примеры расположения фазных проводов и грозозащитных тросов показаны на рис. 2, а конструктивные параметры ВЛ стандартного ряда напряжений приведены в табл. 1.
Рис. 2. Примеры расположения фазных проводов и грозозащитных тросов на опорах: а – треугольное; б – горизонтальное; в – шестиугольное «бочкой»; г – обратной «елкой»
Таблица 1. Конструктивные параметры воздушных линий
Допустимые расстояния от проводов ВЛ 6-10 кВ до различных объектов
1. Наименьшие расстояния от проводов ВЛ до поверхности земли, сооружений, дорог и поверхности воды (по вертикали)
№ п/ п
Наименование пересекаемых объектов или участков трассы | Наименьшее расстояние по вертикали, м | |
1 | До поверхности земли, зданий и сооружений Населенная местность:
| 7 5,5 3 |
2 | Ненаселенная местность | 6 |
3 | Труднодоступная местность (болота, топи и т.п.) | 5 |
4 | Недоступные склоны гор, скалы, утесы и т.п. | 3 |
5 | Районы тундры, пустынь, степей с почвами, непригодными для земледелия | 6 |
6 | До проводов линий связи (ЛС) и линий проводного вещания (ЛПВ) Нормальный режим:
| 2 4 1 |
7 | От проводов В Л до наземных,подземных трубопро-водов,канатных дорог: — нормальный режим; — при обрыве провода в смежном пролете | 3 2 |
№ п/ п | Наименование пересекаемых объектов или участков трассы | Наименьшее расстояние по вертикали, м |
8 | От проводов ВЛ до различных частей плотин и дамб:
—до наклонной поверхности откосов;
| 6 5 4 |
9 | До дорог Неэлектрифицированные железные дороги широкой колеи общего и необщего пользования и узкой колеи общего пользования (до головки рельса):
| 7,5 6 |
10 | Неэлектрифицированные железные дороги узкой колеи необщего пользования (до головки рельса) | 6,5 |
11 | Электрифицированные или подлежащие электрификации железные дороги до верхнего провода или несущего троса:
| 3 1 |
12 | Автомобильные дороги: —до покрытия проезжей части дорог всех категорий; — до полотна дороги при обрыве провода в смежном пролете; | 7 5 |
13 | При пересечении с троллейбусной линией в нормальном режиме: а) до высшей отметки проезжей части; б) до провода контактной сети или несущих тросов; в) до проводов контактной сети или несущих тросов при обрыве провода в смежном пролете | 11 3 1 |
14 | Трамвайные линии при нормальном режиме ВЛ: —до головки рельса;
| 9,5 3 1 |
15 | До поверхности воды Судоходных рек, каналов, озер и водохранилищ — до габарита судов или сплава при наибольшем уровне высоких вод и высшей температуре; —до наибольшего уровня льда —до уровня высоких вод | 2 6 5,5 |
16 | Несудоходные реки, каналы, озера, водохранилища: —до наибольшего уровня высоких вод при температуре воздуха плюс 15 | 5,5 |
—до уровня льда рек, каналов и т.п. при температуре минус 5 °С и при наличии гололеда | 6 |
2. Наименьшие расстояния приближения ВЛ к различным объектам и сооружениям по горизонтал
№ п/ п | Наименование объектов, сооружений | Наименьшее расстояние по горизонтали, м |
1 | Лесные массивы и зеленые насаждения:
| 3 2 2 При прохождении ВЛ по территории фруктовых садов вырубка просек необязательна |
2 | Воздушные линии при параллельном следовании и сближении ВЛ одного напряжения между собой или В Л других напряжений: — участка нестесненной трассы; —участка стесненной трассы,подходы к подстанциям: между крайними проводами в неотклонен-ном положении | Высота наиболее высокой опоры 2,5 |
3 | До ближайших частей производственна, складских, административно- бытовых и общественных зданий и сооружений | 2 Прохождение ВЛ по террито-рям стадионов, учебных и детских учреждений не допускается |
4 | Железные дороги: —неэлектрифицированные, на участках стесненной трассы (от отклоненного провода ВЛ до габарита приближения строений); —электрифицированные или подлежащие электрификации, на участках стесненной трассы (от крайнего провода ВЛ до крайнего, подвешенного с полевой стороны опоры контактной сети); —то же при отсутствии проводов с полевой стороны опоры контактной сети;
| 1,5 2,5 2 Высота опоры + 3 м 3 |
5 | Автомобильные дороги:
—то же при пересечении В Л с дорогами категорий 111,1 V, I-C ПС;
| Высота опоры 5 1,5 Высота опоры + 5 м 10 2 |
№ | Наименование объектов, сооружений | Наименьшее |
п/ | расстояние по | |
п | горизонтали, м | |
6 | Троллейбусные и трамвайные линии: | |
— расстояние при приближении неотклоненных проводов ВЛ до опор | Не менее высо | |
контактной сети; | ты опоры | |
— то же, при их наибольшем отклонении на участках стесненной трассы; | 3 | |
7 | Наземные,надземные трубопроводы и канатные дороги: | Не менее высоты |
— от основания опоры до любой части трубопровода или канатной | опоры | |
дороги; | ||
—то же,на участках трассы в стесненных условиях; | 3 | |
— от крайнего неотклоненного провода до любой части магистрального | 50 м, но не | |
нефтепровода и нефтепродуктопровода; | менее высоты | |
— то же, магистрального газопровода (свыше 1,2 Мпа) | опоры | |
— то же,немагистральных нефтепровода и продуктопровода, газопровода | Не менее удво- | |
(менее 1,2 Мпа), водопровода, канализации,водостока,тепловой сети | енной высоты | |
опоры, но не менее | ||
50 м Не менее | ||
высоты опоры* | ||
8 | Антенные сооружения передающих радиоцентров | |
— расстояние от ВЛ до средневолновых и длинноволновых передающих | 100 | |
антенн; | ||
— то же, до коротковолновых передающих антенн в направлении | 200 | |
наибольшего излучения; | ||
—то же, до коротковолновых передающих антенн в остальных | 50 | |
направлениях; | ||
— то же, до коротковолновых передающих слабонаправленных и | 150 | |
ненаправленных антенн |
*Если высота надземного сооружения превышает высоту опоры ВЛ расстояние между этим сооружением и ВЛ следует принимать не менее высоты этого сооружения.
Метки: | справка | нормы | 6 кВ | 10 кВ |
Кабельная линия электропередачи
Кабельная линия электропередачи (КЛ) состоит из одного или нескольких кабелей и кабельной арматуры для соединения кабелей и для присоединения кабелей к электрическим аппаратам или шинам распределительных устройств.
В отличие от ВЛ кабели прокладываются не только на открытом воздухе, но и внутри помещений (рис. 8), в земле и воде. Поэтому КЛ подвержены воздействию влаги, химической агрессивности воды и почвы, механическим повреждениям при проведении земляных работ и смещении грунта во время ливневых дождей и паводков. Конструкция кабеля и сооружений для прокладки кабеля должна предусматривать защиту от указанных воздействий.
Рис. 8. Прокладка силовых кабелей в помещении и на улице
По значению номинального напряжения кабели делятся на три группы: кабели низкого напряжения (до 1 кВ), кабели среднего напряжения (6…35 кВ), кабели высокого напряжения (110 кВ и выше). По роду тока различают кабели переменного и постоянного тока.
Силовые кабели выполняются одножильными, двухжильными, трехжильными, четырехжильными и пятижильными. Одножильными выполняются кабели высокого напряжения; двухжильными – кабели постоянного тока; трехжильными – кабели среднего напряжения.
Кабели низкого напряжения выполняются с количеством жил до пяти. Такие кабели могут иметь одну, две или три фазных жилы, а также нулевую рабочую жилу N и нулевую защитную жилу РЕ или совмещенную нулевую рабочую и защитную жилу PEN.
По материалу токопроводящих жил различают кабели с алюминиевыми и медными жилами. В силу дефицитности меди наибольшее распространение получили кабели с алюминиевыми жилами. В качестве изоляционного материала используется кабельная бумага, пропитанная маслоканифольным составом, пластмасса и резина. Различают кабели с нормальной пропиткой, обедненной пропиткой и пропиткой нестекающим составом. Кабели с обедненной или нестекающей пропиткой прокладывают по трассе с большим перепадом высот или по вертикальным участкам трассы.
Кабели высокого напряжения выполняются маслонаполненными или газонаполненными. В этих кабелях бумажная изоляция заполняется маслом или газом под давлением.
Защита изоляции от высыхания и попадания воздуха и влаги обеспечивается наложением на изоляцию герметичной оболочки. Защита кабеля от возможных механических повреждений обеспечивается броней. Для защиты от агрессивности внешней среды служит наружный защитный покров.
При изучении кабельных линий целесообразно отметить сверхпроводящие кабели для линий электропередачи в основу конструкции которых положено явление сверхпроводимости. В упрощенном виде явление сверхпроводимости в металлах можно представить следующим образом. Между электронами как между одноименно заряженными частицами действуют кулоновские силы отталкивания. Однако при сверхнизких температурах для сверхпроводящих материалов (а это 27 чистых металлов и большое количество специальных сплавов и соединений) характер взаимодействия электронов между собой и с атомной решеткой существенно видоизменяется. В результате становится возможным притягивание электронов и образование так называемых электронных (куперовских) пар. Возникновение этих пар, их увеличение, образование «конденсата» электронных пар и объясняет появление сверхпроводимости. С повышением температуры часть электронов термически возбуждается и переходит в одиночное состояние. При некоторой так называемой критической температуре все электроны становятся нормальными и состояние сверхпроводимости исчезает. То же происходит и при повышении напряженности магнитного поля. Критические температуры сверхпроводящих сплавов и соединений, используемых в технике, составляют 10 — 18 К, т.е. от –263 до –255°С.
Первые проекты, экспериментальные модели и опытные образцы таких кабелей в гибких гофрированных криостатирующих оболочках были реализованы лишь в 70—80-е годы XX века. В качестве сверхпроводника использовались ленты на основе интерметаллического соединения ниобия с оловом, охлаждаемые жидким гелием.
В 1986 г. было открыто явление высокотемпературной сверхпроводимости, и уже в начале 1987 г. были получены проводники такого рода, представляющие собой керамические материалы, критическая температура которых была повышена до 90 К. Примерный состав первого высокотемпературного сверхпроводника YBa2Cu3O7–d (d 2 , из них сечением до 16 мм 2 – однопроволочные, свыше – многопроволочные.
Провод – одна неизолированная или одна и более изолированных жил, поверх которых в зависимости от условий прокладки и эксплуатации может иметься неметаллическая оболочка, обмотка и (или) оплетка волокнистыми материалами или проволокой.
Шнур – две или более изолированных, или особо гибких жил сечением до 1,5 мм 2 , скрученных или уложенных параллельно, поверх которых в зависимости от условий прокладки и эксплуатации могут быть наложены неметаллическая оболочка и защитные покрытия.