Производство работ в охранных зонах и вблизи линий электропередач

Практически все владельцы земельных участков, через которые проходят провода воздушных высоковольтных линий, задаются вопросом о связанных с этим ограничениях. Мы подготовили информационную подборку, дающую представление о том, что представляет собой охранная зона ЛЭП и ее основные назначения. Помимо этого будут приведены выдержки из нормативных документов, с указанием обременений для пользователей или владельцев участков, расположенных на пути прохождения воздушных и подземных электромагистралей.

Что называется охранной зоной воздушной ЛЭП?

По сути, это условный пространственный коридор, внутри которого расположена ВЛ (воздушная линия). Высота коридора равна длине опоры ЛЭП, а ширина охранной зоны определяется расстоянием от двух вертикальных проекций от внешних проводов (h на рис.1).


Наглядное представление охранной зоны

Характерно, что ширина зоны ЛЭП, при ее прохождении над водной поверхностью, больше чем на суше. Подробно о размерах охранных зон будет рассказано в разделе об их границах установления.

Подобные санитарно-защитные зоны предусматриваются и для других электросетевых объектов, например, электрических подстанций и подземных КЛЭ (кабельные линии электропередач).


Охранная зона КЛЭ

Обозначения:

  • H – Глубина залегания подземной электромагистрали.
  • L – Расстояние от электромагстрали до края зоны отчуждения.

Перемещение груза несколькими кранами

Это сложная манипуляция, которую также может потребоваться выполнить рядом с линиями электропередач. Можно ее проводить только при непосредственном руководстве лицом, отвечающим за безопасность, выполняемых кранами.

Еще ориентируются на проект производства или технологическую карту, в которых приводятся допустимые схемы строповки, перемещения груза, применяемые меры безопасности и порядок проведения работы.

Важно! Перед работой необходимо рассчитать нагрузку, которая придется на каждый кран. Естественно, она не должна превышать максимально допустимые значения.

Рекомендуют применять однотипные краны и траверсы. Основная опасность возникает при неравномерном распределении нагрузок между кранами. Еще может произойти расцепление строп или раскачивание груза, ведь канаты часто находятся в наклонном положении.

Перед работами каждый крановщик инструктируется о скорости подъема груза, максимальной высоте и условных сигналах, которые будут применяться.

Назначение охранных зон ЛЭП

Основная задача введения подобных ограничений предотвратить прямые и косвенные факторы негативного воздействия электрического тока на человеческий организм. К первым относятся поражения электротоком при непосредственном контакте с проводом ВЛ или от шагового напряжения. При обрыве провода вероятность таких последствий довольно велика, поэтому для электромагистралей устанавливается зона отчуждения определенных размеров.

Под косвенными факторами подразумевается пагубные воздействия электрополя высокой напряженности. Еще в прошлом веке была установлена причастность электромагнитных излучений к развитию различных патологий в человеческом организме. У тех, кто проживает в зоне отчуждения ЛЭП, более подвержен риску развития дисфункций ЦНС, сердечнососудистых патологий, нарушений нейрогормональной регуляции и т.д.

По мере удаления от электромагистралей интенсивность электрополей в охранной зоне снижается, соответственно, уменьшается и их негативное воздействие.


Диаграмма распространения электромагнитных излучений возле опоры ЛЭП с напряжением 330-500 кВ

Классификация охраняемых территорий с ЛЭП

Для электросетевого хозяйства принята следующая классификация охранных коридоров:

  • Отчуждение территории вдоль ВЛ, проложенных по суше. Принцип разграничения был рассмотрен выше (см. рис. 1).
  • Территории вдоль подземных КЛЭ (см. рис. 2).
  • Отчуждение пространства возле подводных КЛЭ. Коридор ограничивается вертикальными плоскостями, условно расположенных на расстоянии 100,0 м по обе стороны кабеля, поверхность воды считается верхней границей.
  • Охранные коридоры при пресечении ЛЭП водного пространства. В данном случае ширина коридора зависит от того, является ли судоходным участок водной поверхности, если да, то расстояние от внешнего кабеля до границы – 100,0 м. В противном случае ширина рассчитывается как для суши.
  • Радиус охранной зоны трансформаторных подстанций. Защитный радиус устанавливается исходя из принадлежности к определенному классу напряжения, потолком считается высшая точка объекта сетевого хозяйства.

Санитарные нормы и правила деятельности и нахождения человека в зоне ЛЭП

Согласно правилам СНиП, установлена определенная зависимость между классом напряженности линий электропередач и размером охранной зоны вокруг ЛЭП. Помимо этого санитарными правилами четко указывается какое расстояние считается допустимым между ЛЭП и жилыми зданиями или другими хозяйственными объектами.

Безопасные расстояния устанавливаются в соответствии с мощностью ЛЭП, согласно санитарным нормам допустимый уровень напряженности не должен превышать 1,0 кВ/м. Ниже приведена таблица, с действующими нормами. Наглядно зависимость зоны отчуждения от мощности ВЛ показана на рисунке.


Безопасное расстояние от ЛЭП, в зависимости от класса напряженности

Помимо санитарных норм необходимо учитывать требования ПУЭ, имеет смысл рассмотреть их детально.

Такелажные и стропальные работы – меры обеспечения безопасности при работе рядом с ЛЭП

Данные виды работ предполагают разные ситуации, для которых прописаны свои требования и нормы. Рассмотрим их все по отдельности.

Перемещение груза с находящимися на нем людьми и только людей

Такие перемещения запрещены Правилами устройства грузоподъемных кранов и их эксплуатации.

Манипуляция может быть проведена в порядке исключения, когда выдана инструкция и получено согласование с органами российского Гостехнадзора.

При этом может использоваться только кран мостового типа и должна быть оборудована кабина, которая обеспечит полную безопасность людей. Требования по безопасности кабины разрабатываются отдельно.

Так как мостовые краны являются стационарными (с ограниченным передвижением), их вблизи ЛЭП не используют. А значит, данная манипуляция в рассматриваемой ситуации полностью исключается.


Кран мостового типа

Перемещение груза над строениями, внутри которых находятся люди

Над перекрытиями производственных, служебных и жилых помещений, в которых в данный момент могут находиться люди, перемещение грузов запрещено.

Мероприятие может быть организовано, но только после получения на то разрешения от органов Гостехнадзора, разработки соответствующих мероприятий, обеспечивающие полную безопасность людей и имущества.

Требования ПУЭ

В 7-й редакции (р. 2 гл. 2.5) указаны следующие нормы:

  • Если ВЛ 0,4 кВ – 1 кВ располагается параллельно газопроводу, то расстояние между ними должно превышать высоту электроопоры. В тех случаях, когда магистрали пересекаются, над газопроводом устанавливается незаземленный защитный навес (экран), предохраняющий трубопровод в случае обрыва ЛЭП. Ширина экрана должна выступать за проекцию внешней магистрали ЛЭП на дистанцию, зависящую от класса напряженности:
  • Для ВЛ 20,0 кВ — 3,0 метра.
  • ВЛ 35,0 кВ – 110,0 кВ – 4,0 м.
  • 150,0 кВ – 4,50 м.
  • 220,0 кВ – 5,0 м.
  • 330,0 кВ – 6,0 м.
  • 500 кВ – 6,50 м.
  • Поскольку допускается прохождение ЛЭП над некоторыми видами нежилых зданий (цеха, склады и т.д.), расстояние между ними и внешними воздушными линиями считаются безопасными в следующих случаях:
  • 20,0 кВ – не менее 2-х метров.
  • 35,0-110,0 кВ – от 4-х м.
  • 150,0 кВ > 5,0 м.
  • 220,0 кВ и более – 6,0 м.

При этом существуют ограничения, согласно которым в зонах отчуждения запрещается строительство школ, детских садов, спортивных площадок, а также других объектов с массовым пребыванием людей.

  • ЛЭП запрещается проводить над жилыми объектами, единственное исключение — линии ввода.
  • Между ЛЭП и расположенной параллельно дорогой допустимо расстояние не менее Х+5 м, где Х – высота электроопоры. В тех случаях, когда линии пересекают автодорогу, относящуюся к 1-й категории, требуется установка анкерных опор.
  • Если электромагистрали проходят рядом с технологическими объектами, где хранятся или используются взрывоопасные или пожароопасные вещества (например, АЗС), то допустимое расстояние определено полуторной высотой электроопоры.
  • Высота ЛЭП от земли определяется классом напряженности последней и типом местности, допустимые расстояния приведены ниже.


Допустимые расстояния от проводов до земли
Обратим внимание, что в населенных пунктах, увеличено допустимое расстояние от проводов до земли. Подробную информацию об этом можно найти в ПУЭ последней редакции.

Какая деятельность запрещена?

В зоне отчуждения недопустимо производить действия способные нарушить безопасное функционирование сетевого хозяйства и стать причиной создания нештатных ситуаций различных степеней сложности. К таковым действиям относится:

  • Забрасывание на ВЛ посторонних предметов, а также их размещение на столбах и опорах электрических сетей.
  • Возводить строения, перекрывающие доступ к подстанциям, опорам или другим электросетевым объектам или же загромождать различными предметами пути прохода и подъезда.
  • Запускать летучие змеи, дроны или другие летательные аппараты.
  • Входить внутрь огражденной зоны и зданий электросетевого хозяйства (трансформаторные или распределительные подстанции и т.д.).
  • Разводить костры в охранных зонах ВЛ, подземных КЛЭ или других объектов элетрохозяйства.


    КЗ на землю из-за разведенного под ЛЭП костра.

  • Организовывать мусорные полигоны или свалки в зонах отчуждения, сливать ГСМ или едкие вещества, сбрасывать высокотонажный груз.
  • Использовать трал или производить сброс якоря рядом сподводным ЭЛК.
  • Проход водного транспорта с палубной надстройкой или другим механизмом выше допустимого размера и т.д.


Запрещено устраивать свалку в охранной зоне ЛЭП

Перемещение и подъем опасных грузов

Особое внимание к соблюдению техники безопасности вблизи ЛЭП, да и не только, необходимо проявлять при перемещении опасных грузов. К таковым относятся вещества, изделия и материалы, которые обладают свойствами, способными в процессе перемещения привести в определенных условиях к гибели, отравлению, получению травмы, заболеванию, облучению, пожару взрыву, повреждения техники и зданий.


Доставка опасного груза

К таким работам допускаются только люди, прошедшие предварительное медицинское обследование. Категория их здоровья должна соответствовать характеру деятельности.

Все требования определяются государственными стандартами. Также крановщики и прочий персонал проходят соответствующее техническое обучение.

После его прохождения происходит аттестация. Данный класс работников должен быть обучен оказывать первую доврачебную помощь.

Получение разрешения на проведения работ

Приведем перечень работ, для которых необходимо получить письменное разрешение на допустимость их выполнения в коридоре безопасности:

  • Проведение любых строительных работ.
  • Изменение ландшафта , затопление, мелиорация участка или другие террапреобразования.
  • Валка леса, вырубка кустарников или отдельных деревьев, в том числе и фруктовых, а также их посадка.
  • Проведение земляных работ на глубину, превышающую 30 см или 45 см на вспахиваемой почве (возле подземных КЛЭ).
  • Углубление дна водоемов и ловля рыбы, в том числе и промышленная (в охранной зоне подводной КЛЭ).
  • Прохождение водного транспорта, если между проводами электролиний и судном (в самой высокой точке) расстояние менее допустимой нормы. При этом в расчет необходимо принимать загруженность судна, также текущий уровень воды.
  • Проезд автотранспорта и спецтранспорта или провоз габаритного груза под ВЛ, если расстояние от дорожного полотна до высшей точки транспортного средства выходит за установленные пределы (как правило, это 4,50 м).


При высоте транспорта более 4,5 м проезд под ЛЭП должен быть согласован

Производство работ в охранных зонах и вблизи линий электропередач

Охранные зоны вдоль воздушных линий электропередач и над подземными кабельными линиями установлены в целях обеспе­чения сохранности электрических сетей, надежного снабжения электроэнергией промышленности и населения, предотвращения несчастных случаев с производственным персоналом при выпол­нении строительно-монтажных и других видов работ.

Охранной зоной вдоль воздушных линий электропередач явля­ется участок земли и пространство, заключенное между верти­кальными плоскостями, проходящими через параллельные пря­мые, отстоящие от крайних проводов на следующих расстояниях: для линий напряжением до 1 кВ — 2 м; от I до 20 кВ — 20 м; 35 кВ — 15 м; 110 кВ — 20 м; 150…220 кВ — 25 м; 500 кВ — 30 м; 700 кВ -40 м; 800 кВ (постоянный ток) — 30 м.

Под термином «вблизи»

следует понимать производство строи­тельно-монтажных и других видов работ, складирование материалов, устройство стоянок машин и механизмов на расстоянии бли­же 30 м от крайнего провода линии электропередач или воздуш­ной электрической сети напряжением более 42В до границы ох­ранной зоны.

Организация работ с использованием строительных машин и механизмов вблизи (на расстоянии ближе 30 м от крайнего про­вода до границы охранной зоны) линии электропередач или воз­душной электрической сети напряжением более 42В может про­изводиться только по наряду-допуску, определяющему безо­пасные условия производства работ.

Производство работ в охранных зонах линий электропередач или в пределах, установленных Правилами охраны высоковольт­ных электрических сетей, разрешается по наряду-допуску и толь­ко при наличии письменного разрешения организации, эксплуа­тирующей линию электропередач.

Строительно-монтажные работы вблизи и в охранной зоне электропередач разрешается производить только под непосред­ственным руководством инженерно-технического работника, от­ветственного за безопасное производство работ при наличии нар яда-допуска и (в охранных зонах) письменного разрешения организации — владельца линии. Наряд-до пуск на производство работ в охранных зонах и вблизи линий электропередач выдает инженерно-технический работник (лицо, ответственное за элек­трохозяйство организации), назначенный приказом по органи­зации. Наряд-допуск на производство работ в охранных зонах и вблизи линий электропередач утверждает главный инженер стро­ительно-монтажной организации, после чего его подписывают ответственный руководитель (мастер, прораб) и ответственный исполнитель (бригадир, звеньевой, старший рабочий). Наряд-до­пуск выдается на срок, необходимый для выполнения данного объема работ. В случае перерыва в производстве работ более су­ток наряд-допуск аннулируется и при возобновлении работ вы­дается новый.

Работа с применением машин и механизмов (кранов, экскава­торов и т.п.) считается проводимой в охранной зоне, когда ка­кая-либо часть машины или груза в процессе производства работ может оказаться в пределах границы охранной зоны. Работы про­изводятся, как правило, при полностью снятом напряжении с линии электропередач. Необходимым и достаточным условием отсутствия напряжения на линии электропередач при допуске к работам является наличие переносного заземления на проводах линии у места производства работ (или на ближайшей опоре ЛЭП). Отключение линии электропередач, установка переносного за­земления на проводах и оформление допуска на месте производ­ства работ производятся владельцем линии. На производство ра­бот в охранных зонах линий электропередач составляется проект производства работ с разработкой конкретных мероприятий, обес­печивающих безопасность работ.

Если снять напряжение с линии электропередач невозможно и необходимо выполнять строительно-монтажные работы в охран­ной зоне, соблюдаются следующие требования:

установка, работа и перемещение машин допускаются только под руководством и непрерывным надзором ответственного лица, назначенного из числа инженерно-технических работников орга­низации, выполняющей работы, имеющего квалификационную группу по технике безопасности не ниже IV;

лицо, ответственное за безопасное производство работ по пе­ремещению груза краном, обязано провести инструктаж по безо­пасным приемам работы на рабочем месте с крановщиком, стро­пальщиком и другими рабочими, включенными в наряд-допуск;

работа с применением машин допускается только в том случае, если расстояние по воздуху от подъемной или выдвижной части машины, а также от поднимаемого груза в любом положении, в том числе и при наибольшем подъеме или вылете, до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее: до 1 кВ — 1,5 м; 1… 20 кВ 2 м; 35… 110 кВ — 4 м; 150…220 кВ — 5 м; 330 кВ -6 м; 500 кВ — 9 м; 800 кВ постоянного тока — 9 м;

машинист, управляющий грузоподъемной машиной, должен иметь квалификационную группу по технике безопасности не ниже II, стропальщики — I;

грузоподъемные машины, кроме машин на гусеничном ходу, должны быть заземлены с помощью переносного заземления.

Работа машин непосредственно под проводами воздушных ли­ний электропередач любого напряжения, находящихся под на­пряжением, запрещается. Кроме того, во избежание приближе­ния на недопустимое расстояние к проводам следует ограничить (при необходимости) угол поворота подъемной или выдвижной части грузоподъемной машины в горизонтальной плоскости. Ог­раничение должно быть выполнено специальным стопорным при­способлением, установленным на строительной машине по ука­занию инженерно-технического работника, ответственного за бе­зопасное производство работ в охранной зоне.

Под контактными проводами городского электротранспорта допускается работа только стреловых кранов при соблюдении рас­стояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1м при установке ограничителя (упора), не позволяющего умень­шить это расстояние при подъеме стрелы. Корпус крана должен быть заземлен с помощью переносного заземления.

Проезд грузоподъемных и землеройных механизмов, а также перевозка строительных конструкций и оборудования под про­водами ЛЭП, находящейся под напряжением, допускается лишь в том случае, если расстояние по вертикали между самой верхней точкой перемещаемого механизма или перевозимой конст­рукции и проводом, находящимся под напряжением будут не менее 2 м и при напряжении линии до 20 кВ, не менее 3 м — при напряжении линии 35…110кВ и 5 м — при напряжений линии 330 кВ.

При проезде под линией, находящейся под напряжением, ме­ханизмы находятся в транспортном положении. Передвижение грузоподъемных и землеройных машин вне дорог под проводами линий, находящихся под напряжением, производится не в месте наибольшего провисания проводов, а ближе к опоре. При невоз­можности соблюдения указанных расстояний с линии должно быть снято напряжение на время перемещения механизма.

В темное время суток работу грузоподъемными и землеройны­ми машинами можно производить только при отключенной ЛЭП и при достаточном освещении рабочего места. При работе строи­тельных механизмов и машин вблизи линий электропередач за пределами охранной зоны заземление последних не требуется. Все работы вблизи ЛЭП и в охранной зоне должны быть прекраще­ны, и люди выведены из охранной зоны в случае приближения и во время грозы.

Охранной зоной трасс электрических кабелей является поверх­ность земли, расположенная над подземными кабелями плюс по 1 м в обе стороны от крайних кабелей, а при прохождении ка­бельных линий в городах под тротуарами — на 0,6 м в сторону зданий и сооружений и на 1 м в сторону проезжей части улицы. В охранной зоне трасс кабельных линий производство каких-либо земляных работ (вскрытие земляных покровов, землеройные ра­боты и т.д.), угрожающих целости кабелей, без согласования с организацией, эксплуатирующей эти кабели, запрещается. На производство земляных работ вблизи и в охранной зоне электри­ческих кабелей необходимо иметь ордер на разрытие и наряд-до­пуск, подписанный главным инженером генподрядной организа­ции, которая несет полную ответственность за соблюдение требо­ваний безопасности при производстве работ. Допуск к земляным работам производит представитель организации, эксплуатирую­щей кабели, который оформляется актом, с эскизом расположе­ния кабелей на обороте, а также при соблюдении следующих ус­ловий:

наличии у ответственного производителя работ на руках орде­ра на разрытие и выкопировки планировки подземных сооруже­ний;

получении у представителя эксплуатирующей организации «пре­дупреждения» и разъяснения по технике безопасности, разметке границ безопасного производства работ;

выполнении в присутствии представителя эксплуатирующей организации контрольного шурфования вдоль всей трассы кабелей, на которой ведутся земляные работы, с расстоянием между шурфами не более 10 м;

надежной защите коробами и укреплении на прочном основа­нии в горизонтальном направлении обнаженных кабелей и соеди­нительных муфт;

занесении в бортовой журнал землеройного механизма эскиза расположения кабелей (без наличия в бортовом журнале такого эс­киза производство работ землеройным механизмом запрещается).

Расширять намеченную и согласованную зону раскопок без дополнительного согласования с организацией, эксплуатирующей кабели, не разрешается.

При разрытии все кабели напряжением свыше 1000В должны быть отключены.

При производстве работ вблизи и в охранных зонах электри­ческих кабелей соблюдают следующие требования безопасности:

раскопки производят только лопатами; применять отбойные молотки для рыхления и землеройные машины для выемки грун­та допускается только на глубину, при которой до кабелей оста­ется слой грунта толщиной не менее 0,4 м;

не допускается производство раскопок землеройными маши­нами на расстоянии ближе 1 м и применение клин-бабы на рас­стоянии ближе 5 м от кабелей;

контрольные шурфы роют на ширину лопаты на расстоянии не менее 0,5 м от предполагаемой трассы кабеля, постепенно при­ближаясь к кабелю до его обнажения;

обнаженные кабели не перекладывают и не скрещивают;

если раскопки производятся на глубине большей, чем глубина прокладки кабелей, и кабели обнажены на протяжении более I м, то их укладывают в заранее изготовленные короба;

одна из стенок короба должна быть съемной и закрепляться без гвоздей;

использовать соседние кабели, трубопроводы для подвешива­ния кабелей запрещается.

Глава 18

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]