Руководство проводнику — Приемка и обслуживание электрооборудования

Электросеть — это система объединения электрических установок, среди которых передаётся и распределяется энергия.

В процессе работы в любой систему могут возникать ошибки и неполадки: например, возникновение перегрузок, скачков напряжения, утечка тока.

Рассмотрим причины возникновения ошибок и неисправностей электрических установок и поговорим о том, какие есть методы предотвращения возможных сбоев и поломок.

ПРИЕМКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВАГОНА В РЕЙС

Проводники вагонов обязаны хорошо знать назначение всех приборов электрооборудования вагона и уметь ими правильно пользоваться. Наряду со всеми работниками, связанными с осмотром и подготовкой пассажирского вагона в рейс, механики-бригадиры и проводники вагонов несут также ответственность за отправление с поездом неисправного вагона. Принимая вагон, проводник обязан произвести тщательную проверку всего электрооборудования. Проверить срок ревизии электрооборудования по трафарету на торцовой стенке вагона (ревизия выполняется через 6 месяцев). Проверить состояние привода подвагонного генератора. При ременном приводе необходимо убедиться в том, что ремень правильно сшит, не имеет надрывов и расслоений. В случае удлинения ремня его необходимо перешить так, чтобы при надетом ремне генератор был отклонен в сторону шкива на 15°. Зимой при обмерзании ремень из уточношнуровой ткани должен быть снят, просушен и вновь надет. При редукторно-карданном приводе надо обратить внимание на крепление редуктора, карданного вала, предохранительных скоб и убедиться в отсутствии утечки смазки из редуктора, а также проверить срок ревизии редуктора по трафарету на металлической бирке, укрепленной на буксе (ревизия редуктора производится через 6 месяцев). Чтобы правильно определить состояние аккумуляторной батареи, механик-бригадир, поездной электромонтер и проводники вагонов должны обязательно знать, какой тип аккумуляторных батарей установлен в принимаемых вагонах. Проверка напряжения аккумуляторной батареи производится под полной нагрузкой. При напряжении, равном или меньшем указанного в табл. 20, необходимо немедленно произвести зарядку батареи или отключить ее. Таблица 20 Проводник должен осмотреть все предохранители; по величине тока они должны соответствовать своему назначению. Наличие нетиповых предохранителей (жучков) не допускается. Проверить в рабочем состоянии действие всех потребителей электрического тока: принудительной вен тиляции, циркуляционных насосов, холодильных агрегатов, электрокипятильника, электрообогревателей водоналивных головок, звонковой сигнализации, сети освещения (ламп накаливания и люминесцентных). Проверить состояние сигнальных хвостовых и посадочных врезных фонарей, навесных посадочных фонарей, настольных ламп, осмотреть софитные светильники и проверить, нет ли в них посторонних предметов. Одновременно с этим проверяется исправность выключателей и переключателей и в доступных местах — надежность клеммных соединений, крепления электрощитов и защитных кожухов. О всех замеченных неисправностях в принимаемом вагоне проводник вагона обязан сообщить механику- бригадиру и поездному электромонтеру. Категорически запрещается отправлять о рейс вагон с неисправным электрооборудованием, разряженной аккумуляторной батареей, без приводного ремня, с неисправным редукторно-карданным приводом генератора, а также с соединенными между вагонными соединениями электромагистрали.

Замена проводки авто

При замене проводки в автомобиле обязательно отключают питание, в том числе отсоединяют и АКБ. Конечно же, это не мера предосторожности против удара током, а защита электрооборудования автомобиля от вероятного короткого замыкания, которое может возникнуть при проведении ремонтных работ.

Иногда замену можно выполнить за 10-15 минут – например, если повреждены провода питающей цепи «АКБ-генератор». Если же нарушена целостность проводки в салоне, есть проблемы с заземлением, короткое замыкание в цепи бортового компьютера, то работы отнимут гораздо больше времени. И главное здесь – не ошибиться, поскольку неправильное подключение проводов (например, при нарушении полярности) может вызвать короткое замыкание, повреждение дорогостоящего электрооборудования и даже возгорание. При отсутствии опыта в электротехнике и электромонтажных работах лучше обратиться в специализированный сервис за услугами автоэлектрика-профессионала.

Загрузить схемы можно от сюда.

Прежде, чем приступить к работе, давайте ознакомимся с основными принципами данных схем:

1. Существуют три основные линии. Верхняя красная – это условно постоянный «+» от АКБ (можно сказать, что это — два провода, которые отходят в салон и на стартер/генератор от советующей клеммы АКБ). Черная под вышеупомянутой красной — это «+», от замка зажигания, который питает потребители при повороте ключа в советующее положение. Нижняя черная – это условно постоянный «-», он же — масса (кузов автомобиля).

2. Внизу схемы можно увидеть подписи групп электрооборудования в проводке. Группы идут в очередности важности, т.е. начинаются с систем двигателя и заканчиваются вспомогательными приборами. Многие группы «переплетаются» между собой физически, но размещены вдалеке друг от друга на схемах. В таком случае соответствующие провода на схемах имеют на своих концах обозначение координаты, куда он перенесен — ссылки. Это — прямоугольник с цифрами в зеленой заливке.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НИМ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ПОЕЗДА

К обслуживанию электрооборудования допускаются проводники, знающие назначение всех его приборов, умеющие ими правильно пользоваться и сдавшие экзамен. В пути следования поезда электрооборудование вагоне должно находиться под постоянным наблюдением. Дежурному проводнику категорически запрещается отлучаться из вагона во время движения поезда. Проводник вагона обязан: после отправления со станции формирования проверить в рабочем состоянии действие электрокипятильника и охладителя питьевой воды, которые работают только при включившемся подвагонном генераторе; следить за исправным состоянием и работой электрооборудования вагона, за показаниями вольтметра и амперметра, а также проверять степень нагрева приборов электрооборудования в доступных местах (температура их не должна превышать 50—60 С), не дотрагиваясь при этом до токонесущих контактов. В случае колебания стрелок измерительных приборов или отклонения их до упоров в сторону максимальных показаний необходимо выключить генератор и сообщить о случившемся поездному электромонтеру или механику-бригадиру. Необходимо помнить, что мигание, яркое свечение или разрушение стеклянных колб лампочек, отклонение стрелок приборов до конца шкалы, нагрев корпусов предохранителей, переключателей и другого электрооборудования обязательно являются признаком той или иной серьезной неисправности. Перегоревшие предохранители должны быть заменены поездным электромонтером. При вторичном их перегорании о случившемся немедленно надо сообщить механику-бригадиру, выяснить причину и принять меры к устранению неисправности При утере приводного ремня, повреждении редукторнокарданного привода или выходе из строя генератора разрешается подключаться на электропитание, от соседнего вагона с исправным оборудованием. При этом обеспечивается только освещение вагонов с обязательным сокращением раббчих светильников до 50% как в вагоне потребляющем, так и в вагоне подающем электроэнергию. Все другие потребители тока должны быть отключены. При питании от соседнего вагона, чтобы не допускать чрезмерный разряд аккумуляторной батареи, рекомендуется снять на щите ее предохранитель. Подача тока в соседний вагон (прием тока в обслуживаемый вагон) контролируется по амперметру магистрали, имеющему красную отметку на цифре 30 а. Ток более 30 а подавать в соседний вагон не разрешается. Для подачи тока в соседний вагон постройки отечественных заводов необходимо установить пакетный переключатель магистрали в положение «Включено», а рубильник — в верхнее положение; для приема тока от соседнего вагона надо пакетный переключатель магистрали поставить в положение «Включено» и перевести рубильник в нижнее положение. В вагонах постройки заводов ГДР, ВНР и ПНР переключатель магистрали в вагоне, питающем током, следует установить в положение «Подача», а в вагоне, принимающем питание от соседнего, — в положение «От магистрали». При соединении электромагистралей у вагонов с генератором переменного тока уста новить в вагоне, питающем током, — в положение «Подача», в подключенном к нему — в положение «От магистрали». Во время следования поезда необходимо следить за показаниями вольтметра и амперметра. При работающем генераторе вольтметр должен показывать напряжение зарядки аккумуляторной батареи в пределах 54 —65 в для генератора «Газелан» и 54—70 в для генератора РД-2Д. Если амперметр и вольтметр не дают показаний зарядки батареи, надо на первой же остановке проверить состояние ременного или редукторно-карданного привода. В случае их неисправности необходимо немедленно сообщить об этом поездному электромонтеру или механику-бригадиру, а также о том, что аккумуляторная батарея заряжается. В пути следования периодически нажатием соответ ствующей кнопки на распределительном щите проверять, нет ли замыкания на массу вагона положительного или отрицательного провода. Проверку на замыкание нельзя произвести при включенной сигнализации наполнения водяных баков, а также в случае, когда подвагонная магистраль находится под напряжением. Если обнаружено повреждение изоляции проводов, надо немедленно прекратить питание вагона электроэнергией и вызвать механика-бригадира или поездного электромонтера для выявления и устранения неисправности. Проводнику вагона необходимо проверять нагрев предохранителей рукой на ощупь при включенных потребителях тока. Если предохранитель греется, то его следует подвернуть. На конечных станциях, уходя из вагона, рекомендуется отключать всех потребителей электроэнергии — все пакетные переключатели поставить в положение «Выключено». Обслуживающий персонал современных пассажирских вагонов должен обеспечивать технически грамотное обслуживание электрооборудования. Строго соблюдать правила противопожарной безопасности, знать, в каких местах электрической системы возможны повреждения от тряски, вибрации и т. п. Особая опасность возникновения пожара создается при неправильном пользовании приборами электрооборудования и наличии неисправностей в системе электроснабжения. Короткое замыкание из-за повреждения изоляции в электропроводке и приборах электрооборудования наиболее часто бывает: в местах крепления проводов металлическими скобками к стенам без дополнительной изоляции; в местах выхода проводов из металлических труб без постановки дополнительных изоляционных втулок; в местах прохода проводов через отверстия в металлических перегородках без дополнительной изоляции; в местах касания и трения проводов о металлические части пакетных переключателей, звонковых нумераторов, защитных кожухов и др. Короткие замыкания могут также возникнуть из-за: нагрева различных сопротивлений (регулировочных, гасящих, затемнения) и приборов отопления; попадания влаги на провода, особенно в местах ввода их внутрь вагона; ослабления контактов и касания наконечниками соседних проводов (особенно на клеммовых рейках за щитами), а также замыкания контактов посторонними металлическими предметами. Опасная перегрузка приборов элект рооборудования может появиться при подаче электроэнергии в магистраль для питания другого вагона без ограничения потребляемой мощности или при включении в сеть электронагревательных приборов — утюгов, плиток и др. Проводникам пассажирских вагонов необходимо знать, что при коротком замыкании провода мгновенно нагреваются и плавятся, а изоляция проводов и рядом находящиеся горючие материалы или предметы воспламеняются. При перегрузке электропровода нагреваются постепенно, появляется характерный запах горящей резины и ткани, изоляция разрушается и возникает короткое замыкание. Ослабление контактов вызывает местный нагрев клемм, предохранителей, пакетных переключателей, при этом появляется характерный запас подгорания. Если не принять своевременных мер к устранению причины нагрева, то изоляция проводов и даже сами панели могут загореться или произойдет короткое замыкание. В процессе остановки поезда бывают случаи, когда реле обратного тока регулятора стабилизатора не срабатывает, в результате чего ток поступает в обратном направлении от аккумуляторной батареи в генератор (признак этого — гудение машины). В таких случаях следует немедленно снять предохранитель на распределительном щите и сообщить об этом механику-бригадиру или электромонтеру для принятия соответствующих мер. В случае появления дыма в вагоне от топки котла или титана проводник вагона обязан немедленно поставить в известность об этом бригадира поезда и одновременно проверить исправность дымовытяжных труб, выяснить причину появления дыма в вагоне и принять меры к ее устранению. При этом надо убедиться в отсутствии очагов пожара между потолком и кровлей вагона, особенно в местах, примыкающих к котельным установкам, над электрооборудованием в служебном помещении, в вентиляционных каналах, в местах установки стабилизаторов. При появлении в вагоне характерного запаха горящей резины, ткани или другого подозрительного запаха необ ходимо сразу же выяснить причину его появления, для чего осмотреть служебное помещение, проверить степень нагрева электрооборудования, осмотреть котельное и другие помещения. О случившемся немедленно сообщить бригадиру поезда. Оставлять причины возникших неисправностей невыясненными и неустраненными нельзя. Запрещается включать напряжение при наличии неисправностей в отдельных элементах электрооборудования и при недопустимом нагреве электроприборов на распределительном щите. Распределительные щиты, электроприборы и оборудование следует содержать в постоянной чистоте. Кроме того, проводники вагонов не должны допускать в служебное отделение посторонних лиц. При воспламенении электрических проводов или электрооборудования необходимо прежде всего остановить поезд, отключить всех потребителей электроэнергии, кроме сети освещения в ночное время. Запрещается останавливать поезд на железнодорожных мостах, путепроводах, в тоннелях, под мостами, путепроводами и в других местах, препятствующих эвакуации пассажиров и организации тушения пожара.

  • << Назад
  • Вперёд >>

Ремонт электропроводки автомобиля

Прозвонку и восстановление электропроводки автомобиля можно выполнить самостоятельно или в автосервисе. После определения неисправных участков, где имеются повреждение проводов, замыкание или обрыв, осуществляют их пайку либо полную замену. Обычная скрутка с последующим обжимом является не полноценным ремонтом, а лишь временной мерой – учитывайте это, если у вас нет возможности припаять места обрывов.

Провода подбираются с такими же характеристиками, что и имеющиеся поврежденные (сопротивление, металл). Не следует устанавливать слишком длинные провода с «запасом», перекрученная открытая проводка под действием негативных факторов (перепады температур, влага, грязь) быстрее разрушается — это может привести к короткому замыканию цепи. При замене жгутов проводов с разъемами убедитесь, что контактные группы перед работами полностью зачищены от окисления.

Уязвимым элементом электрики авто также считаются монтажные блоки, расположенные в подкапотном пространстве. Из-за разрушающего воздействия перепадов температур и влаги возможно нарушение защитного покрытия и последующих дефектов дорожек, разъемов для подключения жгутов проводов, реле, конденсаторов. Ремонт монтажных блоков, состоящих из монтажных плат, предохранителей и электротехнических компонентов, включает в себя пайку для восстановления дорожек и покрытие специальным защитным лаком, а также замену неисправных элементов и проводки, разъемов, зачистку контактных групп от загрязнений, окислений.

Втулки элементов подвески и тормозные магистрали

Как уже неоднократно говорилось ранее, один изношенный компонент может повлиять на долговечность более дорогостоящих узлов и агрегатов, а также привести к дорогостоящим поломкам и даже авариям. Изношенная втулка в подвеске автомобиля, стоимости которой не превышает 1500-3000 руб. может спровоцировать ухудшение управляемости, что ставит под угрозу вашу жизнь и здоровье, особенно в критической ситуации. Такая опасность может возникнуть вне зависимости от того, какой стиль вождения вы предпочитаете.

Помимо потенциальной опасности, это приводит и к снижению виброаккустического комфорта, так что езда с разболтавшимся элементом подвески сделает езду крайне неприятным занятием.

То же самое касается и тормозных, а также топливных магистралей. Если последние выполняются из металлических сплавов, которые гарантируют многолетнюю эксплуатацию, то тормозные трубки нуждаются в постоянном внимании и своевременной замене. Даже небольшая утечка может привести к отказу столь необходимой системы, что спровоцирует серьёзную аварию, поэтому экономить на замене таких элементов крайне не оправданно.

Тормозной шланг, вне зависимости от стоимости от марки автомобиля, крайне редко стоит дороже 2000 рублей, что совсем не большая плата за безопасность вас и ваших близких.

Всегда уточняйте на сервисе, была ли проведена диагностика данной системы при выполнении регламентных работ. Кроме того, проверяйте работоспособность тормозов в безлюдном месте и на малой скорости, что поможет выявить потенциальную неисправность.

Помните, что постоянный контроль за возникновением посторонних шумов, скрипов, запахов или стуков позволит своевременно выявить поломку и сэкономить на возможных последствиях. Все ваши подозрения должны быть подробно изложены квалифицированному механику. При этом требуется описать и ситуацию, при которой возникают посторонние шумы или проявляются запахи, в частности степень прогрева мотора, скорость движения или погодные условия, что позволит сохранить не только ваш автомобиль, но и ваше здоровье.

Неисправности ЭСУД


Электронная система управления двигателем, или сокращённо ЭСУД, тоже порой ломается. Будучи связанной с мотором дизельного типа, она может быть подвержена таким неисправностям, как обрывы проводки и потеря связи с датчиками. При наличии бензинового ДВС этот перечень будет иметь следующий вид:

  • до 35% поломок в данном случае приходится на обрывы проводов и потери связи датчиков с электронным блоком управления;
  • до 22% – неполадки с топливным насосом: заклинивание якоря и щёток, контакты между витками обмотки или её обрыв;
  • до 9% – неисправности, связанные с проводами электромагнитной форсунки: пробои, обрывы, ненужные контакты.

Хорошим подспорьем для владельца транспортного средства служит система самодиагностики автомобиля, фиксирующая и заносящая в память сведения о возможных неполадках в работе машины. При некоторых из них загорается индикатор «Check engine».

Записанные системой коды неисправностей считываются с помощью ноутбука, подключаемого к машине автосканером или напрямую. Смартфон тоже применим.

Автоматический выключатель отключается с выдержкой по времени

Определить, что автомат отключился от перегрузки можно по двум признакам:

  • В момент срабатывания защиты не было зафиксировано включений бытовых электроприборов.
  • Сразу же после срабатывания включить автомат невозможно – он не становится на защелку до тех пор, пока не остынет биметаллическая пластина теплового расцепителя.

Позволив остыть автомату, подготавливаем токоизмерительные клещи или мультиметр, имеющий их в составе. Вскрываем щиток с автоматическим выключателем и готовимся измерить ток на его выходе. Для этого потребуется подогнуть провод так, чтобы обхватить его магнитопроводом клещей.

Включаем автомат и измеряем ток. Если величина его превышает номинальный ток защиты, то придется искать причину перегрузки. Если ток ниже номинального, а автомат снова отключается через некоторое время, значит неисправен он.

Для поиска причины перегрузки используются тот же мультиметр или клещи. Поочередно отключая бытовые приборы из сети, и включая на короткое время автомат, измеряется ток. Разность между предыдущим измеренным значением и текущим даст ток, потребляемый отключенным элементом сети.

Если электроприбор потребляет мощность выше номинальной, то это говорит о его неисправности. Если же энергопотребление всех приборов в норме, а после того, как все они отключены от сети, ток равен нулю, то нужно либо не включать их всех одновременно, либо для самых мощных из них предусмотреть персональные розетки, защищенные своим автоматом. К ним придется проложить новую электропроводку от распределительного щитка.

Номинальный ток автоматического выключателя Если все электроприборы из сети выключены, а защита все равно срабатывает, придется искать неисправность непосредственно в проводке.

Неисправности аккумулятора


В АКБ расположены шесть контейнеров, генерирующих напряжение, по два вольта каждый. Со временем находящиеся в этих сосудах пластины начинают осыпаться, ёмкость батареи снижаться, и агрегат порой вообще прекращает заряжаться. В основном, неполадки с аккумулятором проявляются в следующем:

  • быстрая амортизация АКБ из-за недо- или перезаряда, что может быть следствием неправильной работы регулятора напряжения;
  • саморазряд аккумулятора по причине уменьшения количества активной массы внутри него;
  • окисление контактов, что может стать причиной разрыва электроцепи между АКБ и другим оборудованием автомобиля;
  • повреждения в картере аккумулятора, через которые вытекает электролит.

При проверке работоспособности аккумуляторной батареи обычно используется мультиметр. Кроме того, ареометром определяется плотность находящегося в контейнерах электролита, а с помощью нагрузочной вилки выясняется способность АКБ работать при подключённом потребителе энергии.

Правила самостоятельной диагностики

Чтобы не допустить ошибок при самостоятельной диагностике автомобиля, нужно внимательно все проверять. Для выделения группы неисправности обязательно вспомнить основные симптомы поломки – стуки, посторонние вибрации, моргание ламп, затрудненность в контроле машины и прочие. В процессе диагностики нужно пользоваться таким сводом правил:

  1. Проверять от простого к сложному. Нельзя отрицать очевидные причины поломок или симптомов.
  2. Если перегорел предохранитель, то диагностика электрики обязательна, так как это указывает на проблемы с приборами на этом контакте.
  3. Когда деталь выходит из строя, то ее нужно или отремонтировать, или заменить, так как поломка часто усугубляется.

Даже незначительные поломки автомобиля могут привести к аварийной ситуации на дороге. Осветительные приборы и электрические системы машины должны работать нормально, как и органы управления. Если были обнаружены проблемы с автоэлектрикой, тормозами или рулевой системой, то обязательно провести диагностику и устранить поломку. Если самостоятельно разобраться не выходит – лучше обратиться в автосервис.

Проверяем нити накала обогрева стекла

В случае, когда после детальной проверки мы не обнаружили неприятностей в проводке, приступаем к проверке и ремонту самого нагревательного элемента.

  1. Запускаем двигатель и включаем обогреватель.
  2. Последовательно измеряем напряжение ка каждой из токопроводящих полос, установив один щуп мультиметра на массу, а второй на полосу на разном удалении от центра стекла.
  3. Если напряжение на полосе одинаково в любой ее точке, независимо от удаления от плюсовой шины, проверяем контакт минусовой шины с массой (кузовом) автомобиля.
  4. При исправном нагревательном элементе напряжение должно падать по мере удаления щупа мультиметра от положительной шины обогревателя.
  5. Резкое отсутствие напряжения на полосе скажет об обрыве токопроводящего слоя. Как только мы зафиксировали обрыв, отмечаем это место маркером или любым другим способом.

Чтобы отремонтировать обрыв, можно использовать токопроводящий клей Контактол, но для начала необходимо зачистить и обезжирить поврежденный участок, только после этого нанести клей, а после его высыхания покрыть отремонтированный участок бесцветным лаком. Бывают ситуации, когда резистивная полоса отламывается от самой шины. В этом случае ее можно припаять с помощью паяльника мощностью до 30-40 Вт и серебросодержащим припоем (3%), а в качестве флюса можно использовать обычную канифольную пасту.

Неполадки в системе зажигания


Около 10-12% неисправностей электрооборудования автомобиля относятся к системе зажигания. И в 80% такие неполадки приводят к увеличению расхода топлива на 5-6%, а также снижению мощности мотора, который может просто заглохнуть на ходу. Какому автовладельцу это понравится?

Наиболее характерной поломкой для системы зажигания является отсутствие искры на свече. Но не исключены и другие:

  • нарушение изоляции высоковольтных проводов;
  • перегорание свечных наконечников или появление на них наслоений;
  • возникновение налёта на конусе свечи зажигания;
  • повреждение изолятора свечи;
  • обрыв в 12-вольтной цепи, питающей прерыватель и первичную обмотку катушки зажигания.

О состоянии системы зажигания можно судить по параметрам работы её свечей или первичному напряжению на катушке, для определения которых применяются осциллограф и мотор-тестер. Ремонт же этого комплекса заключается в замене неисправных деталей и налаживанию повреждённых контактов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]