Во время работы трансформатора в электроустановке он постепенно теряет свои первоначальные свойства, и без соответствующего обслуживания просто выйдет из строя. Это происходит от постоянного негативного влияния электродинамических, термических и механических нагрузок. Для того чтобы предупредить выход из строя любого трансформатора необходимо проводить помимо ежедневного внешнего осмотра ещё и такие виды ремонтов:
- Текущий;
- Капитальный.
Они являются планово-предупредительными ремонтами. Существует ещё один особый вид ремонта — внеочередной. Он проводится в случае обнаружения дефекта, если он может привести к отказу в работе. Это решение простой электротехнический персонал не принимает, это должен сделать или руководитель Потребителя, или же лицо ответственное за электрохозяйство данного цеха или участка. Персонал только сообщает своему руководству о неисправностях в работе.
Один из самых распространённых на производстве типов трансформаторов имеет сокращение ТМГ (трансформатор масляный герметичный) и используется почти на всех типах подстанций и распределительных устройств. Ремонт обмоток и их обслуживание является очень нелёгкой задачей, так как только, чтобы их осмотреть нужно сливать всё масло и разбирать герметично зажатый корпус.
Кто устанавливает периодичность текущих ремонтов трансформаторов
В зависимости от местных условий работы, а также состояния трансформатора текущий ремонт производится по мере необходимости. Периодичность их устанавливает технический руководитель или лицо ответственное за электрохозяйство. Чаще всего эти работы выполняются не реже одного раза в год. Иногда этот срок может быть продлён до 1 раза в три года. С капитальными ремонтами немного другая история. Капитальный ремонт выполняется по типовой номенклатуре работ и должен проводиться:
- Для трансформаторов 110 кВ и выше, мощность которых от 125 МВА и больше, не позднее чем через 12 лет после момента ввода его в работу. Это делается с учётом результата диагностического контроля. Дальнейшие ремонты производятся по мере необходимости;
- Все остальные менее мощные трансформаторы (ТМГ) подлежат капитальному ремонту в соответствии с их состоянием и по итогам диагностического контроля.
Состав технического обслуживания трансформаторных подстанций
Периодические и внеочередные проверки обслуживающим персоналом, а также плановые или внеплановые ремонты, если они необходимы, имеют большое значение для проведения технического обслуживания.
При проведении осмотров и ремонтов соблюдаются правила техники безопасности, указанные в типовом руководстве по охране труда электрика по обслуживанию подстанций. ТИ Р М-068-2002 и стандарты ПТЭЭП (глава 2.2.) И ПТБ (глава 1.3).
Работы по техническому обслуживанию выполняются согласно правилам ПУЭ-7, указанным в разделе 4.2. 1-4.2.16 Распределительные щиты и подстанции напряжением выше 1 кВ. (дата внесения 2003.11.01.)
Вывод в ремонт силового трансформатора последовательность
Задача и особенности заземления трансформаторов.
Во время эксплуатации любой трансформатор, понижающий или повышающий, выводится с работы аварийно в следующих случаях:
- Внутреннее потрескивание, которое характерно для электрического разряда между двумя разно полярными проводниками;
- Ненормального или неравномерного шума, который появляется как с нагрузкой, так и без неё;
- При необоснованном нагреве, который увеличивается даже при номинальной нагрузке и исправном охлаждении;
- При выбросах масла, которые могут быть и с расширителя и с разрушенной диафрагмы выхлопной трубы;
- При сильной течи масла, а также при достижении минимального допустимого уровня;
- После получения из лаборатории плохих результатов проведённого химического анализа масла.
Последовательность действий персонала при выводе с работы трансформатора в ремонт чётко регламентируется под роспись. В зависимости от местных условий и схемы включения трансформаторов эти переключения могут немного отличаться друг от друга, но основная логическая цепочка всё же остаётся неизменной. Главное, они должны быть выполнены без последствий для питаемого оборудования и для источников, потребляющих электроэнергию, а также безопасно, то есть с применением как основных, так и дополнительных средств индивидуальной защиты.
Вот последовательность отключений и переключений в схеме понижающего трехфазного масляного или сухого трансформатора подстанции, для вывода его в ремонт:
- Если имеется секционный разъединитель и масляный выключатель с низкой стороны, то для обеспечения бесперебойного электроснабжения питающихся потребителей. при этом в первую очередь включается разъединитель а уже потом секционный масляный выключатель;
- Отключается масляный выключатель с низкой стороны. Теперь обе секции питаются от одного трансформатора, который во время ремонта другого будет питать обе секции. Естественно, это если их всего две, как и трансформаторов;
- Отключается вводной масляный выключатель, то есть с высокой стороны;
- Теперь можно уже обеспечивать видимый разрыв к силовым шинам выводимого в ремонт трансформатора путём отключения линейных или шинных разъединителей;
- С низкой и с высокой стороны должны быть установлены переносные заземления, естественно, после непосредственной проверки отсутствия напряжения и вывешивания плакатов безопасности.
После чего на ремонтируемый трансформатор допускается бригада, с соблюдением всех организационных и технических мероприятий.
Порядок осмотра
Процедура проверки соблюдается в обязательном порядке. Дело даже не в том, что инструкция помогает четко следовать плану и ничего не забыть, а в удобстве и сокращении времени, необходимого для проведения процедуры.
Нагрузка
Нагрузка трансформатора контролируется амперметрами. Подключаются к приборам, замеряются все типы имеющихся нагрузок. Данные будут сравниваться с табличными.
Степень перегрева оборудования исходя из размера нагрузки понятна. Чтобы не было повышения температуры, которое могло бы привести к выходу из строя блока, регулярно проводится систематический контроль на основании показаний амперметров. Поставляются с приборами мощностью от 1000 кВА и выше.
Контроль за температурой масла и окружающей среды
Это второй шаг, на который вы обращаете внимание при проверке промышленных трансформаторов. Если работа ведется с показателями выше допустимых (но не выше итоговой нормы), срок службы обмоток значительно сокращается. Изоляционное масло приходит в негодность под воздействием высоких температур.
Для постоянного измерения температуры на большей части автомобиля есть специальный ртутный термометр. Самые современные модели оснащены тепловизорами.
Согласно принятым в России стандартам минимальная рабочая температура масла в силовом трансформаторе при температуре окружающей среды не более 35 градусов не должна превышать 95 градусов.
ВАЖНЫЙ! При этом максимально допустимая разница показателей температуры окружающей среды и масла составляет 60 градусов.
Уровень и цвет масла
Уровень масла отображается специальным выключателем, имеющимся на каждом трансформаторе. Есть современные варианты, которые автоматически считывают информацию об объеме. Но если уровень можно изменить, просто добавив масло, то ситуация иная, если оно потеряло свой цвет.
Оптимальным считается цвет от светло-желтого до золотисто-желтого. Это означает отсутствие загрязнений, примесей и других компонентов, влияющих на эффективность работы. Если масло потемнеет, появится коричневый или коричневый оттенок, его обязательно заменит. Работа с некачественным комплектующим грозит выходом из строя структурных подразделений.
Внешнее состояние изоляторов
Необходимо проверить внешнее состояние изоляционных материалов. Появление дефектов может сказаться на безопасности использования трансформатора. Изолятор осматривается на предмет:
- трещины;
- следы перекрытия;
- места выхода мастики; крепкие складки;
- загрязнение.
Все изоляторы тщательно проверяются. При обнаружении загрязнения рассчитывается характер его появления.
Проверка состояния заземления
Качество заземления влияет на безопасность обслуживающего персонала. Его проверяют опытным путем, после чего также пытаются увидеть, не вытекает ли масло из корпуса устройства.
Прослушивание шума
Шум точно будет во время работы трансформатора. Но его характеристики многое говорят о функционировании механизма. Обычно работающее оборудование имеет плавные шумовые характеристики без измерения тона и уровня громкости. Лицо, проводящее осмотр, должно выключить вентиляторы, чтобы услышать шум. Если слышны щелчки и потрескивания, есть изменение тона или усиления, уменьшение частоты громкости, то проводится тщательная проверка.
Контроль величины первичного напряжения
Этот показатель также важен для проверки, так как он определяет работоспособность механизма. Максимально допустимое превышение показателя первичного напряжения — пять процентов от нормы, которая указывается в эксплуатационном листе. Обратите внимание на номер отделения.
Оценка состояния помещения, степени соблюдения правил техники безопасности
Установленные устройства и само помещение напрямую влияют на качество и безопасность трансформатора. Также проверил:
- есть ли огнегасящее средство и какого качества;
- исправна ли система вентиляции;
- какие температуры поддерживаются;
- аккуратна ли сама комната, есть ли сквозняки и тому подобное.
Обычно по плану эта функция практически теряется при плановом осмотре, остается только проверить дату противопожарного оборудования.
Отсутствие течи масла
При внешнем осмотре проверяют не только состояние масла (его уровень и цвет), но и отсутствие протечек. Даже минимальный выброс состава приводит к снижению производительности устройства. Это также увеличивает риск получения травм на рабочем месте.
Состояние силикагеля
Утрата или изменение состава силикагеля происходит довольно редко, но тем не менее при профилактическом осмотре эта особенность учитывается. Дефекты могут привести к загрязнению и повреждению элементов конструкции. Таким образом заменяется силикагель.
Целостность масломерного стекла
Смотровое стекло позволяет определить уровень масла, который влияет на эффективность работы. Целостность стекла важна для правильной работы и удобного просмотра информации.
Текущий ремонт силовых трансформаторов
Особенности применения и выбора измерительных трансформаторов тока
В объем работ, выполняемых во время текущего ремонта, входят:
- Тщательный наружный осмотр;
- Читка корпуса, протирка изоляторов;
- Обтяжка всех болтовых соединений, особое внимание нужно уделить токоведущим соединениям, в случае их окисления необходимо раскрутить, зачистить и заново обтянуть;
- Проверка системы охлаждения и работы маслоуказательного устройства;
- Срабатывание газовой защиты и чистка блок-контактов в нём;
- Если есть автоматические устройства охлаждения, необходимо проверить их срабатывание и работоспособность;
- Спуск ваги и конденсата с отстойника расширителя;
- Проверка степени влажности силикагеля. Частички розового цвета должны быть заменены на новые;
- Доливка масла в расширительный бачок в случае необходимости;
- Замер сопротивления изоляции, эту процедуру выполняют мегомметром, рассчитанным на напряжение 2500 Вольт. Погрешность прибора не должна превышать 10–15%.
Если между текущими ремонтами во время эксплуатации были замечены мелкие неисправности они должны быть устранены ремонтным персоналом. При этом число узлов и деталей которые должны быть заменены на новые должно быть минимальным.
При текущих ремонтах сухих трансформаторов нужно обязательно снять кожух и удостоверится в отсутствии электрического нагрева и механического повреждения всех его частей. После обтяжки обязательно продуть сжатым воздухом, только после этого ставить назад кожуха. Ремонт импульсного трансформатора из-за его небольших габаритов может выполняться даже в домашних условиях.
В каких случаях проводится внеочередная проверка
При обнаружении единичного дефекта следует проводить внеочередной осмотр. Это должно быть:
- потеря масла в баке;
- несоответствие уровня состава заявленному;
- изменение состояния изоляторов;
- наличие сколов и трещин на утеплителе;
- ухудшение состояния шин и кабелей;
- износ контактных соединений;
- текущие пики.
Внимательно слушайте шум. Аудит проводится, если тип шума отличается от того, что присутствует в нормальном состоянии.
Источники
- https://OTransformatore.ru/silovoj/osmotr-silovyh-transformatorov/
- https://OFaze.ru/teoriya/tehobsluzhivanie-transformatora
- https://www.kesch.ru/info/articles/tekhnicheskoe-obsluzhivanie-transformatornykh-podstantsiy/
- https://elekom21.ru/articles/obstrans.html
Капитальный ремонт силовых трансформаторов
Особенности применения и устройства сварочных трансформаторов
При капитальном ремонте обязательно производится вскрытие крышки, и тщательная проверка всех узлов. После чего испытывают его в соответствии с нормативными документами. Ремонт крупных силовых масляных трансформаторов (ТМГ) производится непосредственно на месте установки с применением сборных конструкций, без отправки его в ремонтный цех. Если существуют трансформаторные башни, сооружённые вблизи распределительных устройств или ремонтные площадки машинных залов с подъездными путями тогда задействуют и их. Ремонт масляных трансформаторов (ТМГ) должен включать в себя полную замену старого масла на новое.
Трансформаторы небольшой мощности (сварочные, импульсные и т. д.) ремонтируют в специальных оборудованных мастерских или ремонтных цехах. Эти помещения должны надёжно защищать разобранные трансформаторы от попадания на их части пыли и различных атмосферных осадков. Виды особо важных работ, которые должны выполнять только узкоспециализированные работники, обладающие навыками и знаниями:
- Доставка ТМГ на ремонтную площадку. Его погрузка, разгрузка и транспортировка;
- Снятие контактных выводов;
- Ремонт активной части трансформатора;
- Перемещение и установка отдельных комплектующих и узлов.
Причём работники должны качественно уметь выполнять не только электрические работы, но и такелажные. Пройдя соответствующее обучение со сдачей экзаменов, а также получив подтверждающий документ. Технологический процесс ремонта трансформатора должен быть выполнен качественно и строго по графику тогда это неприхотливое оборудование прослужит десятки лет. Испытание трансформатора после ремонта сводится к:
- определению коэффициента трансформации. Он определяется для всех существующих обмоток и ответвлений;
- замеру сопротивления изоляции обмоток;
- подаче повышенного напряжения на первичную обмотку. Этому испытанию подвергают каждую обмотку. Технология этого процесса выполняется с помощью повышающего автотрансформатора. Именно он даёт возможность повышения и понижения испытательного напряжение плавно
Зачем нужен
Осмотр трансформатора позволяет предотвратить разного рода повреждения не только самого себя, но и других устройств и устройств, подключенных к нему. Электрическая система и интерьер автомобиля требуют постоянного контроля в случае крупномасштабного производства, когда энергия подается непрерывно. Для менее используемого оборудования проверки выполняются реже.
Операция сопряжена с рядом трудностей. Даже выбор качественного автомобиля от надежного поставщика и работа без единого нарушения, даже самого маленького, не гарантирует, что трансформатор не сломается и прослужит долго. Осмотр помогает выявить проблемы, связанные с:
- изменение температурных показателей масла;
- снижение эксплуатационных качеств изоляционных материалов;
- наличие течи масла из аппарата;
- нарушение целостности заземления;
- изменение нагрузки;
- изменение показателей первичного напряжения питания и многое другое.
Возникновение этих проблем приводит к потере работоспособности автомобиля (если он полностью не выходит из строя, он показывает низкую эффективность). Отрицательные моменты способствуют поломке узлов конструкции и дополнительных деталей, а также негативно влияют на конечный результат работы. Кроме того, проблемы с заземлением и изоляцией могут нанести огромный вред персоналу, вплоть до смерти.
Поэтому выявление дефектов и их устранение — первостепенная задача на производстве.
Ремонт сварочных трансформаторов
Перед тем как перейти непосредственно к ремонту сварочного трансформатора, стоит убедиться в отсутствии подгорания клемм для подключения силового провода. Клеммная колодка, к которой подключаются концы сварочных проводов, самое слабое место этого устройства. Фазные замыкания обмоток редкость, чаще всего это замыкания на заземлённый корпус, а если всё же они произошли, то будет наблюдаться сильный нагрев. То есть при ремонте сварочных трансформаторов нужно обратить особое внимание на все болтовые соединения, так как все-таки процесс сварки связан постоянной работой трансформатора в режиме короткого замыкания. Также этот ремонт направлен на ревизию механизма, соединяющего сердечник, и надёжное закрепление обмоток на магнитопроводе. Ремонт обмоток очень редкая процедура и сводится она к нанесению специального лака на поврежденные её участки или полной её замены на новую.
Качественный текущий и капитальный ремонт трансформаторов, выполненный в полном объёме, часто становится основной составляющей долгосрочной безаварийной его работы.
Для чего нужно ТО
Цель технического обслуживания трансформаторов – контроль текущего состояния оборудования, своевременное выявление неисправностей и их устранение, проведение регламентных операций по доливке масла, регулировке узлов, проведению измерений соответствующих характеристик. Перечисленные меры направлены на исключение аварийных ситуаций, в результате которых электрооборудование может выйти из строя.
Видео капитального ремонта трансформатора
Кофе капсульный Nescafe Dolce Gusto Кафе О Ле Кофе с молоком, 3 упаковки по 16 капсул
1305 ₽ Подробнее
Кофе в капсулах Nescafe Dolce Gusto Café Au Lait, 16 шт
435 ₽ Подробнее
Оперативная память для ноутбуков