Способы защиты электрической сети квартиры или дома от скачков напряжения

Перепады напряжения и прочие неполадки в электросетях отнюдь не редкость. Они могут привести к выходу из строя дорогостоящей техники и даже угрожать жизни и здоровью людей. Для предотвращения подобных последствий на рынке имеются различные устройства защиты электрической сети, применяемые в зависимости от характера неполадок.

В этой статье вы узнаете: что собой представляют перепады напряжения и каковы их причины; Какие существуют устройства защиты сети и в каких случаях используются.

Спасут ли пробки или автоматы?

Долгое время в домах использовались «пробки»: плавкие предохранители, защищающие от скачков напряжения. На смену им пришли современные и более удобные автоматы (автоматические выключатели). На сегодняшний день в большинстве квартир это единственные средства защиты от неполадок в сети.

Пробки и автоматические выключатели позволяют защититься от короткого замыкания, перегрева проводки и возгорания при перегрузке. Однако мощный электрический импульс может успеть пройти через автомат и вывести технику из строя. Такое случается, например, в следствие удара молнии. То есть обычные пробки не могут обеспечить полноценную защиту от перепадов напряжения.

Что делать, если энергосбыт не реагирует на жалобу

В случае, если организация-исполнитель не реагирует на письменное обращение, потребитель имеет право обратиться в такие надзорные организации, как:

  • Роспотребнадзор. Написать жалобу в Роспотребнадзор можно и не дожидаясь ответа от электросетей;
  • пожаловаться на электросети в Прокуратуру;
  • подать иск в суд.

При любых систематических проблемах с подачей электроэнергии, заказчик имеет и моральное, и законное право бороться за свой покой и уют, всеми законными способами. Этим способом, безусловно, является письменное обращение в организацию, поставляющую электричество.

Основные причины возникновения скачков напряжения в сети

Скачки напряжения могут отличаться по величине отклонения от нормы, по своей продолжительности и динамике возрастания/убывания в зависимости от причин их возникновения:

  • Большая нагрузка на сеть. Одновременное подключение большого числа электроприборов при недостаточной мощности сети приводит к нестабильности напряжения. Это может быть заметно, например, как мерцание лампочек или внезапное выключение электроприборов. Данное явление встречается часто, особенно по вечерам;
  • Мощный потребитель по соседству. Случается, если рядом находятся промышленные объекты, торговые центры, офисные здания с мощной вентиляционной системой и так далее.
  • Обрыв нулевого провода. Нулевой провод выравнивает напряжение у потребителей электроэнергии. При его обрыве (сгорании, окислении) часть потребителей получат повышенное напряжение (а другие заниженное), что с высокой вероятностью приведет к выходу из строя незащищенной электротехники.
  • Ошибки при подключении. Например, если были перепутаны нулевой и фазный провода;
  • Плохая проводка. Сбои возникают из-за изношенности проводки, использования некачественных материалов и неправильно выполненных монтажных работ.
  • Удар молнии. Попадание молнии в линии электропередачи может вызывать стремительный скачек напряжения в тысячи вольт. Представляет особую опасность, так как средства защиты не всегда успевают сработать.

Куда жаловаться, если электропитания нет или оно слабое

Пожаловаться на пониженный уровень электропитания в квартире или на то, что его нет, можно в несколько инстанций

Важно соблюдать такой порядок, чтобы добиться эффекта:

  1. Первый шаг – энергосбытовая компания. По заявке жильца придет квалифицированный рабочий и устранит неполадку (за плату). Бывает причина в трансформаторе, сетях, линии – это стоит не один миллион рублей и устранить ее непросто. Если мастер не идет, то следует обратиться с письменной претензией к руководителю организации. В течение 30 дней заявителю придет ответ об удовлетворении требования или об отказе. Во втором случае можно двигаться дальше.
  2. Далее направить жалобу в администрацию населенного пункта и в Роспотребнадзор. Первая отвечает за жилые помещения, не находящиеся в собственности, их жильцы также могут испытывать неудобства от пониженного напряжения. Второй рассмотрит претензию с точки зрения нарушения прав потребителя услуги.
  3. Ростехнадзор занимается вопросами поставки электроэнергии в города, поселки, в его задачи входит поддержание работоспособности линий электропередач. Организация принимает коллективные жалобы при низком качестве электричества, возникшего из-за повреждения сетей, устаревшего оборудования.
  4. Прокуратура – надзорный орган, куда жаловаться имеет смысл только после обращения во все предыдущие инстанции. Она инициирует проверку деятельности обслуживающей организации и даст оценку действиям должностных лиц других органов власти.
  5. Энергонадзор служит в целях поддержания электросетей в исправном состоянии и постоянной готовности электроустановок.
  6. Общественная палата обеспечивает взаимоотношения граждан с органами местного самоуправления.
  7. Если никакие из перечисленных организаций не исправили ситуацию, то следует обратиться в суд.

Обращение в любой орган государственной власти направляется несколькими способами.

Лично или по почте

Доставить претензию можно самостоятельно в приемную должностного лица. Составленный в двух экземплярах документ заявитель регистрирует в приемной, один с отметкой о том, что документ приянт, оставляет у себя.

Также можно воспользоваться услугами Почты России, отправив заказное письмо с уведомлением.

Телефон горячей линии

В Роспотребнадзоре предусмотрен прием жалоб по телефону горячей линии 8-800-100-0004. Звонки принимают специалисты центрального управления Роспотребнадзора, они же проконсультируют по данному вопросу.

В Мосэнергосбыт можно позвонить по телефону в любое время.

Онлайн

Для удобства граждан законодатель предусмотрел возможность направить жалобу удаленно с помощью интернет-сервисов.

Кроме того, существуют ресурсы РосЖКХ и Госуслуги. На первом из них профильные специалисты окажут юридическую поддержку, предоставят образец жалобы, на втором можно оставить обращение в любой орган власти.

Обращение регистрируется за 3 дня, затем проводится проверка. Результаты сообщаются заявителю через месяц.

Возможные последствия скачков напряжения

Производители электрической техники учитывают нестабильный характер напряжения и возможность его скачков и падений. Например, прибор с номинальным напряжением 220 вольт может работать при 200В и выдерживать скачки до 240В. При этом регулярная работа аппаратуры при больших отклонения от нормы сокращает срок ее эксплуатации. Сильные скачки напряжения могут вывести технику из строя, и даже нанести ущерб имуществу и здоровью, например, вызвав пожар.

Справка. Поломки электрических приборов в результате скачков напряжения не покрываются договорами о гарантийном обслуживании, то есть бремя расходов на ремонт и замену ложится на владельца, что может стать серьезным ударом по семейному бюджету. В некоторых случаях существует возможность предъявления иска к поставщику электроэнергии, однако это долго, сложно и дорого, а также не гарантирует успеха. Проще заранее предусмотреть защиту своего дома от подобных неприятностей.

Сечение вводного кабеля имеет значение!

Потеря напряжения зимой может быть связанна и с недостаточным сечением вводного кабеля, а также с его скрутками, плохим контактом и т. д.

Поэтому если у вас тонкий вводный кабель к дому, то пора задуматься над его заменой. Также нужно избавиться от скруток и плохих контактов, которые могут быть причиной потери напряжения.

Способы защиты от скачков напряжения

В зависимости от характеристик скачка напряжения и природы его возникновения используются различные устройства защиты. Рассмотрим основные из них:

Сетевой фильтр

Простое и доступное решение для защиты маломощного оборудования. Обычно представляет собой удлинитель или моноблок с вилкой, розеткой (или розетками) и выключателем с индикацией подачи питания. Следует отличать сетевые фильтры от обычных удлинителей, которые не имеют защиты, но очень похожи по виду. Защищает от скачков до 400 — 500 вольт, а ток нагрузки не может превышает 5 — 15 А.

Справка. С технической стороны сетевой фильтр представляет собой нехитрую систему из нескольких конденсаторов и катушек индуктивности. При этом блоки питания большинства современных электроприборов уже имеют в своем составе схемы, выполняющие аналогичную функцию. То есть на практике сетевые фильтры часто выполняют роль простого удлинителя с дополнительной защитой от скачков в сети.

Реле защиты РКН и УЗМ

Устройство прерывает подачу электроэнергии, если напряжение выходит за пределы допустимых значений. После возвращения напряжения в установленные рамки подача восстанавливается (автоматически или в ручную в зависимости от модели). Устройство подключается после входного автомата.

Как правильно составить и куда отправить жалобу


Чаще всего, если сетевое напряжение понижено не по вине жильца, то от этого будут страдать несколько квартир. В таком случае можно составить коллективное обращение.
Индивидуальная и коллективная жалобы не имеют принципиальных различий, писать их нужно, соблюдая определенные правила:

  • нельзя использовать нецензурные выражения, язык должен быть официальным, технически грамотным;
  • следует приложить максимальное количество доказательств: результаты экспертиз, замеров, свидетельские показания;
  • желательно изучить нормативную базу и перечислить пункты договора и законов, которые нарушены.

Претензия должна быть составлена в определенной форме:

  1. В верхней части листа (справа) указывают Ф. И. О. начальника и название организации (адресата).
  2. Далее следуют Ф. И. О. и адрес проживания заявителя или группы жильцов.
  3. Название документа – Жалоба.
  4. В основной части нужно описать, с какого момента начались случаи пониженного вольтажа в сети, за счет чего обнаружили, как это влияет на качество жизни и работу электроприборов. Также нужно перечислить, что было предпринято жильцами для самостоятельного урегулирования конфликта и приложить копию переписки.
  5. В конце обязательно указывать дату составления и подпись заявителя или всех участников, если жалоба коллективная.
  6. Приложениями послужат переписка с обслуживающей организацией и органами власти, результаты замеров и экспертиз.

Жалобы подкрепляются документами:

копиями договоров об оказании услуг, квитанциями и чеками об их оплате; претензиями к обслуживающим компаниям и ответами на них; актами об измерении напряжения, их могут составлять сотрудники Роспотребнадзора, управляющих компаний; заключениями или отчетами независимых экспертов, если проводились исследования; допустимы показания свидетелей – они фиксируются письменно в свободной форме. Обязательны сведения о человеке: его фамилия, имя, отчество, адрес проживания, телефон. Текст объяснения должен быть понятным, читаемым, подписанным

Важно указать дату составления бумаги.

Такие правила обязательно соблюдаются при написании любых обращений. Документы направляются почтой, электронными сообщениями либо предоставляются лично. Нужно брать с собой копию заявления, на ней ставится отметка о регистрации обращения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]