При переупаковке литий-ионных элементов типоразмера 18650 (при ремонте АКБ) или при создании новой батареи встает вопрос, каким способом соединить банки шинками. Обычно это делается одним из способов – точечной сваркой или пайкой. У каждого метода есть свои плюсы и минусы. Так при сварке создается очень локальный и очень кратковременный нагрев. Это положительно влияет на емкость батареи – во время процесса сепаратор не расплавляется. Минусом считается небольшая площадь пятна контакта, которая может ограничивать максимальный ток. В некоторых случаях (сборка батареи для ноутбука и т.п.) кратковременная высокая токоотдача не нужна, поэтому сварка считается предпочтительной. В других ситуациях выбор метода за пользователем.
Сварка от АКБ: возможно ли это?
Возможна ли сварка от 12 Вольтового аккумулятора? Этим вопросом задаются все владельцев дач и гаражей, у которых до сих пор нет централизованного электроснабжения. Также напряжения может быть просто недостаточно для питания среднего по мощности инвертора. Тут-то и начинаются сомнения… С одной стороны, АКБ можно снять со своего авто и запитать инвертор, а затем поставить аккумулятор обратно. С другой стороны, возникает множество сомнений. А какое качество будет у шва? Не сгорит ли мой инвертор? Можно ли потом использовать АКБ в авто?
По нашему опыту скажем, что сварка от АКБ своими руками вполне возможна. Не скажем, что автомобильные аккумуляторы идеально подходят для питания инвертора, но они могут стать отличным запасным вариантом. Все авто АКБ имеет приличный запас по мощности, так что в теории ими можно запитать простенький бытовой инвертор.
Сварочный инвертор своими руками
Вашему вниманию представлена схема сварочного инвертора, который вы можете собрать своими руками. Максимальный потребляемый ток — 32 ампера, 220 вольт. Ток сварки — около 250 ампер, что позволяет без проблем варить электродом 5-кой, длина дуги 1 см, переходящим больше 1 см в низкотемпературную плазму. КПД источника на уровне магазинных, а может и лучше (имеется в виду инверторные).
На рисунке 1 приведена схема блока питания для сварочного.
Рис.1 Принципиальная схема блока питания
Трансформатор намотан на феррите Ш7х7 или 8х8 Первичка имеет 100 витков провода ПЭВ 0.3мм Вторичка 2 имеет 15 витков провода ПЭВ 1мм Вторичка 3 имеет 15 витков ПЭВ 0.2мм Вторичка 4 и 5 по 20 витков провода ПЭВ 0.35мм Все обмотки необходимо мотать во всю ширину каркаса, это дает ощутимо более стабильное напряжение.
Рис.2 Принципиальная схема сварочного инвертора
На рисунке 2 — схема сварочника. Частота — 41 кГц, но можно попробовать и 55 кГц. Трансформатор на 55кгц тогда 9 витков на 3 витка, для увеличения ПВ трансформатора.
Трансформатор на 41кгц — два комплекта Ш20х28 2000нм, зазор 0.05мм, газета прокладка, 12вит х 4вит, 10кв мм х 30 кв мм, медной лентой (жесть) в бумаге. Обмотки трансформатора сделаны из медной жести толщиной 0.25 мм шириной 40мм обернутые для изоляции в бумагу от кассового аппарата. Вторичка делается из трех слоев жести (бутерброд) разделенных между собой фторопластовой лентой, для изоляции между собой, для лучшей проводимости высоко- частотных токов, контактные концы вторички на выходе трансформатора спаяны вместе.
Дроссель L2 намотан на сердечнике Ш20х28, феррит 2000нм, 5 витков, 25 кв.мм, зазор 0.15 — 0.5мм (два слоя бумаги от принтера). Токовый трансформатор – датчик тока два кольца К30х18х7 первичка продетый провод через кольцо, вторичка 85 витков провод толщиной 0.5мм.
Сборка сварочного
Намотка трансформатора
Намотку трансформатора нужно делать с помощью медной жести толщиной 0.3мм и шириной 40мм, ее нужно обернуть термобумагой от кассового аппарата толщиной 0.05мм, эта бумага прочная и не так рвется как обычная при намотке трансформатора.
Вы скажите, а почему не намотать обычным толстым проводом, а нельзя потому что этот трансформатор работает на высокочастотных токах и эти токи вытесняются на поверхность проводника и середину толстого провода не задействует, что приводит к нагреву, называется это явление Скин эффект!
И с ним надо бороться, просто надо делать проводник с большой поверхностью, вот тонкая медная жесть этим и обладает она имеет большую поверхность по которой идет ток, а вторичная обмотка должна состоять из бутерброда трех медных лент разделенных фторопластовой пленкой, она тоньше и обернуты все эти слои в термобумагу. Эта бумага обладает свойством темнеть при нагреве, нам это не надо и плохо, от этого не будет пускай так и останется главное, что не рвется.
Можно намотать обмотки проводом ПЭВ сечением 0.5…0.7мм состоящих из нескольких десятков жил, но это хуже, так как провода круглые и состыкуются между собой с воздушными зазорами, которые замедляют теплообмен и имеют меньшую общую площадь сечения проводов вместе взятых в сравнении с жестью на 30%, которая может влезть окна ферритового сердечника.
У трансформатора греется не феррит, а обмотка поэтому нужно следовать этим рекомендациям.
Трансформатор и вся конструкция должны обдуваться внутри корпуса вентилятором на 220 вольт 0.13 ампера или больше.
Конструкция
Для охлаждения всех мощных компонентов хорошо использовать радиаторы с вентиляторами от старых компьютеров Pentium 4 и Athlon 64. Мне эти радиаторы достались из компьютерного магазина делающего модернизацию, всего по 3…4$ за штуку.
Силовой косой мост нужно делать на двух таких радиаторах, верхняя часть моста на одном, нижняя часть на другом. Прикрутить на эти радиаторы диоды моста HFA30 и HFA25 через слюдяную прокладку. IRG4PC50W нужно прикручивать без слюды через теплопроводящую пасту КТП8.
Выводы диодов и транзисторов нужно прикрутить на встречу друг другу на обоих радиаторах, а между выводами и двумя радиаторами вставить плату, соединяющею цепи питания 300вольт с деталями моста.
На схеме не указано нужно на эту плату в питание 300V припаять 12…14 штук конденсаторов по 0.15мк 630 вольт. Это нужно, чтобы выбросы трансформатора уходили в цепь питания, ликвидируя резонансные выбросы тока силовых ключей от трансформатора.
Остальная часть моста соединяется между собой навесным монтажом проводниками не большой длины.
Ещё на схеме показаны снабберы, в них есть конденсаторы С15 С16 они должны быть марки К78-2 или СВВ-81. Всякий мусор туда ставить нельзя, так как снабберы выполняют важную роль: первая — они глушат резонансные выбросы трансформатора вторая — они значительно уменьшают потери IGBT при выключении так как IGBT открываются быстро, а вот закрываются гораздо медленнее и во время закрытия емкость С15 и С16 заряжается через диод VD32 VD31 дольше чем время закрытия IGBT, то есть этот снаббер перехватывает всю мощь на себя не давая выделяться теплу на ключе IGBT в три раза чем было бы без него. Когда IGBT быстро открываются, то через резисторы R24 R25 снабберы плавно разряжаются и основная мощь выделяется на этих резисторах.
Настройка
Подать питание на ШИМ 15вольт и хотя бы на один вентилятор для разряда емкости С6 контролирующую время срабатывания реле.
Реле К1 нужно для замыкания резистора R11, после того, когда зарядятся конденсаторы С9…12 через резистор R11 который уменьшает всплеск тока при включении сварочного в сеть 220вольт.
Без резистора R11 на прямую, при включении получился бы большой БАХ во время зарядки емкости 3000мк 400V, для этого эта мера и нужна.
Проверить срабатывание реле замыкающие резистор R11 через 2…10 секунд после подачи питания на плату ШИМ.
Проверить плату ШИМ на присутствие прямоугольных импульсов идущих к оптронам HCPL3120 после срабатывания обоих реле К1 и К2.
Ширина импульсов должна быть шириной относительно нулевой паузе 44% нулевая 66%
Проверить драйвера на оптронах и усилителях ведущих прямоугольный сигнал амплитудой 15вольт убедится в том, что напряжение на IGBT затворах не превышает 16вольт.
Подать питание 15 Вольт на мост для проверки его работы на правильность изготовления моста.
Ток потребления при этом не должен превышать 100мА на холостом ходу.
Убедится в правильной фразировке обмоток силового трансформатора и трансформатора тока с помощью двух лучевого осциллографа .
Один луч осциллографа на первичке, второй на вторичке, чтобы фазы импульсов были одинаковые, разница только в напряжении обмоток.
Подать на мост питание от силовых конденсаторов С9…С12 через лампочку 220вольт 150..200ватт предварительно установив частоту ШИМ 55кГц подключить осциллограф на коллектор эмиттер нижнего IGBT транзистора посмотреть на форму сигнала, чтобы не было всплесков напряжения выше 330 вольт как обычно.
Начать понижать тактовую частоту ШИМ до появления на нижнем ключе IGBT маленького загиба говорящем о перенасыщении трансформатора, записать эту частоту на которой произошел загиб поделить ее на 2 и результат прибавить к частоте перенасыщения, например перенасыщение 30кГц делим на 2 = 15 и 30+15=45, 45 это и есть рабочая частота трансформатора и ШИМа.
Ток потребления моста должен быть около 150ма и лампочка должна еле светиться, если она светится очень ярко, это говорит о пробое обмоток трансформатора или не правильно собранном мосте.
Подключить к выходу сварочного провода длиной не мене 2 метров для создания добавочной индуктивности выхода.
Подать питание на мост уже через чайник 2200ватт, а на лампочку установить силу тока на ШИМ минимум R3 ближе к резистору R5, замкнуть выход сварочного проконтролировать напряжение на нижнем ключе моста, чтобы было не более 360вольт по осциллографу, при этом не должно быть ни какого шума от трансформатора. Если он есть — убедиться в правильной фазировке трансформатора -датчика тока пропустить провод в обратную сторону через кольцо.
Если шум остался, то нужно расположить плату ШИМ и драйвера на оптронах подальше от источников помех в основном силовой трансформатор и дроссель L2 и силовые проводники.
Еще при сборке моста драйвера нужно устанавливать рядом с радиаторами моста над IGBT транзисторами и не ближе к резисторам R24 R25 на 3 сантиметра. Соединения выхода драйвера и затвора IGBT должны быть короткие. Проводники идущие от ШИМ к оптронам не должны проходить рядом с источниками помех и должны быть как можно короче.
Все сигнальные провода от токового трансформатора и идущие к оптронам от ШИМ должны быть скрученные, чтобы понизить уровень помех и должны быть как можно короче.
Дальше начинаем повышать ток сварочного с помощью резистора R3 ближе к резистору R4 выход сварочного замкнут на ключе нижнего IGBT, ширина импульса чуть увеличивается, что свидетельствует о работе ШИМ. Ток больше — ширина больше, ток меньше — ширина меньше.
Ни какого шума быть не должно иначе выйдут из строя IGBT.
Добавлять ток и слушать, смотреть осциллограф на превышение напряжения нижнего ключа, чтобы не выше 500вольт, максимум 550 вольт в выбросе, но обычно 340 вольт.
Дойти до тока, где ширина резко становиться максимальной говорящим, что чайник не может дать максимальный ток.
Все, теперь на прямую без чайника идем от минимума до максимума, смотреть осциллограф и слушать, чтобы было тихо. Дойти до максимального тока, ширина должна увеличиться, выбросы в норме, не более 340вольт обычно.
Начинать варить, в начале 10 секунд. Проверяем радиаторы, потом 20 секунд, тоже холодные и 1 минуту трансформатор теплый, спалить 2 длинных электрода 4мм трансформатор горечеватый
Радиаторы диодов 150ebu02 заметно нагрелись после трех электродов, варить уже тяжело, человек устает, хотя варится классно, трансформатор горяченький, да и так уже не кто не варит. Вентилятор, через 2 минуты трансформатор доводит до теплого состояния и можно варить снова до опупения.
Ниже вы можете скачать печатные платы в формате LAY и др. файлы
Евгений Родиков (evgen100777 [собака] rambler.ru). По всем возникшим вопросам при сборке сварочника пишите на E-Mail.
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
Блок питания | ||||||
Линейный регулятор | LM78L15 | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
AC/DC преобразователь | TOP224Y | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
ИС источника опорного напряжения | TL431 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Выпрямительный диод | BYV26C | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Выпрямительный диод | HER307 | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Выпрямительный диод | 1N4148 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Диод Шоттки | MBR20100CT | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Защитный диод | P6KE200A | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Диодный мост | KBPC3510 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Оптопара | PC817 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
C1, C2 | Электролитический конденсатор | 10мкФ 450В | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Электролитический конденсатор | 100мкФ 100В | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Электролитический конденсатор | 470мкФ 400В | 6 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Электролитический конденсатор | 50мкФ 25В | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
C4, C6, C8 | Конденсатор | 0.1мкФ | 3 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
C5 | Конденсатор | 1нФ 1000В | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С7 | Электролитический конденсатор | 1000мкФ 25В | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Конденсатор | 510 пФ | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
C13, C14 | Электролитический конденсатор | 10 мкФ | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VDS1 | Диодный мост | 600В 2А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
NTC1 | Терморезистор | 10 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R1 | Резистор | 47 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R2 | Резистор | 510 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R3 | Резистор | 200 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R4 | Резистор | 10 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Резистор | 6.2 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Резистор | 30Ом 5Вт | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Сварочный инвертор | ||||||
ШИМ контроллер | UC3845 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
VT1 | MOSFET-транзистор | IRF120 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VD1 | Выпрямительный диод | 1N4148 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VD2, VD3 | Диод Шоттки | 1N5819 | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VD4 | Стабилитрон | 1N4739A | 1 | 9В | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
VD5-VD7 | Выпрямительный диод | 1N4007 | 3 | Для понижения напряжения | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
VD8 | Диодный мост | KBPC3510 | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
C1 | Конденсатор | 22 нФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
C2, C4, C8 | Конденсатор | 0.1 мкФ | 3 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
C3 | Конденсатор | 4.7 нФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
C5 | Конденсатор | 2.2 нФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
C6 | Электролитический конденсатор | 22 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
C7 | Электролитический конденсатор | 200 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
C9-C12 | Электролитический конденсатор | 3000мкФ 400В | 4 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R1, R2 | Резистор | 33 кОм | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R4 | Резистор | 510 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R5 | Резистор | 1.3 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R7 | Резистор | 150 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R8 | Резистор | 1Ом 1Ватт | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R9 | Резистор | 2 МОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R10 | Резистор | 1.5 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R11 | Резистор | 25Ом 40Ватт | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R3 | Подстроечный резистор | 2.2 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Подстроечный резистор | 10 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
K1 | Реле | 12В 40А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
K2 | Реле | РЭС-49 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Q6-Q11 | IGBT-транзистор | IRG4PC50W | 6 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
MOSFET-транзистор | IRF5305 | 8 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
D2, D3 | Диод Шоттки | 1N5819 | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VD17, VD18 | Выпрямительный диод | VS-HFA30PA60CPBF | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VD19-VD22 | Выпрямительный диод | VS-150EBU02 | 4 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VD31, VD32 | Выпрямительный диод | VS-HFA25PB60PBF | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VD36-VD41 | Стабилитрон | 1N4744A | 12 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Оптопара | HCPL-3120 | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
C13, C21 | Электролитический конденсатор | 10 мкФ | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
C15-C18 | Конденсатор | 6.8 нФ | 4 | К78-2 или СВВ-81 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
C20, C22 | Электролитический конденсатор | 47мкФ 25В | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
L2 | Катушка индуктивности | 35 мкГн | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R12, R13, R50, R54 | Резистор | 1 кОм | 4 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R14, R15 | Резистор | 1.5 кОм | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R17, R51 | Резистор | 10 Ом | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R24, R25 | Резистор | 30Ом 20Ватт | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R26 | Резистор | 2.2 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R27, R28 | Резистор | 5Ом 5Ватт | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R36, R46-R48, R52, R42-R44 | Резистор | 5 Ом | 8 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R45, R53 | Резистор | 1.5 Ом | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Добавить все |
Прикрепленные файлы:
- welding.rar (495 Кб)
Теги:
- Sprint-Layout
- Сварка
Личный опыт сварки от аккумулятора
Мы расскажем о своем опыте применения АКБ в качестве источника питания инвертора. Вы можете самостоятельно провести тест и повторить наши действия, чтобы убедиться в результате.
Скажем сразу — одного стандартного АКБ на 90Ач будет недостаточно. Просто примите это как данность. Сначала мы пытались запитать инвертор от одного аккумулятора. Варили на небольшом токе, использовали электроды диаметром 2 мм. Дуга практически не поджигалась, швы велись с большим трудом. Тогда мы взяли два АКБ и соединили их последовательно.
Работа пошла чуть легче, но все равно результат был далек от идеала. Швы велись чуть проще, но дуга все равно «гуляла», горела нестабильно, иногда даже погасала, и приходилось повторять весь процесс поджига заново. В конечном итоге получились очень дефектные швы с непроварами. При этом электроды сильно прилипали к металлу, их расход существенно увеличился. Словом, сварка прошла неуспешно.
Мы могли бы бросить эту затею, но на даче лежал еще один аккумулятор и мы решили подсоединить его к двум другим АКБ. И этот вариант оказался самым жизнеспособным. При использовании трех АКБ запас по мощности настолько велик, что в принципе можно добиться более-менее стабильной работы сварочного аппарата.
Мы экспериментировали с разными настройками, увеличивали и уменьшали силу тока, использовали электроды до 4 мм. И в целом все прошло хорошо. Конечно, сварка от аккумуляторов не так комфортна и проста, как от обычной розетки. Но если вы будете внимательно следить за дугой, то сможете понять ее поведение и подстроиться. Тем более, при питании от 3 АКБ дуга ведет себя намного стабильнее и легче поджигается.
В ходе нашего эксперимента мы выяснили, что три аккумулятора можно использовать не только для сварки, но и для резки металлических деталей небольшой толщины. Но рез получается не очень красивым.
Кстати, не забывайте следить за силой тока. Не устанавливайте слишком большие значения, поскольку АКБ имеют свойство увеличивать конечный ток до слишком больших значений, и вы можете просто прожечь металл. И вообще внимательно следите за ходом работ. Потому что сварка от АКБ требует внимательности и мастерства. Только так получится сделать более-менее нормальный шов.
Что важно знать
Важный момент – это выбор провода. Если его сечение будет слишком большим, вы рискуете спалить свои аккумуляторы. Поэтому мы настоятельно рекомендуем использовать провода небольшого сечения, ведь лучше, если будет перегорать сам провод (его заменить дешевле).
Силу тока (А) вы можете регулировать в зависимости от сечения и длины кабеля. Оптимальная длина – 1 метр и сечение 12 мм2. Но, если вы делаете такую самоделку первый раз, попробуйте использовать провод меньшего сечения, это позволит избежать возможных проблем.
Помните! Брать электрод или провод голыми руками – запрещено. Попробуйте присоединить любые подручные средства, которые помогут избежать прямого контакта.
Стоит ли варить от АКБ?
Сварка от аккумуляторных автомобильных батарей возможна, но мы не рекомендуем использовать этот метод на постоянной основе. Единственное достоинство этого метода — возможность сварки в полевых условиях. А вот недостатков в несколько раз больше.
Самый главный недостаток — это практически неконтролируемая сила тока, с которой совершается сварка от АКБ. Сами батареи склонны к повышению изначального значения тока, и вы никогда не будете знать точных значений. Это неудобно и приводит к частым дефектам, которые вы даже не можете предотвратить.
Также из-за неконтролируемой силы тока аппарат может просто сгореть. Наш инвертор выжил, но при неумелом использовании вы лишитесь и трех АКБ, и сварочного аппарата. При этом будьте готовы к большому перерасходу электродов. При сварке от аккумуляторов можно потратить целую пачку стержней при ручной дуговой сварке.
К тому же, использованный в таком случае АКБ лучше не ставить в машину. Вероятность проблем мала, но она все же есть.
Стоит ли все это того? Да, если у вас вообще нет никакой возможности запитать аппарат, но это очень необходимо. Но в других ситуациях лучше просто купить генератор на топливе и использовать его для питания сварочника. К тому же, вы сможете питать еще и другие электроинструменты, что очень удобно.
Сварочный аппарат из автомобильного аккумулятора
Сразу отметим! Наша самоделка не безопасна, она может навредить вашему здоровью и вывести из строя автомобильные аккумуляторы, которые считаются не дешевыми.
Суть самоделки: если два сварочных аппарата соединить последовательно, то получится сварочный аппарат, который будет иметь две функции:
- сможет разрезать металл;
- сваривать металл.
Для самоделки нужны следующие материалы:
- Два автомобильных аккумулятора. Желательно, чтобы ток был 700 А и выше. Напряжение в этом деле не играет роли, ведь в сварке участвует только ток.
- Также необходимо два провода длинной 1 метр. Их сечение 12 мм2.
- Электрод, который есть под рукой.
Техника безопасности
С виду АКБ не представляют никакой опасности, поскольку все их «внутренности» заключены в прочный корпус. Но это не значит, что нужно пренебрегать техникой безопасности при использовании автомобильных аккумуляторов. Тем более, при этом подключении с инвертору.
Если вам нужно снять АКБ, перенести его или выполнить любые другие действия, то используйте специальные перчатки. В идеале нужно еще и одежду правильную подобрать, но вряд ли вы задумайтесь об этом, сидя в гараже. Поэтому имейте при себе хотя бы плотные перчатки. Если вам на кожу попал электролит, то немедленно смойте его раствором. Раствор можно сделать из соды или из нашатыря с водой.
После работы снимите перчатки и тщательно вымойте руки с мылом. Не употребляйте пищу рядом с АКБ, не курите и в целом относитесь к этому серьезно. Захотели сделать перерыв? Оставьте аккумуляторы в отдельном помещении, а сами выйдите оттуда.
Если ваши АКБ загрязнились, то их нужно почистить. Это можно сделать с помощью того же раствора нашатыря с водой. Используйте чистую сухую тряпку. Если вы сняли аккумуляторы с авто, то прочистите отверстия в пробках, чтобы там не было засоров. Иначе может быть избыточное давление газов.
И в целом помните, что аккумуляторные батареи могут быть потенциальным источником опасности для вашей жизни и здоровья. Лучше защищайте кожу от падания кислот и электролитов, защищайте глаза и слизистые. Не проводите никаких манипуляций с аккумуляторами в нетрезвом состоянии. На всякий случай храните рядом небольшой огнетушитель. Ведь источником опасности может стать не только АКБ, но и сам инвертор.
Эти правила просты и очевидны, но в процессе работы большинство мастеров забывают о них. А потом жалеют об этом. Будьте умнее и предотвратите множество проблем, соблюдая технику безопасности.
Трансформаторы (с выпрямителем или без него)
Сердце трансформатора — сердечник. Он набирается из пластин трансформаторной стали, изготовить которые вручную довольно проблематично. Правдами и неправдами исходный материал добывается на заводах, в строительных бригадах, на пунктах сбора металлолома. Полученная конструкция (как правило, в виде прямоугольника) должна иметь сечение не меньше, чем 55 см². Это довольно тяжелая конструкция, особенно после укладки обмоток.
При сборке обязательно надо предусмотреть регулировочный винт, с помощью которого можно двигать вторичную обмотку относительно неподвижной первички.
Чтобы не вдаваться в сложности расчетов сечения проводов, возьмем типовые параметры:
Исходя из этого, сечение провода первички должно быть не менее 5 мм², если делать с запасом — можно взять провод 6–7 мм². Изоляция должна быть жаростойкой, из материала, не поддерживающего горение.
Резюме
Можно ли воспользоваться сварочным оборудованием от автобатареи 12 вольт. Можно, но стоит ли. Чтобы сварить короткий шов Вам понадобится израсходовать много своей энергии, времени и сопутствующих материалов.
Чтобы получить хороший итог, нужно будет использовать не менее трех автобатарей. Маловероятно, что в хозяйстве найдется сразу такое количество неразряженных аккумуляторов.
Сам сварочный процесс от аккумуляторной батареи на 12 вольт будет неудобным и непростым. Сварочная дуга затухает, плохо зажигается. Напряжение получается бесконтрольным.
Изъянов в результате сварочного процесса будет очень много. Результат будет неудовлетворительным. Поэтому все усилия и старания насмарку.
Вот и получается, что пользоваться автомобильным аккумулятором на 12 вольт для сварки нужно только в самых необходимых случаях. Напоминаем, что наилучший вариант — это покупка топливного генератора. Незаменимая вещь в загородном хозяйстве.
А вот воспользоваться батареей от машины можно для создания своими руками точечной сварки.
Из автобатарей выходят прекрасные агрегаты для мелких домашних работ. Дешевые, прочные. Но это заслуживает особого внимания. Поэтому расскажем Вам в следующем материале.
Пользовательское голосование
Какой аппарат для точечной сварки с Алиэкспресс вы бы выбрали или посоветовали?
AFABEITA D260475
0.00% ( 0 )
DH30
28.57% ( 2 )
DEKO DKA
14.29% ( 1 )
ANDELI MIG-250E
0.00% ( 0 )
Hand Kit
0.00% ( 0 )
WERT MMA 180N
0.00% ( 0 )
FORGELO AC 220V 1600W
0.00% ( 0 )
ANDELI TIG-250MPL MOS
0.00% ( 0 )
WEGA 200 miniMIG
0.00% ( 0 )
САИ190К Ресанта
14.29% ( 1 )
Spot Welder
14.29% ( 1 )
RX-1
28.57% ( 2 )
XPGTool
0.00% ( 0 )
Победа ПТ-1500
0.00% ( 0 )
Plastics Welding Machine
0.00% ( 0 )
ANENG KSJ170
0.00% ( 0 )
Вводная информация
В теории все кажется намного проще. Но в применении нужно выполнить некоторые условия. Ток в электросети должен оставаться бесперебойным и не опускаться ниже 180 Вольт.
Или Ваш сварочный агрегат должен справляться с работой при низкой силе напряжения. Такое оборудование стоит недешево.
Даже не обсуждается, что Вы должны иметь доступ к электросети. Но некоторые загородные домики и дачи, гаражные хозяйства, расположенные далеко от городского массива, не подключены к электричеству.
Что же предпринять в данном случае. Наше мнение сводится к покупке топливного генератора для сварки. Но не каждый захочет совершать лишние траты, особенно, если сварку Вы применяете крайне редко.
Правильный вариант при таких обстоятельствах — это применение автомобильного аккумулятора на 12 Вольт. Некоторые специалисты ухитряются соединять аккумулятор со сварочным инвертором.
Даже производить не долгосрочное сваривание. В нашем обзоре напишем, можно ли заниматься сварочными задачами используя аккумулятор на 12 Вольт. Нужно ли в принципе так рисковать.
«Русская сварка»: как правильно соединять аккумуляторы для сварочных работ в поле
Полевая сварка с помощью автомобильных аккумуляторов известна продвинутым фанатам-джиперам всего мира, но на зарубежных интернет-форумах ее почему-то называют «Russian welding», «русская сварка»… Видимо, за суровость, свойственную «русским горкам» и «русской рулетке».
– У вас запчасти для УАЗа есть? – Да, а что вам нужно? – Электроды, проволока и изолента… (Бородатый анекдот)
Привычка шоферов прошлых поколений возить с собой полбагажника инструментов и полбагажника запчастей, к счастью, ушла в прошлое. Современный автомобиль при хорошем и своевременном профилактическом обслуживании, даже будучи в весьма почтенном возрасте, редко преподносит фатальные сюрпризы, после которых дальнейшее движение можно продолжать только на «галстуке» или на эвакуаторе. Однако существует и сохраняется класс автолюбителей, которым по-прежнему жизненно необходимо иметь при себе массу запасных частей и солидный арсенал инструментов, куда входят в том числе как минимум дрель и болгарка. Речь идет о владельцах честных полноразмерных рамных внедорожников, практикующих жесткие ралли-рейды и серьезные путешествия в места, куда призвать помощь можно разве что с помощью спутникового телефона…
В края, где согласно тексту популярной джиперской наклейки, «и волки с**ть боятся», забираются 80-е и 100-е «Крузеры», проклепанные «Дефы», старенькие «Патрули», но, будем откровенны, гораздо чаще там можно встретить ульяновские внедорожники. А поскольку качество деталей для УАЗов оставляет желать лучшего до сих пор, всякий истинный уазист отлично знает, что надеяться ему приходится только на самого себя – на свой скилл полевого ремонта 80-го уровня и запас железок и инструментов, которому позавидует автомагазин!
Ви таки будете смеяться (с), но сварка в мобильном арсенале продвинутого джипера занимает весьма почетное место, и порой именно она является единственным спасательным кругом, позволяющим выбраться из тайги или даже продолжить маршрут! Выломанный шкворень в поворотном кулаке, лопнувший хомут подвесного подшипника кардана, треснувшая тяга панара – возить с собой все мыслимые запчасти совершенно нереально (хотя и хотелось бы!), и зачастую вернуть автомобилю подвижность в экстремальных условиях можно именно с помощью сварки.
Сегодня в продаже доступен (и дешевеет – планомерно, хотя и не так быстро, как хотелось бы) широчайший спектр мобильного аккумуляторного инструмента, который еще недавно был прочно связан с электророзеткой 220 вольт. Однако запитать в полевых условиях от бортсети автомобиля сварочный аппарат по-прежнему крайне сложно, если не сказать – практически невозможно. Да, на рынке уже появились мобильные сварочные аппараты, работающие от встроенных литиевых батарей, но стоимость под сотню тысяч рублей явно не способствует их распространенности в народе в обозримом будущем… А через преобразователь 12/220 вольт даже самый маломощный 220-вольтовый инверторный сварочник с электродом-«двушкой» потребует от автомобильной бортсети запредельной нагрузки на аккумулятор и генератор – более 200 ампер… И это для горящей дуги, без учета скачка при поджиге… Недавно мы рассказывали про уникальный советский гаджет – автомобильный сварочный аппарат, но это скорее и вовсе любопытный технический курьез, а не серьезное устройство, тем более что такие приборы фабрично не выпускаются с 90-х годов.
Однако сварка автомобилисту-джиперу бывает ну просто жизненно необходима – как же быть? Все очень просто: решение проблемы найдено еще нашими дедами и с успехом юзается и по сей день. Речь идет о сварке с помощью автомобильных аккумуляторов! Автомобильный 12-вольтовый аккумулятор – источник изрядного объема электроэнергии с высоким током отдачи – именно то, что нужно для сварки. Для работы двухмиллиметровым электродом достаточно двух последовательно соединенных батарей, а для «трешки» оптимальны три аккумулятора. Две батареи часто есть даже у джипера-одиночки – стартерная и питающая лебедку, ну а если нужно варить массивные детали и требуется прогрев более толстым электродом, третья батарея берется взаймы у коллег по внедорожным соревнованиям или рыбалке/охоте.