Электродвигатели серии АИР, информация в маркировке

Двигатели асинхронные АИР — имеют общепромышленное применение и обеспечивают привод в машинах и механизмах через преобразование электрической энергии в механическую. Они имеют типовые для данного вида оборудования характеристики, которые удовлетворяют требованиям ГОСТ.

Все рассматриваемые варианты асинхронные, трёхфазные, с короткозамкнутым ротором и товарного знака «БЭЗ». Мы надеемся, нам удастся предоставить вам информацию, которая поможет вам определиться с требуемой моделью и вы сможете купить двигатель АИР уже будучи уверенным в своем выборе.

Монтажное исполнение IMxxxx

Монтажное исполнение электродвигателя АИР обозначается латинскими буквами IM и четырьмя цифрами после них. Также иногда встречается обозначение по международному стандарту МЭК60034-7 (код I), включающее латинские буквы IM, латинскую букву В или V и от 1 до 2 цифр.

Первая цифра — конструктивное исполнение электродвигателя

1- электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами

2- электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами и фланцем на одном щите

3- электродвигатель без лап с подшипниковыми щитами и фланцем на одном щите

Вторая и третья цифра — пространственный способ монтажа электродвигателя. Если третья цифра «8», например IM1081, то такой электродвигатель может монтироваться в любом положении.

Четвертая цифра — исполнение конца вала

1- электродвигатель с одним цилиндрическим концом вала

2- электродвигатель с двумя цилиндрическими концами вала

3- электродвигатель с одним коническим концом вала

4- электродвигатель с двумя коническими концами вала

Общие сведения о двигателях АИР

Асинхронные электродвигатели серии АИ созданы специалистами стран, входящих в состав международной организации «Интерэлектро». Данная серия считается базовой, на основе которой были разработаны агрегаты в модифицированном и специализированном исполнении. Мощность таких двигателей составляет широкий диапазон, начиная от 25 Вт и заканчивая 400 кВт. Высота оси вращения также колеблется в пределах 45-355 мм.

Мощности и высоты осей вращения в агрегатах АИ исполнены в двух вариантах – Р и С. Отсюда и возникла аббревиатура АИР вместе с другой аббревиатурой АИС. Первый вариант использовался еще при Советском Союзе, а второй принят европейским электротехническим комитетом по стандартизации. Этими нормами руководствуются все зарубежные фирмы, поэтому на внутреннем российском рынке используются двигатели АИР, а на экспорт отправляются АИС. Каждый асинхронный электродвигатель АИР по своей мощности на одну ступень превышает мощность АИС при одинаковой высоте оси вращения.

  • Базовое. Включает в себя символику, в которой определяется серия, мощность и частота вращения двигателя. Например, маркировка АИР200М6, соответствует серии АИ с увязкой по варианту Р, ось вращения расположена на высоте 200 мм, М – габариты (длина) корпуса по установочным размерам, 6 – количество полюсов.
  • Основное. В этом случае базовое обозначение дополнительно включает электрическую и конструктивную модификацию, используемый вид защиты и охлаждения. Кроме того, учитывается специализированное исполнение, в том числе и в соответствии с условиями окружающей среды. Следовательно, маркировка АИРБС100М4НПТ2 будет расшифровываться следующим образом: АИР100М4 – базовое обозначение, Б – исполнение закрытого типа, охлаждение естественное без обдува, С – повышенное скольжение, Н – низкий уровень шума, П – установочные размеры повышенной точности, Т – использование в тропическом климате, 2 – категория размещения.
  • Полное. Кроме основного обозначения содержит дополнительные конструктивные и электрические характеристики. В этом случае к основному обозначению добавляется величина напряжения 220/380В, частота сети – 60, исполнение по способу монтажа и концу вала – IM2181, выводное устройство и количество штуцеров – К3-Н-3, вид фланцевого щита – F-100.

Технические характеристики

Установка и последующая работа электродвигателя АИР обязательно отстраивается от механической нагрузки подключаемой на его вал, условий подключения и эксплуатации. Технические характеристики электрической машины выбираются в соответствии с вышеперечисленными параметрами. Характеристики двигателя также указаны в паспорте или на шильде.

К основным техническим данным относятся:

  • Мощность – определяет количество перерабатываемой электроэнергии, для электродвигателей АИР этот параметр находится в пределах от 0,12 до 315кВт.
  • Питающее напряжение – в определенной степени зависит от схемы соединения обмоток. Электродвигатели АИР могут соединятся как звездой, так и треугольником, поэтому напряжение указывается для обоих способов – 220/380 или 380/660В.
  • Скорость вращения – это число оборотов за единицу времени, для марки АИР может находиться в пределах от 750об/мин до 3000об/мин.
  • КПД – определяет соотношение между израсходованной энергией и произведенной работой.
  • Допустимый температурный режим – как правило, составляет от – 40 до + 45ºС.
  • Вид монтажа – всего существует три способа для электродвигателя АИР: IM1081 – на станину (горизонтально), IM2081 и на станину, и на фланец (и горизонтально, и вертикально), IM3081 только на фланец (вертикально). Пример вариантов основного исполнения приведен на рисунке ниже:


Рис. 3. Способ монтажа электродвигателя АИР

  • Электрические и магнитные потери – определяются напряжением холостого хода и током КЗ.
  • Геометрические размеры – указывают основные габариты и расстояния от элементов электрической машины до ближайших деталей, вместе с которыми двигатели применяются.
  • Степень пыле- влагозащищенности – обозначается двумя латинскими буквами IP и парой цифр, одна из которых определяет устойчивость к пыли, а вторая к влаге.

Общепромышленное назначение некоторых из них предусматривают технические особенности, которые указываются соответствующими буквами, с которыми двигатели выпускаются:

  • Б – обеспечивает работу в условиях высокой температуры;
  • В – встраиваемые электрические машины;
  • С – с увеличенным параметром скольжения;
  • Е – с функцией принудительного торможения ротора.
  • Е2 – с ручным управлением торможением.
  • ЗЕ – трехфазное устройство для подключения в однофазную сеть.
  • Ж – для насосных установок.
  • РЗ – в моторно-редукторных приспособлениях.
  • Ш – общепромышленные электродвигатели швейной отрасли.
  • П – с монтажной характеристикой высокой точности.
  • Ф – маслоустойчивого исполнения.
  • А – используемые на атомных электростанциях.
  • Х2 – повышенной химической устойчивости.

Общая схема маркировки электродвигателей

1. Обозначение серии:

АИР, А, 4А, 5А, АД, 7AVER — общепромышленные электродвигатели с привязкой мощностей по ГОСТ 51689-2000

АИС, 6А, IMM, RA, AIS — общепромышленные электродвигатели с привязкой мощностей по евростандарту DIN (CENELEC)

АИМ, АИМЛ, ВА, АВ, ВАО2, 1ВАО, 3В — взрывозащищенные электродвигатели

АИУ, ВРП, АВР, 3АВР, ВР — взрывозащищенные рудничные электродвигатели

А4, ДАЗО4, АОМ, ДАВ, АО4 — высоковольтные электродвигатели

2. Признак модификации:

М- модернизированный электродвигатель (например: АДМ63А2У3)

К- электродвигатель с фазным ротором (например: 5 АНК280А6)

Х- электродвигатель с алюминиевой станиной (например: 5АМХ180М2У3)

Е- однофазный электродвигатель 220В (например: АИРЕ80С2У3)

Н- электродвигатель защищенного исполнения с самовентиляцией (например: 5АН200М2У3)

Ф- электродвигатель защищенного исполнения с принудительным охлаждением

С- электродвигатель с повышенным скольжением (например: АИРС180М4У3)

В- встраиваемый электродвигатель (например: АДМВ63В2У3)

Р- электродвигатель с повышенным пусковым моментом (например: АИРР180S4У3)

П- электродвигатель для привода вентилятора в птицеводческих хозяйствах («птичник»)

3. Габарит (высота оси вращения вала над установочной поверхностью) мм.:

50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355, 400

4. Установочные размеры или длина сердечника:

А, В — вариант длины сердечника

S, M, L — вариант длины сердечника и установочных размеров по длине станины

X, XK, Y, YK — вариант длины сердечника статора высоковольтных двигателей

5. Число полюсов:

2 (3000 об/мин), 4 (1500 об/мин), 6 (1000 об/мин), 8 (750 об/мин), 10 (600 об/мин), 12 (500 об/мин)

4/2, 6/4, 8/6, 12/4, 12/6, 6/4/2, 8/6/4 и т.д. — многоскоростные электродвигатели

6. Признак конструктивной модификации:

Б — электродвигатель со встроенным датчиком температурной защиты обмотки

Б1 — электродвигатель с датчиком температурной защиты обмотки и подшипниковых узлов

Б2 — электродвигатель с датчиком температурной защиты обмотки и подогревателем

Е — электродвигатель со встроенным электромагнитным тормозом (например: АИР80А2ЕУ3)

Е2 — электродвигатель со встроенным тормозом и ручкой расторможения

П — электродвигатель с повышенной точностью по установочным размерам

Ж — электтродвигатель для привода моноблочных насосов (например: АИР80А2ЖУ2)

Н — малошумный электродвигатель (например: 5АН180S4/16НЛБУХЛ4)

Л — электродвигатель для привода лифтов (например: 5АН180S4/16НЛБУХЛ4)

С — электродвигатель для привода нефтяных станков-качалок (например: АИР180S4СНУ1)

Тр — электродвигатель для осевых вентиляторов в системах охлаждения трансформаторов

Р3 — электродвигатель для мотор-редукторов

7. Климатическое исполнение (ГОСТ 15150-69)

У — для макроклиматического района с умеренным климатом

УХЛ — для макроклиматических районов с умеренным и холодным климатом

ХЛ — для макроклиматического района с холодным климатом

Т — для макроклиматических районов как с сухим, так и с влажным тропическим климатом

М — для макроклиматического района района с умеренно-холодным морским климатом

О — для всех макроклиматических районов на суше, кроме очень холодного (общеклиматическое исполнение)

В — для всех макроклиматических районов на суше и на море, кроме очень холодного (всеклиматическое исполнение)

8. Категории размещения (ГОСТ 15150-69)

1- для эксплуатации на открытом воздухе

2- для эксплуатации под навесом, в палатках, кузовных прицепах

3- для эксплуатации в помещениях без регулируемых климатических условий

4- для эксплуатации в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями

5- для эксплуатации в помещениях с повышенной влажностью

0,55 КВТ

1000 об/минDINГОСТГОСТ
Тип электродвигателяАIS80В6АИР71В6АИР80А6
Мощность Р, кВт0,55 кВт0,55 кВт0,75 кВт
Синхронная частота, об/мин100010001000
Габарит, h807180
Диаметр вала d1, мм191922
Крепление лап по ширине b10, мм125112125
Крепление лап по длине L10, мм10090100
Крепление фланца по центрам d20, мм165165165
«Замок фланца» d25, мм130130130
1500 об/минDINГОСТГОСТ
Тип электродвигателяАIS80А4АИР71А4АИР80A4
Мощность Р, кВт0,55 кВт0,55 кВт1,1 кВт
Синхронная частота, об/мин150015001500
Габарит, h807180
Диаметр вала d1, мм191922
Крепление лап по ширине b10, мм125112125
Крепление лап по длине L10, мм10090100
Крепление фланца по центрам d20, мм165165165
«Замок фланца» d25, мм130130130
3000 об/минDINГОСТГОСТ
Тип электродвигателяАIS71В2АИР63В2АИР71А2
Мощность Р, кВт0,55 кВт0,55 кВт0,75 кВт
Синхронная частота, об/мин300030003000
Габарит, h716371
Диаметр вала d1, мм141419
Крепление лап по ширине b10, мм112100112
Крепление лап по длине L10, мм908090
Крепление фланца по центрам d20, мм130130165
«Замок фланца» d25, мм110110130

Схема подключения электродвигателей

Номинальные данные приводятся в соответствии с ГОСТ28173-89.

Электродвигатели АИР, расчитанные на напряжение 220/380В, должны подключаться при соединении обмоток в «звезду»на линейное напряжение 380В, а при соединении обмоток в «треугольник» на линейное напряжение 220В.

Аналогично, электродвигатели АИР, рассчитанные на напряжение 380/660В, должны подключаться при соединении обмоток в «звезду» на линейное напряжение 660В, а при соединении обмоток в «треугольник» на линейное напряжение 380В.

У электродвигателей, рассчитанных на напряжение 380В, обмотки по умолчанию соединены в «звезду» на линейное напряжение 380В.

Иное подключение обмоток приведет к выходу электродвигателя из строя и отказу завода-изготовителя от гарантийных обязательств по причине наличия «вины потребителя».

Нюансы по эксплуатации

В случае установки и последующего использования электродвигателей АИР основного исполнения важно соблюдать и учитывать в работе некоторые нюансы, указанные заводом изготовителем, а именно:

Электродвигатель обязательно должен подключаться через систему защиты от токов короткого замыкания, перегрева, обрыва фаз, перегрузок и т.д. При выполнении монтажных работ или подключения электродвигателя АИР важно обеспечивать приток воздушного потока для охлаждения, сам кожух должен отодвигаться от препятствий не менее чем на 20мм. В случае сопряжений, вал электродвигателя АИР выставляется соосно с нагрузкой. Несмотря на способ подключения обязательно производится последующая балансировка нагрузки на валу. Важно учитывать, что балансировка ротора осуществляется без шпонок.

АСИНХРОННЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ SIEMENS

ООО «ПРОМОБОРУДОВАНИЕ»SIEMENSSIEMENSDIN EN ISO 9001

Отличительные особенности электродвигателей:

  • повышенный КПД;
  • соответствие европейским (DIN/VDE) и международным нормам (IEC/EN);
  • производство сертифицировано по стандарту DIN EN ISO 9001;
  • качественная сталь (железо, медь и алюминий);
  • улучшенные система охлаждения и подшипниковые узлы;
  • простота эксплуатации и технического обслуживания;
  • меньшие температурные нагрузки;
  • долгий срок эксплуатации обмотки и подшипников вследствие меньших температурных нагрузок;
  • пониженный шум при работе;
  • повышенная перегрузочная способность вследствие улучшенного охлаждения;
  • пригодны для работы с преобразователем частоты, стойкая изоляция DURIGNITIR2000;
  • всевозможные варианты конструктивного исполнения.

Расшифровка обозначений электродвигателей SIEMEMS

Позиция Расшифровка Пример
1.2.3. 4. Тип электродвигателя 1LA7 — трехфазный асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором.
5.6. Габарит
7. Габарит
8. Количество полюсов
9. Конструкция
10. Конструкция
11. Напряжение, схема подключения, частота.
12. Монтажное исполнение

Возможные серии электродвигателей SIEMENS

Z Опции Возможные встраиваемые опции смотрите ниже.
СерияВнешний видОписание
1LA7Электродвигатели Siemens типа 1LA7 -являются самыми популярными на российском и мировом рынках и подходят для решения большинства приводных задач. Производятся мощностью от 0,06 до 18,5 кВт, габаритами от 56 до 160.Технические характеристики
1LA9Электродвигатели Siemens типа 1LA9 -электродвигатели с повышенной мощностью, производятся мощностью от 0,14 до 24,5 кВт, габаритами с 56 по 160.Технические характеристики
1LG4Электродвигатели Siemens типа 1LG4 -производятся мощностью от 11 до 200 кВт, габаритами от 180 до 315. Предназначены для выполнения мощных приводных задач.Технические характеристики
1MG7Электродвигатели Siemens серии 1MG7 взрывозащищенной конструкции (EExdellC), производятся мощностью от 18,5 до 200 кВт, габаритами от 225 до 315.Технические характеристики
AOMЭлектродвигатели Siemens серии АОМ противовзрывного исполнения (EExdIIC) производятся мощностью от 0,25 до 37 кВт, габаритами от 71 до 200. Предназначены для работы на взрывоопасных производствах, таких, как химические, нефтеперерабатывающие, где могут возникать смеси с воздухом горючих паров или пыли.Технические характеристики

Возможные встравиваемые опции электродвигателей SIEMENSПрисоединительные размеры фланцев

Установка счетчиков и электропроводка к ним

1.5.27. Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0°С.

Счетчики общепромышленного исполнения не разрешается устанавливать в помещениях, где по производственным условиям температура может часто превышать +40°С, а также в помещениях с агрессивными средами.

Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20°С.

1.5.28. Счетчики, предназначенные для учета электроэнергии, вырабатываемой генераторами электростанций, следует устанавливать в помещениях со средней температурой окружающего воздуха +15+25°С. При отсутствии таких помещений счетчики рекомендуется помещать в специальных шкафах, где должна поддерживаться указанная температура в течение всего года.

1.5.29. Счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУП), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.

Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.

Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8-1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

1.5.30. В местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц (проходы, лестничные клетки и т. п.), для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата. Аналогичные шкафы должны устанавливаться также для совместного размещения счетчиков и трансформаторов тока при выполнении учета на стороне низшего напряжения (на вводе у потребителей).

1.5.31. Конструкции и размеры шкафов, ниш, щитков и т. п. должны обеспечивать удобный доступ к зажимам счетчиков и трансформаторов тока. Кроме того, должна быть обеспечена возможность удобной замены счетчика и установки его с уклоном не более 1°. Конструкция его крепления должна обеспечивать возможность установки и съема счетчика с лицевой стороны.

1.5.32. Электропроводки к счетчикам должны отвечать требованиям, приведенным в гл. 2.1 и 3.4.

1.5.33. В электропроводке к расчетным счетчикам наличие паек не допускается.

1.5.34. Сечения проводов и кабелей, присоединяемых к счетчикам, должны приниматься в соответствии с 3.4.4 (см. также 1.5.19).

1.5.35. При монтаже электропроводки для присоединения счетчиков непосредственного включения около счетчиков необходимо оставлять концы проводов длиной не менее 120 мм. Изоляция или оболочка нулевого провода на длине 100 мм перед счетчиком должна иметь отличительную окраску.

1.5.36. Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику.

Трансформаторы тока, используемые для присоединения счетчиков на напряжении до 380 В, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.

1.5.37. Заземление (зануление) счетчиков и трансформаторов тока должно выполняться в соответствии с требованиями гл. 1.7. При этом заземляющие и нулевые защитные проводники от счетчиков и трансформаторов тока напряжением до 1 кВ до ближайшей сборки зажимов должны быть медными.

1.5.38. При наличии на объекте нескольких присоединений с отдельным учетом электроэнергии на панелях счетчиков должны быть надписи наименований присоединений.

Степень защиты IPxx (ГОСТ 17494-87)

Первая цифра — защита от проникновения твердых тел

— незащищенный электродвигатель

1- электродвигатель, защищенный от твердых тел, диаметром более 50 мм

2- электродвигатель, защищенный от твердых тел, диаметром более 12 мм

3- электродвигатель, защищенный от твердых тел, диаметром более 2,5 мм

4- электродвигатель, защищенный от твердых тел, диаметром более 1,0 мм

5- электродвигатель, защищенный от пыли

Вторая цифра — защита от проникновения воды

— незащищенный электродвигатель

1- электродвигатель, защищенный от вертикально капающей воды

2- электродвигатель, защищенный от падающих капель под углом до 15º к вертикали

3- электродвигатель, защищенный от падающих капель под углом до 60º к вертикали (от дождя)

4- электродвигатель, защищенный от воды, разбрызгиваемой со всех направлений

5- электродвигатель, защищенный от водяных струй со всех направлений.

Возможные встраиваемые опции электродвигателей SIEMENS

ОпцияОписание
А 11Защита двигателя РТС — термисторами с 3 температурными датчиками для аварийного отключения
А 12Защита двигателя РТС — термисторами с 6 температурными датчиками для аварийного отключения и сигнализации
А 23Датчик температуры двигателя со встроенным термистором KTY 84-130
А 25Датчик температуры двигателя со встроенными 2 термисторами KTY 84-130
М 72Исполнение для Zone 2 прямое включение в сеть (Ex nA II T3)
М 73Исполнение для Zone 2 питание от частотного привода (Ex nA II T3)
М 34Исполнение для Zone 21 (IP65) прямое включение в сеть
М 38Исполнение для Zone 21 (IP65) питание от частотного привода
М 35Исполнение для Zone 22 (IP55) прямое включение в сеть
М 39Исполнение для Zone 22 (IP55) питание от частотного привода
Н 57Энкодер (HTL)
Н 58Энкодер (TTL)
G 17Принудительное охлаждение
H 61Принудительное охлаждение и энкодер (HTL)
H 97Принудительное охлаждение и энкодер (TTL)
G 26Тормоз и энкодер
H 62Тормоз и энкодер (HTL)
H 98Тормоз и энкодер (TTL)
H 63Тормоз и принудительное охлаждение
H 64Тормоз, и принудительное охлаждение и энкодер (HTL)
H 99Тормоз и принудительное охлаждение и энкодер (TTL)
K 82Ручной привод тормоза
C 00Питание тормоза 24 В постоянного тока
C 01Питание тормоза 400В, 50 Гц
C 02Питание тормоза 180 В постоянного тока (от ММ411-ECOFAST)
G 50Посадочное место установки датчика вибрации для контроля подшипников
K 50Исполнение IP 65
K 52Исполнение IP 55
K 16Второй рабочий конец вала (Стандартный)
K 20Подшипники для случая повышенной нагрузки на вал
K 37Малошумное исполнение для 2 полюсных двигателей, направление вращения по часовой стрелке
K38Малошумное исполнение для 2 полюсных двигателей, направление вращения против часовой стрелки
K 45Антиконденсатный подогрев 230 В
K 46Антиконденсатный подогрев 115 В
К9, 10Клемная коробка сбоку
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]