Станция управления и защиты СУиЗ «Лоцман+ L2» — автоматика для погружного насоса ЭЦВ или центробежного насоса и его электродвигателя


МаркиМасса, кгТок электродвигателя, АСтепень защиты корпусаГабаритные размеры, мм, не болееМощность двигателя, кВт
СУиЗ Лоцман+ L2 — 2581…25IP 54310х420х1500.3…11
СУиЗ Лоцман+ L2 — 4089…17IP 54310х420х1509…17
СУиЗ Лоцман+ L2 — 801155…80IP 54505х300х19022…37
СУиЗ Лоцман+ L2 — 1001675…100IP 54500х400х22030…45
СУиЗ Лоцман+ L2 — 16025115…160IP 54650х500х22045…75
СУиЗ Лоцман+ L2 — 20027155…205IP 54650х500х22075…90

Основные технические характеристики

НаименованиеЗначение
Номинальное напряжение питания, В / частота тока, Гц~380/50
Количество вводов питания, шт.1
Допустимое отклонение напряжения питания от номинала, %+10 — 15
Максимальный ток подключаемого электродвигателя, А (в зависимости от исполнения)200
Диапазон температуры эксплуатации, °С-40…+40
Степень защиты оболочки по ГОСТ 14254-80IP54
Ввод электропитания, электродвигателя и датчиковв нижней части шкафа
Вид климатического исполненияУ2

Марки и характеристики насосов СУиЗ Лоцман+ L2

Для горизонтальной прокрутки таблицы наведите на нее курсор и используйте колесико мыши, удерживая клавишу Shift.

МаркиРекомендуемая мощность двигателя, кВтМасса, кгТок электродвигателя макс., АСтепень защиты корпусаГабаритные размеры, мм, не более
СУиЗ Лоцман+ L2 — 250.3…11825IP 54310х420х150
СУиЗ Лоцман+ L2 — 409…17840IP 54310х420х150
СУиЗ Лоцман+ L2 — 8022…371180IP 54505х300х190
СУиЗ Лоцман+ L2 — 10030…4516100IP 54500х400х220
СУиЗ Лоцман+ L2 — 16045…7525160IP 54650х500х220
СУиЗ Лоцман+ L2 — 20075…9027200IP 54650х500х220

СУиЗ обеспечивает защиту в следующих ситуациях:

  • «сухой» ход (при использовании соответствующего датчика);
  • перегрузка двигателя – настраивается пользователем в диапазоне 1…300 А;
  • недогрузка двигателя (защита от «сухого» хода без дополнительного датчика) – настраивается пользователем в диапазоне 0,5…299 А;
  • неправильное чередование или отсутствие питающих фаз (проверяется при включении);
  • слишком высокое или слишком низкое питающее напряжение – настраивается пользователем в диапазоне 180…245 В;
  • обрыв/перекос фаз;
  • неправильное срабатывание датчиков уровня (при автоматическом режиме работы);
  • низкое сопротивление изоляции электродвигателя – менее 15 кОм.

Ручной режим работы


Ручной режим предназначен для местного управления двигателем при проведении монтажных или сервисных работ. Включение/отключение двигателя происходит только при нажатии кнопок «Пуск»/«Стоп», расположенных на лицевой панели МК. Переход к ручному режиму происходит при изменении оператором значения параметра 1 установочного меню МК. При ручном режиме работы задействованы все защиты, кроме контроля правильности срабатывания датчиков уровня. При срабатывании защиты двигатель отключается и на дисплее отображается мигающий код аварийной ситуации со звуковым сигналом до вмешательства оператора.
Таймеры времени продолжительности работы, времени включения и отключения не используются.

Устройство и принцип работы

Станция состоит из щита со съемной монтажной панелью. Внутри щита установлены:

  • микроконтроллер;
  • клеммные блоки;
  • автоматический выключатель;
  • токовые трансформаторы;
  • электромагнитный пускатель;
  • сигнальный светодиод на дверце.

На дверце щита находятся кнопки управления станцией «Пуск» и «Стоп». Сверху и снизу СУиЗ «Лоцман+» находятся клеммные зажимы для подключения к сети. Так же имеются зажимы для подключения внешних датчиков. На левой боковой стенке щита предусмотрено отверстие для установки болта заземления станции Сбоку предусмотрено отверстия для заземления станции управления.

Автоматический режим по датчикам уровня

В данном режиме происходит автоматическое включение/отключение двигателя насоса по дискретным датчикам давления или уровня. В зависимости от выбранной пользователем функции станции возможно автоматическое поддержание уровня воды в резервуаре или осушение дренажного приямка.

Функция «Налив»

При опускании столба жидкости ниже датчика нижнего уровня, происходит проверка состояния питающей сети, двигателя и правильности сигналов датчиков. После этого происходит включение двигателя насоса. В процессе налива постоянно ведется контроль токов и напряжений, которые должны лежать в пределах уставок, заданных в установочном меню. При выходе значений за диапазон уставок в течение заданного времени, произойдет аварийное отключение электродвигателя. На индикаторе отобразится код случившейся ошибки и время до следующего запуска двигателя. Также в процессе работы проверяется состояние входа “Внешнее управление” и состояние датчика “сухого” хода. При наполнении емкости до верхнего уровня произойдет отключение двигателя и МК перейдет к ожиданию слива.

В автоматическом режиме постоянно происходит контроль состояния контактов датчиков уровня.

Как только возникает ситуация с неправильным срабатыванием контактов датчиков (например, датчик верхнего уровня сработал раньше нижнего), начинают мигать светодиоды уровней и через 2 секунды срабатывает защита. Двигатель отключается и на индикаторе отображается мигающий код аварии. Ошибка сбросится автоматически после восстановления сигналов с датчиков.

В автоматическом режиме доступны дополнительные функции, такие как таймер аварийного отключения и таймеры задержки включения/отключения.

Таймер аварийного отключения предназначен для исключения перелива вследствие отказа одного из датчиков уровня (например, часты случаи замерзания датчиков верхнего уровня на водонапорных башнях). Задача таймера — отключить двигатель по истечении заданного в установочном меню времени (в минутах), если не сработал датчик верхнего уровня. Таймер запускается вместе с включением двигателя при наливе и обнуляется при отключении двигателя. Если датчик уровня сработал по времени раньше таймера, то таймер останавливается до следующего включения двигателя. При срабатывании таймера и истечении времени перезапуска после аварии, работа станции будет продолжена в штатном режиме, МК будет ожидать опускании уровня жидкости.

Таймеры задержки включения/отключения позволяют игнорировать ложные сигналы уровней при возможных гидроударах на длинных линиях, происходящие после включения и отключения двигателя. Команда запуска или останова двигателя будет выполнена только после стабилизации скачков давления и неизменном состоянии контактов датчиков в течение заданного пользователем времени. Также с помощью таймеров задержек возможно организовать групповой (каскадный) режим работы нескольких насосов на одну накопительную или дренажную емкость от общих датчиков уровня. Время включения/отключения каждой станции из группы настраивается в зависимости от условий работы на время до 180 секунд.

Функция «Дренаж»

Работа станции при дренаже идентична работе при наливе за исключением обратного порядка включения/ отключения двигателя при изменении уровня жидкости. При достижении жидкостью верхнего уровня произойдет запуск двигателя. После того, как уровень достигнет минимального уровня, двигатель будет остановлен, станция будет ожидать наполнения емкости до верхнего уровня. Как и при наливе, возможно использование функций задержки пуска, останова и аварийного отключения.

Функции задержки пуска и останова при дренаже аналогичные с наливом, таймер аварийного отключения включается вместе с двигателем и сбрасывается при достижении нижнего уровня.

Технические характеристики

МаркиМасса, кгТок электродвигателя, АСтепень защиты корпусаГабаритные размеры, мм, не болееМощность двигателя, кВт
СУиЗ Лоцман+ L2 — 2581…25IP 54310х420х1500.3…11
СУиЗ Лоцман+ L2 — 4089…17IP 54310х420х1509…17
СУиЗ Лоцман+ L2 — 801155…80IP 54505х300х19022…37
СУиЗ Лоцман+ L2 — 1001675…100IP 54500х400х22030…45
СУиЗ Лоцман+ L2 — 16025115…160IP 54650х500х22045…75
СУиЗ Лоцман+ L2 — 20027155…205IP 54650х500х22075…90

Основные технические характеристики

Номинальное напряжение питания, В / частота тока, Гц~380/50
Количество вводов питания, шт.1
Допустимое отклонение напряжения питания от номинала, %+10 — 15
Максимальный ток подключаемого электродвигателя, А (в зависимости от исполнения)200
Диапазон температуры эксплуатации, °С-40…+40
Степень защиты оболочки по ГОСТ 14254-80IP54
Ввод электропитания, электродвигателя и датчиковв нижней части шкафа
Вид климатического исполненияУ2

Входные сигналы шкафа управления

Наименование входного сигналаВид сигнала
Датчик “сухого” хода~ 15В
Датчик верхнего уровня
Датчик нижнего уровня
«Внешнее» управление

Выходные сигналы шкафа управления

Наименование выходного сигналаХарактеристика
Настраиваемое пользователем событие (выбирается в установочном меню МК)НО/НЗ контакты реле ~250В, 1А

СУиЗ обеспечивает работу насоса в следующих режимах:

  • «Ручной» — включение двигателя насоса от кнопок на лицевой панели контроллера;
  • «Автоматический» — управление по сигналу от датчика(ов) давления или уровня.

СУиЗ обеспечивает в автоматическом режиме выполнение следующих основных функций:

  • налив/дренаж емкости по сигналам от дискретных датчиков уровня различного типа (электродные, ЭКМ, поплавковые и пр.);
  • налив/дренаж емкости по таймеру и одному из датчиков уровня (время таймера от 1 до 180 минут);
  • налив/дренаж емкости по реле давления;
  • удаленное включение/отключение двигателя станции по сигналу внешнего управления.

СУиЗ обеспечивает защиту в следующих ситуациях:

  • «сухой» ход (при использовании соответствующего датчика);
  • перегрузка двигателя – настраивается пользователем в диапазоне 1…300 А;
  • недогрузка двигателя (защита от «сухого» хода без дополнительного датчика) – настраивается пользователем в диапазоне 0,5…299 А;
  • неправильное чередование или отсутствие питающих фаз (проверяется при включении);
  • слишком высокое или слишком низкое питающее напряжение – настраивается пользователем в диапазоне 180…245 В;
  • обрыв/перекос фаз;
  • неправильное срабатывание датчиков уровня (при автоматическом режиме работы);
  • низкое сопротивление изоляции электродвигателя – менее 15 кОм.

Ручной режим работы

Ручной режим предназначен для местного управления двигателем при проведении монтажных или сервисных работ. Включение/отключение двигателя происходит только при нажатии кнопок «Пуск»/«Стоп», расположенных на лицевой панели МК. Переход к ручному режиму происходит при изменении оператором значения параметра 1 установочного меню МК. При ручном режиме работы задействованы все защиты, кроме контроля правильности срабатывания датчиков уровня. При срабатывании защиты двигатель отключается и на дисплее отображается мигающий код аварийной ситуации со звуковым сигналом до вмешательства оператора.

Таймеры времени продолжительности работы, времени включения и отключения не используются.

Автоматический режим по датчикам уровня

В данном режиме происходит автоматическое включение/отключение двигателя насоса по дискретным датчикам давления или уровня. В зависимости от выбранной пользователем функции станции возможно автоматическое поддержание уровня воды в резервуаре или осушение дренажного приямка.

Функция «Налив»

При опускании столба жидкости ниже датчика нижнего уровня, происходит проверка состояния питающей сети, двигателя и правильности сигналов датчиков. После этого происходит включение двигателя насоса. В процессе налива постоянно ведется контроль токов и напряжений, которые должны лежать в пределах уставок, заданных в установочном меню. При выходе значений за диапазон уставок в течение заданного времени, произойдет аварийное отключение электродвигателя. На индикаторе отобразится код случившейся ошибки и время до следующего запуска двигателя. Также в процессе работы проверяется состояние входа “Внешнее управление” и состояние датчика “сухого” хода. При наполнении емкости до верхнего уровня произойдет отключение двигателя и МК перейдет к ожиданию слива.

В автоматическом режиме постоянно происходит контроль состояния контактов датчиков уровня.

Как только возникает ситуация с неправильным срабатыванием контактов датчиков (например, датчик верхнего уровня сработал раньше нижнего), начинают мигать светодиоды уровней и через 2 секунды срабатывает защита. Двигатель отключается и на индикаторе отображается мигающий код аварии. Ошибка сбросится автоматически после восстановления сигналов с датчиков.

В автоматическом режиме доступны дополнительные функции, такие как таймер аварийного отключения и таймеры задержки включения/отключения.

Таймер аварийного отключения предназначен для исключения перелива вследствие отказа одного из датчиков уровня (например, часты случаи замерзания датчиков верхнего уровня на водонапорных башнях). Задача таймера — отключить двигатель по истечении заданного в установочном меню времени (в минутах), если не сработал датчик верхнего уровня. Таймер запускается вместе с включением двигателя при наливе и обнуляется при отключении двигателя. Если датчик уровня сработал по времени раньше таймера, то таймер останавливается до следующего включения двигателя. При срабатывании таймера и истечении времени перезапуска после аварии, работа станции будет продолжена в штатном режиме, МК будет ожидать опускании уровня жидкости.

Таймеры задержки включения/отключения позволяют игнорировать ложные сигналы уровней при возможных гидроударах на длинных линиях, происходящие после включения и отключения двигателя. Команда запуска или останова двигателя будет выполнена только после стабилизации скачков давления и неизменном состоянии контактов датчиков в течение заданного пользователем времени. Также с помощью таймеров задержек возможно организовать групповой (каскадный) режим работы нескольких насосов на одну накопительную или дренажную емкость от общих датчиков уровня. Время включения/отключения каждой станции из группы настраивается в зависимости от условий работы на время до 180 секунд.

Функция «Дренаж»

Работа станции при дренаже идентична работе при наливе за исключением обратного порядка включения/ отключения двигателя при изменении уровня жидкости. При достижении жидкостью верхнего уровня произойдет запуск двигателя. После того, как уровень достигнет минимального уровня, двигатель будет остановлен, станция будет ожидать наполнения емкости до верхнего уровня. Как и при наливе, возможно использование функций задержки пуска, останова и аварийного отключения.

Функции задержки пуска и останова при дренаже аналогичные с наливом, таймер аварийного отключения включается вместе с двигателем и сбрасывается при достижении нижнего уровня.

Автоматический режим по таймеру и датчику верхнего (нижнего) уровня.

Данный режим предусмотрен для таких условий, где установка датчика верхнего уровня не представляется возможным (например, на водонапорных башнях при сильных морозах происходит его обмерзание и, соответственно, отказ), а использование электроконтактного манометра затруднено по каким-либо причинам. В этом случае устанавливается всего один датчик уровня, по срабатыванию которого происходит налив/дренаж емкости в течение необходимого для наполнения или осушения времени. Датчик верхнего уровня в этом режиме не используется. Функция налива или дренажа выбирается в установочном меню МК. При наливе используется вход датчика нижнего уровня, при дренаже — вход датчика верхнего уровня.

При наливе

Если датчик в разомкнутом состоянии, что означает отсутствие жидкости в емкости, то происходит включение двигателя насоса на время от 1 до 180 минут (изменяется пользователем в установочном меню). Время наполнения конкретной емкости подбирается пробным путем в ручном режиме. После окончания времени налива МК будет ожидать размыкания датчика нижнего уровня, и после этого снова будет повторять циклы налива.

При дренаже

Если датчик в замкнутом состоянии, что означает заполнение емкости, то происходит включение двигателя на время от 1 до 180 минут. Время осушения конкретной емкости подбирается пробным путем в ручном режиме. После окончания времени слива МК будет ожидать замыкания датчика нижнего уровня, и после этого снова будет повторять циклы слива.

Как и во всех остальных режимах, осуществляется проверка всех используемых параметров защиты перед запуском и во время работы двигателя.

Дистанционное управление работой двигателя

Удаленное управление возможно с помощью входа «Внешнее управление» станции. Данный вход должен быть задействован в установочном меню МК. В автоматических режимах замыкание данного входа разрешает работу станции в данном режиме, размыкание – запрещает работу. Двигатель будет включен только при срабатывании датчиков уровня согласно используемому режиму и функции. Перезапуск после аварийной ситуации произойдет автоматически по истечении заданного времени выдержки.

В ручном режиме при замыкании входа сразу происходит запуск электродвигателя, при размыкании – отключение. После срабатывания защиты двигатель будет отключен и на индикаторе останется мигающий код аварии. Сброс аварии и перезапуск при задействованном входе «Внешнее управление» — размыкание этого входа или нажатие кнопки «Стоп» МК. Авария будет сброшена и, в зависимости от состояния входа, двигатель будет включен/отключен.

При задействованном входе «Внешнее управление» кнопки «Пуск» и «Стоп» МК заблокированы.

Дистанционная передача сигналов работы

Для дистанционной передачи сигналов на диспетчерский пульт или АСУ ТП в станции используется электромагнитное реле K2 контроллера с перекидным контактом.

Замыкание контактов реле происходит в зависимости от выбранного условия в специальном пункте установочного меню МК. Доступны следующие варианты срабатывания реле:

  • работа станции;
  • авария станции;
  • двигатель включен/отключен;
  • состояние входа «Внешнее управление»;
  • состояние входа «Датчик верхнего уровня»;
  • состояние входа «Датчик нижнего уровня»;
  • состояние входа «Датчик сухого хода».

При необходимости, можно получить сигнал «Двигатель включен/отключен», используя дополнительный НО контакт, находящийся в контакторе.

Подробнее ознакомиться с работой станции можно в документах «Руководство по программированию L2» и «Руководство по эксплуатации Лоцман+ L2».

Использование различных типов датчиков уровня

Условное обозначение

Например СУиЗ Лоцман+ L2-25-IP54-У2 ТУ 3432-112-00217975-2011, где:

  • Лоцман+ L2 – станция управления и защиты L2;
  • 25 – максимальный рабочий ток подключаемого электродвигателя, А;
  • IP54 – степень защиты оболочки по ГОСТ 14254-96;
  • У2 – климатическое исполнение и категория размещения.

Автоматический режим по таймеру и датчику верхнего (нижнего) уровня.

Данный режим предусмотрен для таких условий, где установка датчика верхнего уровня не представляется возможным (например, на водонапорных башнях при сильных морозах происходит его обмерзание и, соответственно, отказ), а использование электроконтактного манометра затруднено по каким-либо причинам. В этом случае устанавливается всего один датчик уровня, по срабатыванию которого происходит налив/дренаж емкости в течение необходимого для наполнения или осушения времени. Датчик верхнего уровня в этом режиме не используется. Функция налива или дренажа выбирается в установочном меню МК. При наливе используется вход датчика нижнего уровня, при дренаже — вход датчика верхнего уровня.

При наливе

Если датчик в разомкнутом состоянии, что означает отсутствие жидкости в емкости, то происходит включение двигателя насоса на время от 1 до 180 минут (изменяется пользователем в установочном меню). Время наполнения конкретной емкости подбирается пробным путем в ручном режиме. После окончания времени налива МК будет ожидать размыкания датчика нижнего уровня, и после этого снова будет повторять циклы налива.

При дренаже

Если датчик в замкнутом состоянии, что означает заполнение емкости, то происходит включение двигателя на время от 1 до 180 минут. Время осушения конкретной емкости подбирается пробным путем в ручном режиме. После окончания времени слива МК будет ожидать замыкания датчика нижнего уровня, и после этого снова будет повторять циклы слива. Как и во всех остальных режимах, осуществляется проверка всех используемых параметров защиты перед запуском и во время работы двигателя.

Принятие решения о внедрении

Итак, предположим, что вы являетесь одним из руководителей предприятия или организации. В вашем подчинении находятся конструкторско-технологические отделы, производство, снабжение, сбыт, бухгалтерия, отдел кадров и другие подразделения. На предприятии уже выполняется автоматизация деятельности отдельных служб. Ваши конструкторы используют при трехмерном проектировании КОМПАС-3D и SolidWorks, подготавливают чертежи в КОМПАС-График, технологи активно эксплуатируют КОМПАС-Автопроект, бухгалтерия ведет учет в «1С:Предприятие», в цехах применяют автоматизированные системы расчета режимов резания и сварки. Все довольно неплохо, однако почему-то эффект от внедрения автоматизации оказался не столь существенным, как ожидалось.

В последнее время все чаще случается, что вашему предприятию необходимо оперативно перестроить производство на выпуск новой продукции. Но пока конструкторы выпустят документацию, передадут ее технологам на согласование, потом отработают замечания и вновь отдадут для подготовки технологической документации, а потом — снабженцам, экономистам — глядишь, а конкуренты уже и опередили… И главное — столько денег в эту автоматизацию вложили! В чем же дело?

Один из немногих экономически и технологически выгодных способов выхода из данной ситуации — создание и использование единой информационной среды на предприятии, ее прозрачность (конечно, при условии соблюдения разграничения доступа к информации!), а также параллельное выполнение работ многими специалистами во время конструкторско-технологической подготовки производства. Средством для реализации всех этих задач и является ЛОЦМАН:PLM. Данная система призвана аккумулировать в себе производственную и управленческую информацию, предоставлять ее инженерным службами в соответствии с определенными на предприятии правилами, обеспечивать обмен заданиями между отделами и специалистами. Безусловно, речь идет об информации, представленной в электронном виде, обмене данными между составляющими единого программного комплекса. Таким, к примеру, является комплекс, помимо ЛОЦМАН:PLM, включающий:

• системы автоматизации конструкторской подготовки производства КОМПАС-3D и КОМПАС-График;

• систему автоматизации технологической подготовки производства КОМПАС-Автопроект;

• набор единых баз данных (справочников) серии ЛОЦМАН, к которым могут обращаться остальные компоненты комплекса.

Работа с документацией в ЛОЦМАН:PLM строится на основе требований, предъявляемых отраслевыми стандартами.

Дистанционное управление работой двигателя

Удаленное управление возможно с помощью входа «Внешнее управление» станции. Данный вход должен быть задействован в установочном меню МК. В автоматических режимах замыкание данного входа разрешает работу станции в данном режиме, размыкание – запрещает работу. Двигатель будет включен только при срабатывании датчиков уровня согласно используемому режиму и функции. Перезапуск после аварийной ситуации произойдет автоматически по истечении заданного времени выдержки.

В ручном режиме при замыкании входа сразу происходит запуск электродвигателя, при размыкании – отключение. После срабатывания защиты двигатель будет отключен и на индикаторе останется мигающий код аварии. Сброс аварии и перезапуск при задействованном входе «Внешнее управление» — размыкание этого входа или нажатие кнопки «Стоп» МК. Авария будет сброшена и, в зависимости от состояния входа, двигатель будет включен/отключен.

При задействованном входе «Внешнее управление» кнопки «Пуск» и «Стоп» МК заблокированы.

Применение

  • для обеспечения управления, контроля и защиты насосов (погружных/центробежных), которые применяются на водоканалах, в структурах ЖКХ;
  • для обеспечения контроля и управления насосов (погружных/центробежных), работающих в системах водоснабжения/водоотведения промышленных предприятий;
  • в сельском хозяйстве для контроля и защиты насосов (погружных/центробежных), задействованных в системах полива сельхозугодий;
  • в системах повышения давления жилых и промышленных объектов;
  • на объектах теплоэнергетики для обеспечения управления, контроля и защиты насосов (погружных/центробежных), задействованных в системе обеспечения технической водой;
  • автоматическое осушение дренажного приямка по датчикам уровня;
  • на производственных объектах для обеспечения управления, контроля и защиты узлов и механизмов, в составе которых используются трехфазные асинхронные электродвигатели.

Дистанционная передача сигналов работы

Для дистанционной передачи сигналов на диспетчерский пульт или АСУ ТП в станции используется электромагнитное реле K2 контроллера с перекидным контактом.

Замыкание контактов реле происходит в зависимости от выбранного условия в специальном пункте установочного меню МК. Доступны следующие варианты срабатывания реле:

  • работа станции;
  • авария станции;
  • двигатель включен/отключен;
  • состояние входа «Внешнее управление»;
  • состояние входа «Датчик верхнего уровня»;
  • состояние входа «Датчик нижнего уровня»;
  • состояние входа «Датчик сухого хода».

При необходимости, можно получить сигнал «Двигатель включен/отключен», используя дополнительный НО контакт, находящийся в контакторе.

Подробнее ознакомиться с работой станции можно в документах «Руководство по программированию L2» и «Руководство по эксплуатации Лоцман+ L2».

Специально для вашего предприятия: адаптация системы

После установки и первичной настройки системы необходимо адаптировать ЛОЦМАН:PLM к работе на вашем предприятии — выполнить точную настройку баз данных.

Предприятия и организации в повседневной деятельности подчиняются требованиям, предъявляемым к производственной документации государственными и отраслевыми стандартами. Для проектировщиков это СПДС (Система проектной документации для строительства) и СНиП (Строительные нормы и правила), для машиностроителей — ЕСКД (Единая система конструкторской документации) и ЕСТД (Единая система технологической документации) и т.д.

Естественно, что структура данных в ЛОЦМАН:PLM строится в соответствии с этими требованиями. В основу каждой базы данных в системе закладывается исходная конфигурация, которая представляет собой набор групп пользователей, типов объектов и документов, их свойств, состояний и взаимосвязей — предметов и понятий, используя которые можно смоделировать работу с документацией и объектами производства. Такой набор называется метаданными.

Базовая совокупность метаданных берет за основу отраслевой стандарт и определяет сферу применения системы, а также правила документооборота внутри нее, чем, по существу, инициирует появление нового члена семейства ЛОЦМАН — «ЛОЦМАН Машиностроение», «ЛОЦМАН СПДС» или «ЛОЦМАН ПКО» (Проектно-конструкторский отдел) и т.д. Любой из них является самостоятельным программным продуктом, располагает индивидуальным набором функциональных возможностей и оперирует определенным набором объектов материального мира, например в «ЛОЦМАН Машиностроение» это детали, сборочные единицы, технологии, инструменты и т.д.; в «ЛОЦМАН СПДС» используются объекты строительства, разделы, стадии и т.п.

Дерево метаданных базы «ЛОЦМАН ПКО»

В то же время основополагающие принципы работы с системой независимо от базовых настроек являются общими. Это дает возможность говорить о ЛОЦМАН:PLM в целом. К примеру, если рассмотреть вариант развертывания ЛОЦМАН:PLM на машиностроительном предприятии, то при создании базы данных администратор уже вложил в нее все необходимые описания и свойства сборочных единиц, деталей, комплектов чертежей и т.п. Однако в границах отраслевых нормативов часто существуют особенности ведения и оформления документации, которые могут быть не охвачены базовым набором метаданных. Например, некоторые конструкторы совмещают свою основную деятельность с функциями нормоконтроля, а все изделия имеют, кроме основного, дополнительный номер, используемый внутри предприятия.

Чтобы учесть все эти нюансы и сделать работу в системе удобной для специалистов, необходимо выполнить адаптацию метаданных. С этим легко справится специалист, которого мы заранее определили как опытного пользователя, поскольку настройка метаданных не требует владения приемами программирования. Редактировать метаданные могут только администратор системы и пользователь, которому он дал на это право, — администратор базы данных.

Метаданные базы представлены в виде дерева, что дает возможность легко ориентироваться в структуре и быстро находить нужные объекты.

При настройке метаданных закладывается второй уровень защиты информации в базе данных. Он предусматривает объединение пользователей, выполняющих сходные производственные функции, в группы и определение для них круга доступной информации и уровня доступа к ней. Это касается как объектов производства (например, сборочных единиц, оборудования, чертежей, элементов маршрута), так и их отдельных характеристик. Конструктору, как правило, ни к чему коды, которыми оперируют расцеховщики, а работникам канцелярии не нужен доступ к информации о проектируемых изделиях и т.п.

Кроме того, группам пользователей можно разрешить или запретить создавать установленные типы объектов и документов или давать им определенные признаки.

Права доступа, назначенные при настройке метаданных, можно директивно переопределить при работе с данными, но для этого нужно обладать соответствующими полномочиями, которые также даются при настройке базы данных.

Централизованное управление правами доступа к метаданным позволяет избежать произвольного изменения документации в условиях совместной работы с информацией.

После настройки метаданных пришел черед наполнить новые базы информацией, которая раньше была накоплена вашими сотрудниками в различных системах управления данными. Здесь опять придется привлечь к работе системного администратора или специалиста, хорошо знающего структуру базы данных, из которой будет выполняться импорт, а также:

• знающего основы программирования, алгоритмизации, SQL;

• имеющего понятие о XML как о формате представления данных.

Этот сотрудник с помощью средств, предоставляемых ЛОЦМАН:PLM, сможет составить алгоритм импорта данных из любой системы, к которой возможен доступ через интерфейс ODBC, в XML-документы, имеющие формат системы ЛОЦМАН, а затем выполнить перенос данных.

Если вы прежде использовали популярную у машиностроителей систему управления проектом и электронным архивом КОМПАС-Менеджер, то ваш сотрудник сможет использовать готовый алгоритм импорта данных из базы КОМПАС-Менеджер в базу ЛОЦМАН:PLM, который поставляется вместе с системой. Этот алгоритм поможет быстро и без потери данных конвертировать накопленную информацию, включая извещения, техпроцессы, переписку, проработки в ЛОЦМАН:PLM. Его использование при переходе к более современной системе управления данными сохранит и время системного администратора, и нервы пользователей, которые увидят все свои рабочие материалы в новой базе.

Теперь система готова к работе, наполнена данными, и именно сейчас наступает момент, когда предприятие наконец-то сможет в полном объеме воспользоваться всеми заложенными в ЛОЦМАН:PLM преимуществами и возможностями.

Настройка метаданных в ЛОЦМАН:PLM

Использование различных типов датчиков уровня

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]