Как пользоваться мультиметром в автомобиле: подробная инструкция для чайников

Всем привет! Думаю, многие автомобилисты и просто электрики согласятся, что наличие мультиметра очень помогает в повседневной жизни. Он может пригодиться в быту и при обслуживании или ремонте транспортного средства. Потому сегодня поговорим немного о том, как пользоваться мультиметром и делать это правильно.

Можете называть устройство тестером, мультиметром (МТМ) или цешкой. Хотя тестер и МТМ не совсем одно и то же. Но предлагаю не зацикливаться на обозначениях, а просто поговорить на актуальную тему.

С помощью таких устройств можно проверить параметры напряжения, работу электрического оборудования, сделать замеры тока и сопротивления. Вообще МТМ являются многофункциональными устройствами, и должны находиться в автомобиле каждого водителя.

Применение инструмента

Существует несколько основных работ, которые позволяет выполнить подобная отвертка. Чаще всего применяется она для проверки работоспособности розеток и выключателей. Также очень часто она позволяет выполнить проверку исправного состояния различных удлинителей совершенно безопасно.
Более того, проверять таким фазоопределителем можно не только наличие фазового напряжения, но наличие заземления. Чтобы осуществить подобную проверку, необходимо рабочим жалом инструмента прикоснуться к контакту фазы розетки. Такой контакт выполняется в виде медной полоски, которая располагается рядом с входными отверстиями для вилки.

Индикаторная отвертка используется для проверки работоспособности выключателей и розеток.

Если загорание светового элемента не произошло, значит, заземление работает. Противоположная ситуация говорит о том, что заземление «пробито», следовательно, необходимо выполнить проверку всей электропроводки.

Очень часто с помощью ручного тестера можно определить фазу на люстре или других световых приборах. Фазовые токи должны находиться на внутренних контактах и ни в коем случае не на резьбе. Если возникла обратная ситуация, то пользоваться таким световым прибором нельзя, чтобы избежать замыкания всей проводки.

Проверка подачи тока в подобной ситуации должна выполняться крайне осторожно, поскольку одновременное касание обоих контактов приведет к возникновению короткого замыкания всей цепи. Также подобные отвертки можно применять тогда, когда наблюдается потеря напряжения в сети, которая может происходить вследствие переходов лишних токов на любой бытовой прибор

В этом случае необходимо подключить этот прибор и установить на его корпус жало прибора. Тусклое свечение светового диода будет свидетельствовать о присутствии утечки. Если же, наоборот, свет стал намного ярче обычного, значит наблюдается прямое подключение фазы на корпус. В обоих таких случаях световой прибор следует немедленно отключить и подвергнуть его ремонту

Также подобные отвертки можно применять тогда, когда наблюдается потеря напряжения в сети, которая может происходить вследствие переходов лишних токов на любой бытовой прибор. В этом случае необходимо подключить этот прибор и установить на его корпус жало прибора. Тусклое свечение светового диода будет свидетельствовать о присутствии утечки. Если же, наоборот, свет стал намного ярче обычного, значит наблюдается прямое подключение фазы на корпус. В обоих таких случаях световой прибор следует немедленно отключить и подвергнуть его ремонту.

Пользуемся мы таким инструментом в повседневной жизни не очень часто, но возникают моменты, когда его наличие просто необходимо.

Поскольку любые неосторожные движения при работе с электричеством могут привести к печальным последствиям.

Что такое утечка тока на автомобиле

К стандартным потребителям электроэнергии в автомобиле, которые функционируют в непрерывном режиме относятся: часы, электронный блок управления, иммобилайзер, сигнализация и другие приборы. Это необходимо для поддержания их работоспособности.

Общий ток этих потребителей не более 80 миллиампер. Если ток в электрической цепи автомобиля больше чем потребляют электронные блоки и системы, значит в цепи появились нежелательные токи утечки.

Что это

Мультиметр dt 830b
Не все автовладельцы понимают, что представляет собой устройство под названием мультиметр. Если смотреть в суть девайса, то это амперметр, который оснащается дополнительными функциями. Стандартный мультиметр состоит из:

  • амперметра;
  • вольтметра;
  • омметра.

Это прибор для тестирования электрооборудования, способный делать замеры различных величин и показателей. Потому устройство также часто называют тестером. Это обусловлено наличием тестирующих устройств для замеров разных величин. В России за ним закрепилось и народное название «цешка». Это объясняется достаточно просто. Раньше вместо современных мультиметров использовали более простое советское решение, которое носило название Ц20. Оно сочетало в себе функции амперметра и вольтметра. Выпускаемая после Ц20 линейка приборов также сохраняла приставку Ц. В результате «цешками» начали называть появившиеся мультиметры. Все мультиметры делятся на:

  • аналоговые;
  • цифровые.

О них более детально расскажем чуть позже. Для начала разберёмся в функциональных возможностях.

Набор встроенного оборудования во многом зависит от производителя и стоимости. Потому все устройства оснащаются разными свойствами и возможностями. Причём это относится к аналоговым и цифровым девайсам. В общей сложности с помощью современных мультиметров можно:

  • измерять силу тока;
  • проверять работоспособность светодиодов;
  • тестировать транзисторы;
  • прозванивать, то есть измерять электрическое сопротивление;
  • определять частоту напряжения;
  • проверять передачу статического тока;
  • тестировать электрические ёмкости;
  • измерять индуктивность (очень редкая функция);
  • проверять токи большой силы;
  • измерять сопротивление;
  • проверять температуру.

Также каждый производитель добавляет другой функционал, помимо измерительного. Так, на многих моделях можно встретить дисплеи с подсветкой, функцию записи и сохранения результатов тестирования, защиту от неправильных настроек и пр. Это уже зависит от того, на какие изощрения пошёл изготовитель, чтобы разнообразить функционал и сделать устройство более привлекательным в глазах потребителей. Только учтите, что за все дополнительные возможности и широкий функционал приходится доплачивать. Но порой нет смысла платить за те возможности, которыми в действительности вы пользоваться не будете. Это одно из ключевых правил при выборе мультиметра.

Проверка обрыва кабеля или короткого замыкания на линии

Щупы вставляем в гнездо, как в первых 3 способах. Переключатель переводим в раздел «.)))», отключаем проверяемый кабель от источника питания, при необходимости зачищаем концы до голого металла.

Одну сторону замыкаем между собой, к другой подключаем тестер, если линия цела то услышим характерный писк, который прекратится при размыкании.

В этом случае проверяемый кабель целый и не имеет короткого замыкания. Если писка нет, это означает повреждение одной или нескольких жил.

Если же продолжается и после размыкания, на линии короткое замыкание и дальнейшая эксплуатация кабеля небезопасна.

В более продвинутых приборах есть дополнительные функциональные возможности, которые должны быть подробно расписана в инструкции по пользованию мультиметром. Наличие которой в качественных приборах обязательно.

Как пользоваться цифровым мультиметром

Какой холодильник для автомобиля лучше выбрать

После того как электрический тестер (мультиметр) выбран, можно перейти к его использованию. Практически все мультиметры собраны по одному подобию, поэтому инструкция мало чем отличается в зависимости от модели. Разве что наличие различных расширенных функций может присутствовать на приборе. Но о ней всегда можно узнать из инструкции к устройству. Мы представим стандартную инструкцию, подходящую практически под все модели.

Измерение напряжения в сети

Итак, визуальной цифровой мультитестер разделён на несколько блоков, формируя, таким образом, некий «циферблат». Значения циферблата можно устанавливать с помощью рукояти посередине. В основном мультиметр содержит несколько главных блоков:

  • OFF. Тут всё понятно, мультиметр выключен;
  • ACV. Аббревиатурой AC принято обозначать переменный ток. А символ V показывает, что блок предназначен для измерения напряжения;
  • DCV. DC означает постоянный ток. По аналогии с предыдущим пунктом, буква V говорит об измерении напряжения;
  • DCA. Измерение постоянного тока;
  • Ω. Этот символ означает измерение сопротивления.

Дополнительно на «циферблате» могут присутствовать блоки для проверки диодов, прозвонки, измерения цепей на 10 А, температуры и т.д.

Измерение сопротивления

Снизу обычно располагаются разъёмы для подключения щупов. Они подписаны и предполагают подключение к определённым полюсам замеряемой цепи. К порту COM всегда подключается чёрный щуп. Красный подключается к двум другим в зависимости от ситуации. VΩma позволяет замерить силу тока до 200 мА. Если выше, нужно пользоваться вторым разъёмом, который маркирован как 10 А.

Измерение постоянного напряжения

Измерение напряжения

Для замера напряжения, например, в розетке, нужно перевести переключатель в режим ACV. Щупы должны быть подключены к разъёмам COM и VΩma. Разброс напряжения можно установить на 750 В. Затем коснуться щупами гнёзд розетки. Разницы, каким щупом касаться какого отверстия, нет, так как напряжение переменное.

Постоянное напряжение измеряется в блоке DCV. Здесь разброс значений тока больше. Подключать щупы в этом измерении нужно параллельно.

Измерение силы тока

Силу тока нужно начать измерять с определения примерного значения тока. Если оно неизвестно, лучше переключить щуп в разъём с обозначением 10 А. Измерение нужно производить, подключаясь последовательно под нагрузкой.

Измерение сопротивления

Этот параметр измеряется с отключённым напряжением в цепи. Режим, в который надо переключить мультиметр, − Ω. Затем установить примерное значение и, в зависимости от показателя, подобрать более точный диапазон.

Прозвон

Это, наверное, самый простой режим. Он позволяет установить целостность цепи или участка проводника. Если с цепью всё в порядке, то прозвучит звуковой сигнал. С более сложными системами измерений можно ознакомиться в инструкции к конкретному устройству.

Как подготовится к тестированию автомобильных проводов

Пред тем как проверить проводку в автомобиле мультиметром, понадобится приготовить обычный цифровой бытовой мультиметр, измерительные щупы, длинную проволоку и зажимы «крокодилы». Также нужно будет иметь руководство по ремонту автомобиля и схему электропроводки.

Наличие электрической схемы цепи значительно упростит диагностику, поможет идентифицировать нагрузки, провода, переключателей и управляющих устройств в цепи. Благодаря чему, пользователь сможет понять, как ток должен течь в цепи, как она защищена, а также, в каком обычно замкнутом или разомкнутом состоянии она находится. Если схемы нет, ее можно купить или скачать из Интернета для конкретной марки автомобиля.

Важно! При изучении схемы потребуется обратить особое внимание на разъемы, соединения, переключатели и компоненты в цепи, где имеется возможный обрыв. Чтобы избежать путаницы, идентифицируют провода по цвету и клеммам, переключателям или нагрузке, к которым они подключены. Тщательно отсоединяют разъемы, чтобы не повредить их. По возможности отсоединяют разъемы датчиков с задней стороны или со стороны проводов.

Проверка реле и предохранителей

Согласно Руководству по ремонту авто устанавливают, какой предохранитель или реле связаны с неработающим оборудованием. Если неработающих компонентов несколько, по схеме подключения определяют общие точки в цепи. Это существенно сузит области поиска неисправности.

Последовательность проверки:

  1. Выключают двигатель.
  2. Открывают крышку отсека предохранителей, который обычно находится под рулем или под капотом автомобиля, и обозначен небольшим электрическим знаком.
  3. На крышке блока предохранителей имеется руководство, позволяющее определить функцию каждого и найти его.
  4. Используя маленькие плоскогубцы, поставляемые с блоком, освобождают проверяемый предохранитель без усилий.
  5. Если при внешнем осмотре замечено черное пятно на цифрах или разорванная нить, то предохранитель перегорел и его необходимо заменить.

Для более точной проверки используют мультиметр в режиме прозвонки. Если предохранитель не звонится, то неисправен. Заменяют сгоревший предохранитель на новый с аналогичными характеристиками.

Визуальный осмотр проводки

Перед тем как прозвонить провода мультиметром в автомобиле, выполняют визуальный осмотр проводки. Для того чтобы найти поврежденный провод, открывают неработающее оборудование автомобиля и находят питающие провода. Во многих случаях для этого потребуется снятие внутренних отделочных панелей. Если провода заключены в гибкую пластиковую трубку, то осторожно снимают ее, чтобы можно было их осмотреть. Если будет определен провод с нарушением изоляции — его нужно будет заменить.

Как проверить розетку

Какой аккумулятор лучше выбрать для автомобиля

Для проверки подключения устройств к электросети, используют тестер розеток. Прибор оснащен тремя индикатора-ми-светодиодами, которые, загораясь, показывают, что розетка присоединена правильно. Если какие-то из индикаторов не горят — в подключении допущена ошибка. Это может быть отсутствие заземления или неправильно подсоединенные фазы. Прибор прост в использовании: для выявления неисправностей достаточно вставить его в розетку. Отключать подачу электричества при этом не следует.

Тест на коррентность подключения — это обязательное условие монтажа электрооборудования.

Диагностика постоянного напряжения

Щупы устанавливаются в соответствующие гнёзда «com», красный -«V\Ω». Переключатель переводим в положение «V-«, для более корректной работы если нет сведений о напряжении, начинать следует с большего уровня.

Для пробы берем обычную батарейку или аккумулятор, подсоединяете красный на плюс, черный на минус. На дисплее появятся цифры с показаниями, если перед целыми числами стоят нули, это значит, что напряжение гораздо меньше.

В такой ситуации надо вращая переключатель, снижать постепенно уровень проверки, пока не появятся единичное значение.

Если перед цифрами появится минус, значит перепутан плюс с минусом, надо просто переместить щупы с места на место.

Основные типы мультиметров

Наиболее распространённый тип мультиметра — цифровой. Представляет собой небольшой прибор с переключателем функций, режимов, экрана и щупов. С помощью переключателя пользователь устанавливает необходимые установки предстоящего измерения. Затем щупами касается разъёмов измеряемой цепи и получает значения на экране дисплея.

Цифровая версия устройства

Цифровой мультиметр обладает высоким входным сопротивлением − около 11 МОм, ёмкостью в 100 пФ. Обычно мультиметры могут измерять постоянное напряжение − до 1000 В, переменное − до 750 В, постоянный ток − до 10 А и сопротивление − до 2 МОм. Аналоговый мультиметр состоит из магнитоэлектрического прибора, нескольких резисторов и шунтов. Из-за того, что входное сопротивление аналогового мультиметра недостаточно высоко при измерении высокоомных цепей. Ещё одним существенным недостатком можно считать невозможность автоматического определения полярности, как в цифровых. Поэтому нужно следить за тем, к каким полюсам подключаются клеммы.

Подробнее об измерении силы тока

В принципе, все, кто учил в школе физику, знает, как измерить силу тока на участке цепи. Необходимо пропустить ток через прибор: то есть, включить его в разрыв цепи. В лабораторных условиях это просто, там выверенные параметры и прибор с запасом прочности. А как, к примеру, проверить утечку тока на автомобильном аккумуляторе?

Для такой работы подойдет не каждый тестер. Предел измерения силы тока, как минимум, должен превышать мощность ламп головного света. Например, у вас в фарах галогенки по 55 Вт. Суммарная мощность 110 Вт, делим на напряжение 12 вольт, получаем значение около 10 ампер. Значит, на бытовом тестере должен быть режим измерения постоянного тока с пределом в 20 ампер.

Далее — стандартное включение (как в школьной лаборатории):

  • Отключаем минусовой провод (массу) от аккумулятора.
  • Надежно соединяем минусовой измерительный кабель тестера, с минусовой клеммой АКБ.
  • Плюсовой измерительный кабель прибора соединяем с минусовым проводом автомобиля.

Видим ток утечки при отключенных потребителях. Если он измеряется амперами, поочередно извлекаем предохранители, и находим узел, который дает паразитную нагрузку.

Нулевого тока быть не должно: под постоянным питанием находится бортовой компьютер, магнитола, сигнализация (при наличии). Но это десятки миллиампер. Если значение на порядок выше — тестер поможет найти проблемный участок.

Виды и типы мультиметров

Сегодня очень много видов мультиметров, У кого какой функционал. Есть приборы для профессионалов, кабельщиков, радиолюбителей. Есть попроще. Как и всех других приборов, тестеров два типа. Это аналоговый и цифровой. Правда аналоговых – это которые со стрелкой – сейчас уже, практически нет. Они редки, их использут те, кто так и не смог привыкнуть к цифровым. Для стрелочных мультиметров характерна иногда большая точность измерения. Но, В основном промышленность выпускает уже более современную модификацию – цифровой тестер. Принципиально он ничем не отличается, только на экране у него не стрелка, а цифры. В принципе, это несколько удобнее. Сравните верхнюю фотографию аналогового тестера и эту – цифрового:

Согласитесь, что цифровое обозначение гораздо более удобное, чем стрелочное, где еще надо показание стрелки по шкале определить. Правда для тех, кто долго работал на аналоговом тестере это не составит особого труда. Однако… Есть модели, на которых имеется и стрелка, и цифры. Это удобно в плане обновления информации. На цифровом дисплее она обновляется до 4 раз в секунду, а на аналоговом до 20.

В результате оценить измеряемую величину мы можем несколько быстрее и качественнее, пусть не так и точно.Некоторые современные модели даже отображают графический сигнал, как на осциллографе. Поскольку сейчас все компьютеризировано, то есть и такие модели, которые работают из-под компьютера и сразу передают показания на него.

В общем, различных моделей тестеров очень много. Главное, при выборе учитывать показатель точности прибора. Ну и конечно, функционал. Ведь с помощью этого прибора кроме базовых измерений можно искать проводку в стенах, мерить емкость конденсаторов, снимать характеристики магнитных полей, мерить частоты….. Все зависит от направленности и вашего уровня. Мы сегодня остановимся на самых простых и нужных измерениях.

Знакомство с устройством

Для начала предлагаю поговорить про сами мультиметры как электронные устройства. Далее будет представлена подробная инструкция для начинающих или, как это принято говорить, для чайников.

Посмотрим на переднюю панель устройства для измерений показателей в машине и дома. Обычно на лицевой части указано несколько значений. А именно:


Ремонт сколов и трещин на лобовом стекле своими руками: доступные способыРубрика:Ремонт своими руками

  • OFF. Здесь все понятно. Прибор находится в выключенном состоянии;
  • ACV. Такое обозначение указывает на переменное напряжение;
  • Значок Ω означает тут сопротивление;
  • DCA является постоянным током;
  • Завершает все DCV или постоянное напряжение;
  • 3 разъема с соответствующими указателями;
  • Непосредственно сам циферблат или электронное табло.

Что касается 3 разъемов. Через них подключаются щупы. Набор с клещами идет в комплекте к МТМ, потому тут все должно быть понятно.

Есть одно замечание относительно того, как и когда подключать те или иные щупы к тестеру. Есть черный провод, который неизменно всегда идет в гнездо, которое обозначено символами COM.

А вот с красным ситуация более сложная. Все зависит от того, какие именно измерения своим цифровым мультиметром вы собираетесь проводить. Когда делаются замеры напряжения в электросети, сопротивления или силы тока номиналом до 200 мА, тогда вам нужен только выход VmA. Если же величина превышает 200 мА, тогда подключайтесь красным щупом к 10 ADC.

Думаю, с этим разобрались. Если сделать все наоборот, долго пользоваться тестером вам не удастся. Причиной тому станет сгоревший предохранитель. Как и в случае с предохранителем прикуривателя в авто, здесь также применяются плавкие элементы.

Аналоговые МТМ

Большинство автомобилистов и электриков отдают предпочтение цифровым мультиметрам. Это современные устройства с широкими функциональными возможностями.

Но на рынке также присутствуют устаревшие приборы. Их называют аналоговыми или стрелочными. Кому как удобнее. Но вот их характеристики и эффективность значительно уступают цифровым решениям. Пользоваться стрелочным тестером не лучший вариант, поскольку у шкалы больше погрешность.

Да и в целом пользоваться подобными аппаратами не особо удобно. Лучше сразу переходить на цифровые приборы хорошего качества.

К таковым я бы отнес следующие модели:

  • DT830;
  • DT832;
  • DT838;
  • Ресанта DT 181;
  • Ресанта DT 182;
  • ДТ9205а;
  • Ермак;
  • Mastech и пр.

Хотя не буду скрывать, что некоторые продолжают пользоваться цифровыми тестерами. Вероятно, они у них давно в наборе инструментов, либо просто автомобилист не хочет тратить деньги на цифровой аппарат, поскольку его полностью устраивает его стрелочный мультиметр.

Обычная отвертка индикатор самое простое решение

Самые простые и распространенные пробники снабжены неоновыми лампами. Принцип их действия максимально прост.

Когда вы проверяете напряжение в розетке, электрический ток проходит через резистор установленный внутри индикатора (этот резистор ограничивает ток, его номинал составляет не менее 0,5 мОм) и передается на первый контакт неоновой лампочки.

При этом второй контакт лампочки замыкается на пользователе через контакт, расположенный на рукоятке.

У таких отверток сопротивление тела человека и емкость являются частью цепи лампочки. Другими словами, когда вы касаетесь пальцами контакта, а жалом – напряженного провода, то увидите свечение лампочки (при условии, что в сети есть напряжение).

Если контакт с пользователем отсутствует, лампа не загорается. Главным минусом данного типа отверток является довольно высокий порог срабатывания по напряжению – не ниже 60 В.

Поэтому они подходят только чтобы выявлять наличие фазы и напряжение. Определить обрывы цепи она не поможет. Так что, эта отвертка-индикатор не является многофункциональной – она лишь позволяет определять отсутствие или наличие напряжения в сети.

Как правильно прозванивать цепи

Прозвонка – это проверка, есть ли в сети контакт. Этой функцией пользуются в основном продвинутые ремонтники, которые занимаются восстановлением техники или устройств. Обычному человеку эти функции обычно не нужны, но все же вы должны понимать, как ими пользоваться.

Переключателем необходимо выбрать режим прозвонки (он обозначен треугольником с вертикальной линией или вертикальными скобками, похожими на значок “громкость”). Затем щупами нужно прозвонить дорожку. Если она целая, то вы услышите писк динамика.


Изучите инструкцию, прежде чем пользоваться устройством

В каких случаях необходимо пользоваться мультитестером в прозвоночном режиме? Если вам нужно определить работоспособность кабеля. К примеру, вы проложили пару десятков кабелей для LAN сети к каждому столу или устройству, но забыли промаркировать их. В этом случае и можно легко определить. Вам надо выбрать один кабель, зачистить на нем два провода и замкнуть их (к примеру, желтый и зеленый). Потом вы отправляетесь на другой конец пучка и прозваниваете на каждом кабеле зеленый и желтый провод. Когда тестер пискнет, то вы нашли искомый кабель.

Мы перечислили основные правила пользования мультиметром для новичков – этого вполне достаточно, чтобы совершать 95% всех бытовых операций. Домашнему электрику вряд ли понадобится проверка транзисторов и другие сложные функции – они нужны только ремонтникам электроники. Поэтому не стоит забивать себе голову.

Краткое описание популярных моделей

Какой мультиметр выбрать для дома и автомобиля? Если вы затрудняетесь в выборе подходящей модели, то стоит обратить внимание на несколько вариантов, которые имеют оптимальную функциональность, просты в эксплуатации и могут удовлетворить большинство базовых запросов:

  • ADD 8055. Такая модель тестера направлена на диагностику и выявление проблем в аккумуляторных батареях автомобиля. Но с успехом справляется с отслеживанием параметров в автомобильных силовых агрегатах при холодном пуске, а также снимает показатели на различных электросетях и приборах.
  • ADD 280. Этот аппарат используется для тестирования дизельных двигателей и, в частности, блоков свечей накаливания в них. С этим прибором легко выявить нестабильное искрообразование подобных систем.
  • ADD 3055. С этим мультиметром легко исследовать блоки управления и всевозможные датчики, а также электронику любого автомобиля. В подтверждение вышеописанного служит тот факт, что этот прибор широко используется мастерами, которые обслуживают транспортные средства.
  • ADD 8630. Способен оценивать техническое состояние автомобильных генераторов, стартеров, а также аккумуляторных батарей. Такой прибор содержит многофункциональный блок, который выполнен в виде принтера. С его помощью полученные результаты тестов можно распечатывать на бумаге.
  • ADD 91. Этот прибор можно назвать многофункциональным измерительным комплексом, который широко используется электриками и механиками в автомобильной отрасли. Оснащён дисплеем с подсветкой, имеет возможность имитирования сигналов, выдаваемых различными датчиками.

Другие причины разрядки АКБ

Что делать, если водитель замерил потребляемый ток, и он не превышает нормы? Как было сказано выше, затрудненный пуск после длительной стоянки может быть вызван совсем не токами утечки. Среди самых распространенных причин этой проблемы могут быть:

  1. Большой саморазряд АКБ.
  2. Неисправность генератора.

Тестирование аккумулятора на саморазряд

Для выяснения состояния батареи ее нужно снять с автомобиля, начисто вытереть ветошью, смоченной сначала в растворе пищевой соды, потом в воде. Если батарея обслуживаемая, необходимо проверить плотность и уровень электролита в каждой секции (их всего 6). Затем аккумулятор полностью заряжается сетевым зарядным устройством до нормального напряжения (12,7 В без нагрузки).
Рекомендуем: Как обслужить необслуживаемый аккумулятор автомобиля

Осталось оставить неподключенный аккумулятор на несколько суток и затем снова померить напряжение на клеммах. Если потеря напряжения составит более 0,2 В, то проблема в аккумуляторе. Придется покупать новую батарею или попытаться восстановить испорченную хотя бы на время, обратившись к соответствующим специалистам. Если же АКБ «держит», то либо проблема устранена (к примеру, была долита в полусухие банки вода), либо вопрос в другом.

Правила эксплуатации

Чтобы измерять уровень напряжения в домашней сети или розетке, обязательно устанавливают переключатель в положение ACV. Чёрный провод подключается в разъём COM, а красный — в V/mA.

Если предельно допустимое значение неизвестно, то начинать выполнение замеров нужно с максимально возможного значения в 750 В. Когда возникает число «0», то пользователю нужно перейти к использованию другой шкалы, потому что здесь меньший уровень напряжения. Для осуществления замеров с постоянным напряжением в электропроводке авто или транспортных средств нужно устанавливать переключатель в режим DCV.

Если неправильно использовать устройство, оно может сломаться и прийти в неисправное состояние. Эта проблема часто возникает у пользователей, которые не знают значения силы тока. В таком случае нужно подключать провода в красный щуп (разъём 10 А). На дисплее появляется небольшая величина.

Безопасный режим для применения прибора — измерение напряжения. Для этого устанавливают поворотный переключатель в положение W, производят замеры. Перед этим нужно отключить питание в цепи. При помощи мультиметра прозванивают электрическую цепь. Переключатель поворачивают в нужное положение, подключают красный щуп.

Видео по теме

Содержание статьи
Всем привет! Думаю, многие автомобилисты и просто электрики согласятся, что наличие мультиметра очень помогает в повседневной жизни. Он может пригодиться в быту и при обслуживании или ремонте транспортного средства. Потому сегодня поговорим немного о том, как пользоваться мультиметром и делать это правильно.

Можете называть устройство тестером, мультиметром (МТМ) или цешкой. Хотя тестер и МТМ не совсем одно и то же. Но предлагаю не зацикливаться на обозначениях, а просто поговорить на актуальную тему.

С помощью таких устройств можно проверить параметры напряжения, работу электрического оборудования, сделать замеры тока и сопротивления. Вообще МТМ являются многофункциональными устройствами, и должны находиться в автомобиле каждого водителя.

Техника безопасности

Мультитестер представляет собой достаточно надежный прибор с точки зрения безопасности. Однако его использование все же требует соблюдения определенных правил. В тестере имеется внутренняя защита от чрезмерных нагрузок. Тем не менее, если с прибором обращаются безграмотно, он может быстро выйти из строя.

При замерах входного переменного напряжения рекомендуется придерживаться таких правил:

  1. Если неизвестен примерный показатель замеряемого напряжения, переключатель нужно поставить на максимальный диапазон.
  2. Нельзя подавать на вход напряжение, превышающее 750 вольт. В противном случае существует высокая вероятность разрушения внутренней цепи.

Важно! Нельзя касаться элементов электрической сети, не надев диэлектрические перчатки. При замерах входного постоянного и переменного тока следует соблюдать следующие правила:

При замерах входного постоянного и переменного тока следует соблюдать следующие правила:

  1. Если предварительные данные по величине измеряемого тока не предопределены, переключатель устанавливают на предельно возможный диапазон.
  2. Если на жидкокристаллическом дисплее установлена единица, триггер следует поставить на соседний диапазон в направлении большего значения.
  3. Время тестирования при работе с 20-амперным диапазоном должно быть не более 15 секунд. Дело в том, что для этого режима плавкий предохранитель не предусмотрен.

При замерах внутреннего сопротивления цепи необходимо удостовериться, что электропитание отключено, а конденсаторы полностью разряжены.

Также следует придерживаться правил хранения оборудования и ухода за ним. Нельзя подавать на вход напряжение, когда поворотный переключатель в позиции Ohm. Не рекомендуется эксплуатировать прибор при открытой или неполностью закрытой крышке.

Существует еще одно правило, касающееся правильной эксплуатации мультиметра. Недопустима замена гальванического элемента и предохранителя при работающем приборе. Необходимо выключить мультиметр и отсоединить все щупы.

Способ проверки конденсаторов мультиметром

Все конденсаторы разделяются на полярные и неполярные. Полярные конденсаторы являются электролитическими, все остальные модификации — это неполярные устройства.

Особенность полярных моделей заключается в способе их пайки к плате. Плюсовой контакт паяется к плюсу платы, а минусовой к минусу. Неполярные можно припаивать как угодно.

Что касается безопасности в работе с полярными конденсаторами, то при неправильно припаянных контактах он может взорваться (касается советских моделей), в импортных предусмотрены специальные заломы на верхушке корпуса, которые в случае взрыва просто раскроются и подавят аварию.


Полярный конденсатор

Говоря о свойствах конденсатора нужно отметить, что он постоянно пропускает через себя только переменный ток, постоянный проходит только несколько секунд (пока не зарядится), а потом не пропускает. Для измерений ёмкостей конденсаторов мультиметром они должны иметь ёмкость от 0.25 микроФарад. В противном случае вам понадобится такой прибор, как LC-метр.

Чтобы приступить к измерениям, нужно выяснить где у конденсатора контакт минуса. Делается это просто. Производители наносят на корпус чёрную галочку, которая указывает, что под ней находится минус.


Маркер минуса на корпусе

Возьмите проверяемый предмет, и с помощью любого металлического проводника замкните контакты между собой. Всё, конденсатор разряжен. Теперь возьмите мультиметр и выставьте режим прозвонки. Прислоните щупы к контактам. Первое, что покажет прибор, это минимальный показатель, но в тестере есть батарейка, которая выдаёт постоянный ток. Получается, что если продолжать удерживать щупы на контактах, то конденсатор будет заряжаться и показатели продолжат расти до бесконечности (1 на дисплее).

Если при первоначальном подключении мультиметра к устройству сопротивление будет равно нулю или сразу покажет единицу, значит, этот конденсатор не рабочий.

Рейтинг цифровых мультиметров для дома в 2018 г.

Перед тем как выбрать цифровой мультиметр для дома, нужно определиться с его назначением. В зависимости от того, какие работы будет проводить пользователь, можно остановить свой выбор на дешёвой модели с минимальным набором возможностей или же, наоборот, купить многофункциональное устройство для широкого спектра задач подороже.

CEM DT 912

Довольно простой, но функциональный прибор для определения большого списка измерений. Базовая погрешность составляет 2%. Не самый высокий показатель, но достаточный для домашних нужд. Имеется возможность проверки целостности цепей, диодов и батарей. Из специальных возможностей Сем DT 912 можно выделить запоминание значений измерений, подсветку дисплея и звуковой сигнал. Питается устройство от батареи в 9 В.

CEM DT 912

Uni-T UT33A

Ещё один вариант недорогого варианта мультитестера. Может выполнять простейшие функции измерения напряжения, силы тока и сопротивления. Проверяет целостность цепи и диодов. Погрешность составляет 1%, что неплохо для бытового прибора.

Диапазон для проведения измерений автоматический. Запоминать значения измерений он не умеет, и подсветки экрана тоже нет. Зато есть функция автоматического отключения при длительном бездействии и оповещения звуковыми сигналами. Питание подаётся от двух батареек типа ААА.

Uni-T UT33A

Proconnect DT 182

Простой и дешёвый прибор, который способен проводить простейшие замеры цепей, диодов, показателей напряжения, силы тока и сопротивления. Для недорогой модели он имеет довольно высокий показатель точности, погрешность составляет всего 0,5%. Максимальное напряжение, с которым может работать прибор, составляет 600 В, которых вполне достаточно для домашнего использования. Подсветки дисплея нет, запоминания тоже, но имеется звуковое оповещение.

Proconnect DT 182

Master Professional M890G

Домашний мультитестер, рассчитанный на пользователей с продвинутыми навыками владения подобными приборами. Устройство имеет классический набор возможных измерений: переменный и постоянный ток, постоянное и переменное напряжение, сопротивление, ёмкость и частота. Помимо них, имеется возможность проверки целостности цепи, диодов и температуры.

Погрешность прибора составляет 0,5%. Максимальное значение напряжения − 600 В. Диапазоны точности измерений придётся выставлять вручную. Режима памяти и подсветки дисплея нет. Питается прибор от одной батареи напряжением 9 В.

Master Professional M890G

Как правильно выбрать мутьтиметр

Однозначная рекомендация для тех, кто не увлекается радиоэлектроникой — базовый цифровой тестер серии 830, 832 или 182. Его цена — несколько сотен рублей. Единственный недостаток такого прибора — малый диапазон измерения силы тока. Тем не менее, для бытовых измерений его хватит с запасом.

Если вы самостоятельно обслуживаете автомобиль — следует выбрать модель в крепком прорезиненном корпусе, с пределом измерений по току не ниже 10 ампер.

Такой прибор будет стоить порядка 1000 руб., но запас прочности у него выше.

Приобретение стрелочных тестеров сегодня не имеет смысла. Разве что для специфических задач, когда необходимо следить за некими импульсами в реальном времени.

Типы мультиметров

Перед тем как выбрать цифровой мультиметр для дома, давайте рассмотрим его возможные типы. Современный рынок предлагает две разновидности тестера: аналоговый и электронный. Аналоговые приборы отображают показатели измерений на графической шкале с делениями и стрелкой, которая перемещается по тем самым делениям. Шкала содержит градуировки, которые определяют тот или иной показатель измерения.

Основной недостаток аналоговых тестеров — недостаточно точные показатели проводимых измерений. Как правило, даже самые качественные приборы этого типа предоставляют искажённые показатели. Прибор пригодится лишь в том случае, если мастеру нужны только показатели общего значения. Глобально аналоговые устройства используются крайне редко, и исключительно в домашнем применении.

Озадачившись тем, какой мультиметр нужен именно вам, доверьтесь опыту профессионалов, специалисты рекомендуют остановиться всё-таки на электронных устройствах. Такие устройства оснащены цифровым дисплеем, измеряемые показатели достаточно точны и хорошо воспринимаются пользователем, более того, электронные устройства в большинстве своём отличаются широкой функциональностью, а некоторые даже имеют защиту стандарта IP 67.

Способы выполнения прозвонки

Существует много примеров поломки электросети, для выявления которых, необходимо воспользоваться прозвонкой. Обрыв на линии может быть как в проводе, питающем бытовой прибор, так и в скрытой проводке. Выявить разрыв можно с помощью мультиметра, сделав несложные действия.

  1. В качестве примера будет проверяться шнур от компьютерного монитора, который имеет три жилы.


Сетевой кабель

Выставляете на мультиметре режим замеров сопротивления. Потом первый щуп прислоняете к одному из контактов вилки, а второй засовывайте по очереди в каждый паз разъёма на другом конце провода. На дисплее мультиметра должна быть цифра около 2.5 Ом, если значение достегает 10 Ом, значит, эта жила содержит разрыв. Тот разъём, который покажет ноль, не относится к запитанному контакту на вилке.

  1. Способ проверки скрытой проводки. Выставите на мультиметре функцию прозвонки диодов. Теперь нужно подойти к распределительному щитку с автоматами. С помощью индикаторной отвёртки необходимо найти фазу, включив предварительно все автоматы. Найденную фазу маркируйте изолентой.

Далее, необходимо определить ноль. Выставьте прибор на проверку напряжения, а регулятор на 750В. Один щуп прислоните к фазе, а вторым прозванивайте все оставшиеся кабеля, пока какой-то из них не выдаст показатель 220. Найденный провод тоже промаркируйте. Таким способом следует найти все оставшиеся пары.


Распределительный щиток

Чтобы прозвонить каждый проводник, его необходимо отключить от питания (отсоединить от автомата). Выставьте мультиметр на прозвон и соедините щупы между собой. На дисплее вы увидите нули. Разомкнув щупы, коснитесь ими пары проводника. Целый провод покажет нулевое сопротивление. Прозвонив остальные пары проводов, вы сможете определить на какой именно линии произошёл разрыв.

Параметры для измерения

Мультитестер позволяет не только выяснить, какое напряжение в розетке, но и произвести следующие типы измерений:

  • показатель переменного и постоянного напряжения и тока;
  • электрическое сопротивление;
  • емкость;
  • температура;
  • частота;
  • характеристики диодов и транзисторов.

Измерения позволяют получить большой объем нужной информации. К примеру, проверив напряжение в батарейке, можно сделать вывод об остатке ее рабочего ресурса. Другой пример: новая лампа не горит, а после проверки напряжения оказывается, что проблема в электропроводке. Мультиметр поможет и в ситуации, когда нужно удостовериться, что электричество действительно отключено во всей квартире (при проведении электромонтажных работ).

От чего возникает утечка тока в автомобиле

Наиболее типичными причинами утечек тока являются:

  1. Старые аккумуляторные батареи, выработавшие свой ресурс.
  2. Нарушения изоляции электропроводки.
  3. Окисление электродов батареи.
  4. Окисление и грязь на клеммных колодках.
  5. Не правильная установка дополнительно оборудования.

К концу жизненного цикла батарея значительно теряет свою емкость. Она заряжается и разряжается заметно быстрее. Процессы окисления пластин в банках не только снижают емкость батареи, но и уменьшают показатель внутреннего сопротивления, что приводит к повышению тока саморазряда, а порой к короткому замыканию и выходу из строя банки аккумулятора. На саморазряд также влияет качество электролита.

При нарушении изоляции проводки в местах оголения провода может попадать грязь и влага, что может привести к нежелательным утечкам. Кроме того, оголенные участки проводки могут создать короткое замыкание. В лучшем случае это приведет к перегоранию предохранителя данной цепи, а в худшем выйдет из строя прибор или устройство.

При окислении электродов на них выделяется слой сульфата цинка, что создает дополнительное сопротивление и снижает величину зарядного тока, поступающего на батарею.

Скопившееся грязь и влага на клеммах способствует появлению токов утечки в этих местах.

При проведении ремонтных работ или установке дополнительного внештатного оборудования или систем неумелые действия приводят к сверхнормативному увеличению тока потребления, а порой выводу из строя приборов.

Проверка напряжения нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка считается сегодня инструментом слегка устаревшим. Встретить ее чаще всего можно на станциях технического обслуживания, чем у частных автовладельцев. Тем не менее, такая проверка получается наиболее верная и профессиональная.

Нагрузочной вилкой называют определенный инструмент, который с особой точностью позволяет установить уровень неисправности аккумулятора. В нем объединены мультиметр и нагрузочное сопротивление.

  • устройство соединяется с клеммами АКБ, при этом возникает ток короткого замыкания. Это своего рода имитация работы стартера. При отсутствии нагрузки батарейка вырабатывает 12,7 Вольта, с нагрузкой – гораздо меньше;
  • далее нужно считать показания прибора. Они покажут, на каком уровне будет находиться заряд в момент, когда владелец заведет машину.

Ещё один нюанс, который нужно учесть при измерении таким способом: проверять напряжение желательно при температуре батареи 20-25 градусов и не делать это очень часто. В противном случае можно потерять большую долю емкости.

Такой способ надежный и достоверный. Единственный его минус в том, что нагрузочная вилка практически не встречается в обычном гараже у рядового автолюбителя. Для таких хозяев авто стоит подумать о том, как мультиметром проверить напряжение аккумулятора автомобиля.

Recommendations

Comments 70

вообще недоверяю пробникам покупным сделаных из корпуса вилки прикуривателя… у меня своя схема «вечного»пробника, которая никогда еще не подводила. два диода, два светодиода, два сопротивления, и акб на 4-6вольт от автономной сирены

Про окислившийся и разрушившийся провод внутри изоляции:

Только с лампочками можно полевую сборку в модуле спалить. Аккуратно надо с ними.

Не все там в коментах восхищались, я сразу сказал, что он фуфло и привел пример, что из-за блока предохранителей на насос приходило только 10В, а эта хрень показала бы, что напряжение есть.

Имелось виду подавляющее большинство, те кто не в теме.

Полностью согласен с каждым написанным Вами словом.

Среди приборов автоэлектрика не увидел лампочки 220 В 80-100 Вт с разрывом одного провода для диагностики стартеров на предмет определения точки замыкания (щеточного узла и проч.) на массу. Применяется ли такой вариант?

Со стартерами, равно как и с их диагностикой проблем не было. И этот метод я не знал, можете рассказать по подробнее?

Отличный пробник, уже штук тридцать стер)) у меня они как расходник. Один минус на 24в взрываются батарейки, не на долго хватает. Просто надо с головой подходить к любой проверки тестером.

Каждому инструменту — свое место в работе. И мультиметр нужен, и контролька, и светодиодный, и постолограф.

Как пользоваться мультиметрами: DT830B, DT832, DT838, DT9205A

В этом случае начинают проверку устройств, не входящих в стандартную комплектацию автомобиля, и места, где проводка входит в состав подвижных механических узлов.

Мнение эксперта

Стребиж Виктор Павлович, эксперт по освещению и электрике

Любые вопросы задавайте мне, я помогу!

Опытные мастера выявляют зоны с падением силы тока, ориентируясь на показания мультиметра при поочередно вынутых предохранителях. Если же вам что-то непонятно, пишите мне!

Как применять аналоговый мультитестер

Аналоговый тестер использует общий индикатор отображение снятых показателей. На шкале за стрелкой есть несколько делений: для вольт, ампер и Ом.

Работает тестер по принципу преобразования измеряемых данных в электричество, которое создает магнитное поле, которое в свою очередь передвигает стрелку. При этом коммутация входных разъемов и управление режимами функционирования схемой реализуется при помощи многофункционального переключателя с кнопочками. Подобная «ручка» предусмотрена и на цифровых модификациях.

Инструкция по применению аналогового тестера

Разберем, как пользоваться стрелочным мультиметром и настроить его на работу:

  1. Проверить элементы питания, воспользовавшись специальным режимом.
  2. Сделать калибровку «нуля». Для этих целей есть подстроечный резистор, ручка которого выведена на переднюю панель. Он же применяется при переходе с одного на другой диапазон. Например, меняя положение от 10 Ом к 10 Мом, разброс составляет до 25% длины шкалы.
  3. Выставить переменное или постоянное напряжение. (В составе прибора имеется диодный выпрямитель, так как магнитная головка стрелочного индикатора функционирует лишь при постоянном токе).
  4. Активировать шунт, который помогает измерять сопротивление в широких диапазонах на чувствительном механизме стрелки.
  5. Чтобы выбрать величину измерения надо подключать прибор к правильным разъемам, при этом надо соблюдать коммутацию. Если не выполнять все правила подключения к каждому участку цепи, где разная сила тока, то мультиметр выйдет из строя.
  6. Соединение прибора и цепи осуществляется при помощи щупов или зажимов, похожих на крокодилов, которые и получили соответствующее название.

Важно! В процессе работы нельзя касаться оголенных контактов голыми руками, даже если напряжение кажется безопасным.

Советы и рекомендации

  1. Когда используется аналоговый (стрелочный) мультиметр, его нужно ставить на ровную поверхность и избегать любых вибраций вблизи от прибора. В противном случае его показатели дадут погрешность.
  2. Никогда не оставляйте измерительный аппарат включённым, его батарея быстро разрядится. Если на мультиметре не предусмотренна кнопка OFF, значит, нужно выставлять положение для измерения напряжения.
  3. Старайтесь не трогать руками концы щупов, если они загрязнятся, то будет погрешность в показателях.
  4. Прежде чем производить какие-то действия с мультиметром, просчитайте каждый свой шаг без спешки. Ошибившись, ваши снятия замеров могут остаться незавершёнными из-за поломки прибора.

Теперь вы знаете как правильно использовать мультиметр, но никогда не пренебрегайте его настройками, в соответствии выставляя его на нужные показатели. С помощью подобных приборов вы с лёгкостью сможете подружиться с электричеством. Удачных вам поисков неисправности в электросетях.

Мнение эксперта

Стребиж Виктор Павлович, эксперт по освещению и электрике

Любые вопросы задавайте мне, я помогу!

Понятное дело, что фаза не может быть заведена на заземляющие контакты розетки, стало быть, она в одном из рабочих отверстий. Если же вам что-то непонятно, пишите мне!

Ремонт электропроводки автомобиля

Прозвонку и восстановление электропроводки автомобиля можно выполнить самостоятельно или в автосервисе. После определения неисправных участков, где имеются повреждение проводов, замыкание или обрыв, осуществляют их пайку либо полную замену. Обычная скрутка с последующим обжимом является не полноценным ремонтом, а лишь временной мерой – учитывайте это, если у вас нет возможности припаять места обрывов.

Провода подбираются с такими же характеристиками, что и имеющиеся поврежденные (сопротивление, металл). Не следует устанавливать слишком длинные провода с «запасом», перекрученная открытая проводка под действием негативных факторов (перепады температур, влага, грязь) быстрее разрушается — это может привести к короткому замыканию цепи. При замене жгутов проводов с разъемами убедитесь, что контактные группы перед работами полностью зачищены от окисления.

Уязвимым элементом электрики авто также считаются монтажные блоки, расположенные в подкапотном пространстве. Из-за разрушающего воздействия перепадов температур и влаги возможно нарушение защитного покрытия и последующих дефектов дорожек, разъемов для подключения жгутов проводов, реле, конденсаторов. Ремонт монтажных блоков, состоящих из монтажных плат, предохранителей и электротехнических компонентов, включает в себя пайку для восстановления дорожек и покрытие специальным защитным лаком, а также замену неисправных элементов и проводки, разъемов, зачистку контактных групп от загрязнений, окислений.

Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.

Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.

Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]