16.01.2017 мастер
В инфраструктуре любого города важную роль занимает уличная подсветка не только дорог и парков, но и придомовой территории. Именно эта подсветка играет важную роль в жизни города для создания безопасных условий передвижения.
Освещение придомовой территории
При этом именно у местных жителей часто возникают вопросы касательно того, насколько правильно была организована в их дворовое освещение и кто за ним должен следить. Об этом и о других вопросах будет рассказываться в этой статье.
Зачем необходимо освещение домов
Создание качественного освещения на придомовой территории является важной частью инфраструктуры каждого района города. Подсветка возле дома выполняет следующие задачи, в которых возникает необходимость с приходом вечера и ночи:
- создает достаточное освещение проезжей части, которая имеется в дворе дома. Благодаря ей все неровности и особенности дорожного перекрытия, а также прилежащая к ней территория хорошо видны даже ночью;
- обеспечение хорошей видимости как для транспортных средств, въезжающих на парковочные места, так и для пешеходов, которые в это время прогуливают по двору;
- дает возможность людям и транспортным средствам хорошо ориентироваться в пространстве, что минимизирует риск травмирования или ДТП;
- повышает безопасность в дворах, так как по статистике грабители не нападают на своих жертв на хорошо освещенных участках.
Обратите внимание! Качественное освещение дома и прилегающей к нему территории позволяет улучшить криминогенную обстановку в районе.
Ночная подсветка двора
Но чтобы ночная подсветка многоквартирного дома и двора могла выполнять возложенные на нее функции, она должна быть организована определенным образом, обязательно опираясь на установленные нормы.
4 Классификация
4.1 Категории и классы по освещению объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта, установлены в таблице 1.
Примечание — Классификация объектов улично-дорожной сети установлена в [].
4.2 Классы по освещению пешеходных пространств установлены в таблице 2.
Таблица 1
Категория объекта | Класс объекта по осве- щению | Основное назначение объекта | Транспортная характеристика | Расчет- ная скорость движе- ния, км/ч | Число полос движе- ния | Пропуск- ная способ- ность, тыс. ед/ч | |
А Магист- ральные дороги и улицы общего- родского назначения | За пределами центра города* | А1 | Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города | Все виды транспорта, движение непрерывное, пересечения в разных уровнях | 100 | 6-8 | Св. 10 |
А2 | Прочие федеральные дороги и основные улицы | Все виды транспорта, движение непрерывное и регулируемое, пересечение с магистралями в одном или разных уровнях | 80-100 | 6-8 | 7-9 | ||
В центре города | A3 | Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали класса А1 | Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне | 90 | 6-8 | 4-7 | |
А4 | Основные исторические проезды центра, внутренние транспортные связи центра города | Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне | 80 | 4-6 | 3-5 | ||
Б Магистрали и улицы районного значения | За пределами центра города | Б1 | Основные дороги и улицы города районного значения | Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне | 60-70 | 4-6 | 3-5 |
В центре города | Б2 | Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра, движение регулируемое, пересечения в одном уровне | 60 | 3-6 | 2-5 | ||
В Улицы местного значения | Жилая застройка за пределами центра города | В1 | Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением | Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, иногда общественный пассажирский, движение регулируемое, пересечения в одном уровне | 60 | 2-4 | 1,5-3 |
Жилая застройка в центре города | В2 | Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали | Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, движение регулируемое, пересечения в одном уровне | 60 | 2-4 | 1,5-3 | |
В городских промышленных, коммунальных и складских зонах | В3 | Транспортные связи в пределах производственных и коммунально- складских зон | Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне | 60 | 2-4 | 0,5-2 | |
* Центр города — территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями. |
Таблица 2
Класс объекта по освещению | Характеристика объекта |
П1 | Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов |
П2 | Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха |
П3 | Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы городских парков, санаториев, выставок и стадионов |
П4 | Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений |
П5 | Второстепенные проезды и проходы на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков, центральные аллеи парков административных округов |
П6 | Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов |
Подсветка дворов – как правильно освещать
Любые действия, которые касаются организации подсветки в доме, на улице или в любом сооружении общественного или промышленного плана, должны опираться на конкретные нормы, правила и требования. Многие сегодня думают, что требование актуально только для помещений, где люди выполняют свою работу или отдыхают. Но это заблуждение, так как неправильно организованное уличное освещение может нанести не меньший вред жизни и здоровью людей, чем внутренняя подсветка помещений. Все нормы, которые касаются того, какое освещение должно быть сделано для многоквартирного дома и прилегающей к нему территории, прописаны в регламентирующей документации – СНИПе. При этом большая роль здесь отводится уровню освещенности, который должен быть организован в каждой конкретной ситуации. Ниже приведена таблица, в которой указаны нормы освещенности для определенных моментов наружного освещения придомовой территории.
Нормы освещенность придомовой территории
Именно на эти нормы освещенности следует опираться организациями, занимающихся создание уличной подсветки домов и прилежащей к ним территории.
Обратите внимание! Нормы освещенности, приведенные в СНИП, носят рекомендательный характер и могут немного видоизменяться (но не ниже установленных значений) при изменении определенных параметров. При этом нужно стремиться к тому, чтобы эти нормы были выполнены максимально точно. Ведь при значительном отклонении от них качественно уличной подсветки будет снижаться.
При этом для города и села имеются свои нормы освещенности, продиктованные различными параметрами и особенностями населенного пункта. К примеру, оказать влияние на расчет, который будет проводиться для вычисления нормы освещенности для конкретного случая, должен опираться не только на указания СНИПа, но и на:
- площадь дома, а также территории, прилегающей к нему;
- количество осветительных приборов, которые будут входить в систему наружного освещения, а также их тип;
Обратите внимание! Придомовое освещение может реализовываться различными видами осветительных приборов: фонарями, прожекторами, настенными светильниками и т.д. При этом каждый тип подсветки будет характеризоваться своими техническими параметрами работы.
Светильники придомового освещения
- тип источника света, вкрученного в светильники уличного типа. Сегодня лампы накаливания, на базе которых и рассчитывались нормы освещенности для различных помещений и участков улицы, отходят в прошлое. Вместо них все чаще используются светодиодные, галогеновые и люминесцентные источники света. Каждый тип лампочки имеет свои параметры работы (мощность и т.д.), что нужно учитывать при проведении необходимых расчетов.
Все эти манипуляции и расчеты, которые нужны для качественного освещения дома и прилегающей к нему территории, должны проводиться квалифицированными специалистами и регулироваться ответвлёнными за уличное освещение государственными структурами.
Ответственные за свет
Если за нормы и правила организации освещения на улице отвечает соответствующая документация, то за их реализацию в полной мере ответственны уже люди, которые работают в государственных учреждениях. Кроме СНИПа содержать в себе нормы уровня освещенности и различные дополнительные рекомендации могут документы федерального и регионального или местного значения. К примеру, в РФ принят Федеральный Закон №131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007), в котором приписана ответственность власти за создание уличного типа освещения на территории муниципалитета. По этому закону, а также ряду других законодательных документов, местная власть должна следить не только за правильной организацией уличного освещения, но и за поддержанием системы в работоспособном состоянии.
Подсветка дома
На деле за наружным освещением территории дома должны следить государственная служба ЖКХ (отдельные его подразделения), а также подразделения энергетических компаний для реализации технических стороны освещенности улиц. За их работу должна вносить плату территориальная администрация. Также отвечать за уличное освещение домов и прилежащих к ним территорий могут и другие организации, с которыми было заключено соответствующее договоренность, или компании, на балансе которых числится инженерная система конкретного населенного пункта. Именно эти организации определяют следующие параметры уличного освещения придомовой территории:
- продолжительность работы осветительных приборов в ночное время суток;
- количество фонарей, которые будут установлены возле дома и прилегающей к нему территории;
- в какое время будет происходить включение света.
Поэтому, если на улице по каким-либо причинам нет освещения, нужно обращаться в вышеперечисленные организации и компании, которые для каждого отдельного района населенного пункта буду отличаться. Конечно, на вопрос «куда обращаться или жаловаться, если нет света во дворе дома» можно ответить по-разному. Ведь каждое подразделение будет отвечать только за определенный участок организации системы уличного освещения. К примеру, за расписание освещения в вечерние и ночные часы, согласно статьи 16, отвечает администрация городского округа. Но обязательности по содержанию системы подсветки обычно возлагается н собственников строений.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения
ГОСТ Р 55707 Освещение наружное утилитарное. Методы измерений нормируемых параметров
ГОСТ Р 55708 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
Кто принимает жалобы
Если были замечена неисправность системы освещения дома и прилегающей к нему территории (например, нет ночью и вечером света, один фонарь неисправен и т.д.), необходимо обращаться в соответствующее учреждение с жалобой или заявлением.
Правильная подсветка двора
Но, поскольку не всегда понятно, куда идти, то нужно обратиться в свое отделение ЖКХ с целью выяснения более детальной информации об ответственных.
Обратите внимание! Каждый житель любого населенного пункта имеет право на знание того, как происходит расходование бюджета, какие средства выделяются на поддержку уличного освещения домов и прилежащих в ним территорий и другие моменты, связанные с такой подсветкой.
Чтобы изменить ситуацию, когда нет во дворе света, нужно проделать следующие манипуляции:
- написать заявление в письменной форме;
- обратиться с ним в местный орган исполнительной власти.
После этих действий организация, которая приняла заявление, должна проделать ряд соответствующих действий в зависимости от причины подачи документа жителем района:
- отправить ремонтную бригаду для выяснения причины появления той или иной ситуации (нет света, различные поломки системы);
- в указанные местным органом исполнительной власти сроки должны произвестись ремонтные работы по устранению выявленных нарушений.
Если же данная организация не проводит вышеописанные манипуляции, тогда она должна отвечать на следующие вопросы:
- кто заведует обслуживание освещения на указанной территории;
- кто выступает в роли заказчика по заключенному договору обслуживания системы освещения;
- за какой организацией закреплено обслуживание подсветки в конкретном месте.
Эта информация позволит грамотно и правильно составить жалобу и подать ее в нужную организацию. Если же реакция на подданную жалобу не последовала, тогда необходимо ее подавать уже в вышестоящий орган исполнительной власти.
Варианты организации подсветки двора
На сегодняшний день освещение придомовой территории может вестись несколькими способами. Первый вариант организации подсветки двора предполагает размещение настенного светильника над козырьком подъезда.
Освещение входа в подъезд
Здесь может использовать любой тип светильника, а также источника света (светодиодные, люминесцентные и др.). В последнее время для этих целей стали использовать экономные источники света, которые позволяют экономить электроэнергию, что очень важно для данного типа подсветки. Такой вариант подсветки позволяет осветить только площадку перед входом. Поэтому он редко используется. Обычно он идет в комбинации с другими вариантами подсветки. Второй вариант освещения двора предполагает размещение настенного уличного светильника над козырьком примерно на высоте 8.5 метров от уровня земли.
Второй вариант подсветки
При этом светильники должны быть расположенными к горизонту под углом 25 градусов. Такой вариант подсветки дает в разы большую площади подсветки двора, которая захватит не только площадку перед подъездом, но часть проезжей части. Третий вариант освещения двора. Он предполагает применение использование обоих видом осветительных приборов, описанных в предыдущих вариантах.
Третий вариант подсветки двора
Кроме этого, для подсветки придомовой территории используют фонари торшерного типа. Расстояние между ними также регламентируется нормативными документами, как и нормы освещенности. С помощью таких осветительных приборов, размещенных вдоль дороги, можно качественно осветить проезжую часть, а также детские площадки и стоянки, размещенные во дворе многоквартирного дома.
Освещение двора фонарями
Самым эффективным способом подсветки придомовой территории является использование как фонарей, так и светильников, размещенных над входной дверью в подъезд.
Какие осветительные приборы можно использовать на территории школы
Антивандальный светильник
Какие светильники применимы при организации освещения на школьной территории, мы немного коснулись в предыдущих подпунктах. Здесь же остановимся на требованиях, которым они должны отвечать. На них же должен опираться выбор осветительных приборов. Уличные светильники для освещения школьной территории должны отвечать следующим требованиям:
- иметь высокий класс влагозащищенности (IP);
- дополнительную антивандальную защиту для эффективной службы в любых климатических условиях: сильный ветер, дождь, град, жара и т.д.;
- изготавливаться из стойких к механическим повреждениям материалов, которые должны быть экологически чистыми;
- быть простыми в эксплуатации;
- иметь заземление. Особенно это касается светильников, установленных на опорах;
- иметь длительный срок эксплуатации.
При этом в выборе осветительных приборов следует брать во внимание место их размещения (на столбах, торшерного плана, на фасаде здания и т.д.). К примеру, для создания функционально-декоративного освещения нужно использовать торшерные опоры типа КО, ОП, НП/НФ с высотой в 3-5 метров.