Для дополнения и замещения естественного освещения в ночное время возникает необходимость в искусственном освещении. Качественное искусственное освещение обеспечивает безопасность на улицах и дорогах городских и сельских поселений, позволяет снизить число аварий на автомобильных дорогах и пешеходных переходах в темное время суток, а также способствует предотвращению преступных действий.
Нормы освещенности являются общепринятыми и регулируются документом СНиП 23-05-2010, включая СП 52.13330.2011.
Эти документы регламентируют требования к освещению для следующих объектов:
• Нормы освещенности улиц и дорог городских поселений
• Нормы освещенности улиц и дорог сельских поселений
• Нормы освещенности подземных и надземных переходов
• нормы освещенности АЗС и автостоянок
• Нормы освещенности пешеходных пространств
Нормы уличного освещения зависят от типа улиц и дорог, а также от функциональных особенностей освещаемых объектов.
Один из главных нормируемых показателей — средняя горизонтальная освещенность на уровне земли или дорожного покрытия. Ниже в таблицах приведены некоторые значения нормативов, согласно СП 52.13330.2011.
Таблицы норм освещения улиц и дорог
Дороги и улицы в границах поселений
Значения приведены на основании СП 52.13330.2016 «Естественное и икусственное освещение».
Класс дороги А1
Магистральные дороги и улицы общегородского значения за пределами центра города, транспортные и функциональные оси, выходы на внешние федеральные автомагистрали. Используются всеми видами транспорта, движущегося непрерывно и с высокой скоростью. Применяются многоуровневые пересечения и центральная разделительная полоса.
Расчётная скорость, км/ч | 100 | Число полос движения в оба направления | 6 — 8 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | Свыше 10,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги А1»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 2,00 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,70 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 10 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 30 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 60 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса А1»
Класс дороги А2
Магистральные дороги и улицы общегородского значения за пределами центра города, основные транспортные каналы, в том числе имеющие выходы на внешние автомагистрали и скоростные дороги. Используются всеми видами транспорта. Движение как непрерывное, так и регулируемое. Пересечение с магистралями может быть одно- или многоуровневое.
Расчётная скорость, км/ч | 80 — 100 | Число полос движения в оба направления | 6 — 8 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 7,0 — 9,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги А2»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,60 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,70 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 10 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 20 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса А2»
Класс дороги А3
Магистральные дороги и улицы общегородского значения в центральной части города, транспортные оси его исторического центра, связующие улицы с выходом на магистрали классов А1 и А2. Используются всеми видами транспорта за исключением транзитного грузового. Движение регулируемое, пересечения с магистралями одноуровневые, многочисленные пешеходы.
Расчётная скорость, км/ч | 90 | Число полос движения в оба направления | 6 — 8 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 4,0 — 7,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги А3»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,40 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,70 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 12 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 20 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 48 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса А3»
Класс дороги А4
Магистральные дороги и улицы общегородского значения в центральной части города, её основные транспортные каналы. Обеспечивают внутренние связи и имеют выходы на магистральные улицы общегородского и районного значения. Используются всеми видами транспорта за исключением транзитного грузового. Движение регулируемое, пересечения с магистралями одноуровневые, многочисленные пешеходы.
Расчётная скорость, км/ч | 80 | Число полос движения в оба направления | 4 — 6 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 3,0 — 5,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги А4»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,20 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,70 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 12 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 20 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 45 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса А4»
Класс дороги Б1
Магистрали и улицы районного значения за пределами центра города. Обеспечивают связи в пределах жилых районов и производственных зон, а также между ними. Используются всеми видами транспорта, движение регулируемое, пересечения одноуровневые.
Расчётная скорость, км/ч | 60 — 70 | Число полос движения в оба направления | 4 — 6 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 3,0 — 5,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги Б1»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,20 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,60 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 12 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 20 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 45 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса Б1»
Класс дороги Б2
Магистрали и улицы районного значения в центре города, оси функционально-планировочных зон исторической части. Обеспечивают внутренние связи, имеют выход на магистральные улицы общегородского и районного значения. Используются всеми видами транспорта кроме транзитного грузового, движение регулируемое, пересечения одноуровневые.
Расчётная скорость, км/ч | 60 | Число полос движения в оба направления | 3 — 6 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 2,0 — 5,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги Б2»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,00 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,60 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 15 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 15 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 53 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса Б2»
Класс дороги В1
Улицы и дороги местного значения в жилой застройке за пределами центра города, транспортные и пешеходные связи в пределах районов с выходом на магистрали, за исключением улиц с непрерывным движением транспорта. Лёгковой, специальный и грузовой транспорт (кроме транзитного), иногда — общественный пассажирский транспорт. Движение регулируемое, пересечения одноуровневые.
Расчётная скорость, км/ч | 60 | Число полос движения в оба направления | 2 — 4 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 1,5 — 3,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги В1»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 0,80 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,50 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 15 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 15 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,25 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса В1»
Класс дороги В2
Улицы и дороги местного значения в жилой застройке центра города. Обеспечивают транспортные и пешеходные связи в пределах микрорайонов, имеют выход на магистральные улицы центра. Встречается легковой, специальный и грузовой транспорт (за исключением транзитного). Движение регулируемое с пересечениями в одном уровне.
Расчётная скорость, км/ч | 60 | Число полос движения в оба направления | 2 — 4 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 1,5 — 3,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги В2»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 0,60 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,50 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 15 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 10 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,25 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса В2»
Класс дороги В3
Улицы и дороги местного значения в городских, промышленных, коммунальных и складских зонах, транспортные связи в пределах этих зон. Используются всеми видами транспорта. Движение регулируемое, все пересечения одноуровневые.
Расчётная скорость, км/ч | 60 | Число полос движения в оба направления | 2 — 4 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 0,5 — 2,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги В3»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 0,40 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,35 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,40 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 20 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 6 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,25 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса В3»
Дороги общего пользования вне поселений
Значения приведены на основании ГОСТ Р 58107.1-2018, расчётные значения пропускной способности, скорости движения и количество полос — на основании СП 34.13330.2012.
Категория дороги IА
Автомагистрали, предназначенные для безопасного и бесперебойного движения транспортных потоков большой интенсивности с высокими скоростями. Обязательно наличие разделительной полосы или размещение каждого направления движения на самостоятельном полотне. Доступ пешеходам и велосипедистам запрещён, одноуровневые пересечения отсутствуют, количество примыканий (как одно- так и двухуровневых) ограничено.
Расчётная скорость, км/ч | 120 — 150 | Число полос движения в оба направления | 4 — 8 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | Свыше 14,0 |
Таблица норм освещения «Категория дороги IА»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,60 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,70 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 10 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 20 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,35 |
Коэффициент периферийного освещения SR, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Категория дороги IБ
Сюда относятся дороги для скоростного движения с обязательной разделительной полосой. Одноуровневые пересечения не допускаются, а примыкания в одном уровне разрешены только без пересечения прямого направления движения.
Расчётная скорость, км/ч | 100 — 120 | Число полос движения в оба направления | 4 — 8 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | Свыше 14,0 |
Таблица норм освещения «Категория дороги IБ»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,20 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,70 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 10 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 15 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,35 |
Коэффициент периферийного освещения SR, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Категория дороги IВ
Обычные дороги со средней интенсивностью движения, доступные всем видам транспорта. Наличие разделительной полосы не является обязательным требованием. Велосипедные и пешеходные дорожки должны быть дополнительно отделены от основного полотна.
Расчётная скорость, км/ч | 80 — 100 | Число полос движения в оба направления | 4 — 8 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | Менее 14,0 |
Таблица норм освещения «Категория дороги IВ»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,00 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,60 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 15 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 10 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,25 |
Коэффициент периферийного освещения SR, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Категория дороги II
Обычные дороги, предназначенные для пропуска транспортных потоков средней интенсивности с высокой скоростью. Разделительная полоса отсутствует, допускаются примыкания и пересечения на одном уровне.
Расчётная скорость, км/ч | 100 — 120 | Число полос движения в оба направления | 2 — 4 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | Менее 6,0 |
Таблица норм освещения «Категория дороги II»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,00 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,60 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 15 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 10 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,25 |
Коэффициент периферийного освещения SR, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Категория дороги III
Обычные дороги для пропуска транспортных потоков со средней интенсивностью и скоростью выше средней. Без разделительной полосы. Допускаются одноуровневые примыкания, пересечения — в том числе с железнодорожными и трамвайными путями.
Расчётная скорость, км/ч | 80 — 100 | Число полос движения в оба направления | 2 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 2,0 — 6,0 |
Таблица норм освещения «Категория дороги III»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 0,80 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,60 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 15 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 8 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,25 |
Коэффициент периферийного освещения SR, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Категория дороги IV
Обычные дороги для пропуска транспортных потоков с интенсивностью ниже средней. Допускаются одноуровневые пересечения и примыкания с другими автомобильными дорогами, организация велосипедных и пешеходных дорожек без дополнительных мер по организации движения.
Расчётная скорость, км/ч | 60 — 80 | Число полос движения в оба направления | 2 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 0,2 — 2,0 |
Таблица норм освещения «Категория дороги IV»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 0,60 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,35 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,50 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 15 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 8 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,25 |
Коэффициент периферийного освещения SR, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Категория дороги V
Обычные дороги с малой пропускной способностью. Скорость движения низкая.
Расчётная скорость, км/ч | 40 — 60 | Число полос движения в оба направления | 2 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | Менее 0,2 |
Таблица норм освещения «Категория дороги V»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 0,40 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,35 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,40 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 15 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 8 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,25 |
Коэффициент периферийного освещения SR, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Понятия и определения
Коэффициент периферийного освещения
Отношение средней освещённости на поверхности обочины дороги к средней освещённости на поверхности полосы движения, примыкающей к обочине.
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости
Служит показателем энергоэффективности осветительной установки. Методика определения приведена в «Приложении М» к СП 52.13330.2016. Фактически же показывает, сколько тратится милливатт электрической мощности для создания освещённости в 1 люкс на 1 квадратном метре площади.
Общая равномерность яркости дорожного покрытия
Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к среднему.
Пороговое приращение яркости
Показатель слепящего действия светильников на водителя транспортного средства. Фактически — увеличение контраста между объектом наблюдения и фоном, при котором присутствие блеского источника света не сказывается на видимости объекта. Формула для определения этого значения приведена на рисунке 3.10 в пункте 3.61 СП 52.13330.2016.
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия
Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному его значению по оси полосы движения.
Средняя освещённость дорожного покрытия
Освещённость на дорожном покрытии, средневзвешенная по площади заданного участка. Измеряется в люксах.
Средняя яркость дорожного покрытия
Яркость сухого
дорожного покрытия в направлении глаза наблюдателя, находящегося на оси полосы движения транспорта в стандартных условиях. Используется средневзвешенное значение по площади проезжей части. Измеряется в канделах на квадратный метр.
Стандартные условия наблюдения
Условия, при которых глаз наблюдателя находится на высоте 1.5 метра над дорогой и удалён от расчётной точки на такое расстояние, чтобы линия зрения составляла с дорожным полотном угол от 0.5 до 1.5 градусов.
Общие сведения
Приведённые здесь данные для дорог внутри поселений основаны на СП 52.13330.2016, вне поселений — на ГОСТ Р 58107.1-2018. Особенности установки систем освещения — на действующей редакции ПУЭ (издание седьмое). Большинство требований имеет статус обязательных к исполнению
, но только при проектировании новых или реконструкции существующих систем освещения. Выбор применяемых нормированных значений происходит на основании категорий объектов. Поэтому прежде чем искать нужное значение, необходимо определить класс или категорию автодороги в соответствии с существующей документацией. Если это невозможно — для ориентира можно использовать самые простые показатели: число полос движения, наличие или отсутствие разделительной полосы и ориентировочную пропускную способность.
Следует также принять во внимание, что для дорог с нестандартной геометрией или с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, цементобетон), а также для дорог, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России (см. рисунок), средняя яркость, а также общая и продольная её равномерность не нормируются
.
Схематическая карта северной строительно-климатической зоны
Средняя яркость или средняя освещённость дорожного покрытия дорог и улиц, пересекающихся в одном уровне, должна соответствовать значениям, установленным для основной дороги или улицы на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания. На съездах и ответвлениях дорог и улиц, пересекающихся в разных уровнях, в границах транспортной развязки значение средней освещённости должно быть не менее 20 лк (для аналогичных объектов вне поселений — не менее 10 лк). Средняя яркость или средняя освещённость дорожного покрытия улиц местного значения, примыкающих к магистральной дороге или улице, должны быть не менее 1/3 значений, установленных для соответствующей дороги или улицы, но не ниже нормированного значения для улицы местного значения на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания.
При нормируемой средней яркости более 0.80 кд/м² или средней освещённости более 15 лк для проезжей части городских улиц, дорог и площадей, а также для дорог общего пользования вне границ поселений, допускается в ночное время снижение этих норм отключением части светильников или понижением их мощности на 30% и 50% соответственно при уменьшении интенсивности движения до 1/3 и 1/5 максимального значения соответственно. Не допускается в ночное время частичное отключение светильников при их установке по одному на опоре.
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова» (ООО «ВНИСИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 «Светотехнические изделия»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1360-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2022 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в
статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»
. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Требования к установке светильников
Как правило, светильники для освещения автодорог устанавливаются на столбах освещения, соединённых воздушной линией (ВЛ) электропередачи. Если предполагается обслуживать приборы с телескопической вышки, то они располагаются выше проводов ВЛ или на уровне нижних проводов ВЛ. В обоих случаях расстояние по горизонтали от светильника до ближайшего провода линии электропередач должно быть не менее 0.6 м. Если же обслуживание светильников будет происходить иным способом, то они устанавливаются ниже ВЛ. При этом расстояние от светильника до ближайшего провода должно быть не менее 0.2 и 0.4 метров по вертикали и горизонтали соответственно.
При подвеске светильников на тросах необходимо принять меры для исключения их раскачивания под воздействием ветра.
Размещение опор
Опоры установок освещения дорог, улиц и площадей должны располагаться на определённом расстоянии от лицевой грани бортового камня (бордюра) — фактической границы проезжей части — до внешней поверхности опоры:
- не менее 1.75 м в случае отсутствия бортового камня (бордюра);
- не менее 1 м на магистральных улицах и дорогах с интенсивным транспортным движением;
- не менее 0.6 м на иных улицах и дорогах;
- не менее 0.3 м при условии отсутствия на дороге городского транспорта и грузовых машин.
Для дорог, расположенных на территории промышленного предприятия, рекомендуется устанавливать опоры освещения не менее чем в 1 м от кромки проезжей части. Хотя и допускается уменьшение этого расстояния до 0.6 м.
Если дорога имеет разделительную полосу шириной не менее 4 м, допускается установка опор освещения по центру разделительных полос.
На дорогах, имеющих кюветы, допускается устанавливать опоры за кюветом, если расстояние от неё до кромки проезжей части не превышает 4 м.
Опоры на пересечениях и примыканиях улиц и дорог рекомендуется устанавливать на расстоянии не менее 1.5 м от начала закругления тротуаров, не нарушая при этом линии установки опор.
Если опора устанавливается на мостах и транспортных эстакадах, то следует располагать её в створе ограждений в стальных станинах или на фланцах, прикрепляемых к несущим элементам сооружения.
Если улица или дорога имеет «зелёное ограждение» — посаженные рядами деревья, то светильники должны устанавливаться вне крон деревьев на удлинённых кронштейнах, обращённых в сторону проезжей части, или на тросовой подвеске.
Для надёжной ориентации водителей и пешеходов в тёмное время суток светильники в ряду следует располагать так, чтобы образуемая ими линия однозначно указывала направление дороги или улицы.
Высота установки светильников
Высота установки осветительных приборов над проезжей частью должна быть не менее 6.5 м. Для освещения транспортных развязок и площадей допускается установка светильников на высоте 20 м и более (но не менее 10 м от дорожного покрытия верхнего уровня развязки) при условии обеспечения безопасности их обслуживания — опускание светильников, устройство специальных площадок и т.п.
В выполненных из негорючих материалов парапетах и ограждениях мостов и эстакад допускается размещать приборы освещения на высоте 0.9 — 1.3 м над проезжей частью при условии обязательной защиты от доступа к токоведущим частям, лампам и пускорегулирующим аппаратам. Также следует обеспечить защитный угол светильника не менее 10 градусов.
Ограничение светового потока
На улицах, дорогах и в транспортных зонах площадей, для которых нормируют освещённость, ограничивают силу света светильников в установке под углами 80 и 90 градусов от вертикали в направлении водителей предельными значениями равными 30 и 10 кд соответственно на 1000 лм светового потока светильника.
При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65 градусов от вертикали. Сила света светильника под углами 80, 85 и 90 градусов от вертикали в направлении водителей на должна превышать предельных значений, равных 50, 30 и 10 кд соответственно на 1000 лм его светового потока.
Городской светодизайн
Городской светодизайн — важный элемент украшения внешней среды и для маленьких, и для больших городов. В темное время суток декоративное освещение зданий подчеркивает их архитектурные особенности и указывает на функциональное назначение сооружений. Для административных зданий больше подходит классическое ночное освещение, выполненное в нейтральных белых тонах, в то время как торговые центры, кинотеатры и рестораны могут быть освещены лампами, которые обеспечат яркие краски и привлекут внимание посетителей. Важно правильно расставлять световые акценты, чтобы подчеркнуть наиболее значимые элементы конструкции. Кроме того, при разработке дизайн-проекта освещения необходимо учитывать его «сочетаемость» с рядом стоящими зданиями; декоративное освещение города должно соответствовать общей городской концепции.
Ежегодные очистки и коэффициент эксплуатации
Коэффициент эксплуатации (MF)
показывает отношение средней освещённости на участке объекта — в данном случае дороги, создаваемой осветительной установкой к концу установленного срока эксплуатации, к средней освещённости на том же участке, создаваемой в начале эксплуатации. То есть если для светильника установлен срок эксплуатации в 10 лет, коэффициент эксплуатации показывает, на сколько уменьшится освещённость дороги от этого светильника по истечении этих 10 лет. Ранее для расчётов применялась аналогичная характеристика — коэффициент запаса, обратный по значению коэффициенту эксплуатации (MF = 1 / КЗ).
Коэффициент эксплуатации учитывает снижение светотехнических характеристик светильников вследствие загрязнения и старения светопрозрачных частей конструкции, а также вследствие деградации самих источников света и выхода из строя отдельных их частей (отдельных светодиодов, например). Для расчётов применяются следующие значения MF:
- 0,7 — для источников на основе металлогалогенных ламп;
- 0,75 — для источников на основе натриевых ламп;
- 0,8 — для светодиодных источников.
Но эти значения справедливы только в случае проведения регулярных очисток
осветительных приборов с периодичностью
не менее 2 раз в год
.
Светодиодные уличные источники света
Какими должны быть приборы уличного освещения
Требования и правила выбора светильников для уличного освещения сводятся к подбору такого типа изделий, которые потребляет мало электроэнергии, устойчивы к воздействию климатических факторов, имеют большой срок эксплуатации и, кроме того, осуществить их монтаж можно было без проблем. Всем эти факторам соответствуют магистральные светильники светодиодного типа. Изделия, состоящие из оптики, драйвера и консоли, устанавливают не только на улицах и проспектах городов, но и в сельских поселках. Оптика таких изделий способна создавать пучок света, узкий, средний, широкий или двойной ассиметричный. Установка такого вида светильников выполняется просто, т.к. в конструкции предусмотрено все необходимое для монтажа, а преимущества освещения следующие:
- эффективно работают в широком интервале температур (от минус 60 до плюс 400С);
- регулируется направленность пуска света;
- пожаробезопасность;
- светильники переносят механические воздействия и вибрацию;
- легко и просто монтируются;
- потребляют малое количество электроэнергии;
- не нуждаются в техническом обслуживании в процессе эксплуатации;
- длительный срок эксплуатации (более 50 тыс. часов);
- нет необходимости утилизации.
Магистральные светодиодные источники света или их еще называют консольными, выпускаются многими производителями, как отечественными, так и зарубежными. Они имеют уникальный и простой дизайн, некоторые модели снабжают дополнительными устройствами, позволяющими регулировать яркость свечения (диммерами) или охлаждать мощные светильники (радиаторами). При выборе такого источника света необходимо обратить внимание на производителя. Только производитель, хорошо зарекомендовавший себя на рынке аналогичной продукции, выпускает наиболее качественные и долговечные модели.
Особенности отдельных групп объектов
Независимо от интенсивности движения транспорта, средняя яркость покрытия магистральных дорог со скоростным движением за пределами города на основных подъездах к аэропортам, речным и морским портам должна быть не менее 1.6 кд/м².
По согласованию с администрацией города допускается увеличение значения средней яркости на 0.20 кд/м² или средней освещённости на 5 лк для улиц, дорог и площадей категории А (за исключением класса А1) и Б, а также вне города на подъездах к аэропортам, вокзалам, гипер- и супермаркетам.
Дороги и улицы с трамвайными и троллейбусными путями
Высота размещения светильников на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением следует принимать с учётом высоты подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.2012. Но в любом случае высота установки светильников должна быть не менее 8 м до головки рельса для трамвайных путей и не менее 9 м от уровня проезжей части для троллейбусных маршрутов.
Расстояние по вертикали от проводов линий уличного освещения до поперечин контактной сети должно быть не менее 0.5 м.
Средняя освещённость и равномерность освещённости трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц должна соответствовать соответствующим значениям для этих улиц. Средняя освещённость на обособленном трамвайном пути должна быть не менее 6 лк, на посадочных площадках – 10 лк. Допускается не освещать обособленные трамвайные пути на перегонах вне городской застройки.
Дороги и улицы сельских поселений, садовых товариществ и дачных кооперативов
Для данной категории объектов нормируются средняя освещённость дорожного покрытия и её равномерность. Для главных улиц и площадей общественных и торговых центров средняя освещённость должна быть не менее 10 лк, для основных улиц жилой застройки — не менее 6 лк, для переулков — не менее 4 лк. Равномерность освещённости должна составлять не менее 0.25.
Для поселковых дорог и проездов на территории садовых товариществ и дачных кооперативов средняя освещённость дорожного покрытия должна быть не менее 2 лк при равномерности не менее 0.10.
Железнодорожные переезды
На участке дороги, прилегающим к железнодорожному переезду, нормы освещения должны соответствовать нормам, установленным для данной категории дороги. Но вот в границах переезда действует иной стандарт — освещение этих объектов регламентируется ГОСТ Р 54984. Нормируемая поверхность в данном случае находится на уровне настила переезда в его границах со стороны автомобильной дороги. Минимальный уровень освещённости — вне зависимости от категории переезда — 5 лк.
Кто принимает жалобы
Если были замечена неисправность системы освещения дома и прилегающей к нему территории (например, нет ночью и вечером света, один фонарь неисправен и т.д.), необходимо обращаться в соответствующее учреждение с жалобой или заявлением.
Правильная подсветка двора
Но, поскольку не всегда понятно, куда идти, то нужно обратиться в свое отделение ЖКХ с целью выяснения более детальной информации об ответственных.
Обратите внимание! Каждый житель любого населенного пункта имеет право на знание того, как происходит расходование бюджета, какие средства выделяются на поддержку уличного освещения домов и прилежащих в ним территорий и другие моменты, связанные с такой подсветкой.
Чтобы изменить ситуацию, когда нет во дворе света, нужно проделать следующие манипуляции:
- написать заявление в письменной форме;
- обратиться с ним в местный орган исполнительной власти.
После этих действий организация, которая приняла заявление, должна проделать ряд соответствующих действий в зависимости от причины подачи документа жителем района:
- отправить ремонтную бригаду для выяснения причины появления той или иной ситуации (нет света, различные поломки системы);
- в указанные местным органом исполнительной власти сроки должны произвестись ремонтные работы по устранению выявленных нарушений.
Если же данная организация не проводит вышеописанные манипуляции, тогда она должна отвечать на следующие вопросы:
- кто заведует обслуживание освещения на указанной территории;
- кто выступает в роли заказчика по заключенному договору обслуживания системы освещения;
- за какой организацией закреплено обслуживание подсветки в конкретном месте.
Эта информация позволит грамотно и правильно составить жалобу и подать ее в нужную организацию. Если же реакция на подданную жалобу не последовала, тогда необходимо ее подавать уже в вышестоящий орган исполнительной власти.
Список нормативных документов
- ГОСТ Р 33382-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация
- ГОСТ Р 54984-2012 Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля
- ГОСТ Р 58107.1-2018 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчёта
- Правила устройства электроустановок (ПУЭ), издание седьмое
- СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85)
- СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение (актуализированная редакция СНиП 23-05-95)
- СП 98.13330.2012 Трамвайные и троллейбусные линии (актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90)
Смотрите также
- Уличные и магистральные светильники
- Аналоги светильников ГКУ
- Аналоги светильников ЖКУ
- Аналоги светильников РКУ
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.
Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.
Настоящий стандарт не распространяется на освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.
Методы расчета нормируемых параметров по ГОСТ Р 55708, методы измерений нормируемых параметров — по ГОСТ Р 55707.
Готовые решения
Освещение дорог класса А1 К дорогам класса А1 относятся самые высоконагруженные магистрали. Поэтому к решениям по их освещению применяются самые строгие требования. Для приведённых здесь решений используются светильники высокой мощности с широкими КСС и большая высота подвеса. Освещение дорог класса А2 Решения по освещению дорог класса А2 аналогичны решениям для дорог А1, но здесь используются светильники меньшей мощности и большее расстояние между опорами, что делает их менее дорогими. Освещение дорог класса А3 В данной статье — 3 решения по освещению дорог класса А3 — магистральных дорог и улиц общегородского значения, используемых всеми видами транспорта. Проекты выполнены на основе светильников Pandora LED, Фокус и Ферекс. Освещение дорог класса А4 Экономные решения для освещения четырёхполосных дорог со средними энергозатратами на уровне 2 КВт/ч в год на квадратный метр проезжей части. Расчёты выполнены с использованием светильников Pandora LED, LEDeffect и Ферекс. Освещение дорог класса Б1 Решения по освещению дорог класса Б1 на светильниках LEDeffect, ЛидерЛайт и Ферекс. Хороший пример того, что больше — совершенно не всегда значит лучше. Освещение дорог класса Б2 Три решения для освещения дорог класса Б2 для расстояния между мачтами освещения от 30 до 45 метров на основе светильников Pandora LED, Ферекс и Фокус. Освещение дорог класса В1 Самые малонагруженные из приведённых среди наших решений четырёхполосные дороги. Светильники малой мощности и большое расстояние между опорами освещения позволяют сделать такие решения экономически эффективными как на этапе строительства, так и дальше. Освещение дорог класса В2 Экономичные решения по освещению небольших городских улиц на основе светильников Pandora LED, Ферекс и Фокус с расстановкой опор освещения с одной стороны дороги. Освещение дорог класса В3 Экономичные решения по освещению маленьких городских улиц с расчётной мощностью около 1 киловатта на 1 километр дорожного полотна. На основе светильников LEDeffect, ЛидерЛайт, Ферекс.
Праздничная иллюминация
Праздничная иллюминация города неизменно поднимает общее настроение жителей и создает неповторимую атмосферу веселья и уюта. Для создания праздничной городской подсветки чаще всего используются светодиодные технологии. С их помощью можно украсить как общие пространства, так и отдельные сооружения, создать самые разные визуальные и световые эффекты, придать световым лучам любой цвет и оттенок. В преддверии новогодних праздников особенно популярны объемные LED-украшения: шары, снежинки, фигуры животных и сказочных персонажей. Городские елки оформляются светодиодными гирляндами, площади и дороги украшаются тематическими узорами, созданными из светодиодных фонариков и светильников. Такое освещение эргономично и гарантирует десятки тысяч часов работы, а значит, его можно будет использовать несколько лет.