Прямая и обратная полярность АКБ — что значит и в чем отличие

Для монтажа металлоизделий, ремонтных работ чаще применяют сварку постоянным током. Используя выпрямители, инверторы, можно менять полярность при сварке, регулировать зону максимального нагрева дуги. О нюансах прямого и обратного подключения полюсов стоит рассказать подробно: как подключают полюса, в каких случаях минус выводят на электрод, в чем особенность шва при прямой и обратной полярности.

Отличия в подключении

Все, кто пользовался аппаратами для электродуговой сварки, понимает, что речь пойдет о распределении полюсов между держателем и заготовкой. Полярность при сварке бывает двух типов:

  • Прямая, когда электроны движутся к заготовке (минус на электроде). Дуга получается компактной, плотной.
  • Обратная, когда к держателю подключают плюс. Формируется рассеянная область контакта дуги с металлом.

Основное отличие сварки прямой и обратной полярности – локализация точки максимального разогрева. При прямой сильнее нагревается металл, при обратной – расходник. Способ подключения полюсов зависит от толщины и физических свойств металла.


Отличия в подключении прямой и обратной полярности

Что такое полярность?

Полярность — понятие, определяющее расположение полюсных выводов (внешние токовыводящие элементы) на крышке или лицевой стороне АКБ. Существует два стандартных типа положения:

  • Прямая.
  • Обратная.

Но токовыводы могут располагаться и иначе. Такие «экзотические» аккумуляторы не прижились у автовладельцев Европы и стран СНГ, поэтому попадаются на прилавках магазинов крайне редко. Осталось выяснить, что такое полярность аккумулятора прямая или обратная, есть ли между АКБ разница.

Прямая полярность аккумулятора

АКБ этого типа принадлежат разработке советских инженеров. Все авто, выпускавшиеся в СССР оснащались аккумуляторными батареями прямого типа. Для них характерно следующее расположение полюсных выводов — «+» слева и «-» справа. С таким расположение токовыводов выпускаются батареи и сегодня. Довольно внушительный процент транспортных средств иностранных брендов, которые собираются на территории стран СНГ оснащаются АКБ с левым «+».

Обратная полярность аккумулятора

Аккумуляторы обратной полярности изготавливают производители европейских государств. Поэтому все импортные транспортные средства комплектуются батареями, у которых токовыводы расположены с точностью до наоборот — «+» справа и «-» слева.

Чем отличаются аккумуляторы?

Если речь идет только о полярности, то отличие одно — расположение токовыводов на крышке оборудования. Никаких физических и эксплуатационных сверх особенностей раскладка полюсных выводов батарее не дает, но при установке в транспортное средство аккумулятора не той полярности неизбежно возникнут сложности с длиной проводов клемм. Не имеет значения, что и старая АКБ, и новая комплектующая изготовлены одним производителем. Длины проводов не хватит! Чтобы избежать дополнительных трат и потери времени на наращивание проводов, разумнее сразу выбрать и купить аккумуляторную батарею нужного типа.

Если речь идет о приобретении батарей разных изготовителей, то отличаться они могут как расположением «+» и «-», так и геометрией, размерами.

Эту задачку не решить даже наращиванием или заменой проводов, поскольку посадочное место под комплектующую всегда имеет строгие геометрические и физические параметры. Запасная часть может не поместиться в посадочное место. При благоприятных обстоятельствах не та полярность АКБ может и не быть проблемой. Если можно установить ее в гнездо правильно, развернув на 1800. В этом случае длины проводов клемм будет достаточно.

Особенности прямой полярности при сварке

Сначала несколько слов об области применения прямой полярности при сварке. Она обширна, используется:

  • При монтаже стального проката из углеродистых, низколегированных, специальных сталей плавящимися электродами.
  • Когда сварка производится вольфрамовым неплавящимся электродом с использованием наплавочной проволоки. Тугоплавкий стержень нужен при стыковых соединениях тонких деталей, цветных металлов, его используют, работая с текучими сплавами.
  • Для раскроя заготовок сварочным оборудованием.

Преимущества тока стандартного подключения клемм:

  • образуется узкий шовный валик;
  • за счет высокой плотности плазмы заготовка проваривается глубоко;
  • выпускается большой ассортимент наплавочных электродов с различными видами покрытий;
  • поддерживается стабильная дуга.

Недостатки прямого подключения:

  • металл сильно разбрызгивается (плотный поток плазмы с силой ударяет по ванне расплава);
  • велик риск прожога тонких деталей;
  • возникают остаточные напряжения в зоне термического влияния.

Итак, при прямом подключении кабель от плюсовой клеммы присоединяется к заготовке, а от минусового гнезда выводится на держатель электрода.

Обозначение клемм

Что может означать маркировка на клеммах? Как показано на фото, клеммы могут быть с несколькими типами маркировки, по которым можно определить полярность АКБ. Всего в мире применяют 3 варианта:

  • «+» и «-»;
  • «POS» и «NEG»;
  • «P» и «N».

Эти обозначения введены неспроста, поэтому нужно понимать обозначения маркировки аккумулятора авто. Если перепутать подключение, проблем будет много. Далеко не все блоки и модули в автомобиле оснащены дополнительными защитными компонентами, которые предотвратят перепутывание полярности — поэтому они выйдут из строя, одновременно произойдет перегорание предохранителей и перегрев многих источников тока в схемах. Из-за вероятности образования КЗ может сильно пострадать и сам аккумулятор.

Род тока

Особенность сварки на переменном токе в том, что при прохождении синусоиды через ноль дуга потухает, а затем снова разгорается. Человеческий глаз на высокой частоте тока этого не улавливает. Сразу напрашивается вывод: род тока влияет на стабильность дуги. Не случайно для сварки используют переменный ток высокой частоты.

Когда аппарат выдает постоянный ток, увеличиваются возможности сварки, можно менять направление движения потока электронов, влиять на плотность электрической дуги. От рода и полярности тока в конечном итоге зависит прочность образуемых соединений.

Уточняю: полярность меняется только при работе с постоянным током.

У генераторов переменного тока провода можно подключать в любой последовательности, на процесс сварки это не влияет.

При выборе электродов важно учитывать род тока. Покупая расходники, нужно внимательно изучать инструкцию, там всегда даются необходимые указания. Электроды бывают для постоянного или переменного тока и универсальные. Например, УОНИИ – для постоянного. Но удобней всего работать с универсальными стержнями, с ними меньше проблем. Подготовил необходимое количество, прогрел до указанной температуры, и за работу.

Конструктивные особенности АКБ

Автомобильная аккумуляторная батарея представляет собой перезаряжаемый источник постоянного тока, который используется для питания электрики и запуска ДВС. В машинах применены разные схемы расположения компонентов, поэтому полярность аккумулятора так же отличается, как и тип клемм. В Европе используются батареи с конусовидной формой выводов двух типов:

  1. Тип А — 19,5 мм для плюсовой и 17,9 мм для минусовой.
  2. Тип В — 12,7 мм плюсовая и 11,1 мм отрицательная.

Также есть и другие типы — F, G, T, H, D, C, и E, но это уже не конусовидные, а в виде шпилек с резьбой, клемм, проушин и прочих модификаций. Выводы могут быть расположены сверху или на лицевой боковой стенке.

Полярность при работе полуавтоматом

Отличительная особенность полуавтоматических аппаратов – подача присадочной проволоки в автоматическом режиме, с фиксированной скоростью. Понятно, что в этом случае шовный валик получается аккуратным, ровненьким, ведь металл проплавляется равномерно. Для генерации тока используют инвертор – компактный преобразователь с электронной начинкой, дополнительными функциями, облегчающими процесс сварки.

Специфика автоматической сварки предусматривает несколько режимов работы оборудования:

  • на открытом воздухе с присадкой, образующей шлаковый слой;
  • с использованием проволоки, содержащей флюсы;
  • в среде защитного газа, покрывающего рабочую зону.

Подключение клемм зависит от вида режима. Прямая подходит для обычной порошковой проволоки. На обратную переходят:

  • применяя защитный газ, ионизированные молекулы отлично пропускают электроны, дуга быстро разгорается;
  • используя флюсовую присадку, тепло концентрируется на кончике наплавки, флюс выгорает полностью, формируется однородный диффузный слой.

Работая с современным сварочным оборудованием, при обратном подключении клемм можно скорректировать стабильность горения дуги.

Зная особенности работы на переменном токе, можно подобрать режим сварки под размер заготовок, тип металла. Постоянный ток дает большие возможности, меняя положение полюсов, сварщик контролирует положение высокотемпературной области дуги. Смещая положение анодного пятна, получают прочные соединения на любых заготовках.

Возможные проблемы

При приобретении «неправильного» аккумулятора, эксплуатация оборудования становится невозможной. Трудности начинаются еще на этапе установки.

Устройство аккумуляторной батареи

Отсутствие опыта и низкая концентрация внимания может привести к:

  • перегоранию предохранителей;
  • оплавление проводов;
  • отказ ЭБУ, сигнализации;
  • повреждение электропроводки;
  • перегорание диодного моста.

Переполюсовка аккумулятора (60, 70 Ач) с обратной полярностью провоцирует появление искр. При возникновении признаков возгорания процедуру следует прекратить. Сменить местоположение клемм не получится.

В исключительных случаях автолюбитель сможет применить аккумуляторную батарею из другой категории. Обязательным пунктом является изменение положения АКБ на 180 градусов. Это необходимо для того, чтобы обеспечить совпадение клемм и выводов.

Данный метод установки не подойдет, если провода не имеют достаточной длины. В сложившихся обстоятельствах генератор двигателя невозможно совместить с основной «массой» транспортного средства. Чтобы избежать подобных проблем, провода делают более длинными. Их диаметр должен быть одинаковым.

Можно ли поменять полярность на аккумуляторе автомобиля

Сейчас большинство производителей стремятся исключить возможность неправильного подключения. Для этого минусовую и плюсовую клеммы делают разных размеров. Провода от бортовой сети имеют определенную длину и могут крепиться только с нужных сторон. Но владельцы автомобилей имеют возможность обойти защиту, подключив контакт через переходник.

Переходник на аккумулятор

В результате плюс становится не с той стороны, происходит переполюсовка, опасная для всех систем автомобиля. Конечно, некоторые автовладельцы специально переполюсовывают старый АКБ, чтобы продлить его ресурс. Но эту операцию приходится производить на свой страх и риск, а последствия зачастую оказываются неприятными. Переполюсовка возможна только при следующих обстоятельствах:

  • Банки исправны и не замыкают.
  • Внутри батареи поддерживается нормальная плотность электролита.
  • Пластины достаточно толстые и не имеют повреждений.

Если срочно потребовалась замена аккумулятора, можно поставить прибор с несоответствующей полярностью. В сложившейся ситуации батарея должна быть установлена так, чтобы провод с положительным зарядом доставал до вывода. Минусовой — это масса, он присоединен к кузову, поэтому его можно удлинять. Для этого старый провод отсоединяют, а вместо него закрепляют новый, имеющий большее сечение. К сожалению, плюсовой не откручивается, его нельзя заменять и удлинять.

Чем отличаются аккумуляторы

Отличий минимум, если не считать полюса. Хочется отметить, что внешне аккумуляторы практически идентичные — то есть и корпус, и количество банок, и сила тока и даже этикетка. И перепутать аккумулятор очень легко, то есть можно купить с неправильным расположением токовыводов (клемм). Даже опытный водитель может попасть впросак, если совершит выбор спонтанно. Поэтому, если сами не понимаете в этом, спросите продавца подобрать, именно, для вашего авто, как правило у них имеются каталоги в которых описаны подходящие модели. Так будет лучше всего!

Поэтому если задумались о замене аккумулятора нужно точно знать и определять расположение клемм, это крайне важно!

Последствия неправильного подключения

Многие неопытные владельцы авто задаются вопросом, можно ли устанавливать в машине аккумуляторы с другой полярностью и чем может обернуться неправильное подключение. Перепутанные клеммы могут привести к серьезным последствиям.

К числу серьезных поломок, к которым может привести выбор автомобильной батареи с неподходящей полярностью, относятся:

  1. Замыкание, которое заканчивается сгоранием нескольких предохранителей. Такую поломку можно быстро и недорого исправить. Предотвратить перегорание можно, если своевременно заметить искры, появляющиеся при подключении АКБ.
  2. Воспламенение, возникающее при долгой эксплуатации неправильно подключенной батареи. Из-за этого сперва загораются мелкие провода, а потом и более крупные элементы.
  3. Разрушение АКБ, которое происходит из-за оплавления некоторых деталей и разряжения батареи вследствие воздействия обратного заряда.
  4. Поломка бортового компьютера, ремонт которого любому водителю обойдется дорого из-за высокой стоимости новой платы.
  5. Сгорание предохранителей, которые можно поменять на новые защитные элементы в течение нескольких минут.
  6. Поломка генератора, замена которого может сильно ударить по карману невнимательного автолюбителя. Часто на нем устанавливаются защитные предохранители, предотвращающие такие поломки. В таком случае менять генератор не придется, достаточно будет купить новый диодный мост.
  7. Повреждение электропроводов и сигнализации, которые быстро выходят из строя при неправильной установке аккумуляторной батареи.

В любом случае лучше поменять аккумулятор с неподходящей полярностью. Несоответствие модели поможет определить длина минусовых и плюсовых проводов, которых попросту не будет хватать для подключения. Конечно, можно схалтурить и удлинить их, но неверно выбранное сечение или слабая оплетка приведут к тем же последствиям, что и неправильно подобранная АКБ.

Рекомендуем: Поиск и подбор аккумулятора по марке и модели автомобиля

Видео о прямой и обратной полярности аккумулятора


Определение полярности автомобильного аккумулятора

Аккумуляторы автомобильные: как выбрать , советы специалистов. avtozvuk.ua

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]