Нормы освещения
Нормы и правила уличного освещения регулируются различными регламентами и ГОСТ (государственными стандартами). К ним относятся:
- ГОСТ Р 55708-2013.
- ГОСТ Р 55707-2013.
- ГОСТ 4677-82.
- ГОСТ 28682-90.
- ГОСТ IEC 60598-2-3-2012.
- ГОСТ IEC 60598-2-5-2012.
- ГОСТ IEC 60598-2-13-2011.
- ГОСТ Р 55706-2013.
- СНиП 23-05-95.
- МГСН 2.06-99.
- И другие.
В таких правовых источниках регулируется угол обзора светового луча (если расстояние между ними больше, потребуется больше высоты полюсов), размеры освещенности (учитывается и рассчитывается оптимальная высота), яркость (если требуемая интенсивность света больше, то нужно установить их ниже предполагаемого уровня).
Нормы уличного освещения в населенных пунктах варьируются в зависимости от объектов. Стандартными являются следующие:
- Угол наклона не менее 80-90 градусов.
- Угол установки соответственно 30 Кд для 80 градусов и 10 Кд для 90 градусов (расчет производится на 1000 Лм).
- Яркость устанавливается в 10-50 Кд в зависимости от угла наклона при расчете на 1000 ЛМ.
Также учитываются сами приборы (их технические характеристики). Все они должны соответствовать дополнительным нормам и иметь сертификат соответствия.
Особенности
Основное предназначение городского уличного освещения — обеспечить безопасное движение автотранспорта и пешеходов. В эту категорию входит освещение различных территориальных участков города, в том числе площадей, эстакад, мостов, тоннелей, автостоянок, парковок для автотранспорта, проезжей части и пешеходных дорожек.
ВНИМАНИЕ! Фонари, расположенные над дверями подъездов и на фасаде жилых зданий не относятся к уличному освещению.
Освещение, как и любая услуга, должна предоставляться с соблюдением установленных норм, стандартов и требований. В городе должно быть освещено минимум 80% протяженности улиц.
Уровень освещения на определенной территории зависит от интенсивности движения автотранспортных средств, развития инфраструктуры, плотности проживания населения в районе, энергоэффективности и возможностей местного бюджета.
Центральные улицы и бульвары должны освещаться намного лучше, чем районы, расположенные на окраине города.
Уличное освещение включается и отключается строго по графику, который может отличаться в зависимости от протяженности и плотности населения в населенном пункте. В разных городах этот график может как совпадать, так и кардинально отличаться. Независимо от этого, осветительные приборы включают и отключают в разное время — чем длиннее световой день, тем позднее они загораются.
Если на улице снег, дождь, снег или туман, уличное освещение включают раньше, а отключают позже графика с разницей в 15 минут.
Этапы установки освещения во дворе дома
Ответственность ликвидатора при ликвидации ооо: судебная практика
Чтобы провести работу своими силами надо следовать инструкции, так как при нарушении рекомендаций есть опасность поражения людей и животных током. Помнить следующее:
- Перед началом работ выключить подачу тока, чтобы исключить поражение. Установить отдельный автомат в щитке приборов, мощность подбирать под оборудование. Вывести кабель из дома любым удобным способом, предпочтительно сделать это под землей.
- Лучше всего использовать подземный метод прокладки кабеля, он безопаснее и вид участка не портится. Надо выкопать траншею глубиной 90 см до всех светильников. На дно насыпается подушка из щебня толщиной 20 см, поверх прокладывается кабель, который помещают в гофрированный рукав и трубу ПНД для защиты от любых воздействий.
- Соединения кабеля лучше всего пропаивать, чтобы улучшить контакт и защитить от окисления. Затем надевают термоусадочную трубку, чтобы герметично закрыть стык. На каждом выводе оставлять запас длины, чтобы удобно подключиться.
- При засыпании траншеи лучше положить сигнальную ленту на глубине полметра. Если потом будут проводиться земляные работы, не придется гадать, где лежит кабель — если попадется лента, значит он под ней.
- Установка светильников зависит от их конструкции и способа монтажа, предусмотренного изготовителем. Чаще всего сверлят отверстия под анкера в плитке или другом основании. Или же понадобиться заливать площадки из бетона для установки. Есть варианты, которые надо просто воткнуть в землю, что удобно и не требует подготовки. Подвесные модели нужно закрепить так, чтобы исключить падение.
- Для подключения проводки использовать герметичные соединители. Или же пропаивать скрутки, изолировать их и закрывать термоусадочной трубкой.
Если бетонируется площадка под светильники, лучше всего пропускать гофрированный рукав с проводом через нее.
Если использовать автономные светильники на солнечных батареях, не придется прокладывать кабель и готовить проект. Они просто втыкаются в землю в нужных местах и начинают работать сразу. Чтобы продлить срок службы, следует убирать оборудование на зиму в помещение.
Установить освещение во дворе частного дома несложно, если разобраться в основных разновидностях, выбрать светильники и сделать подробный проект
Надо заранее продумать, какой способ включения подойдет, а при проведении работ уделить основное внимание безопасности и надежной защите соединений
Выбор светильников для освещения сада внутри
В специализированных магазинах для участка и сада размещен огромный ассортимент светильников разной ценовой категории. Разделим их на три большие группы, которые отличаются друг от друга типом осветительного элемента, установленного в прибор. Вот какие разновидности сейчас самые распространенные:
- Натриевые. Внутри лампы такого светильника находится натрий в газообразном виде. Когда через него проходит электрический ток, светильник испускает мягкий и ровный свет с теплым оттенком. Данная особенность делает натриевые светильники незаменимыми при декоративном подсвечивании объектов на участке. Нельзя не отметить и длительный срок эксплуатации подобных ламп, он составляет порядка 3 — 4 лет.
- Светодиодные. Эти светильники захватили рынок в последние годы и считаются наиболее высокотехнологичными. Именно по этой причине ценник на светодиодные лампы до сих пор держится на высоком уровне, хотя даже при такой стоимости приобретение будет выгодным. Экономичный, устойчивый к перепадам напряжения светодиодный светильник способен прослужить около 6 лет. Также на многих моделях имеется возможность регулировать мощность, а, следовательно, подстраивать освещенность под индивидуальные потребности.
- Галогенные — самая распространенная на данный момент группа приборов. Принцип их работы схож с натриевыми: в колбе лампы находится газообразное вещество, пропускание тока провоцирует свечение, которое, к слову, намного ярче, чем у стандартных ламп накаливания. Такие светильники являются полноценной золотой серединой в этом сегменте: они достаточно дешевы, долго не выходят из строя, вполне экономичны и дают много света.
Отдельно упомянем автономные светильники для участка. Они хоть и являются, по сути, представителями группы светодиодных приборов, но работают по уникальному принципу. В верхней части такого светильника находится солнечная батарея, и в то время, пока светит солнце, светильник заряжает аккумуляторную батарею, которая затем питает осветительный элемент. Благодаря тому, что в качестве лампы используется светодиод, заряда хватает на очень длительное время. Следовательно, такой светильник полностью оправдывает свое звание автономного.
Продемонстрируем на фото, какие бывают дизайны у автономных светильников для участка — от классики до авангарда.
Отдельным плюсом подобного прибора является его мобильность. Обычные светильники нужно монтировать, а также подводить к ним проводку. Автономные же модели, в большинстве случаев, достаточно лишь воткнуть в землю, — на этом процесс монтажа и установки завершается. С такой же простотой происходит и демонтаж приборов, так что вы с легкостью можете при необходимости убрать с придомовой территории на время все осветительные приборы.
Освещение дворовых территорий – чья это головная боль
Взыскание алиментов на содержание супруги судебная практика
Обязанности по снятию данных со счетчика общего пользования возлагаются на управляющую организацию и проводятся в присутствии главы жилищного совета или его заместителя. Компания, поставляющая электроэнергию, со своей стороны может в любое время затребовать данные со счетчиков. Собственникам жилья запрещается блокировать доступ к электросчетчикам коллективного пользования работникам энергосберегающей компании и сотрудникам УК.
Наиболее эффективным и экономичным решение для дворового света является автоматическое управление освещением с помощью астрономического реле. Это оборудование имеет программу, регулирующую включение\выключение ламп освещения в зависимости от восхода/захода солнца. Она сама корректирует работу дворового освещения по годичному циклу продолжительности светлого времени суток в зависимости от сезона и регионального расположения.
Нет света на улицах и во дворе
Сначала нужно определить возникшую проблему:
- требуется замена лампочки,
- слабое освещение или требуется дополнительное,
- освещение отсутствует.
Если есть видимые повреждения лампочки, сначала можно сообщить об этом диспетчеру ЖКХ. Номер телефона представлен на сайте соответствующей компании.
Если проблема не решена, нужно идти в Администрацию города, поскольку именно она заключает договор с электросетями.
Назначение фонарей
Судебная практика в банкротстве физических лиц: на чьей стороне суд?
Место установки светильников во дворе определяется необходимостью освещать ту или иную область: вход, садовую дорожку, клумбу или водоем. В зависимости от поставленных задач приборы освещения двора могут подразделяться на несколько категорий.
Функциональное
Основная задача функционального освещения – обеспечение достаточной видимости в какой-либо области. За счет этого вида освещения во дворе можно обеспечить безопасное передвижение с наступлением темноты.
Для уличной подсветки могут устанавливаться различные типы осветительного оборудования:
- Светильники и прожекторы, устанавливаемые на фасад здания или отдельно стоящие опоры – помогают осветить садовые участки, придомовую территорию и т.д.
- Ландшафтные уличные фонари – отличаются низкой ножкой или прямой установкой в грунт, обеспечивают видимость дорожек строений и конструкций во дворе.
- Торшерные уличные светильники – располагаются на высоте человеческого роста и предназначены для освещения небольшой территории вокруг, дорог, подъездных путей, входа, сада и прочих элементов.
Помимо мощного светового потока функциональная подсветка должна обеспечивать и минимальный расход электроэнергии, поэтому здесь стоит применять светодиодные фонари.
Охранное
Предназначено исключительно для предотвращения несанкционированного проникновения посторонних на территорию двора или вблизи него. Применяется для освещения какого-либо участка вашего дома, пространства, площади и т.д. Постоянно включенный свет у входной калитки, забора или в целом по периметру обеспечивает хорошую видимость, однако это слишком затратное удовольствие. Поэтому охранное освещение желательно автоматизировать от датчика движения, чтобы приборы освещения выступали в роли сигнализации, оповещающей о приближении человека.
Праздничное
Праздничное освещение двора предназначено для декоративного оформления территории под определенное событие – новый год, день рождения и прочие. В отличии от предыдущего типа, их устанавливают временно – применительно к какому-то празднику. Здесь также можно использовать архитектурную подсветку, подсветку дорожек, украшение беседок, террас. В качестве приборов освещения двора применяются гирлянды, светодиодные ленты и тематические светильники.
Функциональность и декоративность освещения территории
При разработке общей схемы подсветки в проект обычно включают оба существующих типа освещения – функциональное и декоративное. Задача первого из них – обеспечить комфортность передвижения по территории и снизить возможность несанкционированного попадания на нее посторонних. А вот задача, которую решает декоративное освещение дома – придание зданиям и усадьбе в целом индивидуальности. Для этого могут использоваться самые разнообразные эффекты и приемы – например, контурная подсветка здания, акцентированная подсветка кустов и деревьев, иллюминирование водоемов.
В качестве источников света при создании декоративного освещения чаще всего используются светодиодные прожекторы или ленты, немного реже – всевозможные гирлянды, составленные из LED-излучателей. Причем достаточно редко используются монохромные светодиоды – намного больше возможностей дают RGB-матрицы, позволяющие выбрать любой цвет свечения.
Кто отвечает за освещение придомовой территории
По логике, организовывать освещение во дворах многоквартирных домов обязано местное самоуправление. Но, для того чтобы лампочки не перегорали, либо их не воровали, нужен постоянный контроль. Осуществлять этот процесс под силу самим жильцам.
Также при оформлении соглашения, в документах должны быть указаны границы земельного участка, согласно земельному акту, который хранится непосредственно у руководителя управляющей компании.
В ведении управляющей компании числится исполнение необходимых параметров для успешного энерго обеспечения дворового комплекса:
- определение продолжительности работы световых приборов в ночное время суток;
- сколько фонарей будет установлено в видимости зоны прилегающей непосредственно к дому, а также отдельных участков двора;
- в какой период времени будет происходить организация освещения.
Если по каким – то причинам, управляющая компания не справляется с возложенными на нее обязанностями, то жильцы дома вправе поменять ее на другую.
Статья закона по освещению придомовой территории многоквартирного дома, подтверждающая данные действия, вступила в силу в 2003 году. На основании этого предписания, следует, что все жилое имущество владельца, а также хозяйственные и иные постройки на придомовой территории, являются общим имуществом. А это значит, что оплата уличного освещения включена в коммунальные платежи на законном основании и оспариванию не подлежат.
Блог
Источник фото: https://www.pexels.com/
Где права сила, там бессильно право
Японская пословица
Почему-то в нашей стране мысль о том, чтобы все навесить на более слабую сторону отношений, в том числе и в финансовом,приходит в голову власть имущим, да и не только (еще и финансово более сильным) постоянно. Да и суды с надзорными органами государства от них не отстают в этом плане.
Регулярные новшества в законодательстве всегда предполагают какие- то затраты: временные, финансовые и т.п. Однако зачастую в изменениях законов не указаны источники финансирования их «улучшений». Как бы предполагается, что оплачиваются они исполнителями в лице предпринимателей и простыми гражданами – ведь для них же власть придумала эти улучшения: о благе народа думают как-никак…
Очень грустно, что облегчение налогового и надзорного бремени для малого и среднего бизнеса, улучшение жизни и повышение ее уровня гражданам– только провозглашенные лозунги в нашей стране. На деле – видим обратное. По крайней мере, новшества в законодательстве и правоприменительная практика не способствуют выполнению этих лозунгов и не соответствуют им.
Вот и в жилищно-коммунальном хозяйстве всегда все улучшения для собственников предполагают финансирование управляющими организациями (УО). Никому не интересно, что собственники не хотят ни принимать участие в общих собраниях, где как раз должна быть утверждена плата за все обязательные работы по содержанию дома. Да и вообще, поднимать эту плату собственники не хотят в 99% случаев. Ответственности за неисполнение своих обязательств собственниками в этом вопросе в законодательстве нет никакой.
Хотя в нормах жилищного законодательства прямо прописано императивное правило о том, что все необходимые требования закона к содержанию дома обеспечиваются за счет экономически обоснованного финансирования со стороны собственников помещений в многоквартирном доме (далее — МКД).
Вся ответственность и вина досталась управляющим организациям, которые виноваты, впрочем, как всегда: плохо работают и не смогли провести собрание так, чтобы собственники утвердили новый тариф на ее услуги, естественно, с повышением (ведь снижение цен на что-либо происходило в нашей стране только во времена СССР).
Это только для ресурсоснабжающих организаций (РСО) принимаются тарифы на уровне государства с внесением в них всех их необходимых затрат. И то они пытаются себе выгадать какие-то дополнительные преференции, успешно лоббируя свои интересы и в законодательных и судебных органах.
Вот и освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение)некоторые органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации. Неоднократно видела ответы из ОМСУ в адрес управляющих организаций, где прямо указывалось на эту обязанность УО «умными головами» представителей муниципальной власти. Не говоря о том, что нормативы на содержание общедомового имущества на электричество и другие ресурсы постоянно урезаются и не обеспечивают полного возложения этих расходов, в которые входит и освещение мест общего пользования МКД, на собственников помещений многоквартирного дома. А управляющие организации – сами виноваты, «предпринимательские риски», так сказать…
Обнадеживает, что по большей части суды и органы Прокуратуры в этом вопросе не во всех регионах согласны с таким мнением ОМСУ. И управляющим организациям этот факт позволяет избежать возложения дополнительного финансового бремени, которое и так немалое, благодаря умным законодательным инициативам Минстроя и депутатов разных профессий.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.
В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат
.
В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа
(в частности,
освещения улиц
).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов
(за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.
Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04
«Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).
В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления
.
Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:
- земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;
- уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;
- указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.
Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.
Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.
Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2022 г. № 47-АПГ18-4): «Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2022 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».
В пункте 2.23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования
Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» — территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).
В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» — территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).
ЖК РФ в п. 4 ч. 1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.
Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».
Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили. Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз. То есть, и нашим — вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.
Апелляционное определение ВС РФ по делу
:
«Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2022 г. по делу № 33-18622/2017: «Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории
. При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.
На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».
По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования
прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к
Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД.
Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО.
В принципе, это не проблема управляющих организаций, должны же и на РСО иногда падать шишки, не все же им собирать сливки без каких-либо потерь. Ведь наши законы (принятые не без усиленного влияния со стороны около РСОшных сил) как раз им это позволяют…
Как сказал известный актер Брюс Уиллис: «Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь». Если применить данное выражение к отношениям в ЖКХ, то у управляющих организаций, при попытке повесить данные расходы (да и не только) на них, есть два выхода: покориться или судиться со всеми не соответствующими закону идеями ОМСУ и иже с ними, вплоть до Верховного суда РФ.
запустила сервис «Тесты», с помощью которого вы можете проверить свои знания в сфере ЖКХ. На сайте представлен не только квалификационный тест. На данном ресурсе можно проверить знания по более 35 темам, к тому же темы постоянно добавляются. Пройти тесты можно здесь.
С уважением, Ильмира Носик.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или воспользоваться формой ниже.
Нормы освещения территории детского сада
Для освещения территории детского сада или школьного двора существует отдельный пункт в том же СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение
Нормы освещения территории детского сада в Москве. Нормы МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение»
Нормы освещения территории, прилегающих к общественным зданиям
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
Детские ясли-сады, общеобразовательные школы, школы-интернаты, учебные заведения | |
1. Групповые и физкультурные площадки 2. Площадки для подвижных игр зоны отдыха 3. Подъезды и подходы к корпусам и площадкам | 10 10 4 |
Санатории, дома отдыха | |
4. Въезд на территорию | 6 |
5. Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и тому подобным зданиям | 4 |
6. Центральные аллеи парковой зоны | 4 |
7. Боковые аллеи парковой зоны | 2 |
8. Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.) | 10* |
9. Площадки для настольных игр, открытые читальни | 10* |
Нормативы и требования
Чтобы иметь представление о том, как отстаивать свои права в случае отсутствия освещения, необходимо разобраться в том, как обустроено уличное освещение. Основными пунктами правил СНиП и строительных норм являются:
- памятники и архитектурные объекты обязательно должны освещаться,
- освещение главных дорог и второстепенных осуществляется с учетом вида дорожного покрытия и его способности отражать свет,
- для каждого отдельного объекта предусмотрен конкретный уровень горизонтальной освещенности, так, для магистралей это значение соответствует 20 лк, для дорог районного значения – 15 лк, для улиц вполне хватает 4-6 лк.
Смотрите видео: Как устроено освещение города
Выбор типа управления освещением
В зависимости от частоты применения все приборы освещения двора можно разделить на устройства с автоматическим и ручным включением. Первый способ актуален для тех домов, где свет во дворе должен загораться с наступлением темноты и гаснуть с первыми лучами рассвета. Если же вы хотите самостоятельно управлять процессом освещения, лучше установить ручное или механическое включение.
Механическое
Для реализации механического включения освещения во дворе устанавливаются клавишные выключатели или контакторы. Первый вариант используется при маломощной нагрузке, когда один коммутатор запускает несколько светодиодных светильников с небольшой мощностью. Контактор используется для коммутации мощного освещения во дворе, когда у вас установлено несколько групп освещения, создающих большую нагрузку. В то же время, можно разделить все группы освещения двора под несколько клавишных выключателей или кнопок, если вы будете запускать их с помощью дистанционного пульта.
Автоматическое
Автоматизация освещения позволяет максимально исключить человеческий фактор из управления процессом коммутации. Это позволит не беспокоиться о подсветке во время вашего отсутствия или исключит необходимость постоянного включения и выключения осветительных приборов двора.
Для реализации автоматической подсветки в схему питания светодиодных прожекторов может вводиться:
- фотореле – включает освещение двора при наступлении темноты;
- датчик движения — подает питание только в случае перемещения в заданной области пространства;
- реле времени – позволяет задать программу включения и выключения в определенном временном интервале (от суточного графика до нескольких минут).
Все вышеперечисленные средства автоматизации могут устанавливаться как отдельно, так и вместе. Для этого используется последовательная схема подключения, как показано на рисунке ниже:
Освещение в подвале
К организации подсветки подвала выдвигаются специальные требования из-за особого микроклимата внутри помещения. Как правило, там всегда влажно, может наблюдаться сырость, поэтому светильники должны отвечать нормам электробезопасности и пожаробезопасности.
Питание обязательно снижают до 42 Вт с помощью понижающего трансформатора. Корпус светильника обязательно заземляют. Не рекомендуется в процессе прокладки кабелей соединять медный и алюминиевый провода, которые вступают в реакцию под воздействием влаги. Проводку помещают в специальные гофрированные трубы, которые называются рукавом.
Для подсветки подполий рекомендуется брать светильник с уровнем защиты не ниже IP 44, это предотвратит попадание пыли и влаги на лампу. Норма освещённости для подвала — 20 Лк.
Подсветка дворов – как правильно освещать
Любые действия, которые касаются организации подсветки в доме, на улице или в любом сооружении общественного или промышленного плана, должны опираться на конкретные нормы, правила и требования. Многие сегодня думают, что требование актуально только для помещений, где люди выполняют свою работу или отдыхают. Но это заблуждение, так как неправильно организованное уличное освещение может нанести не меньший вред жизни и здоровью людей, чем внутренняя подсветка помещений. Все нормы, которые касаются того, какое освещение должно быть сделано для многоквартирного дома и прилегающей к нему территории, прописаны в регламентирующей документации – СНИПе. При этом большая роль здесь отводится уровню освещенности, который должен быть организован в каждой конкретной ситуации. Ниже приведена таблица, в которой указаны нормы освещенности для определенных моментов наружного освещения придомовой территории.
Нормы освещенность придомовой территории
Именно на эти нормы освещенности следует опираться организациями, занимающихся создание уличной подсветки домов и прилежащей к ним территории.
При этом для города и села имеются свои нормы освещенности, продиктованные различными параметрами и особенностями населенного пункта. К примеру, оказать влияние на расчет, который будет проводиться для вычисления нормы освещенности для конкретного случая, должен опираться не только на указания СНИПа, но и на:
- площадь дома, а также территории, прилегающей к нему;
- количество осветительных приборов, которые будут входить в систему наружного освещения, а также их тип;
Светильники придомового освещения
тип источника света, вкрученного в светильники уличного типа. Сегодня лампы накаливания, на базе которых и рассчитывались нормы освещенности для различных помещений и участков улицы, отходят в прошлое. Вместо них все чаще используются светодиодные, галогеновые и люминесцентные источники света. Каждый тип лампочки имеет свои параметры работы (мощность и т.д.), что нужно учитывать при проведении необходимых расчетов.
Все эти манипуляции и расчеты, которые нужны для качественного освещения дома и прилегающей к нему территории, должны проводиться квалифицированными специалистами и регулироваться ответвлёнными за уличное освещение государственными структурами.
Зачем необходимо освещение домов
Создание качественного освещения на придомовой территории является важной частью инфраструктуры каждого района города. Подсветка возле дома выполняет следующие задачи, в которых возникает необходимость с приходом вечера и ночи:
- создает достаточное освещение проезжей части, которая имеется в дворе дома. Благодаря ей все неровности и особенности дорожного перекрытия, а также прилежащая к ней территория хорошо видны даже ночью;
- обеспечение хорошей видимости как для транспортных средств, въезжающих на парковочные места, так и для пешеходов, которые в это время прогуливают по двору;
- дает возможность людям и транспортным средствам хорошо ориентироваться в пространстве, что минимизирует риск травмирования или ДТП;
- повышает безопасность в дворах, так как по статистике грабители не нападают на своих жертв на хорошо освещенных участках.
Обратите внимание! Качественное освещение дома и прилегающей к нему территории позволяет улучшить криминогенную обстановку в районе.
Ночная подсветка двора
Но чтобы ночная подсветка многоквартирного дома и двора могла выполнять возложенные на нее функции, она должна быть организована определенным образом, обязательно опираясь на установленные нормы.
Дополнительные особенности наружной подсветки
К примеру, в РФ принят Федеральный Закон №131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007), в котором приписана ответственность власти за создание уличного типа освещения на территории муниципалитета. По этому закону, а также ряду других законодательных документов, местная власть должна следить не только за правильной организацией уличного освещения, но и за поддержанием системы в работоспособном состоянии.
Подсветка дома
На деле за наружным освещением территории дома должны следить государственная служба ЖКХ (отдельные его подразделения), а также подразделения энергетических компаний для реализации технических стороны освещенности улиц. За их работу должна вносить плату территориальная администрация. Также отвечать за уличное освещение домов и прилежащих к ним территорий могут и другие организации, с которыми было заключено соответствующее договоренность, или компании, на балансе которых числится инженерная система конкретного населенного пункта.Именно эти организации определяют следующие параметры уличного освещения придомовой территории:
- продолжительность работы осветительных приборов в ночное время суток;
- количество фонарей, которые будут установлены возле дома и прилегающей к нему территории;
- в какое время будет происходить включение света.
Поэтому, если на улице по каким-либо причинам нет освещения, нужно обращаться в вышеперечисленные организации и компании, которые для каждого отдельного района населенного пункта буду отличаться. Конечно, на вопрос «куда обращаться или жаловаться, если нет света во дворе дома» можно ответить по-разному.
На сегодняшний день освещение придомовой территории может вестись несколькими способами.Первый вариант организации подсветки двора предполагает размещение настенного светильника над козырьком подъезда.
Освещение входа в подъезд
Здесь может использовать любой тип светильника, а также источника света (светодиодные, люминесцентные и др.)
В последнее время для этих целей стали использовать экономные источники света, которые позволяют экономить электроэнергию, что очень важно для данного типа подсветки.Такой вариант подсветки позволяет осветить только площадку перед входом
Второй вариант подсветки
При этом светильники должны быть расположенными к горизонту под углом 25 градусов. Такой вариант подсветки дает в разы большую площади подсветки двора, которая захватит не только площадку перед подъездом, но часть проезжей части.Третий вариант освещения двора. Он предполагает применение использование обоих видом осветительных приборов, описанных в предыдущих вариантах.
Третий вариант подсветки двора
Кроме этого, для подсветки придомовой территории используют фонари торшерного типа. Расстояние между ними также регламентируется нормативными документами, как и нормы освещенности. С помощью таких осветительных приборов, размещенных вдоль дороги, можно качественно осветить проезжую часть, а также детские площадки и стоянки, размещенные во дворе многоквартирного дома.
Освещение двора фонарями
Поскольку осветительные приборы наружной подсветки придомовой территории любого многоквартирного здания могут располагаться в пределах досягаемости человека, без использования дополнительных средств (например, лестниц), то нужна дополнительная защита светильников от вандалов. В связи с этим все осветительные установки, размещенные на территории двора многоквартирного дома, должны быть оснащены антивандальными приспособлениями.
Антивандальная защита светильника
Она позволит предотвратить преждевременное повреждение светильника.
Предлагаем ознакомиться Водитель легкового автомобиля должностные обязанности
Составление жалобы
Обращение в муниципалитет обязательно оформляется в простом письменном виде. Заявителем может выступать как один гражданин, так и несколько (в последнем случае речь идёт о коллективной жалобе).
В тексте обращения важно указать следующие вопросы к местной администрации:
- какая организация занимается обслуживанием фонарей на определённой территории;
- кто выступает заказчиком по договору, заключённому с данной организацией;
- кто отвечает за поддержание освещения на должном уровне в конкретном месте.
В тексте жалобы необходимо указать просьбу о принятии соответствующих мер по исправлению проблемы с освещением на улице. Кроме этого, стоит сослаться на 4 пункт 14 статьи ФЗ № 131, согласно которому вопросы энергоснабжения населённого пункта относятся к ведению местной администрации.
Вы можете составить жалобу самостоятельно с помощью типового шаблона, представленного на сайте, или заказать её у специалиста (услуги последнего предоставляются на платной основе).
Закон не предъявляет чётких требований к тексту обращения, однако документ должен содержать определённую информацию, чтобы быть принятым к рассмотрению.
Если свет отсутствует на улице перед многоквартирным домом или на улице с несколькими частными домами, специалисты рекомендуют составлять коллективную жалобу. Таким образом у жильцов повысятся шансы на рассмотрение вопроса в кратчайшие сроки.
Полезная информация: Куда жаловаться, если не чистят дворы?
Способы управления
Разрабатывая уличное освещение своими руками, продумайте как оно будет включаться/выключаться. Самый распространенный и привычный способ — ручное управление. В доме устанавливаются выключатели или рубильники, которые вручную включаются или выключаются. Это вполне надежно, практически не требует затрат (только на приобретение рубильника, выключателя) и часто используется для включения декоративной подсветки. Когда надо — включили, надоело или пора спать — выключили.
Уличное освещение своими руками: прежде всего разрабатываем план размещения светильников на территории
Но такой тип управления охранного освещения или подсветки дорожек удобен только в том случае, если в доме постоянно кто-то находится (и не страдает забывчивостью). Если же периодически в доме никого нет, или возвращаться с работы приходится поздно, такой способ управления доставляет дискомфорт: свет можно включить только по темноте войдя в дом (или гараж). Эта проблема решается автоматизацией включения/отключения уличного освещения.
Для автоматизации управления наружным освещением частного дома или дачи используют:
- Реле времени.
- Датчики движения.
- Светочувствительные датчики (освещенности).
Эти устройства включаются в цепь последовательно. В нормальном состоянии их контакты разомкнуты, питание на светильники не подается. При сработке контакты замыкаются и подают электропитание на осветительные приборы.
Место установки зависит от принципа работы. Датчики освещенности и движения ставят на улице, обычно недалеко от светильников, а реле времени целесообразнее поставить в доме.
Схема подключения реле времени и датчика освещенности (фотореле)
Какие же устройства лучше использовать? Зависит от типа наружного освещения. Например, на подъездной аллее стоит установить сразу и датчики движения, и освещенности. Светочувствительные датчики сработают когда наступят сумерки, но свет не появится до тех пор, пока в зоне действия не появится движущийся объект (машина). Чтобы освещение не выключалось сразу как машина отъедет, датчик движения должен быть с задержкой отключения. Удобно и экономно, но не без недостатков. Недостаток в том, что неправильно настроенные датчики могут «несанкционированно» включать свет. Иногда такое случается в пасмурную погоду, иногда за машину или человека принимают собак, кошек и даже птиц.
Подсветка дорожек и лестниц может включаться по такому же принципу, а можно поставить реле времени. Но этот вариант не очень удобен, так как настройки периодически приходится менять — с каждой сменой сезона, а то и чаще. Разрабатывая уличное освещение своими руками, продумайте и способы включения/выключения чтобы потом не пришлось переделывать.
Правила подачи жалобы
Если вышла из строя лампа или осветительный прибор, вследствие чего фонарь не горит, необходимо обратиться в управляющую компанию вашего района. Если перегорела или отсутствует лампочка в светильнике, расположенном возле дома, на фасаде или подъезде, надо обратиться в службу ЖКХ.
Пожаловаться, задать интересующий вас вопрос или внести рациональное предложение на тему освещения городских улиц в соответствующие организации можно устно и письменно. Варианты устного обращения:
- в случае, если нет света на улице звонить надо в единую диспетчерскую службу ЖКХ, по номеру телефона 115;
- можно позвонить в оперативно-диспетчерскую службу предприятия системы «Горсвет» города, на «горячую» линию исполкома или службы ЖКХ;
- записаться на личный прием в исполком или к руководителю службы ЖКХ.
При звонке обязательно представьтесь, назовите домашний адрес и кратко изложите суть обращения.
Пожаловаться на плохое городское освещение на улице или во дворе жилого дома можно в письменной форме, выполнив несложные рекомендации:
- Отправьте обращение по электронной почте или разместите жалобу на сайте службы ЖКХ (исполкома) в специальной рубрике.
- Напишите жалобу и принесите ее лично в исполком или службу ЖКХ. При желании, ее можно отправить курьером или по почте.
В письменном и электронном обращении надо указать ваши контактные данные (фамилию, имя, отчество, адрес прописки и номер телефона), дату и осветить суть обращения. Письменное обращение нужно обязательно подписать, а в электронном варианте необходимо указать адрес электронной почты.
Если в вашем городе частично вышли из строя фонари или отсутствует система освещения, как часто бывает в новых микрорайонах, расположенных на окраине города, необходимо незамедлительно решать проблему.
ВАЖНО! Обращаясь в соответствующие органы, вам придется подготовиться к тому, что подобные вопросы в редких случаях решаются моментально.
Ответственность за освещенность на улицах и во дворах городов несет местная Администрация. Она должна отвечать за отсутствие и недостаточную освещенность городских улиц, а после подачи жалобы в течение месяца исправить сложившуюся ситуацию и обеспечить безопасность жителей района и прохожих.
Наш сайт «ukaz.wiki» является некоммерческим проектом и существует только благодаря энтузиазму автора. К сожалению, финансовая ситуация в стране и значительно «подросший» доллар, вынуждает обратиться за помощью. Любая помощь проекту — это добрый шаг с вашей стороны, вы становитесь хотя бы немного, но соавтором проекта и непосредственным образом влияете на его дальнейшее развитие.
Требования к внешнему виду ограждений
Забор вокруг многоквартирного дома по нормам и правилам может иметь различный вид. Особенности зависят от того, какой объект ограждают, например:
- если дома образуют замкнутые периметр или дворовое пространство, граничат с ветхим либо аварийным жильем, допускается установка прозрачных заборов высотой не больше 1,6 м, ограждающие элементы — до 0,75 м (сплошные конструкции недопустимы);
- для всех прочих типов многоэтажного или среднеэтажного жилья в качестве забора разрешается использовать прозрачные сооружения не выше 0,9 м;
- спортивные площадки разрешается огораживать прозрачными заборами до 2,5 м;
- для игровых детских площадок подойдут ограды до 1,6 м;
- вокруг площадки для выгула собак разрешается установить ограждение до 2 м высотой;
- чтобы ограничить доступ к контейнерам с мусором, используются глухие либо комбинированные ограждения высотой до 1,6 м, допускается установка специальных навесов.
Ограждение дворовой территории многоквартирного жилого дома должно быть защищено от воздействия атмосферных осадков. Чаще всего это делают с помощью окрашивания. Обработать защитным придется весь забор, частичная покраска недопустима.
Кто отвечает за освещение придомовой территории
По логике, организовывать освещение во дворах многоквартирных домов обязано местное самоуправление. Но, для того чтобы лампочки не перегорали, либо их не воровали, нужен постоянный контроль. Осуществлять этот процесс под силу самим жильцам.
Важно! Для того чтобы подача электроэнергии осуществлялась бесперебойно, жителям дома следует заключить договор либо с управляющей компанией, либо с организацией подряда, а именно застройщиком. Обязательным условием при заключении договора, является заверение документа у нотариуса, иначе договор не будет иметь законной юридической силы
Также при оформлении соглашения, в документах должны быть указаны границы земельного участка, согласно земельному акту, который хранится непосредственно у руководителя управляющей компании.
В ведении управляющей компании числится исполнение необходимых параметров для успешного энерго обеспечения дворового комплекса:
- определение продолжительности работы световых приборов в ночное время суток;
- сколько фонарей будет установлено в видимости зоны прилегающей непосредственно к дому, а также отдельных участков двора;
- в какой период времени будет происходить организация освещения.
Если по каким – то причинам, управляющая компания не справляется с возложенными на нее обязанностями, то жильцы дома вправе поменять ее на другую.
Это интересно! Так как дворы и площадки не являются землями общего пользования, а примыкают к домам, то получается что оплата фонарей для поддержания их в рабочем состоянии, включается в коммунальные платежи.
Статья закона по освещению придомовой территории многоквартирного дома, подтверждающая данные действия, вступила в силу в 2003 году. На основании этого предписания, следует, что все жилое имущество владельца, а также хозяйственные и иные постройки на придомовой территории, являются общим имуществом. А это значит, что оплата уличного освещения включена в коммунальные платежи на законном основании и оспариванию не подлежат.
Что делать, если нет света?
Если свет во дворе отсутствует по какой — либо причине, жильцы дома недовольные таким положением дел могут на законных основаниях прийти с претензиями в администрацию местного значения.
Перед тем как делать пламенные высказывания в адрес сотрудников вышеупомянутого административного органа нужно внимательно прочитать ФЗ No131, в котором написано, что организовать уличное освещение обязаны органы местного самоуправления и никто другой.
Ещё в России существует специальный ГОСТ, который закрепляет требования к порядку, в котором организуется освещение.
Жалобы в письменном виде должны подаваться в администрацию, которая занимается муниципальным образованием. Как ни странно, заниматься поддержанием освещённости улиц должны именно они.
При составлении жалобы нужно руководствоваться ФЗ, который упоминался выше.
В нём чётко перечислены все обязанности, которые возлагаются на органы, занимающиеся самоуправлением местного значения.
Именно в число их обязанностей входит организация энергоснабжения всего населения.
К письменной жалобе для пущей убедительности нужно приложить подписи всех жильцов недовольного дома. Это придаст ей коллективный порядок и в течение месяца её обязательно рассмотрят и примут меры.
Если администрация отказывается принимать меры, то жильцы могут сразу же обратиться с заявлением в суд. В таком заявлении нужно указать сам факт бездействия органов местного самоуправления.
Ещё можно добавить, что они отказываются выполнять свои законные обязанности. Однако в такой ситуации следует помнить, что раздутый на пустом месте конфликт с администрацией никому не нужен, особенно если он обещает затянуться надолго.
Но если энергоснабжение волшебным образом исчезло, вообще, то с этим стоит обязательно что — нибудь сделать и заявление в суд будет вполне адекватным ответным ходом со стороны жильцов.
То же самое следует сделать если осветительное оборудование полностью неисправно.
В случае когда вопрос касается нескольких перегоревших лампочек, достаточно будет просто обратиться комитет городского хозяйства при Администрации.
Чаще всего они очень быстро реагируют на сигнал от жильцов и контролируют чтобы двор освещался как того велит закон.
Особенности приватизации:
Многоквартирных домов | Малоэтажных домов | Частных домов | |
Кто собственник | Владельцами придомовой территории многоквартирного дома выступают все жильцы на праве долевой собственности | Жильцы, имеющие квартиры на нижних этажах дома | Владельцы частных домов или недостроенных зданий на земле муниципалитета |
Кто может приватизировать | Оформлением земли занимается застройщик – строительная организация, отвечающая за ввод дома в эксплуатацию. Приватизированная площадь сразу переходит в долевую собственность жильцов. Основной принцип: купленная квартира в новостройке включает в себя долю в придомовой территории МКД. Если здание построено до введения в силу Жилищного кодекса РФ, а земля принадлежит муниципалитету – инициатором приватизации выступают сами жители | Правом на приватизацию обладают жильцы малоэтажного дома, если они хотят использовать землю для своих нужд (создание грядок с овощами, посадка цветов, плодовых деревьев, возведение забора, строительство кладовых, сараев и т.д.) | Правом на приватизацию придомовой территории частного дома обладают собственники здания. Обычно они получают землю под индивидуальное строительство (ИЖС). Кроме того, можно получить землю в аренду (например, на 20-30 лет). Впоследствии участок переводится в собственность на бесплатной основе |
Особенности | — Границы придомовой территории вносятся в кадастровый паспорт, а при отсутствии документа – в технический план дома. — Заявление на приватизацию участка подается от имени всех владельцев квартир в МКД. Однако допускается заявка от отдельных инициативных групп и даже от одного человека. После оформления они смогут рассчитывать на долю в расчете из своих квадратных метров. — Обслуживание земли многоквартирного дома возлагается на жильцов, которые делегируют полномочия ТСЖ или Управляющей компании. — Приватизированная недвижимость облагается налогом на имущество. Территория используется на усмотрение жильцов МКД. | — Придомовая территория малоэтажного дома не должна создавать препятствия для свободного прохода людей и проезда транспорта. — Собственники участков имеют право на компенсацию в случае отчуждения земли местными властями. — Территория может использоваться для сдачи в коммерческую аренду. — Сведения об участке заносятся в кадастровый паспорт, а также отражаются в техническом паспорте на малоэтажный дом. | — Собственник должен предоставить правоустанавливающий документ (акт о бессрочной передаче придомовой земли, договор о вступлении в садовое товарищество, членскую книжку, договор аренды и др.). — Запрещается приватизировать земли, отнесенные к лесному, водному или заповедному фонду, места общего пользования, а также ограниченные в обороте наделы (ст. 27 ЗК РФ). — Допускается платная и бесплатная приватизация участка под частным домом. — Информация о придомовой территории фиксируется в кадастровом паспорте на землю (выписка из ЕГРН). Если паспорта нет, потребуется запросить архивную выписку в Росреестре. |
Нормы освещения
Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома устанавливаются в соответствии с СП 52.13330.2011, а именно:
- на входе в здание, должно быть, не менее 6 люксов;
- на дорожке пешеходного типа которая ведёт к зданию, должно быть, не менее 4 люксов;
- основные проезды, пролегающие в микрорайонах должны быть освещены на 4 люкса;
- проезды второстепенного типа, а также дворы и различные хозяйственные площадки должны освещаться в пределах 2 люксов.
Вдобавок существуют заранее разработанные варианты освещения. Ими предусмотрено определённое размещение осветительных приборов и их соответствующий тип. Варианты бывают следующие:
- Вариант номер один предполагает наличие фонаря под козырьком над дверью в подъезд.
Фонарь может быть любым даже светодиодным.Преимущество этого варианта заключается в низкой стоимости.
Это обусловлено тем, что фонарь не требует большой мощности. Недостаток заключается в том, что освещению подвергается только пространство перед дверью, а подходы находятся в темноте.
- Вариант номер два предполагает размещение осветительного прибора на стене здания прямо над подъездным козырьком. Фонарь находится на высоте примерно в 8,5 м. В такой ситуации нужно воспользоваться светильником, который имеет круговую силу света и может выдать световой поток равный 3600 люмен.
При этом фонарь должен быть расположен под углом 25 к линии горизонта. При таком способе освещения страдает только пространство перед входной дверью. Туда падает тень от козырька подъезда. - Третий вариант подразумевает использование обоих видов размещения фонарей одновременно. Такая мера с лихвой удовлетворяет все нормы освещения придомовой территории.
Однако стоимость содержания такого освещения будет по определению высока.
Когда перед жильцами встаёт задача спроектировать освещение своего двора, то кроме финансовой составляющей они должны учесть такие факторы, как устойчивость фонарей к хулиганам и защищенность от падающих сосулек в зимний период.
Какой бы вариант ни выбрали граждане, проживающие в доме, они в первую очередь должны руководствоваться осветительными нормами, которые приняты в России.
Они придуманы не просто так и несоответствие им может повлечь не только ответственность перед законодательством, но и некоторые человеческие жертвы.
Особенности территории
Обустройство двора дома начинается с осмотра территории. Домовладелец должен решить, что в первую очередь он хочет видеть у себя на участке
После этого обращаются за помощью специалистов, которые проведут необходимый анализ конкретной ситуации, подскажут, на что обратить внимание и помогут с планировкой участка. Поделитесь с ними мыслями, расскажите план в мельчайших подробностях, а потом прислушайтесь к мнению. Специалисты, оценив ситуацию, вносят коррективы, дополняют или убирают пункты
Специалисты, оценив ситуацию, вносят коррективы, дополняют или убирают пункты.
Есть критерии, которые стоит заранее продумать:
- Наличие домашних животных. Если во дворе будет жить собака, то нужно обозначить место, представить будку. Ответить на вопрос, будет она вольно ходить по территории или стоит выделить участок;
- Крытый или открытый двор. Если в планах ставить во дворе машину, то желательно, чтобы она находилась в месте, защищенном от погодных условий;
- Будет ли на участке место для урожая или он предназначен для отдыха.
Двор и дом должны выглядеть гармонично. Дизайн участка обустраивается в соответствии с постройкой.
Классификация освещения на улице
Типы осветительных приборов, их мощность, дизайн, правила монтажа и много другое зависит от объекта освещения. Виды уличного освещения:
Дворовое
Дворовое освещение предназначено для создания искусственного светового потока на прилегающей придомовой территории, подъездных путях, детских площадок и т.д. Создание освещения увеличивает уровень безопасности в темное время суток.
Для дворового освещения используют фонарные столбы, настенные фонари, прожекторы, более редко элементы дизайнерского освещения и подсветки. Уличные светильники оборудованы антивандальной системой и высокой степенью защиты.
Для освещения входной группы в подъезд дома используют настенные светильники типа ЖБУ. Он обладает теплым белом светом, не раздражающим глаз человека, и создает хорошую видимость в условиях плохой видимости (снегопад, туман, дождь).
Дворовое освещение
Дорожное
Дорожное освещение четко определено правилами и должно обеспечивать уровень безопасности участников дородного движения (водители, пешеходы).
На участках с большой интенсивностью движения (автомагистрали, городские дороги) используют светильники с рефлектором. Это помогает «собрать» световой поток не рассеивая его. Таким образом, устанавливая светильник на большой высоте, освещается большой участок дороги, и увеличивается расстояние между опорами.
Для дорог с меньшей интенсивностью используют светильники с рефлекторным и рассеянным освещением.
Сегодня при монтаже уличного дорожного освещения используют светодиодные светильники, т.к. они обладают стабильным световым потоком, яркостью, долговечны и энергоёмкие.
Дорожное освещение
Пешеходные переходы, тротуары
Для освещения пешеходных переходов, тротуаров, велосипедных дорожек, площадок используют светильники с рассеянным освещением. Это позволяет рассеять свет на большое расстояние.
Для освещения пешеходного перехода используют светодиодные прожекторы с направленным световым потоком поперек оси дорожного пути, тем самым водитель видит пешехода на дальнем расстоянии.
Освещение тротуара
Освещение пешеходного перехода
Декоративное
Декоративное освещение не несет в себе функций утилитарного освещения, скорее оно призвано подчеркнуть особенности архитектурного строения, ландшафтного дизайна или садово-парковых зон.
Для его реализации используют светодиодные ленты, точечные «напольные» светильники, фонари на низких ножках, в отдельных случаях разноцветные лампы.
Декоративное освещение
Функции дворового освещения
Для начала определимся с тем, для чего нам нужен свет на участке. Обычно выделяют три основные функции, с которыми справляются разные типы дворового освещения.
- Обеспечение безопасности. Большинство краж, особенно в частном секторе, совершается под покровом ночи. Зачастую воры уверены, что темнота позволит им уйти с участка незамеченными, и иногда этот трюк срабатывает. Перечеркнуть планы злоумышленников позволит грамотное освещение двора. Осветительные приборы с датчиком движения вполне способны предотвратить не одну кражу, поскольку исполняют роль своего рода визуальной сигнализации.
- Удобство. Эта функция является самой логичной: частично участки в темное время суток сильно затемнены, перемещаться по такой территории проблематично. Дворовое освещение решает этот вопрос, а также позволяет передвигаться безопасно. Обычно для выполнения этой функции покупают самые простые фонари и размещают их по одной или обеим сторонам дорожек — такого расположения оказывается вполне достаточно.
- Эстетическая функция. При помощи света участку можно придать уникальный вид. Обычно осветительные приборы устанавливают рядом с декоративными растениями, элементами ландшафтного дизайна, либо же просто выполняют архитектурную подсветку самого частного дома. Если есть желание придать дизайну участка еще большей оригинальности, используют не обычное освещение, а цветное.
Придомовая территория многоквартирного дома. Нормативы
Коммунальщики к обслуживанию домов зачастую относятся спустя рукава, а о придомовых участках разговор вообще не идёт. Поэтому содержание придомовой территории многоквартирного дома целиком ложится на плечи жильцов. А для того, чтобы облагородить участок вокруг дома, нужно знать его границы.
Размер придомового участка определяется градостроительным регламентом согласно статье 43.4 Градостроительного кодекса. Регламент у каждого города свой, но существует общая формула, по которой рассчитывается придомовая территория многоквартирного дома (нормативы 2022 года актуально рассчитывать по этой формуле, так как законодательство по этому вопросу не изменялось с 2000 года).
Согласно Положению об определении границ земельных участков в кондоминимумах установлено, как именно определить границы придомовой территории. При этом должны быть учтены параметры и характеристики многоэтажки, границы соседних домов и площадь всего микрорайона.
- Sнорм – норматив площади территории;
- У – показатель доли земли на 1 кв.м. жилья, который рассчитывается по более сложной формуле и напрямую зависит от этажности дома и года постройки;
- Sк – общая площадь квартир и общего имущества.
Формулу расчёта показателя доли можно найти в градостроительном регламенте вашего муниципалитета.
Что будет за самоволку
Допустим, в дворе вашего дома нет освещения. Возвращаться в темное время домой людям всегда некомфортно, а решить проблему установки фонарей и лампочек категорически не удается. Как быть в таком случае?
Можно предложить 2 интересных варианта:
- выведение электрических проводов из квартиры одного из жителей подъезда наружу и установка лампочки. Безусловно, возложить оплату электроэнергии, которую израсходует данная лампочка, на хозяина квартиры будет нелогична. Жители подъезда будут производить расчет потребления и стоимости потребленной энергии, а деньги поровну компенсировать хозяину квартиры. Такая самоволка будет только поощряться;
- самовольное подключение к соседним электросетям. По сути, это способ кражи электроэнергии, но при выявлении факта найти виновных будет крайне сложно.
Единственно возможные последствия таковы:
- конфискация лампочек;
- конфискация проводов и столбов (если такие установлены).
Кто обслуживает уличное освещение на столбах
Уличное освещение также обслуживают коммунальные службы. Но, оплата за него может производиться местными властями (местным органом самоуправления). Местная администрация населенного пункта уполномочена по закону принимать заявления от граждан по установке столбов и фонарей для освещения улицы. Такие заявки рассматриваются в процессуальные сроки – 30 дней.
При оставлении заявки без удовлетворения гражданин (или коллектив граждан) имеют полное право обратиться с иском в суд. Для этого нужно приложить всю документацию, подтверждающую отказ в выполнении законной просьбы.
Как устанавливать светильники
Для наглядности рекомендуется посмотреть видео по установке светильников. На подготовительном этапе нужно подготовить план и точно определить местоположение каждого источника света. Далее провести расчеты, что касается длины кабелей и их закрепления, чтобы перекрыть доступ к влажности и избежать проблем с электричеством.
- Для этого провод либо заземляют на глубину не около 80-ти см.
- Также можно оставить провод на воздухе, но это не очень целесообразно с эстетической точки зрения и с точки зрения безопасности.
- Чаще всего сами фонари располагают, устанавливая их в бетон.
- Делаются специальные ямки, в которые помещается арматура и болты, а также проложенные под землей провода.
- Провод должен вводиться в гофру. Поверх этого заливается бетон. Сами фонари крепят при помощи болтов к бетону.
Все кабели имеют единый источник — щиток. На щитке имеется несколько тумблеров, каждый из которых предназначен для каждой области освещения.
Чтобы детально разобраться в установке светильников, стоит обратиться к специализированной литературе или обратиться к профессионалу.