Как проверить дроссель с мультиметром и без него. Все причины неисправности ПРА и ЭПРА.

Люминесцентные лампы, несмотря на широкое распространение светодиодного освещения, по-прежнему остаются одним из самых распространенных типов светильников в домах, гаражах и производственных помещениях.

Когда такая лампа перестает гореть, первым делом нужно винить саму лампочку или стартер. И если они не виноваты, как проверить еще один не менее важный элемент: ускоритель?

Что такое дроссель, внешний вид и устройство

Дроссель — это один из видов катушки индуктивности, представляет собой специальную медную проволоку, намотанную на сердечник. Но не всё так просто, бывают они и без сердечника, называются бескаркасные или воздушные. Внешне некоторые похожи на трансформатор. Отличие в том, что дроссель имеет только одну обмотку, а у трансформатора их две или больше. Если вывода только два, то перед вами точно не трансформатор.

Дроссели без сердечника представляют собой намотанную спиралью проволоку. Как выглядит дроссель в электротехнике разобрались, теперь поговорим о его конструкции.

Что такое дроссель: это намотанная в виде спирали медная проводка с сердечником или без

Как уже говорили, сердечник у дросселя может быть, а может и не быть. Сердечник может быть из токопроводящего материала — металла, а может из магнитного. Наличие или отсутствие сердечника, а также его тип (не только материал, но и форма) влияют на параметры катушки индуктивности.

Элементы без сердечников применяются для отсечения высоких частот, с сердечником чаще применяют для накопления энергии. Есть и ещё один момент: если сравнить дроссели с одинаковыми параметрами с сердечником и без, то те которые его имеют, размером намного меньше. Чем лучше проводимость сердечника, тем меньше идёт проволоки и меньшие размеры имеет элемент.

Схематическое изображение дросселя с магнитным сердечником и без

Несколько слов о проволоке, которую используют для намотки дросселя. Это специальный изолированный провод. Изоляция — тонкий слой диэлектрического лака, он незаметен, но изолирует хорошо. Так что, при самостоятельной намотке катушки, не используйте обычную проволоку, только специальную, покрытую изоляцией.

Дроссель на схеме обозначается графическим изображением полуволны. Если он с магнитным сердечником, добавляется черта. Если требуется какой-то специальный металл это также указывается рядом со схематическим изображением. Также может быть указан диаметр провода (L1).

↑ Попытка номер раз, со свистом и техническим перерывом

Для начала, конечно, неплохо, и решение в целом работоспособное, но для EL 34 мне надо хороших 100 анодных миллиампер (не считая 15 мА для второй сетки), а они получились как-то с трудом, я уже молчу о помехах от тиристорника на стоящий неподалёку на полке, и случайно включённый радиоприёмник. Зато при тестировании схемы вылез новый косяк: как только 34-ка прогрелась, она вдруг возбудилась, и мирно певший приёмник вдруг засвистел и захрипел как простуженный соловей-разбойник. Анодный ток задрался вдвое, и напряжение конкретно просело под такой нагрузкой.

Бегом всё выключаю и думаю: что за бардак в моём хозяйстве? Ну да, мощи у анодного не хватает, что в данном случае как раз хорошо. И что очень хорошо — EL-ка моя отделалась лёгким испугом, в отличии от меня. А за что мне такое счастье? А потому что много проводов и куча паразитных ёмкостей монтажа.

Так как мне переменка моей лампы временно «до лампочки», я волевым решением закоротил 1-ю сетку через конденсатор на землю. Возбуд на меня, вероятно, обиделся, но тут же пропал.

Конечно, можно было бы смастерить высоковольтный анодный блок питания на биполярных или полевых транзисторах, но он тоже склонен к самовозбуждению, горит моментом, если коротнуть, да и стабилитронов на 250 Вольт у меня в закромах не оказалось.

После некоторых раздумий надумал я для установки анодного использовать ЛАТР, но вся беда в том, что я его так до сих пор не купил.


Не понравилась цена в 170 вечно-зелёных, да и размеры как-то излишне крупноватые. Плюс гальваническая связь с сетью. Тут у меня снова возник долгосрочный технический перерыв…

В конце концов всё вышло иначе, и значительно лучше. Как-то раз я удачно купил древний трансформатор с кучей отводов на вторичке. Он честно когда-то питал телевизор, а теперь, хоть и с родным переключателем, но остался не только бездомным, но и совершенно без корпуса. А вот и он, собственной персоной.

Свойства, назначение и функции

Теперь разберём, что такое дроссель с точки зрения электрики. Если говорить коротко — это элемент, который сглаживает ток в цепи, что отлично видно на графике. Если подать на него переменный ток, увидим, что напряжение на катушке возрастает постепенно, с некоторой задержкой. После того, как напряжение убрали, в цепи еще какое-то время протекает ток. Это происходит так как поле катушки продолжает «толкать» электроны благодаря запасённой энергии. То есть, на дросселе ток не может появляться и исчезать мгновенно.

Ток на дросселе возрастает плавно и так же плавно снижается. Глядя на эти графики становится понятно, что дроссель — это элемент, сглаживающий ток

Это свойство и используют, когда надо ограничить ток, но есть ограничения по нагреву (желательно его избежать). То есть дроссель используют как индуктивное сопротивление, задерживающее или сглаживающее скачки тока. Как и резистор, катушка индуктивности имеет определённое сопротивление, что вызывает падение напряжение и ограничивает ток. Вот только греется намного меньше. Потому его часто используют как индуктивную нагрузку.

У дросселя есть два свойства, которые тоже используют в схемах.

  • так как это подвид катушки индуктивности, то он может запасать заряд;
  • отсекает ток определённой частоты (задерживаемая частота зависит от параметров катушки).

В некоторых устройствах (в люминесцентных лампах) дроссель ставят именно для накопления заряда. Во всякого рода фильтрах его используют для подавления нежелательных частот.

Как измерить емкость и индуктивность?

Наиболее распространенными способами измерения сопротивления, емкости и индуктивности являются косвенный метод измерения (с использованием вольтметра и амперметра), резонансный метод и мостовой метод. Измерение сопротивления резистора косвенным методом может проходить на постоянном и переменном токе….

Интересные материалы:

Как заблокировать человека в ВК чтобы он не видел? Как заблокировать номер телефона другого человека? Как заблокировать перевод от человека Сбербанк? Как заблокировать переводы от человека в сбербанк онлайн? Как заблокировать переводы от человека в Сбербанке? Как забрать товар с Вайлдберриз другому человеку? Как забыть человека и не думать о нем? Как загрязнение воздуха влияет на жизнь человека? Как закрыть Директ от одного человека? Как закрыть сообщения в ВК от одного человека?

Виды и примеры использования

Чтобы более точно усвоить, что такое дроссель, поговорим о конкретном применении этого элемента в схемах. Его можно увидеть практически в любой схеме. Их ставят, если надо развязать (сделать независимыми друг от друга) участки, работающие на разной частоте. Они сглаживают резкие скачки тока (увеличение и падение), используются для подавления шумов. В некоторых схемах работают как стартовые, способствуя увеличению напряжения в момент старта. В зависимости от назначения, делятся на следующие виды:

  • Сглаживающие. В силу индуктивности, препятствуют резкому повышению или понижению тока.
  • Фильтрующие. Специально подобранные параметры отсекают (подавляют) выбросы на определённых частотах (или в целом диапазоне). Ставят их и на входе статических конденсаторов.
  • Сетевые. Ставят в приборах, питающихся от однофазной сети. Служат для предохранения аппаратуры от перенапряжения.
  • Моторные. Ставят на входе электроприводов, чтобы сгладить пусковые токи.

Практически в любой схеме есть этот элемент

Как проверить дроссель мультиметром

Что такое дроссель и для чего его применяют разобрались, теперь ещё стоит научиться определять его работоспособность. Если мультиметр может измерять индуктивность, всё несложно. Просто проводим измерение. Если параметры дросселя нам неизвестны, выставляем самый большой предел измерений. Обычно это несколько сотен Генри. На шакале обозначаются русскими Гн или латинской буквой H.

Установив переключатель мультиметра в нужное положение, щупами касаемся выводов катушки. На экране высвечивается какое-то число. Если цифры малы, переводим переключатель в одно из следующих положений, ориентируясь по предыдущим показателям.

Функция измерения индуктивности есть далеко не во всех мультиметрах

Например, если высветилось 10 мГн, выставляем предел измерения ближайший больший. После этого повторно проводим измерения. В этом случае на экране высветится индуктивность измеряемого дросселя. Имея паспортные данные, можно сравнить реальные показатели с заявленными. Они не должны сильно отличаться. Если разница велика, надо дроссель менять.

Если мультиметр простой, функции измерения индуктивности в нём нет, но есть режим измерения сопротивлений, также можно проверить его работоспособность. Но в данном случае мы будем измерять не индуктивность, а сопротивление. Измерив сопротивление обмотки мы просто сможем понять, работает дроссель или он в обрыве.

Так можно проверить исправность дросселя для ламп дневного света

Для прозвонки дросселя тестером переводим переключатель мультиметра в положение измерения сопротивлений. Выставляем предел измерений, лучше выставить нижний,чтобы видеть сопротивление обмотки. Далее щупами прикасаемся к концам обмотки. Должно высветиться какое-то сопротивление. Оно не должно быть бесконечно большим (обрыв) и не должно быть нулевым (короткое). В обоих случаях дроссель нерабочий, все остальные значения — признак работоспособности.

Чтобы убедиться в отсутствии короткого замыкания на витках дросселя, можно перевести мультиметр в режим прозвонки и прикоснуться щупами к выводам. Если звенит — короткое есть, где-то есть пробой, а это значит, что нужен другой дроссель.

В широком понимании слова, дроссель является специальным ограничительным элементом.

Перед тем, как проверить дроссель мультиметром, нужно помнить, что тестирование выполняется несколькими способами, включая применение контрольного или заведомо исправного осветительного элемента, а также специального прибора.

Готовим мультиметр к работе

Вынимаем прибор из чехла или футляра. Первым делом проводим визуальный осмотр. Корпус должен быть целым, крышка батарейного отсека установлена без перекосов. Визуально оцениваем целостность проводов и щупов. Отсутствие изоляции, которая может от времени просто осыпаться, восстанавливаем изолентой. Поможет и термоусадочная трубка, если она есть. Щупы тоже стоит осмотреть, замотать сколы по необходимости. Селектор мультиметра ставив в режим измерения омов, на отметку в 200 Ом. Чёрный кабель со щупом включаем в гнездо Com. Красный — в гнездо с символами измеряемых величин, названных в честь Алессандро Вольта, Андре-Мари Ампера и Георга Ома — V, A и Омега.

На индикаторе должна быть единица. Если это не так — прибор нуждается в ремонте. Замыкаем накоротко щупы. На дисплее должна выйти цифра ноль. Если всё так и происходит — прибор исправен. Если цифры меняются, отображаются тускло, попробуйте поменять элемент питания прибора на заведомо свежий и рабочий. Не помогло — мультиметр надо ремонтировать. Для проверки лампочки ставим селектор мультиметра на символ поиска обрыва. На корпусе в этом месте схематично изображён диод.

Конструктивные особенности

Мягкость свечения светового потока обуславливается специально подобранным газовым составом, поэтому осветительный прибор может генерировать источник света:

  • в желтоватых тонах;
  • в холодных белых тонах;
  • в теплых белых тонах.

Полностью безопасная эксплуатация люминесцентной лампы обеспечивается наличием в конструкции осветительного прибора специального элемента, называемого дросселем. По своим внешним характеристикам такое устройство имеет схожесть с катушкой индуктивности, дополненной сердечником на основе ферримагнитных сплавов.

Схема подключения перегоревших ламп

Из-за перегорания нитей накала люминесцентные лампы нередко приходят в негодность. Вернуть вторую жизнь такой лампе можно, используя нетрадиционную схему запуска, многократно испытанную народными умельцами.

Из таблицы можно узнать номинальные значения радиоэлементов для ЛДС с разной мощностью. Ограничительные резисторы R1 в обязательном порядке должны быть из проволоки.

Отремонтировать ЛДС в домашних условиях можно, если руководствоваться схемами и следовать определённым инструкциям. Такие знания дают возможность продлить эксплуатационный период осветительного прибора.

Особенности дросселя

Вне зависимости от конструкции, назначение дросселя люминесцентных источников света представлено:

  • защитой от перепадов в показателях напряжения;
  • разогревом катода;
  • созданием напряжения достаточного уровня для запуска светильника;
  • ограничением силовых показателей электрического тока непосредственно после запуска;
  • стабилизацией процессов работы осветительного прибора.

Экономически обоснованным является подключение одного дроссельного устройства сразу на пару осветительных приборов. Стандартное электромагнитное пускорегулирующее устройство, помимо дросселя, представлено стартером и парой конденсаторов.

Характеристики ЭмПРА

Дроссели электромагнитного типа характеризуются доступной стоимостью, простой конструкцией и высокими показателями надежности, а основные недостатки таких устройств представлены:

  • пульсирующим световым потоком, вызывающим усталость органов зрения;
  • порядка 10-15% потери электрической энергии;
  • шумностью работы в пусковой момент;
  • недостаточно устойчивым запуском в низкотемпературных условиях;
  • большими размерами и ощутимым весом;
  • продолжительным запуском источника света.

Как правило, комплект бывает представлен лампами и дросселями, а самостоятельная замена баланса предполагает приобретение элемента с аналогичными параметрами.

Характеристики электронного балласта

Электронные балласты относятся к категории современных устройств, в которых практически полностью нивелированы недостатки электромагнитного дросселя. Схематично, такой элемент является единым блоком, производящим запуск осветительного прибора и поддерживающим процесс горения посредством образования определенной последовательности в изменении уровня напряжения.

Преимущества электронного балласта представлены:

  • любой скоростью запуска;
  • отсутствием необходимости устанавливать стартер;
  • исключено проявление мерцания;
  • максимальными показателями световой отдачи;
  • компактными размерами и небольшим весом устройства;
  • оптимальными условиями функционирования.

Так выглядит электронный балласт

Электронные балласты стоят на порядок выше электромагнитных устройств, что обуславливается сложностью схемы с наличием фильтров, корректирующих коэффициент мощности моментов, инвертора и балласта. Некоторые модели электронного устройства дополняются системой защиты от включения осветительного прибора без лампы.

Удобство эксплуатации электронных балластов в лампах дневного света энергосберегающего типа, обусловлено установкой источников света непосредственно в цокольную часть стандартных патронов.

Замена катушки зажигания

Процесс замены детали довольно прост. Открыв капот, вы сразу увидите провода, идущие к головке блока цилиндров. Их количество будет совпадать с числом цилиндров мотора. На 4-х цилиндровом агрегате соответственно окажется 4 провода. Они подсоединены непосредственно к катушке, которую необходимо заменить. Отсоединив провода, ослабьте крепления, фиксирующие катушку. Если болты прикипели, нанесите жидкость WD-40, которая сможет размочить ржавчину. Подождав определенное время, извлеките элемент.

Перед установкой новой запчасти, очистите посадочное место от грязи, масла и ржавчины. После этого выполните процедуру в обратном порядке: установите деталь, закрепите ее при помощи болтов и выполните подключение новой катушки зажигания

Важно установить провод в том положении, в котором он был первоначально

Самые часты неисправности

Как правило, источники неисправности, которые связаны с эксплуатацией люминесцентных ламп, представлены сбоями в работе электрической схемы ПРА и стартера. Посредством оценивания характерных визуальных эффектов, можно достоверно определить причины неисправности:

  • наличие «огненной змейки», вьющейся внутри колбы, является результатом превышения допустимых токовых значений и нестабильности электрического разряда;
  • темная колба на участке расположения выходных цокольных контактов, свидетельствует о несоответствии показателей тока на пуск и работу с вольт-амперными характеристиками;
  • перегорание спиралей в лампах дневного света, может стать результатом изоляционной изношенности обмотки пускорегулирующего устройства.

Достаточно часто встречаются проблемы, сопровождающиеся появлением запаха гари или сторонних звуков. В этом случае можно предположить появление межвиткового замыкания на индукционной катушке.

Как проверить дроссель лампы дневного света мультиметром

Самым износостойким элементом в конструкции светильников с лампами дневного света является дроссель, поломка которого встречается достаточно редко. Неисправность такого элемента может быть представлена обрывом или обмоточным перегоранием, нарушениями межвитковой изоляции в электропроводах.

Обе неисправности могут быть выявлены при подключении тестера в виде мультиметра к дроссельным выводам на замеры сопротивления. Об обрыве и перегорании свидетельствует наличие бесконечного сопротивления.

Стартер и дроссель для люминесцентных ламп

Как правило, перегорание сопровождается появлением неприятного запаха, исходящего от пришедшей в негодность детали.

Любые описанные выше процессы проверки являются справедливыми исключительно в случае применения электромагнитных пускорегулирующих устройств, так как электронные балласты исключают наличия в схеме стартера.

Как проверить стартер люминесцентной лампы

Процесс проверки осветительных приборов люминесцентного типа предполагает не только контроль спиральной целостности внутри колбы, но также работоспособности дроссельной и стартерной системы.

  • конденсаторы, которые не должны быть вздутыми, деформированными или лопнувшими под воздействием избыточного напряжения в электрической сети;
  • колба источника света, которая не должна быть почерневшей.

Конденсаторная целостность проверяется посредством мультиметра в режиме омметра с максимально возможными пределами измерения сопротивления.

Если показатели на тестере составляют меньше 2,0 МОм, то, можно предположить наличие в конденсаторе недопустимой токовой утечки. Как показывает практика, оптимальным вариантом при проведении самостоятельных ремонтных работ, станет полноценная замена всех пришедших в негодность элементов (стартера и дросселя), новыми устройствами аналогичного типа.

Назначение и устройство

В некоторых приборах дроссели устанавливаются для того, что бы пропускать импульсные токи определенного диапазона частот. Диапазон этот зависит от конструктивного решения дросселя, то есть от применяемого в катушке провода, его сечения, количества витков, наличия сердечника и материала, из которого он изготовлен.

Конструктивно дроссель представляет собой намотанный на сердечник изолированный провод. Сердечник может быть металлическим, набранным из изолированных пластин или ферритовым. Иногда дроссель может выполняться без сердечника. В этом случае используется керамический или пластмассовый каркас для провода.

Дроссельная заслонка присутствует в карбюраторе. Она регулирует подачу горючей смеси, представляя собой потенциометр. Чтобы проверить датчик дроссельной заслонки в автомобиле, определяют соответствие входного напряжения устройства положению заслонки.

Правила выбора

Чтобы правильно выбрать пусковую индуктивность, необходимо обратить внимание на корпус устройства. На нем указывается мощность нагрузки, которую он может запитать. Мощность балласта зависит от сечения обмоточного провода: чем оно больше, тем более значительный ток устройство может выдать.

Мощные катушки имеют значительные габариты и более высокую стоимость, поэтому необходимо оптимально подбирать пусковую индуктивность. Можно использовать одну катушку для питания нескольких ламп – так часто делается в сдвоенных светильниках, которые нередко можно встретить в офисных помещениях.

В светильниках

В светильниках, предусмотренных для использования ламп дневного света, помимо самих ламп, применяются такие компоненты, как стартер и дроссель.

Стартер, как следует из названия, запускает процесс свечения в лампе, и далее в процессе не участвует. Дроссель выполняет функции стабилизатора тока и напряжения в течение всего периода свечения лампы.

Если дроссель неисправен, лампа не горит, или горит не устойчиво, свечение ее неоднородно по всей длине, внутри могут появляться области с более ярким свечением, движущиеся от одного электрода лампы к другому. Иногда можно заметить эффект мерцания света.

Лампа при неисправном дросселе может не загореться с первого раза, и стартер будет многократно включаться, пока, наконец, процесс свечения не запустится. В результате, в местах установки спиралей, на колбе лампы появятся потемнения. Это связано с тем, что спирали работают более продолжительное время, чем установлено для нормального запуска.

Конструкция

Светодиод — это полупроводниковый элемент, по конструкции схожий с диодом. При прохождение через светодиод тока создается видимое глазу оптическое излучение. Данная деталь состоит из:

  1. Анода, через который подается положительный заряд.
  2. Катода, через который подается отрицательный заряд.
  3. Отражателя световых потоков.
  4. Излучающего полупроводникового чипа или кристалла.
  5. Рассеивателя свечения.

Для ламп любых форм эта стандартная конструкция. Для достижения яркости, производители только увеличивают число слоев или количество кристаллов. Эти значения прямо влияют на мощность.

Проверка в лампах

Проверку дросселя необходимо произвести, если наблюдается одно из вышеописанных явлений при работе лампы дневного света, а также, если замечено появление характерного запаха подгорающей изоляции, появление звуков, нехарактерных для работы прибора, а также в том случае, если лампа не включается.

До того, как проверить дроссель лампы, проверяются сама лампа и стартер.

Неисправность дросселя может заключаться в обрыве или перегорании провода катушки или межвитковом замыкании, вызванном пробоем или подгоранием изоляции.

Обе неисправности могут произойти либо вследствие длительного времени использования прибора, либо в результате какого-либо механического воздействия. Возможно перегорание провода катушки в результате подачи на нее тока большего, чем максимальный, на который рассчитан дроссель.

В случае обрыва или перегорания провода, можно выявить неисправность обычным тестером или мультиметром. В силу того, что дроссель пропускает постоянный ток, замкнув цепь тестера через катушку, по свечению контрольной лампы или его отсутствию можно понять, есть обрыв или нет.

Если при измерении мультиметром, сопротивление бесконечно, имеет место обрыв провода катушки.

Простейшие способы проверки исправности электрорадиоэлементов

Проверка проволочных и непроволочных резисторов

Для проверки проволочного и непроволочного резисторов постоянного и переменного сопротивления необходимо проделать следующее: произвести внешний осмотр; проверить работу движущего механизма переменного резистора и состояние его частей; по маркировке и размерам определить номинальную величину сопротивления, допустимую мощность рассеяния и класс точности; омметром измерить действительную величину сопротивления и определить отклонение от номинала; у переменных резисторов измерить еще и плавность изменения сопротивления при движении ползунка. Резистор исправен, если нет механических повреждений, величина его сопротивления находится в допустимых пределах данного класса точности, а контакт ползунка с токопроводящим слоем постоянен и надежен.

Проверка конденсаторов всех типов

К электрическим неисправностям относятся: пробой конденсаторов; короткое замыкание пластин; изменение номинальной емкости сверх допуска из-за старения диэлектрика, попадания на него влаги, перегрева, деформации; повышение тока утечки из-за ухудшения изоляции. Полная или частичная потеря емкости электролитических конденсаторов происходит в результате высыхания электролита.

Простейший способ проверки исправности конденсатора — внешний осмотр, при котором обнаруживаются механические повреждения. Если при внешнем осмотре дефекты не обнаружены, проводят электрическую проверку. Она включает: проверку на короткое замыкание, на пробой, на целость выводов, проверку тока утечки (сопротивление изоляции), измерение емкости. При отсутствии специального прибора емкость можно проверить другими способами, зависящими от емкости конденсаторов.

Конденсаторы большой емкости (1 мкФ и выше) проверяют пробником (омметром), подключая его к выводам конденсатора. Если конденсатор исправен, то стрелка прибора медленно возвращается в исходное положение. Если же утечка велика, то стрелка прибора не вернется в исходное положение.

Конденсаторы средней емкости (от 500 пФ до 1 мкФ) проверяют с помощью последовательно подключенных к выводам конденсатора телефонов и источника тока. При исправном конденсаторе в момент замыкания цепи в телефонах прослушивается щелчок.

Конденсаторы малой емкости (до 500 пФ) проверяют в цепи тока высокой частоты. Конденсатор включают между антенной и приемником. Если громкость приема не уменьшится, значит, обрывов выводов нет.

Проверка катушек индуктивности

Проверка исправности катушек индуктивности начинается с внешнего осмотра, в ходе которого убеждаются в исправности каркаса, экрана, выводов; в правильности и надежности соединений всех деталей катушки между собой; в отсутствии видимых обрывов проводов, замыканий, повреждения изоляции и покрытий. Особое внимание следует обращать на места обугливания изоляции, каркаса, почернение или оплавление заливки.

Электрическая проверка катушек индуктивности включает проверку на обрыв, обнаружение короткозамкнутых витков и определение состояния изоляции обмотки. Проверка на обрыв выполняется пробником. Увеличение сопротивления означает обрыв или плохой контакт одной или нескольких жил. Уменьшение сопротивления означает наличие межвиткового замыкания. При коротком замыкании выводов сопротивление равно нулю.

Проверка межвиткового замыкания

В случае межвиткового замыкания, проверка тестером результата не даст. В этом случае необходимо знать, как проверять дроссель при помощи мультиметра.

Межвитковое замыкание имеет место при непосредственном гальваническом контакте двух витков или при контакте витков с металлическим сердечником. Очевидно, что в этом случае сопротивление катушки уменьшается.

Возможен редкий случай, когда измерение сопротивления катушки не даст достоверной картины ее состояния. Такое может случиться при обрыве и межвитковом замыкании одновременно.

В этом случае межвитковое замыкание может оказаться параллельным обрыву, и несколько витков просто не будут участвовать в измерении. Исправный, казалось бы, дроссель будет работать некорректно.

Для проверки катушки на наличие межвиткового замыкания, аналоговый мультиметр в режиме миллиамперметра необходимо использовать в составе прибора, собранного на двух транзисторах.

Схема прибора приведена на рисунке.

Сам прибор представляет собой генератор низкой частоты. При сборке схемы используются любые транзисторы из линейки МП39-МП42 (коэффициент усиления 40-50).

Диоды можно использовать типа Д1 или Д2 с любым индексом. Резисторы применяются любого типа, рассчитанные на мощность не менее 0,12 Вт. Питание прибора осуществляется от источника постоянного тока, напряжением 7-9 В.

Признаки поломки катушки зажигания

Как проверить трансформатор при помощи мультиметра

Выделяют несколько основных признаков поломки катушки:

  • обратный выхлоп, вызванный попаданием части топлива в выпускной коллектор авто;
  • повышенный расход бензина – увеличение расходов на регулярные заправки машины;
  • пропуски зажигания, возникающие из-за нарушения порядка воспламенения топлива;
  • полная остановка двигателя – агрегат глохнет по причине нестабильного искрообразования;
  • снижение мощности, появление сильных рывков, жесткая работа на холостых оборотах;
  • сложности с пуском мотора – возникают при наличии единственной неисправной катушки;
  • сигнал контрольной лампы Check Engine с сохранением соответствующего кода поломки.

Появление обратного выхлопа

Обратный выхлоп

– специфический признак неисправности катушки зажигания, который проявляется на ранней стадии такой поломки. Он связан с попаданием несгоревшего бензина в глушитель. Из-за этого водитель видит
черный дым
в совокупности с сильным запахом топлива, доносящимся из выхлопной трубы автомобиля.

Повышенный расход топлива

О неполадках с катушкой может свидетельствовать повышенный расход топлива

. Неисправность приводит к снижению привычной для водителя динамики. Он автоматически начинает сильнее обычного давить на педаль газа, что и увеличивает потребление бензина. Со временем заметно возрастают расходы на заправку транспортного средства.

Пропуски зажигания топлива

Катушка – одно из основных устройств системы зажигания автомобиля

. При возникновении поломки нарушается порядок воспламенения топливной смеси. В результате появляется характерный треск. При движении проблема выражается в неравномерной работе мотора, постоянных рывках. При запуске двигателя на холостых оборотах водитель почувствует вибрацию.

Полная остановка двигателя

Если глохнет двигатель

во время движения, то проблема может быть связана с катушкой зажигания. Ее поломка приводит к нестабильному искрообразованию. При последующих попытках запустить мотор автовладелец тоже может испытывать затруднения.

Рывки и падение мощности

Еще один распространенный признак поломки – появление рывков во время движения автомобиля. Мотор начинает неустойчиво работать, вибрировать на холостых оборотах. Заметно падает мощность, снижается удобство повседневной эксплуатации транспортного средства. При наборе скорости могут возникать характерные провалы.

Перечисленные признаки характерны для пробоя катушки зажигания. Под ним понимают физическое повреждение ее первичной или вторичной обмотки. Устройство продолжает функционировать, но часть электроэнергии передается на корпус. В результате свеча не может работать на полную мощность, утрачивается динамика двигателя. Такой же эффект наблюдают владельцы автомобилей с дизельными моторами, у которых выходят из строя свечи накала

.

Проблемы с запуском мотора

О неисправности системы зажигания часто сообщает плохой запуск двигателя

. Обычно такая ситуация возникает при наличии одной катушки. Коленвал будет вращаться, но мотор не начнет работать из-за отсутствия искры в цилиндрах. Проблема может многократно повторяться.

Сигнал контрольной лампы

Появление сигнала Check Engine в современных автомобилях может свидетельствовать о проблемах с катушкой. Подобное оповещение возникает и при других неисправностях. В ЭБУ транспортного средства должен сохраниться код поломки – P0351. При появлении таких признаков следует немедленно обратиться за диагностикой, которая проводится с применением специального сканера.

Последовательность действия

Порядок проверки следующий:

  1. включается тумблер Вк. При этом стрелка мультиметра должна отклониться до середины шкалы;
  2. в зависимости от индуктивности катушки, устанавливается положение движка переменного резистора R5. Левое положение соответствует меньшей, а правое – большей индуктивности. При проверке катушек с индуктивностью менее 15 мГн, необходимо дополнительно нажать кнопку Кн2;
  3. к клеммам Lx подключаются выводы дросселя и замыкается кнопкой контакт Кн1. При этом, если в обмотке нет витков, короткозамкнутых между собой, стрелка мультиметра должна отклониться в сторону больших значений или же незначительно отклониться в сторону меньших. Если в обмотке есть хоть одно замыкание между витками, стрелка возвращается на нуль.

Иногда причиной неисправности катушки может стать разрушившийся или поврежденный сердечник. Материал, из которого выполнен сердечник, его размер и положение относительно катушки, влияют на индуктивность.

Функции пускорегулирующей аппаратуры

Самая простая и дешевая – схема ЭмПРА со стартером. Ее работа осуществляется следующим образом. После включения питания, напряжение через обмотку дросселя и вольфрамовые нити поступает на электроды стартера.

Электроды разогреваются очень быстро, буквально за доли секунды, после чего наступает плавное включение освещения. Так же легко светильники включаются и при низких температурах. Розжиг осуществляется под действием импульса высокого напряжения, затем начинается ровное горение при постоянной повышенном напряжении.

Какое освещение Вы предпочитаете

ВстроенноеЛюстра

Проверка индуктивности

Наличие в арсенале мультиметра такой полезной функции, как измерение индуктивности катушек, будет полезным для проверки соответствия дросселя характеристикам, заявленным в справочной литературе. Функция присутствует только в некоторых моделях цифровых мультиметров.

Чтобы воспользоваться этой функцией, необходимо настроить мультиметр на измерение индуктивности. Контакты щупов присоединяются к выводам катушки. При первом измерении мультиметр устанавливается в наибольший диапазон измерений, и потом диапазон уменьшается для получения измерения достаточной точности.

При проведении всех измерений важно не допускать касания руками контактов, на которых измеряются те или иные параметры, иначе проводимость человеческого тела может изменить показания прибора.

Где находится катушка зажигания

В автомобилях более ранних годов выпуска найти катушку зажигания (или как ее раньше называли бобина) найти было просто. Она всегда располагалась на виду. В крайнем случае, ее поиск можно было вести, начиная с центрального провода распределителя зажигания.

Индивидуальные катушки зажигания найти также просто: они находятся над свечами зажигания цилиндров. Но в некоторых моделях автомобилей, особенно с V-образным двигателем, чтобы обеспечить к ней доступ, даже для снятия свечей, необходимо демонтировать впускной коллектор, часть элементов конструкции двигателя.

Сдвоенные катушки зажигания обычно располагаются на перегородке подкапотного пространства. Но иногда производители их могут поместить в места, труднодоступные для замены и, тем более, контроля работоспособности.

Например, в некоторых моделях Rover 200-й серии катушка зажигания находится под выпускным коллектором в подкапотном пространстве между двигателем и салоном. Произвести измерение её параметров при контроле работоспособности можно только от разъема блока управления двигателем.

Иногда катушки зажигания крепятся на головку блока цилиндров двигателя (например, некоторые модели ГАЗ). Хоть это и удобно для проверки, но в процессе работы двигателя они нагреваются до температуры более 100 градусов Цельсия, изолирующий компаунд рассыхается и трескается, что приводит к уменьшению их долговечности.

В некоторых автомобилях индивидуальные катушки зажигания объединены в общий неразборный корпус. Даже, если вышла из строя одна катушка, необходимо менять весь дорогостоящий блок целиком.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]