Чем отличается теплый свет от холодного в светодиодных лампах


Понятие цветовой температуры отыгрывает сегодня важную роль в оформлении интерьеров. От того, теплым или холодным светом освещается то или иное помещение, зависит визуальное восприятие обстановки, ощущение комфорта или дискомфорта, психологический настрой, концентрация внимания, утомляемость, уютность.

При этом, для разных по функциональному назначению комнат оптимальная цветовая температура подбирается своя. Как это делается правильно, и на что надо ориентироваться при подборе источников света для того или иного помещения – простыми для понимания словами рассказано в рассматриваемой статье.

Как освещение влияет на зрение и настроение


Холодный свет тонизирует, теплый — успокаивает
Что касается воздействия на центральную нервную систему человека, разные оттенки ламп (холодный, нейтральный, теплый) работают так:

  • Холодный — бодрит, тонизирует, повышает концентрацию внимания.
  • Нейтральный — практически равен дневному свету, поэтому не оказывает существенного влияния на ЦНС.
  • Теплый — расслабляет, создает ощущение покоя, уюта, мягкости.

Ни один оттенок лампы не оказывает негативного влияния на глаза. Исключением является мерцающий свет. Он провоцирует повышенное напряжение органов зрения в состоянии покоя человека и при выполнении работы, требующей повышенной концентрации: чтение, просмотр ТВ, маникюр, шитье и пр.

Дополнительно оттенки света способны менять цвета окружающих предметов — делать их более приглушенными или наоборот яркими. Свет лампы накаливания способен усиливать все цвета теплой гаммы. Так же работает холодное освещение в отношении родственных оттенков. Поэтому предметы интерьера и мебель в дом желательно выбирать при том уровне освещения, который преобладает в искомой комнате. Иначе возможны неприятные сюрпризы при расстановке купленного.

С возрастом хрусталик глаза человека слегка желтеет. Поэтому все тона, освещение видятся в более теплых вариациях. Чтобы скорректировать такое восприятие, можно добавить в комнату холодную лампу.

Что такое цветовая температура


Любой оттенок света имеет свою цветовую температуру. Измеряют её в кельвинах (К). Шкала слева направо стартует с 800 К и заканчивается 20000 К. Чем выше уровень кельвинов, тем холоднее уровень освещения. Показатель 800 К соответствует тусклому свечению раскаленного красного тела. Максимальный параметр в 20000 К равен цвету неба в полярной широте.

Для создания искусственного освещения потребителю предлагаются в основном лампы с таким значением цветовой температуры:

  • 2700-3000 К. Это стандартная лампа накаливания с вольфрамовой нитью, которая обеспечивает теплый свет в комнате.
  • 4000-4100. Это нейтральный свет, почти полностью повторяющий дневной.
  • 5000-6500 К. Холодные с примесью голубого оттенки лампы.

Как правило, на коробках с энергосберегающими лампочками такой параметр проставляется производителем на видном месте.

Основные выводы

Параметр цветовой температуры является важнейшим для светодиодов и ламп на их основе. От нее зависит цвет свечения источника. Цветовая температура измеряется в диапазоне от 800 К (темно-красное свечение) до 20000К (яркое синее небо на полярной широте), светодиодные лампы обычно изготавливаются с показателем 2000-6500 К. Оттенки свечения можно разделить на теплые (желтые), нейтральные и холодные (голубые) тона. Желтоватые используются в жилых помещениях (спальне, детской, гостиной). Нейтральные – на кухне, в ванной или кабинете. Холодные тона в домашних условиях не используются. От этого значения напрямую зависит психологическое и эмоциональное состояние человека. Желтые тона являются спокойными, уютными. Синие наоборот заряжают энергией.

Что лучше для человека: теплый или холодный свет


Оптимальным вариантом является сочетание всех видов освещения в комнате, которыми можно управлять по необходимости. Для работы, требующей концентрации внимания, делать более интенсивной лампу холодного света, для расслабления вечером — акцентировать внимание на теплые оттенки освещения.

Естественный белый свет (нейтральный)

Самый оптимальный вариант освещенности рабочих и жилых помещений. Такие лампочки не искажают восприятие предметов интерьера, не меняют цветовую гамму и не оказывают существенного влияния на настроение человека. Лучше размещать подобные точки искусственного света в гостиной, детской, прихожей, ванной комнате, кухне.

Особенно актуально нейтральное освещение около женского туалетного столика.

Теплый свет


Теплое освещение
Этот тип освещения чаще используют в жилых помещениях. В соответствии с исходным оттенком предмета интерьера под тёплыми лампами происходит такое его изменение:

  • Синий — теряет интенсивность, становится невыразительным, блеклым.
  • Голубой — формирует зеленоватые оттенки.
  • Фиолетовый — преобразуется в глубокие оттенки красного.
  • Темно-синий (индиго) — меняется до черного цвета.

При теплом освещении ярко и броско смотрятся красные, оранжевые, коричневые, желтые, кремовые цвета и другие оттенки из этой гаммы.

Поскольку при свете теплой лампы просторное помещение визуально теряет свою площадь, лучше использовать такое освещение лишь как локальное. Или размещать несколько софитов под потолком по всему периметру комнаты.

Лампы с уровнем температуры 2700-3000 К идеально сочетаются со всеми природными материалами — деревом, хлопком, льном, кирпичом, соломой, винтажным металлом. Хорошо соединять такой свет со стилями интерьера модерн, прованс, ретро, эко, классика, этнический стиль. Можно подключить его к винтажу.

Дома теплый свет лампочки хорошо использовать в детской, каминной комнате, гостиной, прихожей, в спальне в виде светильников у кровати.

Для общественных мест освещение в теплых тонах хорошо использовать в залах тематических баров, кафе, ресторанов. В бутиках, магазинах с ювелирными украшениями.

Уличное освещение с теплой лампой хорошо смотрится на бульварах, в парках, скверах с длинными аллеями.

Холодный свет


Холодное освещение
Такую цветовую температуру рекомендуется использовать в офисных помещениях, медицинских учреждениях, лабораториях.

Холодное освещение визуально усиливает сине-голубые оттенки, серый, белый, стальной цвета. Теплые тона при использовании таких ламп, наоборот, становятся приглушенными, искаженными, тусклыми.

Лампы с холодной температурой идеально вписывают в интерьер помещений с преобладанием в них геометрических фигур, хромированных или стальных элементов. Идеальное сочетание такого освещения отмечается с интерьерами хай-тек, модерн, минимализм, футуризм, скандинавский и классический стили.

Дома холодный свет лучше использовать как локальный или только в ванной, в зоне рабочей поверхности кухни.

Для общественных мест энергосберегающие лампы с такой температурой цвета применимы в аудиториях, офисах, складах. Для уличного освещения лампы холодного света монтируют на автобанах, стадионах, в ангарах, на производственных площадях.

Особенности восприятия цвета

Человеческий глаз устроен таким образом, что чутко улавливает изменения цветовой температуры в диапазоне от 2500 до 10000 К. При этом ученые доказали, что именно от этого параметра освещения во многом зависит психосоматическое состояние.

Влияние цвета на эмоции

Самая приятная для человеческого глаза температура света относится к оранжевому и желтому спектру. Такой свет успокаивает и расслабляет. Лампы с такой цветовой температурой рекомендуют использовать в утренние и вечерние часы, чтобы сделать приятным пробуждение и полноценно отдохнуть после работы.

Холодные оттенки хороши для работы. Неслучайно в офисах чаще всего устанавливают лампы с холодным белым светом: они помогают сконцентрироваться, не дают отвлекаться от дел. Однако дома такие лампочки будут играть в минус: они перегружают нервную систему, могут спровоцировать тревожное состояние и бессонницу.

Оттенки, тяготеющие к синему спектру (цветовая температура более 6000 К) дают максимальное цветоразличение и четкость восприятия объектов, однако пребывание в помещении с таким светом в течение длительного времени вредит здоровью. Как правило, подобные лампы устанавливают в музеях, чертежных мастерских, ювелирных магазинах, в комнатах осмотра в больницах и т.д.

Связь цветовой температуры и освещения

Если уровень освещенности низкий, то лучше всего воспринимаются теплые тона, как у обычной лампы накаливания. Такое освещение может расслаблять и успокаивать. Если увеличивать уровень освещенности, то возникнет обратный эффект, цвета начнут искажаться и находиться в помещении будет некомфортно. В то же время если вкрутить одну лампочку с высокой цветовой температурой на большое помещение, появится ощущение тревожности (вспомните, как люди воспринимают лунный свет).

Примерная закономерность выглядит так:

  • освещенность менее 700 Лк — выберите теплый свет (до 2700-3400 К);
  • освещенность 700-2500 Лк — выберите холодный свет (3000-5000 К).

Вот диаграмма, которая показывает, как изменяется восприятие цветовой температуры в зависимости от уровня освещенности:

Еще одна интересная закономерность между цветовой температурой и освещением касается видимости в «зашумленной» оптической среде

Вы обращали внимание, что противотуманные фары имеют желтый свет? Дело в том, что длина волны у него в несколько раз больше, чем у белого света. Желтый свет не отражается от мелких предметов (в частности, водяной пыли), а огибает их

За счет этого при включении противотуманных фар водитель видит дорогу дальше, чем если бы использовал дальние фары с белым светом.

Как подобрать лампу для дома

Чтобы выбрать лампочку для использования в одной из комнат, нужно руководствоваться такими критериями помимо цветовой температуры:

  • Принцип функционирования. Здесь выделяют стандартные лампы накаливания, светодиодные, галогенные, люминесцентные. Последние менее пригодны к использованию дома, поскольку сильно мерцают и имеют очень высокую цветовую температуру. LED-элементы не оказывают существенного влияния на глаза или предметы интерьера, поскольку являются локальными (точечными) элементами подсветки.
  • КПД. Здесь на первом месте стоят светодиоды. На последнем — лампы накаливания.
  • Индекс цветопередачи. Маркируется как Ra. Оптимальным считается показатель от 83 до 100. Чем он выше, тем менее будут искажены цвета при освещении такой лампой.
  • Тип колбы. Она может иметь форму спирали, груши, свечки, трубки, шара и др. Определить необходимую форму можно по типу торшера/абажура (открытый, закрытый).
  • Стоимость. Самыми дешёвыми считаются лампы накаливания. Самыми дорогими – энергосберегающие. Но цена таких элементов полностью окупается низким потреблением мощности.

Сколько потратить на элемент, каждый мастер определяет для себя сам.

Применение

Цветовая температура источника света:

  • характеризует спектральный состав излучения источника света,
  • является основой объективности впечатления от цвета отражающих объектов и источников света.

По этим причинам она определяет ощущаемый глазом цвет предметов при наблюдении в данном свете (психология восприятия цвета).

В связи с тем, что цвет объекта зависит и от его собственных спектральных свойств, и от характера освещения, естественное и искусственное освещение регламентируется согласно СП 52.13330.2011 (актуальная редакция СНиП 23-05-95) прежде всего по цветовой температуре.

Цветовая температура в фотографии, кинематографе и телевидении

Цветная фотоплёнка выпускается для определённых фиксированных цветовых температур источника света. Негативная и слайдовая плёнки выпускались сбалансированными для съемки при дневном (5600 К) свете или при свете ламп накаливания (3200 К) — «вечерняя» пленка. Это позволяло получать сбалансированное по цвету изображение при стандартных источниках освещения без применения конверсионных светофильтров и цветокоррекции. С появлением маскированных негативных цветных пленок они стали выпускаться сбалансированными под промежуточную цветовую температуру — 4500 К — вследствие неизбежности цветокоррекции в процессе печати позитивного изображения. Таким образом, негативная пленка стала пригодна для съемки при любом освещении, обеспечивая изображение, требующее незначительной коррекции. При съемке на обращаемую пленку исправление готового изображения невозможно. Поэтому пленка для слайдов и теленовостей всегда была сбалансирована для реальных источников света. При профессиональной съемке слайдов для полиграфии применялись специальные приборы для измерения цветовой температуры освещения (цветомеры) и конверсионные светофильтры. При профессиональной киносъемке эти же технологии применялись даже при съемке на негативную кинопленку.

В цифровых фотоаппаратах и видеокамерах используется автоматическое определение цветовой температуры или её предустановки в зависимости от сюжета съёмки. В цифровой фотографии и телевидении эта настройка называется «баланс белого». В некоторых случаях цветовую температуру можно переопределить при дальнейшей обработке цифрового снимка или видеозаписи, однако в большинстве случаев это ведет к потере качества цветопередачи. Изменение баланса белого без потерь качества возможно при записи несжатого фото- и видеоизображения — Raw. Последнее широко применяется в цифровом кинематографе.

Источники света в полиграфии

Для получения максимально правильного цветного изображения на всех стадиях производства часто рекомендуется поддерживать стандартную цветовую температуру освещения 6500 К (источник Д65): от приёмки заказа через оценку оригиналов, сканирование, ретушь, экранную цветопробу, цифровую цветопробу, цветоделение, аналоговую цветопробу, печать пробных оттисков к печати тиража и окончательной сдаче полиграфической продукции.

Источник Д65 с цветовой температурой 6500 К имеет в своём спектре определенную стандартом ультрафиолетовую составляющую. Хотя человеческий глаз не воспринимает ультрафиолетовых лучей, многие объекты (в т. ч. красители) способны светиться под их действием. Например, без УФ-компоненты бумага будет не такой белой (в неё вводят оптические отбеливатели), а реклама — не такой яркой (в ней часто используют люминесцирующие красители). Благодаря оптическим отбеливателям белизна современной бумаги может превышать 100 %.

Лампы с разной цветовой температурой в одной комнате


Сравнительные характеристики ламп
Главный запрет на использование холодных и тёплых ламп — это их вкручивание в одну люстру. В остальном сочетать разные цветовые температуры можно, но придерживаясь таких рекомендаций:

  • В жилых комнатах верхним (основным) типом всегда должен быть теплый или нейтральный белый свет.
  • Если хочется совместить разные уровни освещения, более тёплые источники делают ниже уровня потолка в виде софитов, бра, торшеров. Их можно включать в вечернее время во время семейного отдыха и приглушать другие уровни освещения.
  • Разрешается монтировать различные лампы в одном помещении, если первые работают как основной источник света, а вторые – акцентный. Пример — локальные софиты над картинами, панно, статуэтками.
  • Разные цветовые температуры соединяют так, чтобы лучи используемых ламп никогда не пересекались.
  • Хорошо смотрится комбинация холодного и нейтрального белого света.

Нежелательно одновременно включать оба вида разного освещения, которые могут сильно отличаться между собой.

Какой свет нужен для чтения

Для длительного чтения врачи рекомендуют совмещать в комнате основной и локальный тип освещения. При этом их цветовые температуры не должны иметь резких перепадов. Это благотворно влияет на глаза. Если применять только локальный свет (настольную лампу), добиться нужного уровня равномерности освещения книги сложно. От этого страдают органы зрения.

Лампу нужно располагать над книгой так, чтобы она не давала бликов, теней. Уровень интенсивности света должен быть средним. Очень яркий или слабый напрягают глаза.

Не принципиально, теплым будет свет или холодным. Главное, чтобы оба источника (основной и локальный) не имели отличий (были или холодными, или теплыми).

Эксплуатационные характеристики

Традиционно холодный свет считается более ярким. Он скорее даже слепящий, под ним все краски выглядят выцветшими и блеклыми. Однако без него просто не обойтись при выполнении точных манипуляций: уборке, нарезке, черчении, печати и т.д. Следовательно, светильники с насыщенными холодными потоками будут просто идеальны для установки в кабинете, рабочей зоне на кухне, в ванной или коридоре.С некоторыми ограничениями такие лампы стоит использовать в рабочих кабинетах художников, модельеров, дизайнеров. Всё потому что при написании картины, создании проекта или подборе материалов могут возникнуть сложности с адекватной цветопередачей. Так как глаза в таком спектре неправильно воспринимают цветовую палитру — она кажется менее насыщенной

Поэтому если вы часто работаете дома, и по долгу службы точное соблюдение нужных оттенков крайне важно — рекомендуем использовать скорее нейтральный белый свет, или более теплый – жёлтый

Золотая середина между двумя крайностями — нейтральное освещение, максимально приближённое к дневному. В принципе его можно использовать в помещениях любого типа, дополняя по мере надобности холодными или тёплыми элементами. Часто именно такие лампы применяются для базового (фонового) освещения.

Теплый свет способствует большему расслаблению зрительных мышц, он не слепит глаз и не вызывает переутомления. Поэтому именно этот световой фон предпочтительнее выбрать для спальни, детской и кухни. Излучаемый при этом спектр, подобен солнечному сиянию, а значит, не доставляет дискомфорта зрительному аппарату, даже при условии длительного пребывания под ним. Кроме того он практически не искажает привычный (в дневное время) облик окружающих предметов. Холодный же делает краски менее яркими и сочными. Поэтому возле косметического столика или возле зеркала в ванной лучше ставить теплый светильник, чтобы не переборщить с макияжем. При желании дополните его мини-зеркалом с яркой холодной подсветкой — для выполнения филигранных мазков макияжа.

Индекс цветопередачи (CRI или Ra)


Под индексом цветопередачи подразумевают количественную способность лампы правильно отображать цвета в интерьере. На английском звучит как «colour rendering index» или просто «CRI» (Ra). Последний тип маркировки часто проставлен на коробочке с товаром.

Значение Ra считают по шкале от 1 до 100, где 1 — это наихудшая цветопередача с искажением, а 100 — максимально точная. Комфортным для человеческого глаза является значение от 80 до 100.

Для разных видов ламп характерны такие показатели Ra:

  • накаливания — 80;
  • дешевые люминесцентные — 60-70 Ra;
  • модели известных производителей — 70-90;
  • светодиодные источники — от 80 и более;
  • галогенные — близко к 100 Ra.

Выбирая лампочку для дома, всегда обращайте внимание на уровень Ra. Кардинальные различия этого показателя в двух соседствующих элементах приводят к преобладанию наихудшего из них.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]