Кросс-модуль: что это такое, особенности, разновидности, применение

При электромонтажных работах очень многое зависит от удобства и надежности коммутационных соединений. Скрутка не обеспечивает надежного стыка, а соединение с использованием болтовых элементов не всегда удобно. Поэтому для этих целей применяют кросс-модуль, который также называют модульным распределительным блоком (РБ).


Модельный ряд BLOX

Для чего необходим РБ

Основное назначение распределительного блока – это разводка электрического кабеля по участкам. То есть, получается так, что в прибор входит один вводной кабель, а из него выходит несколько проводов меньшего сечения. Кстати, сечением может быть одинаковым у каждого выводного щлейфа, а может быть, разным. Все будет зависеть от токовой нагрузки, действующей или спланированной на каждом участке. Короче, ввод один, выходов на потребителей несколько.

Производители сегодня предлагают несколько конструктивных моделей, которые устанавливаются на разные контуры сети.

  • На нулевую шину.
  • На фазную.
  • Комбинированный вариант.

Пример соединений с помощью кросс-модуля
Самая простая конструкция – нулевая. Это прибор в пластиковом корпусе, внутри установлена медная шина, разделенная пластмассовыми перегородками. Крепление проводов к шине производится винтами. Последние могут быть под отвертку или под гаечный ключ.

Фазная конструкция точь-в-точь повторяет нулевую. Но производители при изготовлении приборов этого типа учитывают, что они будут работать при напряжении 1000 вольт под токовой нагрузкой в 500 ампер. Необходимо отметить, что такой1 аппарат изготавливается из специального пластика. Он термостойкий и самозатухающий. Как говориться, безопасность прежде всего.

Комбинированный кросс модуль – это две одинаковые части в одном корпусе. То есть, через него можно проводить одновременно и фазу сети, и ноль. Для распределительных щитов, в которых устанавливается большое разветвление по участкам и присутствует большое количество электрических приборов – это оптимальное решение. Чуть ниже будет разобрана схема такого подключения.

Что интересно в плане конструкции модуля. Верхняя крышка у него прозрачная. Это, во-первых, красиво, во-вторых, можно визуально видеть всю, так сказать, подноготную прибора. Некоторые производители в крышках делают отверстия под зажимные винты. Это удобно, потому что при подтяжке контактов нет необходимости снимать саму крышку. Ограничений по проводам (медный или алюминиевый) здесь нет.


Конструкция

Обоснованность использования

Существует мнение, согласно которому, когда осуществляется сборка электрощита, лучше не использовать модули для кроссировки кабеля, поскольку они снижают полезное место в распределительном щите, то есть загромождают его. Помимо этого увеличивается стоимость оборудования.

Определенная справедливость в таком утверждении есть, особенно учитывая что общая цена системы хоть и незначительно, но вырастет. С другой стороны, применение кроссовых модулей дает несомненные преимущества, рассмотрим их:

аккуратность монтажа, чтобы было понятней, ниже приведено фото, на котором изображены распределительные щиты с применением кросс-модулей и без. Обозначать каждый из них нет необходимости, разница наглядно видна.

Наглядный пример: что дает использование кросс-модулей

Из фотографии сразу становится понятно, где будет легче разобраться со схемой распределительного щита или, при необходимости, провести перекоммутацию линий. Так что в данном случае эстетичность вполне обоснована;

низкая вероятность КЗ, в многополюсных блоках контактные группы отделены перегородками

Обратим внимание, что несмотря на это, все электромонтажные работы необходимо проводить только при обесточенном оборудовании; крепление провода к шине обеспечивает надежный контакт, что исключает нагрев в месте соединения; разнообразие моделей, позволяющих реализовать схемы соединений любой сложности.

Подключение

Установка и подключение кросс-модуля не представляет ничего сложного. Корпус достаточно просто крепиться на din-рейку, благодаря чему установить его можно очень быстро. Коммутация проводов также осуществляется с легкостью. На видео ниже показывается, как подключить кроссовый модуль, а также наглядно демонстрируется преимущество его использования:

Схема подключения

Достоинство монтажа

Вот мы и рассмотрели, что такое кросс-модуль, зачем он нужен и каких размеров бывает данное изделие. Напоследок рекомендуем покупать модульный распределительный блок от проверенных производителей: ABB, IEK, Legrand, Dekraft либо Schneider Electric. Качество материалов играет очень важную роль в работе этого приспособления.

Советуем также прочитать:

  • Как собрать распределительный щит
  • Какие бывают DIN-рейки
  • Схемы подключения трехфазного счетчика электроэнергии

Правила выбора

Для того, чтобы устройство исправно, долго и надежно эксплуатировалось, требуется грамотный его выбор

При покупке следует обращать внимание на следующие моменты:

Максимальная нагрузка тока распределительного блока. Следует отметить, что не допускается использование меньших установленных величин. Это является определяющим фактором в момент приобретения, сопряженным с безопасностью устройства. Хорошим моментом будет существование защиты в отношении линейной стороны кросса. Производитель. Известными игроками на рынке подобных услуг являются Schneider Electric, IEK, ABB, другие производители. Бытует мнение о том, что зарубежные модели качественнее и лучше отечественных вариантов. С этим можно поспорить. Сейчас ряд отечественных фирм наладиди выпуск не менее качественной продукции. Наличие сертификата на изделие

При покупке необходимо попросить сертификат на товар, поскольку подобная продукция подлежит обязательной сертификации. Обращается внимание на габариты устройства в соответствии с размерами электрощитка, в котором оно будет находиться. Естественно, что изделие не должно иметь внешних дефектов. Определенное влияние на выбор оказывает цена устройства. Вариантов существует большое количество и каждый выбирает себе модель в соответствии со своими финансовыми возможностями.

Модульный распределительный блок: его функции и преимущества

Главное предназначение модульного блока заключается в разветвлении проводников по нужным участкам. Наглядно это выглядит так: в прибор входит один электрический провод, а выходит уже несколько, только с другим сечением.

Кросс-модуль или РБ нужен, чтобы просто и максимально удобно распределить питание в щитке. Чаще всего это нужно в тех щитах, где присутствуют три фазы. Обусловлено это необходимостью избегать соединения шлейфов, и возможностью регулировать уровень нагрузки на фазах.

Преимущества распределительных блоков:

  • Эстетичность – модуль, расположенный на дин-рейке смотрится очень аккуратно и позволяет быстро соориентироваться, где что находится;
  • Безопасность использования – человеку без опыта лучше использовать кросс-модули abb, которые уменьшают риск возникновения замыкания в электроцепи;
  • Надежный и прочный контакт проводников благодаря своей особой конструкции;
  • Большой выбор допустимых сечений проводов;
  • Возможность использовать кабель, как с наконечником, так и без него;
  • Защита класса IР 20 лицевой части панели, которая предохраняет человека от случайного соприкосновения с токовыми частями прибора.

Конструкция

Модульный распределительный блок состоит из определенного количества металлических шин, которые изолированы друг от друга. Материал изготовления шин может быть либо электротехническая медь, либо латунь. Также в конструкцию кросс-модуля входят винтовые зажимы, благодаря которым и осуществляется быстрая и безопасная коммутация проводов различного сечения.

Сам корпус распределительного блока изготовлен из термостойкого самозатухающего пластика, благодаря чему такие изделия считаются пожаробезопасными. Помимо этого конструкция кросс-модуля включает в себя откидную крышку, благодаря которой шины защищаются от случайного проникновения посторонних предметов. Крышка изготавливается из прозрачного пластика, что позволяет удобно делать ревизию распределительного щитка.

Следует также отметить, что кросс-модули бывают нескольких видов: нулевые (для подключения нулевых проводов), фазные и комбинированные. Отличие нулевого распределительного блока от фазного заключается в том, что последний способен выдержать более высокую токовую нагрузку, благодаря своей конструкции.

Помимо этого изделия могут быть однополюсными (или как их еще называют однофазными) либо многополюсными (на 2, 3, 4 полюса). Модульные распределительные блоки на несколько полюсов используются для сборки трехфазных щитов.

Что касается технических характеристик, кросс-модули бывают рассчитаны на различную токовую нагрузку: от 80 до 500 А. Также существуют различия в сечениях на входе и выходе. Входное сечение провода может быть от 16 до 185 мм2, а на выходе может иметься от 2 и более клеммников, рассчитанных на различное, меньшее сечение. Чтобы выбрать подходящий вариант исполнения, нужно изначально составить схему распределительного щитка, чтобы знать, какие провода будут коммутироваться.

Следует также отметить, что существуют кроссовые модули, предназначенные для коммутации цифровых сетей: витой пары либо же оптоволокна. Они так и называются, оптические кросс-модули.

Виды кросс модулей

Разделение распределительных модулей (блоков) производится по сечению провода, который вставляется в клемму на входе. Конечно, учитывается и токовая нагрузка. Давайте обозначим все имеющиеся позиции, тем более их не очень много.

  • РБ-80 1П 80А. Понятно, что такой прибор выдерживает ток номиналом 80 ампер. Но нас интересуют сечения проводов. Так вот в этот блок можно вставлять провод сечением 16 мм², а выводить 4х6 или 2х16.
  • РБ-125. Вводной провод – 16 или 35 мм², выводные: 6х16.
  • РБ-160. Вводной: 16; 35 или 70 мм², выводные: 6х16.
  • РБ-250. Вводной: 120 мм², выводные: 4х10; 5х16 и 2х35.
  • РБ-400. Вводной: 185 мм², выводные: 4х10; 5х16 и 2х35.
  • РБ-500. У этой модели плоские контакты. У входных ширина: 15-24 мм, толщина 3-8. А вот выходные клеммы повторяют две предыдущие позиции.

Конечно, такой широкий модельный ряд требуется в основном для производственных мощностей. В бытовых электрических сетях достаточно будет первой позиции. Редко когда используется вторая позиция.

Конструктивные особенности

Конструкция модулей зависит от их назначения. При электромонтажных работах для кросс-коммутации используются следующие РБ:

  • для нулевой шины (PEN);
  • фазные (L);
  • комбинированные (L+PEN).

Конструкция первых самая простая: в пластиковом корпусе размещают медную шину, места креплений разделены перегородками (из того же материала что и корпус), провода к шине крепятся при помощи винтов.


Размеры кросс модулей Leg (Легранд) для нулевой шины: «A» – 2×7 и «B» – 4×7 присоединений

Конструкция фазных модулей практически не отличается от предназначенных для нулевой шины, за исключением используемых материалов, поскольку они должны выдерживать определенную токовую нагрузку. По этой же причине корпус таких конструкций изготавливается из термостойкого самозатухающегося пластика.


Изображение кросс-модуля IEK (ступенчатый корпус L-PEN)

Что касается комбинированных конструкций, то они представляют собой два предыдущих типа, объединенных в едином корпусе. То есть, с их помощью можно одновременно коммутировать как ноль, так и фазу (фазы). Заметим, что использование таких модулей в электрических распределительных щитах с большим количеством разветвлений будет наиболее оптимальным решением.


Фото комбинированного четырех полюсного кросс-модуля

Практически все производители снабжают контактор откидной крышкой для обеспечения защиты контактов от попадания на них посторонних предметов. Некоторые делают ее прозрачной, благодаря чему можно оценить состояние контактных групп, не снимая крышку.

Следует заметить, что кросс-панели применяются не только для разветвления электроцепей. Существуют устройства для кросспостинга (коммутации) цифровой сети на витой паре или оптоволокне.

Оптический кроссовый модуль на 32 порта SC (LC duplex)

Такие устройства устанавливаются в специальные конструкции – кроссы, где имеется плоский профиль (стрейф) для крепления плинтов (модулей) на определенное количество пар.


Телефонный многомодульный кросс пристенного типа


Настенный пыле- влагозащищенный кросс (КПВ) для оптоволокна с несколькими APC-320SC/APC ССД ВОКС-Б модулями

Схема подключения кросс модуля

Почему кросс модуль облегчает схему монтажа распределительного щита? Представьте себе схему, в которой устанавливают реле напряжения на каждый участок электрической разводки здания. Пусть это будет однофазная питающая сеть. Как в ней происходит подключение.

От счетчика выводится провод, который при помощи скрутки разделяется на несколько участков. В скрутке соединяются один кабель большого сечения и несколько малых. Не совсем удобный контакт. Установив между счетчиком и реле распределительный блок, можно схему сделать более удобной. Займет этот прибор места немного, но через него пройдет сразу и фазный контур, и нулевой. При этом нет скруток, нет соединения проводов большого сечения с малыми, к тому же отсутствует установка через клеммные распределители, где в одну клемму вставляется два или три провода одновременно. При этом, как и все приборы, кросс модуль устанавливается на DIN-рейку.

И последнее. С таким прибором можно легко провести диагностику. Это делает так, надо просто отключить требуемый (диагностируемый) участок от электрической сети в кросс модуле. Если по каким-либо причинам требуется изменить схему распределения электроэнергии по шлейфам, то все это можно сделать в распределительном блоке, поменяв местами провода. Самое главное, что при этом не изменяется сама монтажная схема. То есть, нет необходимости менять месторасположение приборов и дин-реек, проводов и мест подключения.

Способы крепления

В принципе, способов крепления всего два: на DIN-рейку или саморезами. Конечно, установка на DIN-рейку – это и современно, и удобно. К тому же крепежное устройство можно смонтировать таким образом, чтобы на его одном элементе сразу закрепилось несколько разнотипных электрических прибора. Правда, придется в этом случае учитывать размеры этих приборов и удобство прокладки проводов. Но как показывает практика, монтаж на DIN-рейку всегда проводится легко. Это связано с возможностью переносить ее части на разные уровни, подрезая сам элемент под определенную длину. Таким образом, можно добиться компактного монтажа самого распределительного щита.

Зачем нужен кросс-модуль?

Стандартная ситуация: вводной кабель при ходит сразу же на вводной автомат, после которого расходиться по пакетникам, идущим непосредственно к потребителям. С одной стороны нарушений в подобной схеме нет, но дальнейший монтаж электропроводки может быть слегка затруднительным.

Рисунок 3: Любой кросс-модуль состоит из медных шин

При установке кросс-модуля, провода от вводного автомата сначала идут на него, а после – на автоматы к потребителям. Такая схема проста и удобна, так как, во-первых, минимизируется количество проводов, во-вторых, появляется возможность быстрого подключения (отключения) новых линий.

Совет! При установке нового кросс-модуля на трёхфазную систему, необходимо выбирать изделие с запасом отверстий, например, модель с четырьмя шинами по 15 отверстий в каждой. Небольшой запас сохранит нервные клетки в будущем, когда захочется установить варочную поверхность, поставить бойлер или подключить слаботочную линию.

Четыре шины кросс-модуля следует распределить между тремя фазами и рабочим нулём. Заземление лучше всего крепить отдельно, с соответствующей маркировкой. Весь монтаж проводников к кросс-модуля выполняется просто и быстро: открутить отвёрткой фиксирующий винт на шине, вставить в отверстие зачищенный конец провода и закрутить, надёжно зажать винт.

Кросс-модуль – удобное и безопасное изделие, которое сэкономит массу времени и сил в будущем. Имеет доступную цену и длительный срок эксплуатации – незаменимые качества для электротехнических изделий.

Характеристика элементов конструкции

Конструктивные особенности предполагают наличие определенного количества шин из металла. Все они являются изолированными и не соприкасаются между собой. Изготавливаются они из различных материалов. Для этой цели используется особая медь, с наличием определенных электротехнических характеристик либо латунь. В конструкции также присутствуют винтовые зажимы. Используя такие устройства, можно быстро провести коммутацию проводов, имеющих различное сечение.

Кросс-модульный прибор Legrand модели 04888 отличается высоко надежностью в эксплуатации

Материалом для выполнения корпуса служит пластик, который отличает термостойкость и пожаробезопасность. Другой конструктивный элемент – откидная крышка из прозрачного пластика. Она защищает от проникновения в корпус устройства посторонних предметов.

Преимущества распределительных блоков

Некоторые электрики негативно относятся к кросс модулям, считая, что они загромождают распределительный щит, плюс лишние расходы на приобретение дополнительного элемента. Не скажите, у этого блока есть несколько положительных качеств.

  1. Эстетическую сторону дела еще никто не отменял. Установленный на DIN-рейку в щит кросс модуль – это не только функциональность аппарата и качество соединения, это красота. Особенно это оценили электрики, которые предлагают свои услуги по монтажу электрической разводки частных домов. Хозяева таких домов готовы платить за красоту. И ничего в этом предосудительного нет. К тому же внутри щита все встает на свои места, он становится аккуратным.
  2. Внутри распределительного блока расположена монолитная контактная шина. Изготавливают ее обычно из луженой меди или латуни. И если сам щит собирается новичком, то вероятность коротнуть фазу-ноль через блок просто не получится. Конечно, КЗ это крайняя ситуация, но для тех, у кого руки растут не из того места, рекомендуется применять кросс модули.
  3. Надежная фиксация провода внутри контакта винтом с головкой под шестигранный ключ, плюс резьба винта длиннее обычных зажимов – это высокое качество контакта, который смогли оценить настоящие профессионалы.
  4. И как уже было сказано выше, это достаточно широкий ряд сечений проводов, которые могут быть зажаты в кросс модулях.

CS-CS.Net: Лаборатория Электрошамана

Распределительные блоки ABB серий BRU и BRT

Данный пост я переделал в 2022 году и склеил из трёх постов про разные виды кросс-модулей. Поэтому он будет содержать подзаголовки по разным видам кросс-модулей и разным эпохам сборок щитов. Зато вся информация по кроссам будет теперь в одном посте, а не раскидана по нескольким.

Несколько раз я писал про кросс-модули и распределительные блоки, которые я использую в своих щитах. В последнее время без них не обходится ни один из моих трёхфазных щитов (например, вот этот — показательный). Можно полистать хотя бы самые последние посты, чтобы это увидеть. Что же такое кросс-модули и зачем они нужны и где их удобно применять?

Кросс-модуль или распределительный блок по логике похож на обычную нулевую шинку (колодка для подключения нескольких кабелей). Но если под словом «шинка» мы привыкли понимать что-то, рассчитанное на небольшие токи (например, до 63А), то кросс-модули или распределительные блоки могут быть рассчитаны на большие или даже огромные токи — 125А, 150А, 2150А и так далее.

Вот какие применения им могут быть:

  • Разводить фазы внутри трёхфазного щита. Здесь используются кросс-модули на 4 шинки (4х7, 4х11, 4х15). На них подаются фазы питания, а от них они раздаются внутри щита по дифавтоматам. Сейчас я все трёхфазные щиты собираю так. Это позволяет избежать шлейфов (перемычек) от одного дифа до другого и сделать удобное переключение нагрузок по фазам: надо просто переставить провод из одной фазы в другую на кросс-модуле.
  • Делать несколько шинок для нулей или внутренней разводки щита. Кросс-модуль 4х7 (например) — это просто 4 штуки шинок. Вот можно их и использовать под свои нужды.
  • Делать соединения и подключения на очень большие токи. Это удобно для сборки ВРУ (например, вот пост), для того чтобы сделать узел разделения для системы TN-C-S или главную заземляющую шину ГЗШ: если подключений мало, то не надо городить злые медные шины.
  • Делать ответвления от магистрали (как клеммники на большие сечения). Например, если надо к какой-то жиле кабеля большого сечения подключить несколько жил меньшего сечения (ну например с подземного кабеля перейти на мягкий гибкий шлейф — что-то такое используется в питании линий трамваев и троллейбусов).

Так как посту много лет (и я его дополнял и изменял), то для того, чтобы вы не запутались, я расскажу хронологию событий. Точные даты того, где и чего я использовал, могут плавать, потому что этот кусочек поста я дописываю в 2022 году.

Важные замены и информация:

а) Блоки ABB BRU, BRT с 2016 года сняты с производства с заменой на блоки DBL. Вот листовка с информацией об этом: ABB_BAM4-DBL-2016.pdf (398.2 Кб).

б) В Августе 2022 года ABB передала завод EntrElec, который производит клеммы, фиксаторы и кросс-блоки фирме TE Connectivity. Всё в порядке: все артикулы клемм и блоков DBL остаются, просто называться они будут вместо «ABB DBL160″ — «TE (EntrElec) DBL160″. Все коды заказа сохраняются. Читайте про это (и следите за новостями) в моём посте со всей информацией.

Примеры использования разных кросс-модулей для разных задач. Хронология событий.

В 2010-2012 годах у меня было мало трёхфазных щитов — чаще всего я работал по вторичкам с однофазными вводами и поэтому собирал простые щиты и кросс-модули не использовал — ставил обычные нулевые шинки типа NL-7. Вот характерный пост того времени и фотка из него:

Пример нулевых шинок NL-7 в однофазном силовом щите

Впервые кросс-модули попались ко мне в руки, когда мне надо было собирать трёхфазные щитки в 19″ формате. Тогда мне надо было разводить там фазы — вот и я купил тогда ещё в Леруа кроссы, какие там были — ИЭК ШНК. Вот чего у меня получалось (фотка из этого поста):

Пример использования кросс-модуля ИЭК ШНК в трёхфазном силовом щите

Кроссы от ИЭК в те годы были отличного качества, и я вовсю использовал их в щитах. Вон, даже в этом 19″ щитке использовал кросс-модуль 2х7 для разводки фазы и нуля:

Кросс-модуль 2х7 использован для распределения питания на группы автоматов щитка

Постепенно кроссы от ИЭК вошли у меня в рабочий процесс, и до 2018 года я вовсю собирал на них щиты. А в 2022 году у ИЭКа пошёл брак, и я перешёл на LeGrand (рассказ про это будет в одной из частей этого поста). Вот пример щита с IPM™ в Поварово — моего любимого:

Кросс-модули для системы IPM

А вот всякие кросс-блоки типа BRU/DBL подтянулись у меня только в 2013 году, когда один из аудиофильских заказчиков попросил меня собрать щит строго на АББшных кроссах. В щите были вот такие вот уебанские конструкции для того, чтобы питать аудиооборудование типа как через качественные соединения:

Всякие распределительные блоки с аудиофильскими заморочками

Вот тогда-то я и описал кроссы от ABB и потестировал их! Прижились из них у меня блоки BRU/DBL — «кубики» на 80А для нулевых шинок внутри щита (раздать питание после переключателей фаз, например) и на 125/160/250А для того, чтобы собирать ВРУшки на столбы (посмотрите этот и этот посты):

Нижняя часть ВРУ с местами подключений

Ну что? Начинаем!

Кросс-модули и блоки ABB BRU, BRT (26.04.2013).

Первым делом, по хронологии, рабираемся с первыми блоками, с которыми я столкнулся — ABB BRT/BRU. Вот ссылка на кусочек каталога: ABB_BRU-BRT.pdf (~350 кб).

Распределительные блоки ABB серий BRU и BRT

У ABB (TE) была линейка кроссов, которые аналогичны ИЭК/LeGrand на 4 шинки. Они тоже предназначались под распределение трёх фаз и нуля внутри щита. Но мне эти кроссы сразу не понравились, хотя меня многие спрашивали о том, почему я собираю щиты только на ABB, но не использую их кроссы.

Да просто эти кроссы — тупые и мутные. Это ABB BRT80. Для щита того безумного аудиофила в 2013 году, про который я уже упоминал (и ещё одного щита в 2016 году в Измайлово) мне понадобилось использовать именно такие кросс-модули.

Пример использования кросс-модулей ABB BRT в щите

В 2013 году такой кросс-модуль стоил больше 1 тыр, а выглядит он так же, как кросс-модули от ИЭКа, которые я использую, и которые стоят по 400-500 рублей. Вот он:

Распределительный блок (кросс-модуль) BRT80

Вот его шины поближе. Латунь тут французская (потому что блоки производятся на заводе EntrElec, там же где и клеммники на DIN-рейку). Но мне не понравились винтики на шинах: мне они кажутся не такими удобными и маленькими, и то, что шины не очень прочно закреплены: они имеют небольшой люфт.

Шины блока крупным планом

И ещё у ИЭКовских кросс-модулей все шины между собой изолированы. При определённой сноровке (в крайнем случае) подключаться к шинам можно даже не снимая напряжения с них. А тут все шины открыты и их легко можно перемкнуть между собой. Эти блоки мне не понравились, и я не буду их особо часто использовать, а останусь на ИЭКовских.

А вот понравились мне блоки BRU80 и BRU125. Сейчас я вам о них и расскажу. Вот так выглядят блоки BRU125:

Распределительный блок BRU125 и его терминалы

Это — одинарный (на одну линию) распределительный блок. В его можно закрутить какую-нибудь адскую жилу 10..35 кв.мм, 6..16 кв.мм, а отвести 6 штук жил от 2,5 до 16 кв.мм. Винты в кроссах большого сечения затягиваются шестигранным ключом, что позволяет приложить бОльшее усилие зажима, чем от отвёртки.

Внутри блока стоит вот такая вот шина:

Внутренняя шина блока BRU 125

Блок стоит достаточно дорого (1300 для BRU125 и примерно 550 рублей для BRU 80), но он очень охрененный! Чуть позже я запилю пост про ВРУ и ГЗШ, где такие блоки как раз в качестве ГЗШ очень удобно применять.

Сам блок упакован в коробочку, где дана наклейка для маркировки блока нужной линией (L1, L2, L3, N, PE) и кратенькая инструкция о том, что куда подключать.

Упаковка блока BRU и бумажка с краткой инструкцией

А чтобы не париться в случае разводки адских трёх фаз, есть вариант такого блока на три линии сразу: BRT115. Внутри у него находится три почти таких же шинки, как и в блоках BRU.

Распределительный блок BRT115 на три группы

Выходные зажимы у него такие же, как и у BRU125, а входные одинарные под кабель до 35 квадратов.

Главные терминалы блока

Прямо на каждый день применять такие блоки не получится: в них не везде есть смысл. Но вот если где-то нужна злобная шина — можно применить. Первая идея — это ГЗШ. Ввести в такой блок стальную катанку от контура заземления, а дальше уже отвести от него PE и N проводами под 16 кв.мм. Для большинства обычных дачных ВРУ такого сечения достаточно. Больше про эти блоки сказать нечего. Ну разве что они крепятся по желанию на DIN-рейку или на монтажную панель обычными винтами. То есть годятся под всё что угодно.

В 2022 году, когда я делал щит котельной в Папушево на ОВЕН СПК (вот ссылка на части этого поста: первая, вторая, третья), мне понадобилось сделать туда же щит времянок (про который я стебался в стиле «Блог продан компании ИЭК»). В этом щите для нулевых шинок после УЗОшек я решил использовать аналоги блоков BRU/DBL от ИЭК — «РБ».

Подключение нулей и PE на щиток через блоки ИЭК РБ

По стилю и форме они похожи на те блоки, про которые я только что рассказал, но имеют одну особенность: для всех подключений (даже мелкого сечения) у них сделаны шестигранные винты. Я считаю, что это хреново: шестигранник небольшого диаметра (М3/М4) имеет тонкие стенки около шлицев и ломается (у меня некоторые сломались), а ещё для подключения к таким блокам нужна не отвёртка (которая могла бы быть у любого рабочего), а шестигранные ключи (а они не всегда окажутся под рукой).

Добавление от 2016 года. С 2015 года блоки BRU стали выпускать из лужёной латуни, чтобы в них можно было закручивать и медь и алюминий. Артикулы и коды заказа остались такими же, только в название блока добавилось «L», и теперь он называется, например, BRU125AL.

Распределительный блок BRU125AL

Инструкция тоже поменялась и разрешает пихать в этот блок и медь и алюминий. Так что теперь его просто гениально и удачно можно использовать для подключения PEN со столба, который обычно выполняется СИПом.

Распределительный блок BRU125AL

Распределительные блоки DBL (замена блокам BRU, 21.12.2016).

Распределительные блоки ABB DBL

В 2015-2016 годах ABB/TE заменило блоки BRU на блоки DBL (вот тут лежит информационная листовка: ABB_BAM4-DBL-2016.pdf (398.2 Кб)). Ко мне попала парочка образцов этих блоков, и я решил сделать про них небольшую заметку, чтобы народ знал, чем они от старых BRU отличаются и чего от них ждать.

Собственно, назначение у них всё такое же — мощный силовой соединитель, в который можно закрутить один толстый кабель и несколько мелких. Можно какой-нибудь мощный провод в щите разветвить на несколько мелких (например если он с силового автомата идёт и его надо подать на несколько мелких автоматов) или сделать ГЗШ в вводном щитке.

На коробке с блоком есть вся нужная информация: и артикул, и модель блока и схема его контактов, и то, что туда можно закрутить (указано и в AWG для западных стран и в квадратных миллиметрах). Блок принимает и медные и алюминиевые жилы. Судя по значкам на коробке, алюминиевую жилу надо зачистить от окислов и смазать контактной пастой. Хорошо, что так прописано, потому что, признаюсь — я с алюминием давно не работал и про то, что его надо мазать ещё и пастой, не знал.

Что ж! Это хорошо. Если кто-то разведёт меня на то, чтобы сделать хорошее ВРУ (и не будет мутной бюрократии с энергосетями), то я в качестве ГЗШ поставлю такие блоки.

Распределительные блоки ABB DBL (этикетка на коробке)

У меня оказался блок DBL160 — на 160А, поэтому я только его и смог сравнить с автоматом по размеру. Вот смотрите: он практически не выступает за нижнюю границу автомата (которую закрывает пластрон). То есть, блок на 160А спокойно встанет под пластрон щита. Но тут надо быть аккуратным и внимательным: в некоторых щитах (не только АББшных) пластрон может опускаться слишком низко, и такой блок может под него не встать.

Распределительные блоки ABB DBL (габаритные размеры)

Позже, в 2022 году, я стал использовать блоки DBL80 для внутренних шинок в щитах и смог проверить то, насколько хорошо эти блоки встают под пластрон щита. Всё отлично! DBL80 отлично встают на обычную DIN-рейку под пластрон щита (фотка из щита в Дмитров):

Распределительный блок ABB/TE DBL80 под пластроном щита

В отличие от блока BRU, у блока DBL теперь есть отдельная крышка для контактов. Это и хорошо и плохо; чуть дальше я поясню этот момент. На крышке указано почти то же самое, что и на коробке — ток, и какого размера отверстия на блоке есть. Хотя вот ну нахрен их указывать в миллиметрах? Указали бы всё-таки сечения — мы же не в металлообработке, а в электрике. И работаем с проводами известных сечений.

Распределительные блоки ABB DBL (верхняя крышка)

Изменилась маркировка. Раньше в комплекте к блоку BRU шли наклейки с текстом, а в блоке DBL идут пластиковые маркеры. Такие же, как для клемм серии SNK. Это хорошо, потому что можно впечатать то, что нам хочется — например, если мы собираем щиты большими объёмами и у нас есть принтер для печати маркеров на АББшных клеммах. И ещё хорошо то, что маркер пластиковый — это не наклейка, чья клеющая часть может заляпаться или отвалиться со временем.

Распределительные блоки ABB DBL (комплектная маркировка)

Крышка у блока может открываться в любую из сторон (защёлки на ней одинаковые с обеих сторон), а может и сниматься целиком.

Распределительные блоки ABB DBL (открывание крышки)

Вот это вот и удобно и неудобно.

Пожалуй, тут я опишу разницу с блоками BRU. В блоках BRU крышки не было, но все винты блока контактов находились в глубине. Иногда контактный блок внутри смещался, и тяжеловато было попасть в эти винты отвёрткой. В новых блоках DBL крышка просто открывает всю контактную пластину. Это хорошо тем, что все винты доступны сразу, а плоховато тем, что более опасно: если крышка открыта, то для случайного прикосновения доступен весь контактный блок.

Например вот в посте про переборку этажного щита в доме серии П-44 блоки BRU были бы безопаснее, чем блоки DBL, если надо было бы чего-то крутить под напряжением:

Блоки BRU и их расключение на отводы на вводные автоматы

Зато… ЗАТО теперь можно взять, доработать крышку (просверлить дырки сбоку корпуса блока и крышки) и ПЛОМБАНУТЬ DBL ЦЕЛИКОМ! Так что на нём смело можно хреначить всякие шины для ВРУ. Я, пока писал пост, даже решил досверлить один блок и сделать демо-фотку. Вот она:

Пломбирование распределительных блоков ABB DBL

Идея мне понравилась! Только получается что пломбы надо вешать две, чтобы крышку нельзя было открыть ни с одной стороны. Но это ГОРАЗДО лучше, чем пихать такие блоки в идиотские коробки для пломбирования, как я делал, когда собирал щит ВРУ на базе серии ABB Gemini. Но пусть с этим трахаются местные энергосети, раз они свои идиотские правила выдумывают.

А ещё крышку на блок можно одеть любой стороной. Это сделано для того, чтобы блок можно было повернуть в щите как хочется: или большим контактом вниз, или вверх:

Распределительные блоки ABB DBL (любое положение крышки)

Сама контактная часть сделана из лужёной латуни (на том блоке, на котором я тестировал пломбировку, я её поцарапал и увидел что царапается легко, и дальше она жёлтого цвета). В этом блоке железка фиксируется защёлками по краям корпуса так сильно, что я не смог её оттуда вынуть, а корпус разломать не решился. То есть, крышка у нас тут закрывает контактную часть, а сама часть держится в корпусе блока. В старых блоках BRU железка закрывалась корпусом, в котором были отверстия для винтов.

Распределительные блоки ABB DBL (контактная пластина)

Собственно, на этом всё. Хм. Нет =) Тут народ в комментариях попросил ещё и винты описать. Выполняю:

Распределительные блоки DBL (винт в сравнении с блоком BRU)

Винты остались такие же, как в блоках BRU, которые зажимают кабели торцом. То есть, в таких блоках нет и не было специальных зажимов, которые не повреждают жилу провода (как в клеммах на DIN-рейку). Поэтому сюда надо закручивать или моножилу, или многопроволочную жилу в наконечнике, как обычно.

На всякий случай, я раздобыл парочку артикулов этих блоков и занёс их себе в базу:

  • 1SNL308010R0000 ABB DBL80 Кросс-блок 1×8 Cu / Al 80А
  • 1SNL312510R0000 ABB DBL125 Кросс-блок 1×8 Cu / Al 125А

Кросс-модули: IEK ШНК (впервые подвели с 2010) vs оригинальный LeGrand (02.10.2018)

Кросс-модули LeGrand в силовом шкафу

Собирал я как-то шкаф в РадиоЦентр 2022 году. Так вот уж вышло, что с этим шкафом было много интересного и полезного, и поэтому из него получается сразу несколько постов, в том числе и дополнение про кросс-модули.

Собрал я шкаф, заказчик уже вызвал грузчиков… хех, и тут я обнаружил что мои любимые кросс-модули от ИЭКа меня подвели впервые с ~2010 года!! До этого, когда я с 2010 года собирал щиты на кросс-модулях от ИЭК (я упоминал про это в начале нашего поста), у меня за долгие годы не было ни одного нарекания на них… пока я не начал протягивать соединения в щите в РадиоЦентр =)

Протянул… и тут вдруг смотрю — ОПАНЬКИ! А в шине кросса ТРЕЩИНА!

Трещина в шине кросс-модуля IEK (ИЭК)

А щит просили сдать срочно, поэтому мы договорились с заказчиком о том, что он приедет, я ему покажу щит, за часа три расскажу, чего и как там устроено, а потом подъедут грузчики, которые и заберут щит. Мне оставалось-то всего лишь соединения протянуть и надписи наклеить. И тут такая засада!

Грузчиков отменили, а я стал соображать, чего делать. Бежать в магазин и менять брак — не катит. До кучи ещё оказалось, что трескалась именно вторая шинка и именно у кроссов 4×11. Значит есть риск нарваться на полностью бракованную партию кроссов: заменят тебе на кросс из той же партии — и снова будет пиздец.

Кстати, моя статистика — 302 штуки кроссов за всё время сборок щитов. И ни одного брака, кроме этого вот случая.

Скорее всего и правда попалась бракованная партия. Да, да — вон для щита в Чертаново, где заказчик тупил с покупкой материалов, привёз мне такой же кросс:

Заказчик материалы покупал недавно и нарвался на брак кросс-модулей

Но, блин! У нас в щите три фазы. Там отваливание нуля чревато полной ведьмежутью. Значится, настало время принимать суровое корневое решение: отказываться от ИЭКа и искать другие кросс-модули ему на замену.

А чего искать? ABB дорого, но бестолково, и не даёт мне нужных фич (изоляторов между шинками). Всякие Tekfor и прочие — это тот же китай, как и ИЭК. Шнайдер — это тот же ИЭК, только зелёный…

А когда-то очень давно кто-то мне говорил, что ИЭК содрали конструкцию своих кросс-модулей у LeGrand. И даже когда-то давно я щупал эти кроссы руками. Ну? На принятие решения есть день-два, потому что заказчику в среду надо уже подключать шкаф, а на момент брака кроссов было воскресенье. Хрен ли! Рвём в ЭлектроМонтаж и начинаем собирать кроссы по всем его магазинам втридорога (за свои деньги, естессно).

И вот щас я их и изучу как следует вместе с вами. Вот чего я накупил:

Новые кросс-модули от LeGrand после покупки

Мне же страшно! Представляете, я много лет собирал всё на ИЭКе, и уже привык к ним и руками и головой — точно знаю, что и в какую дырку влезет, в какое место щита сам кросс запихается, а в какое — нет. А тут всё новое! Ой, жуть!

Сначала смотрим на кросс сзади. В оригинальном кроссе всё так же, как у ИЭКа — есть возможность прикрепить его к монтажной панели винтами или посадить на DIN-рейку. У LeGrand гораздо более мягкий пластик, поэтому защёлкивать его на DIN-рейку — одно удовольствие! У ИЭКа с этим иногда были проблемы.

Задняя часть крепления кросс-модуля LeGrand

Второе, что более приятно сделано у LeGrand (и странно что это не скопировал ИЭК) — это крышка кросс-модуля. Здесь она очень гибкая и приятная на вид. Нет лишних закруглений, а закрывается и открывается гораздо легче, чем у ИЭКа. В труднодоступных местах щита это бывает важно.

Замок крышки кросс-модуля LeGgrand

Ещё удобно то, что крышка тут более прозрачная, и ты видишь то, что творится внутри кросс-модуля.

Шины самого кросса сделаны из более, кхм, латунной латуни: они имеют цвет, который больше похож на тот цвет, которым латунь и обладает. Ну, так, за то мы и денег платим, потому что LeGrand понятно что стоит дороже ИЭКа. Между шинами есть изоляторы, которые так же, как и у ИЭКа, не дадут вставить провод глубже чем надо и устроить межфазное замыкание.

Винты и изоляторы шин кросс-модуля LeGrand

Шлицы винтов у LeGrand более глубокие, и сами винты сделаны из более прочной стали. Вот смотрите, как неглубоко влезает насадка шурика в винты ИЭКа:

Винты кроссов ИЭК имеют неглубокие шлицы и насадка часто вылетает

А теперь сравните это с LeGrand. Блин! Ну вот почему китайцы не могли отклонировать такие мелочи? У LeGrand я все винты смело могу тянуть шуриком, а у ИЭКа приходилось дотягивать отвёрткой.

Глубокие шлицы винтов кросс-модулей от LeGrand

Ещё у LeGrand винты сделаны так хитро, что если его вкручивать — то винт начинает немного подклинивать с середины (на нём сделана насечка для этого) и он сам по себе никогда не раскрутится, даже если в этой дырке нет провода и винт не закручен до упора. У ИЭКа такого нет, и там приходится затягивать все неиспользуемые винты.

ОКей! Порадовались? Злые шинки, суровые винты, всё можно тянуть шуриком?.. Агась! А теперь добавляем ложку дёгтя. То бишь, кое-какие особенности кроссов от LeGrand, с которыми будет тяжко, если вы, как и я, переходите с ИЭКа.

Особенность первая — это то, что в крайние дырки самой дальней шинки ни хрена не лезут провода с наконечниками НШВИ на 4..6 квадратов: юбочка мешает. С другими шинками таких проблем нет. Моё решение — стараться не использовать эти дырки, а если уж пришлось — срезать юбочку у НШВИ.

Крайние зажимы шин у LeGrand не принимают провод с НШВИ

Вторая особенность — это то, что не везде есть место, чтобы подписать шины кросса. Это касается прежде всего кроссов размером 4×7. Дело в том, что у LeGrand есть своя система маркировки оборудования: специальные П-образные скобочки с цифрами и буквами, которые надеваются на держатели. И у кроссов как раз такие держатели и сделаны посередине изоляторов между шинами.

И если брать кросс 4×7, то на все шины, кроме первой, я могу наклеить свои надписи вот так:

Не совсем удобно маркировать шины на изоляторах

А вот около верхней шинки совсем нет места для наклейки — только для штатного LeGrand’овского маркера. Шо делать, если мне надо написать «L.ПЭФ»? Это ж я даже штатными маркерами не напишу!

Я нашёл такое решение: клеить наклейку на белый выступ корпуса кросса. Но на фотке видно, что там есть неровность от отливки корпуса. Вот я подрезаю эту неровность ножом и клею туда свой маркер (на фотке он просто прилеплен на край кросса, чтобы не потерялся).

Верхнюю шину кросс-модуля 4×7 маркировать негде

При этом кроссы больших размеров (4×11 и 4×15) таких проблем не имеют: там изолятор шинок сделан длинным, и на нём везде есть место для наклеек и надписей.

Маркировка шин большого кросс-модуля (4×11, 4×15)

Вот только эти две проблемы меня напугали и чуток разозлили. Но я их успешно решил и изменил стандарт приклеивания маркировки: теперь я на все кроссы буду клеить её вертикально, ребром, как вы и видели на фотках.

Ну а теперича нам предстоит адский ад! Заменить ВСЕ кроссы в щите на новые. Почему все? Да потому что нафига мне в красивом щите разнобой? Раз уж кроссы стоят все в ряд — то весь ряд и меняем.

Я промаркровал все кроссы и их шинки, сделал понятные надписи снаружи:

Все кросс-модули от LeGrand готовы к замене ИЭКа

И стал плакать, оценив фронт работ. Вот он какой:

Кросс-модули от ИЭК в силовом шкафу

Щит при этом был уже начисто собран, поэтому все концы проводов были как следует уложены и убраны. Первый кросс шёл тяжело — руки привыкали к новому. Второй — полегче, третий уже на ура. Не так всё страшно: отключил все провода, аккуратно их отогнул, снял кросс, надел новый — и подключаешься заново.

Постепенно меняем ИЭК на LeGrand

И вот чего у меня получилось в итоге:

Все кросс-модули заменены на суровые от LeGrand и щит успешно работает

Самым злым был кросс-модуль 4×15 (второй справа). Вот там было ОЧЕНЬ много концов и пришлось повозиться. Зато потом эта возня окупилась тем, что все кроссы я легко протянул шуруповёртом, а не вручную отвёрткой!

Я остался очень доволен и быстро, не думая, во всех подсчитанных щитах поменял кроссы на LeGrand’овские, чтобы совсем отказаться от ИЭКовских кроссов. Не знаю, верно ли это или нет — но всё. Назад пути нет. Теперь буду юзать эти кросс-модули и к ним и привыкать. И — привык! Эти кроссы мне ОЧЕНЬ понравились!!

Безопасный кросс-модуль на DIN рейку

Использование различных скруток и винтиков при распределении проводов на щитке постепенно уходит в прошлое из-за своей небезопасности и неудобства работы.

Сегодня кросс-модуль можно устанавливать двумя основными способами:

  • На DIN-рейку;
  • С помощью саморезов на платы.

Если нет возможности установить РБ на установочную рейку, можно прикрутить его саморезами.

Установка распределительного блока происходит между реле напряжения и счетчиком. Если нужно изменить распределение энергии по ответвлениям – это можно спокойно сделать, поменяв расположение кабелей в устройстве. Монтажная схема при этом останется неизменной.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]