Автоматические стабилизаторы напряжения Ресанта для дома


Чтобы увеличить ресурс транзисторов и серводвигателя

Вот, что пишет Андрей:
Думал решить быстренько вопрос установкой стабилитрона или диода на худой конец, но уровни напряжений слишком малы, чтобы хоть как-то разгуляться. Соорудить нечто с зоной нечувствительности на транзисторах тоже можно, но это всё грандиозная лепнина на плате. В голове роились идеи вставить второй операционник и включить в разрыв цепи управления.

И тут отец, заглянув через плечо, на схеме обнаружил абсолютно незадействованный (по крайней мере в однофазной версии) операционный усилитель, уже распаянный на плате на ногах 12, 13, 14 с выходом на контакт 4XT2, который просто висит в воздухе. А дальше были прикидки коэффициентов усиления, обратной связи. В итоге родилась вот такая схема. (картинка на основе взятой из статьи).

Схема стабилизатора с порогом срабатывания

Пороговым элементом служат два встречно-параллельно включенных диода. резисторы R101 и R102 регулируют обратную связь и дают в итоге ширину зоны нечувствительности. Я остановился на номиналах 10k и 2.2k что дает нечувствительность примерно 3V по сети переменного тока. Как только напряжение в сети изменяется на большее значение, открывается один из диодов и на электромотор подается не плавно нарастающее, а сразу порогом, позволяя двигателю сразу сделать шаг. Кроме того, потребовалась коррекция выходного напряжения подстроечником, чтобы выставить выходное напряжение. Ну и вторым файлом прикладываю, как выглядит печатная плата после доработки.

Печатная плата стабилизатора после доработки

Да, в оригинальной схеме вместо мотора подключал маленькую лампочку и вольтметр. Напряжение плавно нарастает в любую из сторон. В моей схеме двигатель включается, когда уже есть более серьёзное отклонение напряжения. При этом если напряжение резко скакнуло в любую из сторон, никаких задержек в срабатывании не будет.

Доработка влияет на точность, но в реальной жизни это не играет особой роли. Напряжение на выходе в моём случае имеет право гулять +- 3 вольта от выставленного номинала. Это неизбежная расплата за меньшую нервозность сервопривода. Можно увеличить коэффициент усиления первого операционника (на схеме синий текст) и получить +- 1.5 вольта.

Есть ещё момент. Все опыты проводились на стабилизаторе, в котором моторчик был заменен на более дорогую версию с графитовыми щётками. Как будет крутиться со штатным моторчиком проверить не удалось.

Особенности работы электромеханического прибора

Сначала мы рассмотрим электромеханический нормализатор. Устройство этого стабилизатора напряжения от предусматривает наличие такого элемента как сервопривод. Собственно благодаря ему осуществляется переключение различных обмоток автоматического трансформатора.

Переключение этих обмоток осуществляется плавно и в результате обеспечивается точная регулировка напряжения на выходе.

Каким же образом происходит это плавная регулировка? Сервопривод представляет собой двигатель и щетку (электрический контакт), которая прикреплена к якорю двигателя. Когда этот якорь крутится, то движется и щетка. Она постоянно контактирует с медными обмотками трансформатора.

По сути дела она скользит по ним. Она имеет такую ширину, которая позволяет соединять две обмотки одновременно. В результате на выходе не пропадает фаза.

Для того, чтобы щетка двигалась в определенном направлении и на определенную величину, в нормализаторе создается напряжение ошибки. Далее благодаря операционному усилителю и транзисторному выходному каскаду (он представляет собой усилитель мощности) это напряжение усиливается.

После этого оно подается на двигатель и заставляет крутиться якорь в определенном направлении.

В таком направлении движется и щетка, которая контактирует с обмотками. Напряжение ошибки является пропорциональным величине, которая является разницей между количеством вольт на входе и необходимым количеством вольт.

Сигнал ошибки может иметь одну из двух полярностей и в результате каждая полярность заставляет ось двигателя крутиться в определенном направлении. Такими являются особенности работы электромеханического нормализатора.

Отметим, что очень многие люди покупают 10-киловольт-амперный электромеханический стабилизатор. Поэтому возможные неисправности и поломки этого типа стабилизатора напряжения от будут рассмотрены на этой модели. Ниже приводится его электросхема.

Рис. 1. Электросхема стабилизатора АСН-10000/1-ЭМ.

Стоит обратить внимание на тот факт, что общее строение всех нормализаторов этого типа является похожим. Различия заключаются в отдельных элементах моделей с разными уровнями мощности.

Ступени стабилизатора

Все варианты стабилизаторов имеют несколько ступеней работы. От их числа зависит качество выдаваемого напряжения. Для понимания работы ступеней рассмотрим пример. Когда подается напряжение 220 вольт нормального значения, то прибор прогоняет его по схеме без изменений. Когда напряжение падает до предельных значений, то электронный ключ, либо реле подключают 1-ю ступень, а на выходе появляется стабильное напряжение 220 вольт.

Последующее падение напряжения принуждает стабилизатор переключиться на другие ступени, которые позволят ему выдать необходимые 220 вольт. Когда ступеней уже не хватает, то стабилизатор не сможет повысить напряжение. Чем больше число ступеней, тем шире его интервал регулировки напряжения.

Советы по подключению стабилизатора напряжения:

  1. Перед монтажом всегда отключайте питание сети в электрическом щите.
  2. Подключите вспомогательную защиту прибора в виде автоматического выключателя и устройства защитного отключения. Это продлевает срок его работы. Монтировать автоматику целесообразно за счетчиком, но перед защитой.
  3. Электрическая сеть бытового назначения должна иметь контур заземления. Монтаж стабилизатора без заземления запрещается согласно правилам электробезопасности.
  4. Монтаж стабилизирующего устройства в доме до счетчика запрещен. Оптимальным вариантом установки стабилизатора будет выполнение его по вышеуказанной схеме.
  5. Запрещается подключать стабилизатор сразу после заноса его с мороза в квартиру. Внутри корпуса скапливается конденсат, который может сильно повредить устройство при включении, и сократить срок службы. На улице также запрещается его установка.
  6. Стабилизатор небольшой мощности до 5 киловатт подсоединяется прямо к розетке. Этот способ приемлем для гаражных условий, дачного дома. Иногда осуществляют установку переносного стабилизатора отдельно для цифровой техники, например, на компьютер, телевизор и т. д.

Для трехфазной сети 380 вольт стабилизатор подключают на каждую фазу по одному устройству, соединяя их схемой «звезды». Этим способом достигается экономия денежных средств на покупке устройств, а также на его обслуживании и ремонте, так как 3-фазное устройство намного дороже.

  • После монтажа нужно проконтролировать правильность соединений и монтажа. Для этого подключают автоматы ввода в распредщите. Треск, гудение, искрение не допускаются. Если таких признаков нет, то подключение стабилизатора напряжения выполнено правильно.
  • Не допускается подключать стабилизатор на нагрузку, превышающую мощность прибора. Резерв его мощности должен быть не менее 30%.
  • Правильная схема установки чаще всего изображается на корпусе устройства. Сначала нужно ориентироваться на эту схему. Если такой схемы нет, то оптимальным вариантом являются данные рекомендации. Популярные модели стабилизаторов подключают именно таким образом.

Каждый год необходимо осуществлять проверку надежности соединений проводки в клеммниках, при необходимости подтягивать их затяжку.

Добро пожаловать в блог сисадмина-паяльщика

Из этой толщины вычтем изоляцию 0,1 мм, и у нас остается 1,1 мм.

Итак, как я уже говорил в предыдущей статье про трехфазные стабилизаторы, трехфазный стабилизатор — это три однофазных.

В конечном итоге каждый домашний электроприбор работает в течение долгого времени и очень редко требует ремонта. Электронная плата Что же заставляет двигаться двигатель автотрансформатора? Даташит документацию на транзисторы можно скачать в конце статьи.

Эти конденсаторы не характеризуются высоким качеством. Сам сервопривод состоит из двигателя, на котором располагается электрический контакт щетка.

Ремонт электромеханического стабилизатора АСН-10000/1-ЭМ

Сильное загрязнение контактирующих витков автотрансформатора Таким образом, ускорение загрязнения набирает лавинообразный характер, что приводит к быстрому износу контактов автотрансформатора и выгоранию контактной щетки, после чего стабилизатор перестанет выдавать напряжение. Сердцем аппарата является повышающий автотрансформатор.

Так, появляется вероятность выхода из строя выходного каскада управления двигателем. В его конструкции присутствует сервопривод, который и осуществляет запуск и отключение обмоток в устройстве. С чего вдруг ему снесло голову…….

Ремонт стабилизаторов Ресанта может выполняться как в домашних условиях, так и в специализированной мастерской. Попытаться произвести ремонт поврежденного. Кроме этих транзисторов от перегрева выгорают резисторы R45 и R46, включенные в их коллекторную цепь. В электросетях, где отмечаются частые скачки напряжения, электродвигатель может сломаться уже через год после начала использования оборудования. Что такое контрольная цепь, её отличие от аварийной и тепловой цепей, и почему ремонт любой серьезной автоматики надо начинать с проверки контрольной цепи — подробно расписано , очень рекомендую, если дочитали до этого места Второе — отсутствие вентилятора охлаждения, в данном случае охлаждение естественное.

Осуществляем данную манипуляции для обоих контактов — верхнего и нижнего. Нужно осуществить подачу на выходы двигателя тока мощностью в 5 В. Это происходит за счет размыкания контактов реле KL см. Стабилизатор напряжения. Ресанта, отзыв пользователя.

Сайт Мастеров

Сильное загрязнение контактирующих витков автотрансформатора Таким образом, ускорение загрязнения набирает лавинообразный характер, что приводит к быстрому износу контактов автотрансформатора и выгоранию контактной щетки, после чего стабилизатор перестанет выдавать напряжение. Стало быть, проблема не в силовой части, а в цепях управления. Но по неисправностям и ремонту — в конце статьи. И, конечно, ремонт каждого из них имеет свои особенности.


На прежних релейных стабилизаторах Ресанта со стрелочными индикаторами можно было видеть изменение выходного напряжения в пределах — В при переключении ступеней. Рассмотрим устройство стабилизатора на следующей фотографии: Устройство стабилизатора с пояснениями Первое, что надо усвоить — автотрансформатор состоит из двух равноценных частей, соединенных параллельно для увеличения мощности.


Схема электрическая стабилизатора напряжения Ресанта-АСНэм Для удобства восприятия я отметил на схеме основные структурные части. Конструкция выпрямителей Ресанта включает следующие элементы: Электронный блок.


Понятно, что из-за этого не будет нормально работать U2 маркировка заклеена этикеткой. Обмотки трансформатора намотаны все тем же алюминиевым проводом. И это — после промывки спиртом. Самый важный совет при покупке стабилизатора напряжения

Читайте дополнительно: Петля фаза ноль что это

Принцип действия стабилизатора

Поскольку щёлкать в стабилизаторе способны только реле, значит, сделан он по релейной схеме. Каждый релейный стабилизатор имеет в своём строении автотрансформатор, повышающий или понижающий напряжение исходя из соотношения витков обмоток. При приближении значения напряжения к верхней границе диапазона схема устройства переключается на обмотку автотрансформатора с более низковольтным значением, и, как следствие, выходное напряжение становится ниже. Таким же образом это действует и в противоположном направлении: при отклонении напряжения в сети в сторону нижнего порога стабилизирующее устройство переключается на повышающую обмотку автотрансформатора.

Процесс переключения обмоток трансформатора курирует специальное устройство – контроллер стабилизатора, а переключения производятся посредством набора силовых реле. Именно эти реле в моменты подсоединения и производят те самые щелчки, которые слышит пользователь.

В стандартном стабилизаторе может находиться от четырёх до семи силовых реле. И чем больше скачков напряжения в сети электропитания, тем чаще происходят переключения и слышны щелчки. Также в эти мгновения может моргать свет и выключаться высокочувствительная техника.

Для регулярных щелчков стабилизатора может быть несколько причин:

  1. Выход из строя одного из силовых реле. Поскольку ресурс на переключение у реле ограничен, по исчерпании его начинается подгорание контактов, повышение переходного сопротивления. Это провоцирует большую просадку напряжения на выходе стабилизатора, и чем больше нагрузка – тем больше просадка. Пытаясь исправить ситуацию, контроллер начинает переключаться на следующую ступень, где напряжение на самом деле выше и контроллеру приходится снова переключаться на предыдущее реле. Таким путём образуется замкнутый круг переключений и щелчков.
  2. Плохое состояние сети электрического питания. Это могут быть плохие контакты, наличие множества скруток, линия большой протяжённости с малым количеством сечений проводников. При попытках подключения нагрузки через устройство стабилизации в момент соединения сетевое напряжение понижается. Обнаружив этот момент, стабилизатор начинает попытки повышать его посредством переключения к более высоковольтной автотрансформаторной обмотке. Но в момент соединения цепь питания потребителей на секунды разъединяется и сетевое напряжение возвращается на свой нормальный уровень. Заметив это, прибор стабилизации снова переключается на предыдущий уровень цепи. Таким образом создаётся бесконечный цикл переключений между силовыми реле.
  3. Неполадке в управляющей схеме (контроллере). Проблема индивидуальна по причине различий между схемами для каждого отдельного стабилизатора. Однако обычно контроллер должен иметь некоторый сдвиг во избежание постоянного срабатывания в пределах некоторых значений напряжения.

Непрекращающиеся щелчки способны привести к быстрому выходу прибора из строя. Поскольку реле не предназначены для такого режима работы, контакты могут быстро обгореть либо залипнуть. Залипание же приведёт либо к сгоранию предохранителя на входе либо к тому, что на выход стабилизатора будет подаваться повышенное напряжение, что чревато уже выходом из строя приборов-потребителей.

Графическое отображение основных режимов работы стабилизаторов напряжения

В одной из предыдущих статей были описаны напряжения, а также приведены к сети своими руками. В данном материале наводятся основные неполадки устройств стабилизации напряжения и возможности их самостоятельного ремонта.

Нужно помнить, что стабилизатор любого типа – это сложное электрическое или электромеханическое устройство с множеством компонентов внутри, поэтому, чтобы его починить своими руками, необходимо иметь достаточно глубокие познания в радиотехнике. Ремонт стабилизатора напряжения также требует наличия соответствующего измерительного оборудования и инструментов.

Сложное устройство стабилизатора

Как работают релейные стабилизаторы?

Что касается релейных стабилизаторов от латвийской компании, то во время их эксплуатации возникают другие неисправности. Соответственно, их ремонт представляет собой иную процедуру.

Перед тем, как рассмотреть особенности ремонта релейного нормализатора «Ресанта», обратим внимание на особенности его работы. Релейное устройство выравнивает ток скачкообразно.

Это происходит потому, что одно реле подключает/отключает определенное количество витков второй обмотки. Если сравнить электромеханический стабилизатор, то его щетка постепенно контактирует с большим количеством витков.

Иными словами она постепенно подключает промежуточные витки и останавливается на нужном витке. В релейных приборах от «Ресанта» все витки будто поделены на группы и от каждой из них отходит вывод. Собственно на этот вывод и подается ток при включении реле.

Электрическая схема каждого релейного стабилизатора напряжения от предусматривает наличие четырех реле, а это означает, что количество выводов второй обмотки также равняется цифре четыре.

Исключение составляют модели серии СПН. Число реле равняется цифре пять.

Полезный совет: когда включается или отключается определенное реле, напряжение на выходе меняется на 15-20 вольт, то есть происходят минискачки напряжения. Эти минипрыжки хорошо заметны на лампах освещения.

Для большинства электроприборов они не являются страшными. Однако сложная электронная и измерительная техника требуют более плавной стабилизации тока. Это следует учитывать при использовании любого релейного стабилизатора.

Подытоживая выше сказанное, отметим, что весь процесс нормализации тока сопровождается постоянной работой реле. Собственно этот механический компонент и является самым слабым местом. При эксплуатации он может как сгореть, так и залипнуть.

Как ремонтировать реле?

В том случае, когда из строя выходят контакты реле, поломаться могут и транзисторные ключи. В зависимости от модели эти ключи могут собираться на разных транзисторах. Так, в модели СПН-9000 эти ключи собраны на основе транзисторов 2SD882.

В основе транзисторных ключей модели АСН-5000/1-Ц (его схема приводится ниже) находятся транзисторы D882Р. Все эти транзисторы выпускает компания NEC.

Рис. 2. Схема стабилизатора АСН-5000/1-Ц.

В тех случаях, когда эти транзисторы и реле выходят из строя, их полностью заменяют. Такие запчасти для вышеупомянутых моделей стабилизаторов напряжения, выпускаемых , можно найти во многих магазинах.

Также можно попробовать отреставрировать изношенные контакты реле. Данная процедура начинается со снимания крышки реле. Потом приступают к снятию подвижного контакта. Этот контакт нужно высвободить от пружины.

Далее берут наждачную бумагу «нулевку» и очищают этот контакт от всех нагоревших частиц. Такую же процедуру очистки нужно сделать и относительно верхнего и нижнего контактов.

В конце обрабатывают все контакты бензином «Галоша» и осуществляют сборку реле. Когда реле является собранным, следует проверить транзисторы 2SD882 или D882Р, или же другие (это зависит от модификации).

Их выпаивают (нужно иметь паяльник) и осуществляют проверку целостности переходов. Если переходы не является целостными, нужно взять новые транзисторы.

Проведение диагностики

После окончания ремонтных работ необходимо провести диагностику работы стабилизационного прибора. Для этого используют ЛАТР, к которому подключают стабилизатор. Далее с помощью ЛАТРа изменяют напряжение и следят за работой стабилизационного устройства. В качестве нагрузки используется лампочка.

После проверки можно произвести подключение к общей сети. Если вы не знаете, как подключить релейный стабилизатор напряжения, сделанный в стенах , то стоит запомнить, что данная процедура является такой же, как и для электромеханического нормализатора. О ней мы уже писали.

Другие неисправности релейных приборов

JAKEC набор конденсаторов

Стоит отметить, что поломка реле может быть не единственной неисправностью, которая возникает в релейном нормализаторе от латвийской компании. В некоторых случаях в стабилизаторе СПН-9000 наблюдался периодический дефект.

Внешним признаком этого дефекта являлось хаотическое отображение сегментов дисплея, которые включались. В это же время наблюдалась хаотическое включение реле.

Причины поломок

Большинство стабилизаторов имеет в своём составе движущиеся детали. Такие компоненты постоянно находятся в движении и под действием электрического тока. Нередко им приходится испытывать существенные нагрев и вибрацию. Такой режим работы со временем приводит к их усиленному износу и, как следствие, отказу.

Подключение стабилизатора напряжения

В случае с реле его контакты могут начать греться, что вызовет их обгорание и нарушение работоспособности. Механические приводы постоянно подвижны, поэтому их элементы способны расшатываться, а контакт щётки с обмотками ухудшаться.

Неправильная установка способна повредить стабилизатор. Он просто-напросто перегреется от недостатка охлаждающего воздуха. После чего устройство либо выдаст сигнал ошибки и перестанет включаться, либо получит несовместимые с работой повреждения.

Важно! Не стоит блокировать отверстия для вентиляции стабилизатора. Между ними и ближайшим объектом должно сохраняться расстояние хотя бы в 100-150 мм

Индикатор температуры

Ремонт двигателя сервопривода

Когда сгорел сам двигатель, то есть два варианта:

  1. Покупка нового и его установка.
  2. Попытка реставрации старого двигателя.

Второй вариант дает возможность реанимировать двигатель собственными силами, однако, на не долгое время. Для реанимации нужно произвести отключение двигателя от общей схемы. После этого его нужно подключить к мощному источнику питания.

Вашей задачей является подача на его выходы тока с постоянным напряжением в 5 вольт. Ток при этом должен иметь силу от 90 до 160 мА. При подаче такого тока на щетках двигателя сгорает каждая мелкая частица «мусора».

Полезный совет: поскольку двигатель относится к реверсивному типу, то при подаче напряжения нужно менять полярность. Эта процедура проводится два раза.

После таких действий двигатель сможет снова работать, и стабилизатор будет выполнять свою основную функцию. Далее по несложной схеме можно проводить процедуру подключения стабилизатора напряжения, выпущенного .

Эта схема предусматривает подключение входного фазного и нейтрального кабелей к входной фазной и нейтральной клеммам соответственно. Аналогичным является подключение выходных проводов. Также обязательно подключают заземляющий провод.

Ремонт платы управления

Диагностика и ремонт управляющей платы требуют хотя бы минимальных знаний в электронике. Нужно убедиться, что на все узлы схемы поступает питание. Проверить напряжение на коллекторах выходных транзисторов и на операционном усилителе. Микросхема ha17324a в стабилизаторе напряжения встречается наиболее часто. Она и есть вышеописанный ОУ, на котором следует проверить питание. Затем плата исследуется на наличие вздутых или потёкших конденсаторов (электролитов), пробитых диодов, резисторов в обрыве, сгоревших предохранителей и банально отвалившихся деталей. Особо тщательно осматриваются места пайки компонентов, ведь там возможны трещины. Крупные детали нужно пошевелить рукой, чтобы убедиться, что они надёжно впаяны в плату. Данные проблемы являются наиболее распространённой причиной поломки любого электронного устройства, их нужно искать в первую очередь.


Микросхема HA17324A

Дополнительная информация. Для точной проверки транзистора его следует выпаять из платы. В противном случае возможен некорректный результат.

Для человека, владеющего знаниями и опытом по ремонту электрики и электроники, наладка стабилизатора напряжения не составит особой сложности. Такая работа в большинстве случаев считается оправданной. Покупка нового устройства обойдётся в разы дороже, чем приобретение деталей для его ремонта.

Ремонт электромеханического стабилизатора АСН-10000/1-ЭМ

Принципиальная электрическая схема стабилизатора АСН-10000/1 ЭМ показана на рис.1, печатная плата контроллера этого стабилизатора – на фото 1.

Принцип действия электромеханических стабилизаторов основан на плавном и точном регулировании выходного напряжения. Изменение напряжения происходит за счёт скольжения электрического контакта по обмотке автотрансформатора с помощью электропривода. В стабилизаторе вырабатывается напряжение ошибки, которое усиливается операционным усилителем и транзисторным выходным каскадом (усилителем мощности), а затем оно подаётся на двигатель. В зависимости от полярности сигнала ошибки ось двигателя вращается в ту или иную сторону. На оси двигателя закреплён ползунок, который перемещается по обмотке автотрансформатора, тем самым, нормализуя выходное напряжение.

Рассмотрим одну характерную неисправность, возникающую в процессе эксплуатации электромеханических стабилизаторов, на примере АСН-10000/1-ЭМ и методы ее устранения.

Отсутствует стабилизация выходного напряжения.

Уровень выходного напряжения может быть различным и находиться в неизменном состоянии. Ощущается запах перегретых компонентов. «Ахиллесовой пятой» электромеханических стабилизаторов является реверсивный двигатель. Контроллер стабилизатора постоянно отслеживает уровень выходного напряжения. В результате этого, ротор двигателя находится почти в постоянном вращении, что приводит к преждевременному износу двигателя. После остановки двигателя может выйти из строя выходной каскад управления двигателем, собранный на комплементарной паре транзисторов Q1 TIP42C и Q2 TIP41C. Кроме этих транзисторов от перегрева выгорают резисторы R45 и R46, включенные в их коллекторную цепь. Их сопротивление 10 Ом, а мощность 2 Вт. Не лишним будет проверить также линейный стабилизатор, собранный на транзисторе Q3 TIP41C и стабилитроне DM4.

Безусловно, изношенный двигатель требует замены, но при невозможности замены можно попытаться его отреставрировать.

Один из простых способов реанимации неисправного двигателя следующий: • отключить двигатель от схемы; • подать на его выводы постоянное напряжение 5 В от мощного источника питания, например от компьютерного блока питания ATX.

При этом происходит отжиг мелких частиц «мусора» на щётках двигателя. Нормальный ток потребления двигателя должен быть в пределах 90.. .160 мА. Поскольку двигатель реверсивный, напряжение на двигатель следует подавать дважды со сменой полярности. После этих нехитрых манипуляций работоспособность двигателя временно восстанавливается.

Особенности работы электромеханического прибора

Сначала мы рассмотрим электромеханический нормализатор. Устройство этого стабилизатора напряжения от предусматривает наличие такого элемента как сервопривод. Собственно благодаря ему осуществляется переключение различных обмоток автоматического трансформатора.

Переключение этих обмоток осуществляется плавно и в результате обеспечивается точная регулировка напряжения на выходе.

Каким же образом происходит это плавная регулировка? Сервопривод представляет собой двигатель и щетку (электрический контакт), которая прикреплена к якорю двигателя. Когда этот якорь крутится, то движется и щетка. Она постоянно контактирует с медными обмотками трансформатора.

По сути дела она скользит по ним. Она имеет такую ширину, которая позволяет соединять две обмотки одновременно. В результате на выходе не пропадает фаза.

Для того, чтобы щетка двигалась в определенном направлении и на определенную величину, в нормализаторе создается напряжение ошибки. Далее благодаря операционному усилителю и транзисторному выходному каскаду (он представляет собой усилитель мощности) это напряжение усиливается.

После этого оно подается на двигатель и заставляет крутиться якорь в определенном направлении.

В таком направлении движется и щетка, которая контактирует с обмотками. Напряжение ошибки является пропорциональным величине, которая является разницей между количеством вольт на входе и необходимым количеством вольт.

Сигнал ошибки может иметь одну из двух полярностей и в результате каждая полярность заставляет ось двигателя крутиться в определенном направлении. Такими являются особенности работы электромеханического нормализатора.

Отметим, что очень многие люди покупают 10-киловольт-амперный электромеханический стабилизатор. Поэтому возможные неисправности и поломки этого типа стабилизатора напряжения от будут рассмотрены на этой модели. Ниже приводится его электросхема.

Рис. 1. Электросхема стабилизатора АСН-10000/1-ЭМ.

Стоит обратить внимание на тот факт, что общее строение всех нормализаторов этого типа является похожим. Различия заключаются в отдельных элементах моделей с разными уровнями мощности.

Ремонт

Ремонт стабилизатора Ресанта можно условно разделить по типу поломок.

Сервопривод

Сначала рассмотрим ситуацию, когда вышел из строя двигатель сервопривода Ресанта. Выходов из данной проблемы два:

  • Купить новый двигатель, затем установить его в устройство.
  • Попытаться произвести ремонт поврежденного.

Если с первым случаем все понятно, то второй требует детального рассмотрения

Важно понимать, что в случае успешного проведения ремонтных работ, отреставрированный двигатель не сможет работать долгое время, т.е. это является временной мерой. Все наши действия будут сводиться к следующему:

Все наши действия будут сводиться к следующему:

  • Отключаем двигатель с сервоприводом от общей конструкции. Затем подключаем его к источнику питания, обладающему достаточной мощностью.
  • Нужно осуществить подачу на выходы двигателя тока мощностью в 5 В. Показатель силы тока должен быть не менее 90 мА.
  • Осуществление данных манипуляций позволит нормализовать работу стабилизатора. Далее нужно подключить двигатель обратно к схеме.

Схема довольно проста: входной кабель подключается к входной клемме, нейтральный кабель подключается к нейтральной клемме. Те же самые манипуляции выполняются и для выходных кабелей. Кроме того, нужно не забыть о подключении заземляющего провода.

Реле

Выход из строя реле зачастую приводит и к поломке транзисторов. К примеру, в модели АСН-5000, располагаются транзисторы вида D882P. Схема приведена ниже:

Если эти транзисторы выходят из строя, то нужно приобретать на их место новые. Приобрести их можно довольно свободно, ведь во многих специализированных магазинах продается техника и комплектующие марки Ресанта.

Можно также попытаться произвести ремонт поврежденных частей:

  • Сначала нужно снять крышку реле. Далее снимаем подвижной контакт, освобождая его от пружины.
  • При помощи наждачной бумаги счищаем с контакта весь нагар. Осуществляем данную манипуляции для обоих контактов — верхнего и нижнего.
  • Затем смазываем контакты бензином, после чего собираем конструкцию реле.

Другие неисправности

Еще одной вероятной проблемой является неупорядоченное включение дисплея, а также включения самого реле. Причиной этому может быть резонатор XTA1, у которого может быть совершена некорректная пайка.

Ремонт заключается в следующем:

  • Выпаиваем с помощью паяльника данный резонатор.
  • C помощью наждачной бумаги счищаем выводы.
  • Запаиваем резонатор обратно.

Рассказ специалиста про ремонт Ресанта

Ремонт двигателя сервопривода

Когда сгорел сам двигатель, то есть два варианта:

  1. Покупка нового и его установка.
  2. Попытка реставрации старого двигателя.

Второй вариант дает возможность реанимировать двигатель собственными силами, однако, на не долгое время. Для реанимации нужно произвести отключение двигателя от общей схемы. После этого его нужно подключить к мощному источнику питания.

Вашей задачей является подача на его выходы тока с постоянным напряжением в 5 вольт. Ток при этом должен иметь силу от 90 до 160 мА. При подаче такого тока на щетках двигателя сгорает каждая мелкая частица «мусора».

Полезный совет: поскольку двигатель относится к реверсивному типу, то при подаче напряжения нужно менять полярность. Эта процедура проводится два раза.

После таких действий двигатель сможет снова работать, и стабилизатор будет выполнять свою основную функцию. Далее по несложной схеме можно проводить процедуру подключения стабилизатора напряжения, выпущенного .

Эта схема предусматривает подключение входного фазного и нейтрального кабелей к входной фазной и нейтральной клеммам соответственно. Аналогичным является подключение выходных проводов. Также обязательно подключают заземляющий провод.

Принцип работы выпрямителей

Принцип работы устройств отличается в зависимости от их типа, мощности и ряда других характеристик. Конструкция выпрямителей Ресанта включает следующие элементы:

  • Электронный блок.
  • Трансформаторы автоматического типа.
  • Органы управления.
  • Вольтметр.

Принципиальная схема стабилизатора Ресанта 5000вт включает электронный блок, который отвечает за управление работой силовой части агрегата. В основной модуль от вольтметра поступают данные о мощности входного напряжения, после чего автоматика сверяет полученные цифры с установленными оптимальными значениями, внося соответствующие корректировки. На выходе получается качественный электроток с выровненной амплитудой. Полностью исключены скачки напряжения, которые могут вывести из строя работающее оборудование и бытовые приборы.

В зависимости от типа трансформатора, метода их отключения и запуска принято выделять две разновидности стабилизаторов:

  • Релейные.
  • Электромеханические.

Наибольшей популярностью сегодня пользуются стабилизаторы электромеханического типа, в конструкции которых имеется сервопривод, отвечающий за отключение и запуск обмотки в устройстве. Привод включает маломощный двигатель, на котором располагается щётка контакта. К преимуществам стабилизаторов электромеханического типа относят их точность работы, а также широкий диапазон регулировки напряжения. Единственный недостаток — это сложность конструкции, что отрицательно сказывается на надежности техники.

В релейных стабилизаторах встроенная автоматика выполняет отключение и подключение витков коммутатора работы, до тех пор, пока не будет получено оптимальное напряжение на выходе. Для ускорения работы аппарата все витки трансформатора поделены на подгруппы, что позволяет улучшить амплитуду напряжения, упрощая при этом работу аппарата. Стабилизаторы этого типа отличаются надежностью, что объясняется простотой конструкции. К минусам можно отнести небольшую скорость выпрямления напряжения, поэтому с чувствительными приборами использовать их не рекомендуется.

Вам это будет интересно Как проверить микросхему на работоспособность мультиметром не выпаивая

Принцип работы

Постоянное движение сервопривода и является главной слабостью электромеханического устройства.


Ну это не суть.


На конце хода щёток, соответствующему наименьшему напряжению В установлены концевые выключатели, останавливающие двигатель. В это же время наблюдалась хаотическое включение реле. Разница в цене с Самсунговскими — копеечная, а вот из-за одной такой детали ломаются и телевизоры, и стиралки и утюги. Привод включает маломощный двигатель, на котором располагается щётка контакта. Схема электрическая стабилизатора напряжения Ресанта-АСНэм Для удобства восприятия я отметил на схеме основные структурные части. Соответственно, ремонт их будет несколько иным. Если понадобится, заменить транзисторы на новые. О них мы отметим несколько ниже, а именно тогда, когда будем рассматривать особенности работы и ремонта каждого вида нормализатора от латвийского производителя. Ремонт электромеханических стабилизаторов напряжения Самая главная проблема таких стабилизаторов — перегрев. Поскольку щётка — это контакт, причём довольно плохой, то она греется.

Об этой проблеме я также пишу к дому через АВР. Также на плате был обнаружен операционный усилитель HA от Hitachi Semiconductor.

Оба стабилизатора отличаются принципом работы, имеют свои сильные и слабые стороны. Чистить надо по ходу щётки, потом промыть тщательно спиртом и вытереть насухо чистой тряпкой. Если напряжение понижается и дальше, то автотрансформатор уже не справляется, и весь стабилизатор отключается. Подобная нестабильная работа может приводить к выходу из строя данного устройства.

В завершение очистить все контакты специальным бензином и собрать реле в обратном порядке. При нормальной работе при включении стабилизатора можно услышать, как собирается КЦ — примерно через 10 секунд щелчок на одной из электронных плат , потом ещё один, и третий щелчок запускает контактор и весь стабилизатор. Стоит обратить внимание на тот факт, что общее строение всех нормализаторов этого типа является похожим. Стабилизатор напряжения для дома и tokzamer.ru АСН-5000/1Ц

Ошибки подключения

1

У вас может быть все идеально подключено и соблюдена схема, но стабилизатор будет постоянно греться и отключаться, либо на его табло выскакивать ошибки.

О том, где можно, а где ни в коем случае нельзя располагать данный прибор подробно читайте в статье ”Где устанавливать стабилизатор напряжения в доме”.

2

Безусловно, данный пункт и ошибкой то трудно назвать. Тем более 90% потребителей именно так и делают.

Однако, этот выключатель может реально спасти ваш прибор от выхода из строя.

Сначала вы отключаете автоматы на панели стабика.

Потом сам переключатель переводите в положение ТРАНЗИТ или БАЙПАС.

И только затем снова включаете автоматы.

Многие забывают об этом и делают переключение под нагрузкой. Что в итоге приводит к поломкам.

С 3-х позиционным автоматом такое исключено. Вы автоматически переключаете напряжение, без каких либо манипуляций на стабилизаторе. И все это одной клавишей!

Никакой последовательности запоминать не нужно. Так что данную процедуру можно смело доверять любому члену семьи.

3

Вы можете выбирать меньшее сечение, только когда запитываете отдельные электроприемники.

Если же у вас на стабилизаторе сидит весь дом, то будьте добры соблюдать параметры по вводу согласно всей общедомовой нагрузке.

4

Почему-то многие забывают, что зачастую через стабилизатор проходит вся нагрузка вашего дома. Ровно такая же как и на вводом автомате.

При этом в электрощите все провода обжаты, даже на выключателях освещения с минимальными токами, а вот на клеммниках стабилизатора или его автоматах, постоянно можно встретить голый провод просто поджатый винтом.

Поэтому не скупитесь, и заранее вместе с аппаратом приобретайте соответствующие наконечники.

5


Иногда после подключения стабилизатора, начинает выбивать вводной автомат. При этом без стабилизатора, все нормально и ничего не отключается.

Многие сразу грешат на неправильную схему подключения или дефект аппарата. Везут его на гарантийный ремонт и т.п.

А причина может быть совсем в другом. Если у вас через чур низкое напряжение 150-160В, то при его повышении до стандартных 220-230В, ток в сети значительно вырастет.

Отсюда и все проблемы

Обращайте на это внимание, прежде чем нести его обратно в магазин

Источники — https://cable.ru, Кабель.РФ

Подключение стабилизатора

Теперь переходим к непосредственному подключению самого стабилизатора. Для того, чтобы подобраться к его контактам, может понадобиться снять внешнюю крышку.

Пропускаете два кабеля (вход и выход) через отверстия и зажимаете под клеммы по следующей схеме:

фазную жилу входного кабеля стабилизатора затягиваете на клемме ВХОД (Lin)

нулевую жилу (синего цвета) к клемме N (Nin)

заземляющую жилу к винтовому зажиму с обозначением ”земля”

Кстати, отдельной клеммы ”земля” может и не быть. Тогда данную жилу закручиваете под винт на самом корпусе аппарата.

Есть модели с клеммниками всего под 3 провода. В них назад возвращается только фаза.

Ноль на питание электроприборов берется с общего щитка.

Теперь когда вы подали напряжение от щитка до стабилизатора, вам нужно вернуть это напряжение, но уже стабилизированное обратно в общий щит.

Для этого подсоединяете кабель — выход со стабилизатора.

его фазную жилу к зажиму ВЫХОД (Lout)

нулевую к N (Nout)

жилу заземления, туда же где и заземляющая жила от входного кабеля

Еще раз визуально проверяете всю схему и закрываете крышку.

Зачем использовать стабилизатор

Стабилизатор напряжения обеспечивает автоматическое поддержание установленной нагрузки в сети

Однофазные и трехфазные, электромеханические, электронные модификации приборов предназначены для предотвращения колебаний напряжения и сбоев на электролинии. Выпрямитель обеспечивает:

  • постоянную запитку бытовых устройств в условиях падения или повышения напряжения;
  • проверку параметров сети;
  • фильтрацию помех;
  • защиту от искажений, колебаний на линии;
  • стабильность питания техники при длительных скачках напряжения;
  • контроль входов и выходов электропроводки;
  • автоматическое поддержание установленной нагрузки в сети.

Стабилизационные аппараты отличаются простотой и длительностью эксплуатации.

Три однофазных стабилизатора напряжения 220 В для дома

Этот способ предполагает подключение отдельного однофазного стабилизатора для стабилизации напряжения по каждой сетевой фазе.

К преимуществам данного варианта можно отнести:

  • меньшую стоимость трех однофазных устройств по сравнению с одним трехфазным стабилизатором (не у всех производителей);
  • повышенную устойчивость к неполадкам в электроснабжении (обусловлено независимостью работы стабилизаторов друг от друга: сбой на отдельной фазе или неисправность одного из устройств не отразится на функционировании двух других фаз и состоянии установленных на них стабилизаторов);
  • возможность индивидуального подбора мощности, типа и настроек стабилизатора для каждой фазы с учетом характера и мощности питаемой от неё нагрузки;
  • экономию пространства в связи с меньшими, чем у трехфазных аналогов, габаритами однофазных стабилизаторов.

Однофазные стабилизаторы напряжения «Штиль» 6-10 кВА

Недостатки применения трёх однофазных стабилизаторов:

  • невозможность подключения трехфазных потребителей;
  • отсутствие мониторинга и индикации, способных отобразить параметры трехфазной системы электроснабжения в целом;
  • отсутствие контроля за равномерностью нагрузки на каждую фазу (велика вероятность перекоса фаз).

Перекос фаз

– режим работы трехфазной сети в котором на одну из питающих фаз ложится нагрузка, большая её номинала, что может привести к перегреву её обмотки, срабатыванию защитной автоматики, а также к экстремальному росту напряжения на остальных недозагруженных фазах.

Вариант с применением трёх однофазных стабилизаторов в условиях трехфазной сети позволит существенно сократить финансовые затраты, однако он недопустим при наличии в доме хотя бы одного трехфазного электроприбора. Такое решение может использоваться только в случае однофазной нагрузки, равномерно распределённой между тремя приходящими фазами, и при условии отсутствия задач по мониторингу общего состояния питающей сети.

Ремонт электромеханических стабилизаторов

Самая главная проблема таких стабилизаторов — перегрев. Совершенно необходимо раз в 1-2 месяца, в зависимости от условий эксплуатации, делать техническое обслуживание стабилизатора. И ремонт стабилизаторов напряжения надо начинать именно с чистки.

Проблема перегрева проявляется прежде всего из-за того, что графитовая щётка, когда двигается по поверхности трансформатора, неизбежно изнашивается, и её частички вместе с пылью и прочим мусором остаются на контактной дорожке.

Теперь, когда щётка непрерывно «елозит» по поверхности, она начинает сильнее греться, искрить, мусор горит и пригорает к медной поверхности. В дальнейшем этот негативный эффект будет лавинообразно увеличиваться, и если не принять меры, достигнет необратимых пределов, когда чистка уже не поможет.

Конечно, спасать ситуацию будут тепловые датчики — это первые «звоночки». Если стабилизатор вдруг начал выключаться «сам», надо срочно звать специалиста и чистить поверхность.

Вот поверхность трансформатора в удовлетворительном состоянии, после трех лет работы по 8 часов в день:

Поверхность — Удовлетворительно. И это — после промывки спиртом.

А вот — к чему может привести безразличие к состоянию стабилизатора. Это тот же стабилизатор, другая фаза:

Состояние поверхности — Очень плохо

Если даже счистить этот нагар, площадь сечения провода необратимо уменьшится на 20-30%, что увеличит нагрев провода и щётки, и приведёт к вышеописанным пессимистичным процессам:

Поверхность автотрансформатора близко. Изоляция провода выгорела, возможно межвитковое замыкание. Эпоксидка также отвалилась от перегрева.

Тут поможет только наждачка «нулёвка». Чистить надо по ходу щётки, потом промыть тщательно спиртом и вытереть насухо чистой тряпкой.

Ремонт серводвигателя

Другая поломка — неисправность серводвигателя, когда он перестаёт двигать щётку. Двигатель надо снять, прочистить, продуть, смазать. Поскольку используется двигатель постоянного тока с щётками, то можно попробовать покрутить его в холостую в обе стороны от источника постоянного тока напряжением около 5 В.

Таким образом можно, не разбирая его, немного почистить его щётки, ведь двигатель в работе крутится (точнее, поворачивается) только на угол до 180 градусов.

Ремонт электронной платы

Двигатель может крутиться и потому, что на него не приходит питание. Питание идёт от биполярных транзисторов. Используется пара комплементарных транзисторов TIP41C и TIP42C, поскольку питание схемы двухполярное. Транзисторы надо менять парой, даже если один и будет целый. И только одного производителя.

Даташит (документацию) на транзисторы можно скачать в конце статьи.

Также в той же цепи выгорают резисторы 10 Ом (это следствие пробоя транзисторов). Ничто не мешает при замене резисторов увеличить их мощность до 3 или 5 Вт, повысив надежность работы.

Ну и замена реле, транзисторов, концевых выключателей и другой мелочевки — по ситуации.

Ремонт силовой части

К силовой части относятся автотрансформаторы (про них я уже сказал предостаточно). А также — контактор и вводной автомат, у которых горят контакты и клеммы. Из надо периодически протягивать, чистить, а при необходимости — менять.

Разновидности стабилизаторов, отличия их конструкции

Релейный стабилизатор напряжения

Стабилизатор в стандартном исполнении является трансформатором с платой управления, системой выбора числа витков на обмотке, измерительными, индикаторными и коммутационными механизмами.

В зависимости от конструкции существует несколько типов приборов:

  • Ступенчатые, или релейные. Изготавливаются в виде силового трансформатора с выходами для обмотки. Параметры сети регулирует датчик, переключающий реле при скачках вольтажа. Отдельные силовые модификации подкидывают нагрузку на вывод, напряжение которого отличается.
  • Сервоприводные или электромеханические. Регулировка сети на выходе осуществляется вручную. Функционируют по принципу перемены коэффициента трансформации посредством щетки, соединенной с электродом выхода. Отличаются точностью поддержания нагрузки – 2-3%.
  • Двухступенчатые. Инверторный аппарат преобразует переменный ток на выходе в постоянный, а потом создает переменное напряжение. Выпускается без силового трансформатора, может работать вхолостую, плавно регулируют интенсивность на входе, подавляет колебания и помехи.
  • Феррорезонансные. Поддерживают точность вольтажа на выходе при помощи магнитного насыщения. Особенность приборов – трансформаторные обмотки на магнитопроводах с разным поперечным сечением.

Как работают релейные стабилизаторы?

Что касается релейных стабилизаторов от латвийской компании, то во время их эксплуатации возникают другие неисправности. Соответственно, их ремонт представляет собой иную процедуру.

Перед тем, как рассмотреть особенности ремонта релейного нормализатора «Ресанта», обратим внимание на особенности его работы. Релейное устройство выравнивает ток скачкообразно.

Это происходит потому, что одно реле подключает/отключает определенное количество витков второй обмотки. Если сравнить электромеханический стабилизатор, то его щетка постепенно контактирует с большим количеством витков.

Иными словами она постепенно подключает промежуточные витки и останавливается на нужном витке. В релейных приборах от «Ресанта» все витки будто поделены на группы и от каждой из них отходит вывод. Собственно на этот вывод и подается ток при включении реле.

Электрическая схема каждого релейного стабилизатора напряжения от предусматривает наличие четырех реле, а это означает, что количество выводов второй обмотки также равняется цифре четыре.

Исключение составляют модели серии СПН. Число реле равняется цифре пять.

Полезный совет: когда включается или отключается определенное реле, напряжение на выходе меняется на 15-20 вольт, то есть происходят минискачки напряжения. Эти минипрыжки хорошо заметны на лампах освещения.

Для большинства электроприборов они не являются страшными. Однако сложная электронная и измерительная техника требуют более плавной стабилизации тока. Это следует учитывать при использовании любого релейного стабилизатора.

Подытоживая выше сказанное, отметим, что весь процесс нормализации тока сопровождается постоянной работой реле. Собственно этот механический компонент и является самым слабым местом. При эксплуатации он может как сгореть, так и залипнуть.

Как ремонтировать реле?

В том случае, когда из строя выходят контакты реле, поломаться могут и транзисторные ключи. В зависимости от модели эти ключи могут собираться на разных транзисторах. Так, в модели СПН-9000 эти ключи собраны на основе транзисторов 2SD882.

В основе транзисторных ключей модели АСН-5000/1-Ц (его схема приводится ниже) находятся транзисторы D882Р. Все эти транзисторы выпускает компания NEC.

Рис. 2. Схема стабилизатора АСН-5000/1-Ц.

В тех случаях, когда эти транзисторы и реле выходят из строя, их полностью заменяют. Такие запчасти для вышеупомянутых моделей стабилизаторов напряжения, выпускаемых , можно найти во многих магазинах.

Также можно попробовать отреставрировать изношенные контакты реле. Данная процедура начинается со снимания крышки реле. Потом приступают к снятию подвижного контакта. Этот контакт нужно высвободить от пружины.

Далее берут наждачную бумагу «нулевку» и очищают этот контакт от всех нагоревших частиц. Такую же процедуру очистки нужно сделать и относительно верхнего и нижнего контактов.

В конце обрабатывают все контакты бензином «Галоша» и осуществляют сборку реле. Когда реле является собранным, следует проверить транзисторы 2SD882 или D882Р, или же другие (это зависит от модификации).

Их выпаивают (нужно иметь паяльник) и осуществляют проверку целостности переходов. Если переходы не является целостными, нужно взять новые транзисторы.

Проведение диагностики

После окончания ремонтных работ необходимо провести диагностику работы стабилизационного прибора. Для этого используют ЛАТР, к которому подключают стабилизатор. Далее с помощью ЛАТРа изменяют напряжение и следят за работой стабилизационного устройства. В качестве нагрузки используется лампочка.

После проверки можно произвести подключение к общей сети. Если вы не знаете, как подключить релейный стабилизатор напряжения, сделанный в стенах , то стоит запомнить, что данная процедура является такой же, как и для электромеханического нормализатора. О ней мы уже писали.

На выходе нет 220 Вольт

Неисправность проявляется в том, что стабилизатор не выдает напряжение 220 Вольт. Это не обязательно говорит о внутренних проблемах, причина может быть в напряжении сети – оно слишком низкое, и устройство просто не вытягивает. Если питание находится в рабочем диапазоне стабилизатора, тогда приступим к ремонту.

Что делать: в сервоприводных моделях поломка может быть вызвана износом щеточного механизма или самого сервопривода. Он может не доходить до конца обмотки или щетка может не контактировать с соответствующим её сектором. В простейшем случае может быть просто загрязнена графитом. Чтобы отремонтировать его, нужно почистить поверхность контактов до металлического блеска. Иногда нужно заменить щетку.

Интересно! Бывает и так, что из-за загрязнений рабочего сектора щеточного узла графитом часто напряжение не поднимается выше определенного значения.

В релейных СН это чаще всего говорит о том, что неисправно одно или несколько электромагнитных реле или каскад управления ими. Обычно он строится на транзисторе. Реле могут иметь различное напряжение катушки, часто это 12 Вольт.

Что делать: для проверки подайте напряжение на катушку и прозвоните силовые контакты. Они должны замыкать и размыкаться, реле при этом щелкает. Если этого не происходит – либо прилипли контакты (чаще), либо сгорела катушка реле (реже). Если реле исправно – проверьте транзистор, он не должен быть пробит, а переходы эмиттер-база и коллектор-база должны прозваниваться в одну сторону, как диод. Транзисторы используйте любые маломощные аналогичной проводимости.

В симисторных и тиристорных СН диагностика поломки аналогична – нужно прозвонить на пробой полупроводниковый силовой ключ и если он вышел из строя заменить аналогичным или более мощным.

Основные неисправности

Из вышеописанного принципа работы электромеханического стабилизатора становится понятно, что когда происходит изменение тока в электросети, происходит одновременное вращение якоря двигателя и движение графитовой щетки.

Постоянное движение сервопривода и является главной слабостью электромеханического устройства. Почему? Потому, что в результате трения щетки о витки катушки происходит чрезмерное нагревание как щетки, так и витков под ней.

Кроме этого, трение вызывает износ щетки и загрязнение медных проводов. Последняя причина обусловливает появление искр.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]