У вас опять будут проблемы с оборотами и заклиниванием. Порой причина поломки бывает банальна и непредсказуема.
С задним подшипником разобрались, далее переходите к передней части вентилятора. Здесь по центру стоит защитный колпачок.
Он откручивается, внимание — по часовой стрелке, так как резьба здесь левая.
Скидываете его и снимаете пропеллер с вала. Вы получаете доступ уже к переднему подшипнику скольжения.
Принцип здесь тот же самый. Сначала выдавливаете и размягчаете старую смазку и грязь вэдэшкой, а потом наносите новую.
После этого одеваете пропеллер обратно и закрываете крышечку. Закончив ремонт, включаете вентилятор на повышенных оборотах, и дав ему поработать так несколько минут, переключаете на ту скорость, которая требуется.
Замыкание обмоток или обрыв проводов
Если повреждение более сложное и простая смазка не помогает, придется разобрать вентилятор по детальнее.
Сперва проделываете все махинации по разборке как указано выше. После снятия пропеллера, откручиваете пластиковую переднюю контргайку ,которая располагается сразу за ним, и скидываете всю защитную рамку.
В руках у вас остается сам двигатель и ножка, в которой проходят провода питания и расположен кнопочный механизм.
Разбираете эту ногу выкрутив 6 саморезов.
В первую очередь проверяйте пайку проводов. Вполне возможно один из них, или даже несколько отвалились или отгорели.
Если все цело, как понять какой провод куда идет и за что отвечает? Начинайте проверку с двух проводов от вилки питания.
Один из них, пусть это будет черный (как на фото снизу), через лампочку подсветки идет напрямую к двигателю вентилятора.
Второй провод заходит на нижнюю клемму наборного выключателя (кнопка 0).
Далее, путем нажатия соответствующих кнопок — 1-я скорость, 2-я, 3-я, замыкаются те или иные контакты переключателя, и тем самым изменяется скорость двигателя.
Каждый провод от этих кнопок идет к своему выводу на обмотке, с большим или меньшим числом витков. Подавая на них напряжение, вы заставляете пропеллер крутиться быстрее или медленнее.
Схема подключения напольного ветилятора
Упрощенная схема ветродуя выглядит следующим образом.
Типичные схемы большинства недорогих 3-х скоростных напольных вентиляторов примерно вот такие:
Нажатие каждой кнопки сопровождается замыканием своей контактной группы.
При этом другая контактная группа в этот момент размыкается.
Иногда эти контакты подгорают или не доходят до своей пластины. Тогда у вас пропадает какая-либо из скоростей.
Проверяется это все элементарно китайским мультиметром, в режиме прозвонки цепи.
Если у вас оборвется самый первый проводок или не будет контакта на нем, то мотор вентилятора просто не запустится. Поэтому при полностью неработающем вентиляторе, проверяйте в первую очередь его.
Если конечно перед этим вы убедились, что исправна сама вилка и шнур питания от нее. Это также вызванивается тестером.
Один конец щупов ставите на штырь вилки, а другим прикасаетесь к контактной площадке на кнопке «0». При исправности, должно быть нулевое сопротивление.
Далее можно проверить таким же образом провода на всех скоростях. Контактный щуп на вилку — другой щуп на отходящий провод от соответствующей кнопки скорости к двигателю.
Если везде по нулям, значит переключатель и провода у вас рабочие.
Далее проверяете второй контакт на вилке и тот проводок, который напрямую уходит мимо выключателя на движок. Убедитесь, что здесь шнур у вас тоже целый.
Только после этого можно переходить к проверке обмоток самого двигателя.
Как проверить обмотки вентилятора
На мультиметре выставляете сопротивление в 2000 Ом. Далее, чтобы не выкусывать нигде провода, в месте подключения конденсатора, зачищаете немного изоляцию.
Ищите общую точку цепи, как на схеме внизу.
Найдя ее, вызваниваете сопротивление обмотки. Для этого поочередно касаетесь вторым щупом контактов на переключателе.
Примерные значения сопротивления обмоток вентилятора могут быть следующими:
Конечно у разных моделей они могут немного отличаться, но самое главное, чтобы не было обрыва или КЗ. Замеры могут показать как несколько сотен Ом, так и чуть больше 1кОм.
Все зависит от мощности вентилятора и сечения провода.
Сопротивление между выводами обмоток будут уже поменьше — 100-200 Ом.
Еще проверяется конденсаторная обмотка и суммарное сопротивление всех обмоток вместе взятых.
Вот самое грамотное и полное видео по проверке работоспособности обмоток вентилятора мультиметром.
Если проверка целостности обмоток также не выявила отклонений и дефектов, идете дальше. Для этого полностью разбираете вентилятор, что называется по косточкам.
Разборка и неисправность двигателя
Сначала двигатель нужно освободить от всех пластмассовых деталей. Откручиваете 4 винта с лицевой стороны и снимаете крышечку.
На новых моделях кроме винтов, еще имеются защелки. Их нужно отогнуть отверткой.
Чтобы отсоединить ногу, нужно найти еще один винтик, который обычно прячется под заглушкой.
Ослабляете его и вытаскиваете крепежный вал. Для демонтажа проводов, которые проходят сквозь ногу, их потребуется выкусить или выпаять с клеммников на кнопках скоростей.
При этом запишите или зарисуйте, куда какой изначально подключается.
В итоге у вас в руках должен оказаться голый мотор вентилятора без всего лишнего.
Разбираем его. Откручиваете винты, стягивающие заднюю крышку.
При этом перед разборкой, обязательно на всех крышках и железе ставьте отметки того, как все было собрано изначально.
Иначе после неправильной стыковки, у вас пропадет центровка. Возникнут проблемы с подклиниванием вала и вращением лопастей.
Неисправность термопредохранительного реле
Сняв подшипник, вы добираетесь до самих обмоток. Среди пучка проводов питания, идущих от переключателя, ищите специальное термореле.
Очень часто движок перестает работать после его перегорания. Данное реле должно срабатывать и размыкать цепь, при температуре обмоток в 135-145 градусов.
После остывания, реле вновь замыкается и вентилятор запускается. Так вот, иногда оно перегорает полностью и фактически играет роль предохранителя.
Если ваш вентилятор стал часто отключаться и самостоятельно запускаться вновь, виновата именно эта защита. Знайте, что просто так она не срабатывает. Это означает, что у вас либо подклинивает вал, либо приходит конец обмоткам и они перегреваются.
Перегрев обмоток может быть связан с разрушением маленькой крыльчатки, которая стоит на валу внутри самого двигателя. Она призвана обдувать и снижать температуру витков.
В самых дешевых моделях термодатчик-реле не ставят, в них все подключено напрямую. Исходя из этого, если ваш «термопредохранитель» сгорел, его можно конечно зашунтировать и запустить ветродуй. Но при этом вы останетесь без защиты от пожара.
Это реле также проверяется тестером.
Между его лапками должна быть цепь в режиме прозвонки.
Смещение вала и обрыв витков
Если все детали и релюшки внутри целые, остается внимательно через увеличительное стекло просмотреть обмотки, вал и ротор. Возможно вы увидите оборванные или покоцанные медные жилки.
Такое случается, когда подшипник выскакивает из своего посадочного места и ротор начинает биться по обмоткам.
У современных китайских напольных вентиляторов, довольно часто ослабевает винтовое соединение между двух половинок двигателя. Не забывайте, что вал с обоих сторон, одевается на самоцентрирующие меднографитовые втулки, которые плотно стопорятся в крышках.
При их сборке и затягивании, можно легонько постукать молоточком по самому трансформаторному железу, чтобы вал крутился легко, с небольшой инерцией. Кто-то пытается поймать центр самостоятельно и мастерит вот такой тихий ужас.
В конечном итоге вал вываливается из подшипника, в результате чего появляется клин. Как следствие, ротор начинает царапать обмотки и свою поверхность.
Также имейте в виду, что если ваш вентилятор упал и после этого перестал работать и вращаться, то и здесь скорее всего произошел перекос втулок. Ничего другого поломаться от такого падения не может.
Конденсатор от этого не испортится, обмотки залитые лаком не оборвутся. Разве что, некоторые кнопки могут отойти. Но в первую очередь проверяйте соосность подшипников. И тогда все будет работать как надо.
К сожалению, с механическим дефектом обмоток или ротора, а также их внутривитковыми замыканиями, вам самостоятельно не справиться. Перематывать движки дешевых ветродуев не рационально, гораздо проще будет купить новую модель.
Однако это уже последняя стадия проверки, и есть надежда, что вы до нее так и не доберетесь, найдя повреждение где-нибудь в другом месте, методами рассмотренными выше.
Источник
Поделиться новостью в соцсетях
- Похожие записи
- 5 секретов кабеля КГ — где нельзя подключать, характеристики, отличия от КОГ, КГТП, КГХЛ, КГНГ.
- Снятие изоляции с круглых кабелей jokari 15 — недостатки и плюсы съемника
- Стриппер weidmuller stripax 10, 16 — полный обзор
« Предыдущая запись
Использование электромагнитного реле
Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ или аналогичные ему.
Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс. Установка и подключение вентилятора Учитывая, что автомобили оборудуются вентиляторами в штатном режиме, повторная установка может понадобиться только в ходе проведения ремонтных работ, то есть после замены сломанных частей старой детали или же при монтаже нового устройства.
Затем, используя все тот же ключ, открутите болты крепления трубки радиатора, которая связывает его с системой кондиционирования если, конечно, такова предусмотрена конструкцией автомобиля и сместите ее в сторону. Я поставил в цепь питания на 30 контакт реле. Тем не менее только в последние годы технологии управления вентиляторами стали значительно развиваться. Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс. Источник fornk. Реле удобно разместить на боковой поверхности кузова за правой фарой, ближе к АКБ.
Штатная работа вентилятора охлаждения осталась на месте. Режимы работы Разбираясь в принципе работы и схеме подключения вентилятора радиатора, следует помнить, что электродвигатели зачастую имеют два скоростных режима.
Конечно, есть определенные границы изменения напряжения питания. Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления и, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно, то за пределами проезжей части.
Применение полупроводников Вместо электромагнитного реле можно использовать тиристорный ключ, либо же конструкцию на полевых транзисторах. В колодке применены маленькие разъемы мама 2,8 поэтому, чтобы не портить провод делаем дополнительный провод на одном конце маленький папа 2,8 на другом мама 6,3 используя колодку для маленьких разъемов, подключаем провода между собой и выводим к уже имеющимся проводам. Подключение вентилятора
Особенности настройки
Часть продуктов оснащена переключателем или джампером (перемычкой) туалет / ванная. В первом случае включение происходит одновременно с замыканием питающей цепи. Во втором – предусмотрена регулируемая пауза, достаточная, чтобы пользователь покинул комнату.
Например, у изделий ERA перемычка находится на управляющей плате в верхнем углу:
У MAICO джамперы вблизи светодиодов индикации режимов:
У изделий, укомплектованных гигростатом и таймером настраиваются:
- уровень влажности;
- задержка отключения.
В частности, представители серии Electrolux EAFM-TH имеют: датчик влажности с диапазоном регулирования 40 – 100%, таймер с задаваемой от 1 до 20 минут задержкой. Настройка производится отверткой.
Если заданное значение влажности ниже фактического, вытяжка включится, даже при отключенном освещении, для этого постоянно подается напряжение на плату. Электровентилятор продолжит работать до достижения установленного уровня влажности, независимо от временной уставки, отключения лампы. При настроенном уровне влажности выше комнатного, прибор отключится через выставленный интервал времени.
Крепление
Настенные версии штатно крепятся саморезами по углам пластиковой рамки. Сняв переднюю крышку, размечают центра, сверлят отверстия, забивают пластиковые дюбели из комплекта.
До крепления, заводят через ввод рамки кабель.
Когда не желают сверлить кафель, закрепляют рамку на «жидкие гвозди».
Монтаж выключателя
К месту установки выключателя также должны быть проделаны штробы от распределительной коробки (в случае со стенами из гипсокартонных листов используется гофрированная труба). В штробах необходимо проложить двухжильный провод и зафиксировать раствором. Концы провода должны быть выведены в распределительную коробку и в отверстие под выключатель.
Выключатель устроен из рабочей части и защитной крышки с клавишей. В отверстие необходимо установить подрозетник. Теперь возьмите рабочий механизм, его контактная часть имеет две клеммы для подсоединения жил проводов. Одна клемма – это входящий контакт, к нему подсоединяется фазная жила из питающей сети. Вторая клемма – выходящий контакт, к нему будет подсоединяться фаза от вентилятора. Проделайте необходимые подключения и проверьте надёжность контактных соединений.
Зафиксируйте в подрозетнике рабочий механизм. Установите защитную крышку и наденьте клавишу.
В случае если устанавливается выключатель с двумя клавишами, то у такого коммутационного аппарата имеется два выходных контакта, один из которых должен подключаться к вентилятору, второй к осветительному прибору. Соответственно одной клавишей происходит запуск вентиляционного устройства, второй включение освещения в ванной комнате.
Варианты подключения
Если количество контактов у разъема для подключения кулера и у самого вентилятора совпадает, то проблем нет. Разъемы подключаются друг к другу, несоблюдение полярности исключено благодаря наличию ключа. Если не совпадают, то возможны варианты.
3-pin к 4-pin
Трех- и четырехпиновые разъемы полностью совместимы друг с другом, как электрически, так и механически. Конструктивно они выполнены так, что ключ позволяет выполнять соединение, при этом конфликта распиновки не будет.
Подключение вентилятора с 3 пинами к 4-контактному разъему.
Если у кулера разъем с 3 контактами, а от компьютера идет жгут с 4 пинами, то на терминале соединяются провода питания, а также цепи измерения оборотов. Провод ШИМ-регулирования остается неподключенным.
Подключение вентилятора с 4 пинами к 3-контактному разъему.
Если же у кулера разъем с 4 контактами, а от компьютера подходит терминал с 3 пинами, то неподключенным останется вход управления оборотами со стороны электродвигателя. В обоих случаях управление частотой вращения посредством ШИМ невозможно.
Подключение напрямую к проводам БП
В тех случаях, когда автоматическое управление воздушным потоком не требуется (обычно это касается корпусных вентиляторов), их можно запитать непосредственно от блока питания. В этом случае кулеры будут включаться при старте блока питания, а останавливаться при его выключении. Такое подключение рационально выполнять для вентиляторов с двумя пинами (без контроля оборотов). Принципиальных ограничений для использования в таком качестве 3- и 4-пиновых кулеров нет, но они стоят дороже.
Переходник Molex male-female с ответвлением к кулеру.
Проще всего подключить двухпиновый вентилятор напрямую к свободному разъему Молекс. Удобнее это сделать с помощью переходника «папа-мама» Molex с ответвлением для разъема кулера. Если свободного молекса в жгуте от БП нет, но есть, например, неиспользуемый терминал питания SATA, можно с него перейти на Molex, а потом на вентилятор.
Количество разъемных соединений надо минимизировать. Еще лучше (при наличии навыков и квалификации) обрезать терминалы, а потом соединить провода питания скруткой со следующей пропайкой и изоляцией места подключения.
Соединение проводов
Теперь в распределительной коробке необходимо произвести следующие соединения:
- Нулевую жилу из питающей сети подсоедините к нулевой жиле вентилятора.
- Фазную жилу из питающей сети соедините с жилой, которая идёт на входящий контакт выключателя.
- Фазную жилу вентилятора подсоедините к жиле провода, которая идёт с выходящего контакта выключателя.
В случае с двухклавишным выключателем в распределительной коробке дополнительно будут ещё такие соединения:
- Нулевая жила из питающей сети будет ещё соединяться с нулём светильника.
- Фазная жила светильника должны быть подсоединена к жиле провода, которая идёт со второго выходящего контакта выключателя.
Как видите, ничего сложного. Обязательно подумайте по поводу установки вентилятора в ванной комнате. Сейчас придумывают много модных электрических штучек, но половина из них сплошная блажь. А вот вентиляция такого помещения, как ванная, действительно не маловажный вопрос. Так что эта статья актуальна и полезна.
Проверка канала
Перед тем, как подключить вентилятор, необходимо проверить состояние вентиляционной шахты.
Некоторые советуют такой способ, как поднести к вентиляционному отверстию лист тонкой бумаги. Его должно притянуть, если вытяжка хорошая. Но надёжнее всё-таки проверить пламенем, можно спичками или свечкой. Зажгите свечу и поднесите к отверстию, пламя должно как бы потянуться в сторону канала. Если этого не произошло и пламя ровное, значит, вентиляционный канал засорён и требует прочистки. Для этого необходимо обратиться в специальные жилищно-коммунальные службы.
Искать на сайте
Ключом на 8 откручиваем крепление воздухозаборника и демонтируем его. Именно такой вариант подключения на моей Газели.
Поэтому если у вас возникнет потребность в каком-либо другом, не описанном ниже, варианте — пишите мне на почту trs mail.
Подключение вентилятора можно выполнить несколькими способами: например, через замок зажигания или через датчик температуры охлаждающей жидкости.
При использовании двух аналогичных вентиляторов эта схема выигрыша по эффективности охлаждения не дает. Схема включения вентилятора охлаждения инжекторного двигателя.
Читайте дополнительно: Какие специалисты проводят энергоаудит
АВТОЭЛЕКТРИК
Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ с инжекторным двигателем работает за счёт электронного контроллера управления двигателем. А рядом висит синий провод с плоской фишкой, на котором тоже ничего не прозванивается У меня есть подозрение, что кто-то до меня наколхозил с проводкой. Наличие нескольких каналов управления по температуре дает довольно широкие возможности для конструирования системы охлаждения.
Так же простая схема на одном реле. Отключаем колодку проводов на разъеме вентилятора. Так что довольствуемся тем что есть.
Навигация по записям
Рассмотрим не только принцип работы, но и вариант подключения с возможностью принудительного включения вентилятора системы охлаждения ВСО. Если же у Вас радиатор старого образца, либо Лузаровский универсальный, то патрубок резать не надо. Схема включения вентилятора охлаждения инжекторного двигателя. Он подошел по резьбе но у него другая фишка.
Схема 1. Несмотря на всю важность такого устройства, оно обладает достаточно простой конструкцией и обычно состоит из трех основных элементов: крыльчатки как правило, имеет четыре лопасти, но их может быть и больше , кожуха и привода вентилятора. Правда замечу, что в жаркую погоду они вообще не выключались. Как сделать проводку вентилятора охлаждения ВАЗ 2109. Самая простая схема.
Сколько стоит датчик?
Стоимость датчика зависит от его типа и марки автомобиля.
Наименование | Цена, руб |
Биметаллический для отечественных автомобилей | от 250 до 400 |
Датчик для бюджетных иномарок | от 700 до 1500 |
Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар |
Стоимость датчиков на некоторые виды транспортных средств может доходить до 3-6 тыс. рублей.
Поиск неисправностей вентилятора и способы их устранения
Для снижения себестоимости и достижения низкого уровня шума во время работы в электродвигателях вентиляторов устанавливают подшипники скольжения. В результате через пару лет эксплуатации смазка вырабатывается, и это является самой распространенной причиной поломок вентиляторов.
Таблица неисправностей вентиляторов и рекомендации по их ремонту | |||
Внешнее проявление неисправности | Возможная причина неисправности | Поиск неисправности | Способ ремонта |
Вентилтор через некоторое время после нормальной работы отключается и через время опять включается | Срабатывает самовосстанавливающийся термопредохранитель от перегрева обмоток | Проверить свободу вращения крыльчатки, разобрать вентилятор и осмотреть обмотки статора на предмет почернения | Смазать подшипники, перемотать обмотку |
Вентилятор включается, но лопасти вращаются медленно | Загустела или выработалась смазка в подшипниках электродвигателя | При недостаточной смазке подшипников при работе вентилятор издает повышенный акустический шум и может появиться запах гари от перегрева обмоток электродвигателя | Необходимо разобрать вентилятор и смазать подшипники скольжения машинным маслом |
Механический износ подшипников электродвигателя из-за отсутствия смазки. При этом зачастую наблюдается вибрация крыльчатки относительно центра вращения | Покачать крыльчатку относительно центра в стороны. Если люфт составляет более 0,5 мм, значит подшипник изношен | Заменить подшипник новым | |
Вентилятор не запускается, лопасти не вращаются | Шнур не вставлен в розетку | Проверить | Вставить вилку шнура в розетку |
Нет напряжения в розетке | Проверить наличие напряжения в розетке с помощью исправного электроприбора | Подключить вентилятор к исправной розетке | |
Неисправен сетевой шнур | Проверить внешним осмотром вилку и шнур на наличие механических повреждений, проверить мультиметром целостность проводов шнура | При неисправности заменить сетевую вилку или шнур | |
Неисправен выключатель или переключатель скорости. Разрядилась батарейка в пульте управления | Необходимо вскрыть Вентилятор и прозвонить мультиметром выключатель. При включенном положении сопротивление между контактами включателя должно быть равно нулю | В случае неисправности выключателя его заменить. Если нет под рукой, то можно закоротить контакты выключателя, а выключать вентилятор вынимая вилку из розетки | |
Вентилятор при включении гудит и нагревается | Заклинило вал ротора из-за выработки или загустения смазки | Разобрать вентилятор, промыть растворителем и смазать подшипники | |
Вентилятор при включении гудит и нагревается | Обрыв пусковой обмотки или конденсатора. | Провернуть крыльчатку рукой, если завращается, значит заменить коденсатор или попробовать найти место обрыва пусковой обмотки | |
Обрыв обмоток ротора | Проверить внешним осмотром обмотки на наличие механических повреждений и локальных потемнений, проверить мультиметром целостность обмоток | Если обрыв обмотки внешним осмотром найти не удалось, то придется ее перематывать, что экономически нецелесообразно | |
Сработал термопредохранитель от перегрева электродвигателя по причине его неисправности | Проверить мультиметром целостность термопредохранителя. Его сопротивление должно быть равно нулю. Для проверки при отсутствии прибора можно его выводы временно закоротить | Если обнаружен обрыв термопредохранителя, то его заменить исправным. Если новый термопредохранитель опять перегорит при непродолжительной работе вентилятора, значит неисправен электродвигатель |
Для надежной работы вентилятора рекомендуется перед каждым сезоном эксплуатации разбирать его и смазывать подшипники машинным маслом. Но это никто не делает, в их числе и я. Обычно смазкой занимаются, когда лопасти перестали вращаться или вентилятор стал сильно шуметь.
Преимущества
Ванная комната относится к помещениям с повышенной влажностью воздуха. А лишняя влага ведёт к появлению грибков и плесени, различных неприятных насекомых, типа сороконожек и мокриц. Если ванная комната больших размеров, она может быть оборудована различной мебелью (шкафы и полочки), а повышенная влажность вызывает расслоение материалов. Также в ванных комнатах имеются металлические конструкции (полотенцесушители, держатели полотенец и туалетной бумаги), влага ускоряет их ржавление.
Также влажность зачастую сопровождается неприятным запахом сырости. А ещё хуже бывает, когда соседи снизу курят в ванной комнате, а вентиляционный канал доносит эти запахи к вам.
А ещё постоянно собирается конденсат на зеркалах и стенах, что может привести к преждевременному разрушению кафеля.
Естественная вентиляция не всегда справляется с влажностью и «ароматами» в ванной, иногда её дополнительно усиливают при помощи вытяжных систем. Одним из таких вариантов и является вентилятор.