Трехфазному двигателю наличие пусковой обмотки излишний элемент. Потребляя 380 вольт, врубается в сеть непосредственно, катушки статора сфазированы определенным образом. Требуется запуск от сети 230 вольт — умельцы начинают химичить. Появляются схемы звезды, треугольника, использующие конденсатор, обеспечивающий сдвиг напряжения на 90 градусов в произвольной обмотке относительно двух оставшихся. Первая выполняет роль пусковой, конденсатор должен отключаться, когда двигатель наберет обороты. Фактически из трехфазного мотора получается двухфазный. Конечно, можно сделать блок питания, выдающий три синусоиды, сдвинутые на 120 градусов друг относительно друга искусственным путем. Пускозащитное реле холодильника вторит принципами работы асинхронных двигателей, служит реализации функций, заложенных названием.
Запуск асинхронного двигателя однофазной сетью 230 вольт
Напряжение 380 вольт – три фазы по 230 вольт каждая, оба случая рассматривают действующее значение. Вызывающее на пассивном сопротивлении аналогичный тепловой эффект. Переменное напряжение непрерывно меняется, цифру усредняют по времени. Результат называют действующим (эффективным) значением величины.
Чтобы двигатель асинхронного типа работал правильно, поле статора должно вращаться. Легко обеспечить (доказано Николой Тесла): на три обмотки подать соответствующие фазы. Происходит векторное сложение полей. Результирующий вектор плавно вращается, увлекая ротор. КПД трехфазных двигателей сети 380 В максимальный из прочих разновидностей, типов включений. В промышленности применяется непривычный жилому дому вольтаж. Может жилец получить 380 В? Гипотетически – да. Профессиональный электрик найдет три фазы, сдвинутые друг относительно друга на нужный угол (120 градусов).
Многоэтажки питаются сетью 380 вольт. Квартира получает 1 фазу. Редкие исключения ограничиваются современными многоэтажками. Некоторые образчики бытовой техники (кухонные плиты) питаются двумя фазами. Мера обеспечивает снижение требований к электрической проводке квартиры.
Фаза одна. Вращение поля невозможно принципиально. Движение получают, складывая минимум два вектора. Приходится использовать услуги конденсатора, сдвигающего напряжение на 90 градусов. Фактически при схеме звезды или треугольника одна обмотка выполняет роль пусковой, заставляет поле вращаться. В дальнейшем величина меняется линейно, поскольку двигатель набрал обороты, инерции хватит сохранить вращательное движение. Переменное поле будет ритмично толкать ротор в нужном направлении. Плавность уступает результирующей сложения трех векторов, функционированию домашней бытовой техники хватает.
Почему квартиры лишены трехфазного напряжения. Работа с ним требует глубоких знаний, отличных практических навыков. 230 вольт любой домохозяйке поможет подвести розетку. Одна фаза и земля (нейтраль). Думать не надо. Формулировка утрирована, но близка смыслу реального положения дел. Теряем КПД, получаем взамен простоту.
Что делает пусковая обмотка. Двигатель не войдет в рабочий режим, создает второй вектор, который в первом приближении позволяет считать поле внутри двигателя вращающимся. Неровного круга сдвинуть, раскрутить ротор хватает. Обороты набраны, пусковая катушка должна быть отключена, толку минимум, энергия тратится немалая, снижая КПД устройства.
Запуск однофазного асинхронного электродвигателя
По своей сути моторы компрессоров, установленных в современные холодильники, представляют собой однофазные асинхронные электродвигатели с пусковой обмоткой. Их основными компонентами являются вращающийся ротор и стационарный статор.
Ротор представляет собой полый цилиндр, выполненный из токопроводящего материала или содержащий короткозамкнутую проводку.
Статор включает две обмотки: рабочую (основную) и пусковую (стартовую). Они взаиморасположены под углом 90 градусов, либо имеют противоположное направление намотки – так называемый «бифиляр».
Переменный ток, проходя по основной обмотке, создает магнитное поле с изменяющимся вектором.
Пульсирующее поле можно разложить на два, вращающихся с одинаковым периодом, но в противоположных направлениях. Так легче понять физическую сущность процесса воздействия на ротор
Если ротор не статичен, то по закону электромагнитной индукции двигатель будет развивать или тормозить вращающий момент, так как скольжение относительно прямо- и обратнонаправленного магнитного потока отличается.
Поэтому для поддержания движения достаточно переменного тока, проходящего по рабочей обмотке.
Если ротор неподвижен, то при одинаковом скольжении относительно магнитных потоков результирующий электромагнитный момент будет равен нулю. В этом случае необходимо создать пусковой момент. Для этого и нужна стартовая обмотка.
Токи в обмотках должны быть сдвинуты по фазе, поэтому в двигатель внедряют фазосмещающий элемент – регистр, дроссель или конденсатор. После достижения ротором необходимого вращения, подача электричества на стартовую обмотку прекращается.
Таким образом, для старта однофазного асинхронного электродвигателя необходимо прохождение тока по двум обмоткам, а для поддержания вращения ротора – только по рабочей.
Для регулирования этого процесса в цепи перед компрессором холодильника и устанавливают пусковое реле.
Реле располагают близко от компрессора и таким образом, чтобы его можно было легко снять. Именно с проверки этого узла начинают, когда двигатель работает проблемно
Принцип действия пускозащитного реле
Пусковую катушку нужно отключить, когда обороты набраны. В момент старта обмотки потребляют большой ток, эффект позволяет отследить момент перекоммутации. Пусковое реле холодильника выполняет защитные функции (не всегда). Опцию реализует разогрев чувствительного элемента электрическим током. Порог превышен — цепь разрывается, невзирая, достигнут нужный режим холодильника согласно показаниям термостата или нет. Придумано две схемы работы пускового реле (одновременно может быть защитным):
- «Таблетки» работают на основе материала, расширяемого нагревом. Изначально рабочий элемент холодный, пусковая обмотка потребляет ток, обеспечивая плавный пуск асинхронного двигателя. Постепенно температура таблетки поднимается, вызывая размыкание контакта, включенной остается рабочая катушка. Полагаем, для поддержания режима внутри реле установлен механизм предотвращения охлаждения таблетки. Дроссель рабочей обмотки, греющий элемент. Если таблеточное реле ломается, часто внутри можно услышать шорох рассыпавшегося порошка, изменяя положение корпуса прибора.
- Индукционные реле основаны на действии электромагнитов. При запуске ток большой и за счет этого сердечник прижимает контакты пусковой катушки. Со временем потребление двигателя падает. В результате сила тока уже не уравновесит пружину, контакты пусковой катушки размыкаются. Обратите внимание: важно сориентировать реле в пространстве правильно. Часто сердечник падает, увлекаемый действием силы тяготения. Зато и тестировать такие элементы гораздо проще: повертите из стороны в сторону, чтобы контакты пускового реле изменяли сопротивление от нуля до бесконечности.
С таблетками часто идут в одном корпусе тепловые реле на биметаллической пластине. Через него проходит ток рабочей катушки. Как только величина превысит порог срабатывания, то контакты размыкаются, останавливая компрессор. Схема реле холодильника биметаллического типа основана на нагреве чувствительного элемента. В этом нет ничего сложного! Две пластины приварены друг к другу плотно. Коэффициент расширения металлов в них различен. Когда происходит нагрев двойная пластина изгибается в сторону материала, который меньше удлиняется. Становится возможным срабатывание реле. Такая схема часто применяется бытовой техникой.
Онлайн расчет емкости конденсатора мотора
Введите данные для расчёта конденсаторов — мощность двигателя и его КПД
Есть специальная формула, по которой можно высчитать требуемую емкость точно, но вполне можно обойтись онлайн калькулятором или рекомендациями, которые выведены на основании многих опытов:
Рабочий конденсатор берут из расчета 0,8 мкФ на 1 кВт мощности двигателя; Пусковой подбирается в 2-3 раза больше.
Конденсаторы должны быть неполярными, то есть не электролитическими. Рабочее напряжение этих конденсаторов должно быть минимум в 1,5 раза выше, чем напряжение сети, то есть, для сети 220 В берем емкости с рабочим напряжением 350 В и выше. А чтобы пуск проходил проще, в пусковую цепь ищите специальный конденсатор. У них в маркировке присутствует слова Start или Starting.
Пусковые конденсаторы для моторов
Эти конденсаторы можно подбирать методом от меньшего к большему. Так подобрав среднюю емкость, можно постепенно добавлять и следить за режимом работы двигателя, чтобы он не перегревался и имел достаточно мощности на валу. Также и пусковой конденсатор подбирают добавляя, пока он не будет запускаться плавно без задержек.
При нормальной работе трехфазных асинхронных электродвигателей с конденсаторным пуском, включенных в однофазную сеть предполагается изменение (уменьшение) емкости конденсатора с увеличением частоты вращения вала. В момент пуска асинхронных двигателей (особенно, с нагрузкой на валу) в сети 220 В требуется повышенная емкость фазосдвигающего конденсатора.
Конструкция пускозащитного реле
Пускозащитное реле напоминает внешним видом таблетку или неопределенной формы. Это такой маленький элемент, находящийся непосредственно возле черного бочкообразного корпуса компрессора. Не задумывались, почему такой цвет сажи выбран окраской сердца холодильника?
Ответ прост: черный поглощает тепло, но также хорошо и излучает. В какую сторону движется процесс, определяет направление перепада температур компрессора и окружающей среды. Когда мотор горячий, то черный корпус отдает тепло воздуху. Кроме того неподалеку присутствует вентилятор, создающий принудительное охлаждение компрессора.
Схема коммутации пускозащитного реле холодильника:
- Два входа:
- Фаза 220 В.
- Земля.
- Три выхода:
- Пусковая обмотка асинхронного двигателя компрессора.
- Рабочая обмотка асинхронного двигателя компрессора.
- Земля.
Обычно узнать, что и куда подключается, можно по цвету проводов. В любом случае ремонт следует проводить осторожно. Землю компрессора проще узнать, если соскоблить чуть-чуть краски с корпуса, прозвонить три контакта. Но этот метод оставляется напоследок, когда остальные не помогли.
Индукционные пускозащитные реле ДХР крепятся на неподвижную раму и работают в паре с компрессорами ДХМ. После обозначения может идти цифра, которая одинакова у обоих устройств. Различие конструкций в рабочем напряжении и токах срабатывания и отпускания. Для ускорения разрыва цепи при перегреве за биметаллической пластиной расположен магнит. Если металл попадает в поле действия, то срабатывание системы ускоряется. Магнит служит и для того, чтобы удержать биметаллическую пластину с разомкнутым контактом чуть дольше, чем нужно для нормализации температуры. Это дополнительная защитная мера.
Индукционное реле компрессора холодильника РТП отличается тем, что может находиться и на проводе. Не обязательно крепить к раме. Работа ведется с компрессорами ДХМ 3 и 5. Отличие от ДХР в несколько меньшем токе срабатывания. Это позволит надежнее защитить компрессор. Ток отпускания такой же. Умельцы используют холодильные компрессоры, изготавливая аппараты высокого давления, ресиверы. Накачивают шины, используют пневматическое оборудование.
Прежде чем купить реле для холодильника, убедитесь, что изделие соответствует типу компрессора. Затем элемент необходимо правильно установить. Лучше брать именно ту марку, которая имелась до ремонта. Если реле холодильника Бирюса оснащена типом РТК, лучше такое и брать, несмотря на то, что для двигателя ДХМ подойдут также и РТП, и ДХР. Совместимость устройств помогут определить справочные таблицы. Указывают необходимые технические сведения.
Холодильник считается самым распространенным бытовым прибором, который устанавливается дома для хранения продуктов питания. Он представлен сочетанием большого количества различных узлов. Реле холодильника отвечает за работу компрессора и электрического двигателя. Как и многие другие элементы, рассматриваемый может выйти из строя. Поэтому важно уделить внимание его эксплуатационным характеристикам.
Технические характеристики реле «Звезда-Треугольник»
Параметры можно посмотреть в таблице:
Параметры реле F&F PCG-417
Много обсуждать нет смысла, отмечу лишь некоторые моменты.
У реле два напряжения питания (220 и 24 В), что очень удобно в реалиях – исходя из этого напряжения, можно выбрать напряжение катушек контакторов. Либо наоборот – имея конкретные контакторы на 24 В (AC/DC) или на 220 В (АС), можно подключить нужное питание реле.
Максимальный ток выходных контактов реле – 8 А, но для реальной нагрузки (катушек контактора), имеющей реактивный характер, выходной ток нужно ограничить значением 2 А. Для особо мощных контакторов придётся использовать промежуточные реле. Ещё замечание. В инструкции указано, что «Изделие должно использоваться по его прямому назначению». Однако, в той же инструкции рассмотрены в качестве нагрузок к этому реле энергосберегающие и люминесцентные лампы…
Время разгона в схеме «Звезда» можно регулировать плавно в пределах от 1 с до 1000 с (16 минут), а время паузы (переключения) меняется ступенчато, в зависимости от времени разгона. Подробнее ниже.
Обращаю внимание таких въедливых читателей, как я – что такое «сек» и «мсек»? Если это единицы измерения времени, то таких единиц нет в списке единиц системы СИ. Считаю это недочетом для серьезной технической документации.
Устройство и как работает
Реле в холодильнике считается важным элементом, который отвечает за правильное питание установленного асинхронного двигателя. Особенности устройства заключаются в следующем:
- Поле, находящееся внутри устройства двигателя, должно обязательно вращаться. Проверить это можно только при подаче на три обмотки фазы правильного значения. Для обеспечения подобных условий требуется трехфазная сеть 380В, но в бытовых условиях она не встречается. Пускозащитное реле холодильника устанавливается в случае питания устройства от двухфазной сети.
- Вращение поля возможно только при наличии двух векторов. Для смещения поля требуется компрессор, который обеспечивает сдвиг напряжения на 90 градусов. В этом случае плавный пуск практически невозможен, однако создаваемых условий достаточно для бесперебойной работы устройства.
- Создается второй вектор, благодаря которому поле начинает вращаться. Создаваемой силы достаточно для раскрутки ротора. Для повышения эффективности установки и экономии энергии катушка отключается.
Работает устройство по простой схеме, пусковое реле холодильника может прослужить долго. Принцип действия характеризуется следующими особенностями:
- Пусковое реле для компрессора холодильника в начале работы определяет максимальный показатель энергопотребления. При этом подобное устройство применяется в качестве дополнительной защиты, устанавливается тепловое реле, при нагреве основного элемента происходит разрыв цепи.
- Устройство характеризуется различными принципами работы. После прохождения промежутка времени происходит нагрев основной части и отключение реле, за счет чего снижается показатель энергопотребления.
Реле мотора может классифицироваться по конструктивным признакам. Наибольшее распространение получили нижеприведенные варианты исполнения:
- Таблетки. Подобное исполнение пускового реле изготавливается при применении вещества, которое способно расширяться при нагреве. На момент пуска двигателя устройство холодное, но по мере работы оно нагревается. Постоянное повышение температуры приводит к размыканию цепи, рабочей остается только катушка.
- Индуктивное реле. Это устройство работает по принципу взаимодействия двух электромагнитов. Максимальное количество тока, которое подается, приводит к взаимодействию сердечника и контакта пусковой катушки. Если сила тока падает, то соединение ослабляется.
- Реле компрессора с биметаллическими пластинами. Этот вариант исполнения размыкает контакт практически сразу после повышения температуры.
Реализация защиты токового типа
Асинхронный мотор представляет собой сложный электрический прибор, который подвержен поломкам. Если произойдет короткое замыкание, то сработает автоматический выключатель, установленный в распределительном щите.
При отказе вентилятора, который охлаждает обмотку и механические подвижные элементы, среагирует встроенная тепловая защита компрессора.
Внутренняя тепловая защита электродвигателя основана на позисторах. Она реагирует на общее изменение температуры внутри устройства, которое может иметь как внутренние, так и внешние причины
Однако может возникнуть ситуация, когда мотор длительное время (более 1 секунды) начинает потреблять ток больше номинального в 2-5 раз. Чаще всего это происходит при незапланированной нагрузке на валу, возникающей из-за заклинивания двигателя.
Сила тока возрастает, однако не достигает значений короткого замыкания, поэтому автомат не сработает. Причин отключения у тепловой защиты тоже нет, так как температура за такой короткий промежуток времени не изменится.
Единственный способ оперативно среагировать на возникшую ситуацию и избежать оплавления рабочей обмотки – срабатывание токовой защиты, которая может быть установлена в разных местах:
- внутри компрессора;
- в отдельном токозащитном реле;
- внутри пускового реле.
Устройство, сочетающее функции включения пусковой обмотки и токовой защиты двигателя называют пускозащитным реле. Большинство компрессоров холодильников комплектуют именно таким механизмом.
Действие токовой защиты основано на трех принципах:
- при увеличении силы тока возрастает сопротивление, что приводит к нагреву токопроводящего материала;
- под действием температуры происходит расширение металла;
- термический коэффициент расширения для разных металлов отличается.
Поэтому используют биметаллическую пластину, которая сварена из металлических листов с отличающимися коэффициентами расширения. Такая пластина изгибается при нагреве. Один ее конец фиксируют, а второй, отклоняясь, размыкает контакт.
Для нагрева биметаллического размыкателя обычно располагают рядом спираль, через которую проходит электричество. Хотя иногда реализуют «прямой» вариант в виде токопроводящей пластины
Пластина рассчитана на температурное реагирование при прохождении тока определенной силы. Поэтому при замене пускозащитного реле необходимо проверить его совместимость с установленной моделью компрессора.
Где находится и как проверить
У холодильника могут устанавливаться самые различные реле. Находится подобное устройство на самых различных участках системы, все зависит от конструктивных особенностей. При проверке учитывается следующее:
- Замена реле в холодильнике проводится с учетом того, что устройство находится на проводе без жесткого крепления к раме. При этом защитное устройство располагается в непосредственной близости от компрессора. На работоспособность не оказывает влияние размещение этого элемента.
- Проверка проводится при применении мультиметра. Показатели указывают на неисправности устройства.
Если провести самостоятельную проверку, то можно выполнить ремонт при незначительных неисправностях. Проверить реле нужно в случае появления сильного шума или других признаков.
Неисправности и их устранение
Ремонт холодильника своими руками проводится не всегда, так как для этого требуется небольшой набор инструментов и расходных материалов. Если реле сгорело, то есть вероятность выхода из строя установленного мотора или компрессора.
В случае, когда компрессор исправен и не включается по команде, есть вероятность отсутствия напряжения на пусковой обмотке. Ремонтировать холодильник можно только после подробного изучения того, какая причина привела к появлению подобной проблемы. Фактор может заключаться в следующем:
- Разрыв электрической цепи.
- Проблема, заключающаяся в контактной планке.
- Срабатывание защиты, после чего активный элемент не возвращается в исходное положение.
Если холодильник включается на 20 секунд, а затем быстро выключается, то это указывает на быстрое срабатывание защитного механизма. Причина может заключаться в неисправности терморегулятора или защитного механизма. Наиболее распространены следующие проблемы:
- Для включения устройства проводится подача энергии, срабатывание происходит по причине проблем в рабочей обмотке установленного двигателя.
- В реле не происходит размыкание контактов в цепи стартовой обмотки.
- Защитный механизм имеет дефекты. Ложное срабатывание происходит даже при незначительном дефекте.
Проблемы с контактной планкой распространены, встречаются на многих моделях холодильника. При этом выделяют два случая:
- Не происходит пропуск тока в случае замыкания контактов.
- Залипание планки, когда подвижный элемент не опускается.
Искривление положения планки приводит к тому, что холодильник перестает работать. В большинстве случаев проводится замена всего устройства, ремонт предусматривает замену основных элементов, которые достаточно сложно встретить в продаже.
Устранение неисправности часто связано с заменой всего элемента. Реле – несложное устройство, причин выхода из строя много:
- Заклинивание подвижной контактной группы. Это приводит к тому, что два подвижных элемента не замыкают или размыкают цепь.
- Выход из строя нагревательного элемента обмотки. Воздействие окружающей среды может стать причиной изменения свойств используемого материала при изготовлении.
При проверке устройства нужно провести визуальный осмотр. Следы обгорания или оплавления провода могут указывать на то, что реле нужно заменить. Ослабление крепления устройства указывает на отсутствие контакта. Коррозия или окись становятся причиной существенного уменьшения проводимости, для устранения неисправности достаточно провести механическое удаление.
Как заменить
Замена реле в холодильнике проводится в сервисном центре или самостоятельно в домашних условиях. Для проведения работы требуется тестер и отвертка, которой выполняется демонтаж элемента.
Как снять
Самостоятельно снять устройство можно с учетом нижеприведенных моментов:
- Перед проведением любых работ устройство должно быть отключено от сети, после чего нужно подождать некоторое время для обесточивания всей системы.
- Тип РТП снимается путем простого отсоединения контактов. Реле на холодильник для пуска двигателя часто устанавливается без изоляции контактов, что становится причиной появления окиси на контактах. Поэтому могут возникнуть проблемы с демонтажем.
- Заменить устройство можно с учетом того, каким образом оно крепится. Применяются заклепки, винты и защелки. Выкрутить винты можно отверткой, защелки отжимаются.
Тип применяемого метода крепления во многом зависит от модели холодильника. Заменить механизм можно самостоятельно только путем подбора реле с учетом характеристик оборудования.
Какое реле выбрать и сколько стоит деталь
Проведя проверку механизма, часто можно обнаружить, что нужно провести его полную замену. Пусковое реле холодильника выбирается с учетом нижеприведенных моментов:
- Технических характеристик, которые указываются в инструкции по эксплуатации.
- По параметрам установленного двигателя.
- Механизм продается по различной цене: от 500 до 3000 рублей.
Производители указывают то, какие должны устанавливаться механизмы.
Как подключить
Подключить к компрессору можно самостоятельно. Работа проводится по следующей схеме:
- Вынимается вилка из розетки.
- Вывинчиваются винты, которые крепят мотор.
- Панель снимается и отодвигается.
- Защелки механизма отжимаются.
- Неисправная деталь удаляется.
- Отсоединяются контакты. Схема реле может существенно отличаться, поэтому рекомендуется провести маркировку проводов.
После этого проводится установка исправного устройства. Сложная схема подключения предусматривает подключение дополнительных проводов, за счет которых осуществляется управление устройством.
Если холодильник работает не стабильно и проверяли реле, есть вероятность выхода из строя одного из важных узлов. Невысокая стоимость механизма позволяет заменить его быстро и без существенных затрат. На момент установки нового устройства нужно быть аккуратным, так как неправильное подключение может привести к неисправности.
Временная диаграмма работы
Потихоньку подбираемся к сути. Сейчас будет подробно рассказан алгоритм работы устройства.
Временная диаграмма на основе предыдущей статьи:
Диаграмма работы реле “Звезда-Треугольник”
Что изменилось по сравнению со схемой на реле времени? Добавилась пауза между «Звездой» и «Треугольником», 75 или 150 мс.
Та же диаграмма, в инструкции к реле:
Диаграмма работы из инструкции к реле “Звезда-Треугольник”
На диаграммах показано условно подача питания и включение внутренних реле (выходов «Звезды» и «Треугольника»). Реле имеют два дискретных состояния – «включено» и «выключено». Странно, что на третьем графике во время паузы реле «Треугольника» включено «чуть-чуть». Что это может означать?
Такая же диаграмма приведена боковой стороне устройства:
Сторона реле с диаграммой и схемой
Реле треугольника на время паузы тоже включается «чуть-чуть», а сама пауза обозначена неведомой единицей измерения «msek». Интересно, в каких университетах обучался дизайнер, написавший это? Считаю это непрофессионализмом.
Итак, согласно диаграмме, при подаче питания на реле (U) запускаются одновременно общий контактор КМ1 и контактор «Звезды» КМ2 (перевернутая «Y»).
Это длится в течение времени, устанавливаемое пользователем. Далее, после истечения этого времени выключается контактор КМ2, и наступает пауза 75 или 150 мс, длительность которой также можно выбрать. Во время паузы на двигатель подается напряжение через общий контактор КМ1, но ток не идёт, т.к. цепь разорвана. Благодаря инерционности двигателя, пауза не оказывает никакого влияния на скорость вращения.
После окончании паузы включается контактор КМ3, и двигатель включается в «Треугольник», легко выходя на номинальный режим.
Разновидности
Реле может быть пусковым или пускозащитным. Первое защищает только от превышения количества рабочих оборотов, а второе способно предотвратить проблемы, которые могут возникнуть и от чрезмерного повышения температуры.
Пускозащитное реле считается более приемлемым вариантом, поэтому его внедряют в конструкцию холодильника Бирюса (Индезит, Атлант, Стинол) гораздо чаще, чем пусковое. Многие заменяют первый вариант на второй сразу после приобретения нового агрегата.
Осуществить эту процедуру реально при наличии соответствующего опыта и специальных знаний, в частности, необходимо понимать электронику. В крайнем случае можно обратиться к профессионалу.
Неполадки в пусковом реле
Подозрения в нарушении работы данного элемента возникают при:
- отказе мотора холодильника Индезит (Бирюса, Стинол) в запуске;
- самопроизвольном отключение мотора в агрегате после непродолжительного периода работы.
Причиной этих проблем может быть заклинивание контактов или ослабление пружин. И то, и другое напрямую зависит от пускового реле компрессора.
Узнать, как функционирует эта важная деталь, вполне возможно. Если в холодильнике установлено позисторное реле, то достаточно послушать как оно «звучит». Звук пересыпающегося порошка говорит о полной бесполезности применения данного реле, так как «таблетка», которая отвечала за проводимость, попросту рассыпалась. В этом случае поможет только окончательная замена.
Пусковое реле компрессора теплового типа способом, описанным выше, проверить нельзя. Здесь понадобиться специальный прибор под названием тестер. Между контактами работоспособного элемента устанавливается сопротивление, равное нулю.
Предназначение пускового реле
Реле предназначено для того, что предотвращать перегрев мотора. Двигатель холодильника не способен запускаться без дополнительной пусковой обмотки компрессора, которая смещена по сравнению с рабочей на 90 градусов.
В современных холодильниках установлено две разновидности реле. В функциях пускового запуск двигателя, а пускозащитное реле препятствует выходу агрегата из строя из-за причин, указанных выше. Также оно после включения мотора отправляет сигнал о возвращении пусковой обмотки в первоначальное положение. Таким образом вероятность поломки холодильника существенно уменьшается. На сегодняшний день в магазинах, специализирующихся на запчастях для подобных агрегатов, реально найти универсальные реле.
Однофазный электродвигатель с пусковой обмоткой
Однофазные двигатели, снабженные пусковой обмоткой, помимо прочего снабжаются парой контактов, ведущих к концевому центробежному выключателю. Миниатюрное устройство обрывает цепь, когда вал раскручен. Пусковая обмотка катализирует начальный этап. Дальнейшим действием будет мешать, снижая КПД двигателя. Принято конструкцию называть бифилярной. Пусковая обмотка наматывается двойным проводом, снижая реактивное сопротивление. Помогает уменьшить емкость конденсатора – критично. Ярким примером однофазных двигателей асинхронного типа с пусковой обмоткой выступают компрессоры бытовых холодильников.
Но не всегда, встречаются электродвигатели с пусковой обмоткой и на станках, например: нождачный станок, в народе нождак. Имеем двигатель с пусковой обмоткой и рабочей обмоткой. Две обмотки нужны для того, что бы вызвать вращение ротора однофазного двигателя. Самые распространенные двигатели такого типа можно разделить на две группы: однофазные двигатели с пусковой обмоткой и двигатели с рабочим конденсатором.
Рабочая и пусковая обмотки однофазного двигателя
У двигателей первого типа пусковая обмотка включается через специальный кнопочный пост ПНВС или конденсатор, пускозащитное реле только на момент пуска и после того как двигатель развил нормальную скорость вращения, она отключается от сети. Двигатель продолжает работать с одной рабочей обмоткой. в случае если пуск осуществляется конденсатором, величина конденсатора обычно указывается на табличке-шильдике двигателя и зависит от его конструктивного исполнения.
То есть если вспомогательная обмотка однофазного двигателя пусковая, ее подключение будет происходить только на время пуска, а если вспомогательная обмотка конденсаторная, то ее подключение будет происходить через конденсатор, который остается включенным в процессе работы двигателя. Но это уже другая история.
В некоторых конструкциях ставят центробежный выключатель, который при достижении определенной скорости вращения размыкает контакты.
А теперь несколько примеров, с которыми вы можете столкнуться:
Если у двигателя 4 вывода, то найдя концы обмоток и после замера, вы теперь легко разберетесь в этих четырех проводах, сопротивление меньше – рабочая, сопротивление больше – пусковая.
Подключается все просто, на толстые провода подается 220в. И один кончик пусковой обмотки, на один из рабочих. На какой из них разницы нет, направление вращения от этого не зависит. Так же и от того как вы вставите вилку в розетку. Вращение, будет изменятся, от подключения пусковой обмотки, а именно – меняя концы пусковой обмотки.
Следующий пример. Это когда двигатель имеет 3 вывода. Здесь замеры будут выглядеть следующим образом, например – 10 ом, 25 ом, 15 ом. После нескольких измерений найдите кончик, от которого показания, с двумя другими, будут 15 ом и 10 ом.
Это и будет, один из сетевых проводов. Кончик, который показывает 10 ом, это тоже сетевой и третий 15 ом будет пусковым, который подключается ко второму сетевому через конденсатор.
В этом примере направление вращения, вы уже не измените, какое есть такое и будет. Здесь, чтобы поменять вращение, надо будет добираться до схемы обмотки.
Еще один пример, когда замеры могут показывать 10 ом, 10 ом, 20 ом. Это тоже одна из разновидностей обмоток. Такие, шли на некоторых моделях стиральных машин, да и не только.
В этих двигателях, рабочая и пусковая – одинаковые обмотки (по конструкции трехфазных обмоток). Здесь разницы нет, какой у вас будет рабочая, а какая пусковая обмотка. Подключение пусковой обмотки однофазного двигателя, также осуществляется через конденсатор.
Электромоторы этого типа находят применение в основном в маломощных устройствах:
- Бытовой технике. (холодильники)
- Вентиляторах низкой мощности.
- Насосах.
- Компрессорах.
- Станках для обработки сырья и т. п.
Выпускаются модели с мощностью от 5 Вт до 10 кВт.
Значения КПД, мощности и пускового момента, у однофазных моторов существенно ниже, чем у трехфазных устройств тех же размеров. Перегрузочная способность также выше у двигателей с 3 фазами. Так, мощность однофазного механизма не превышает 70% мощности трехфазного того же размера.
Характеристики пусковой обмотки. По сравнению с рабочей, пусковая обмотка обладает меньшим сечением токопроводящего проводника, обусловленного меньшей нагрузкой и количеством витков. Следовательно, во вспомогательной обмотке имеет место большее активное сопротивление (токовая плотность), как правило, порядка 30 Ом при сопротивлении рабочей обмотки 10-13 Ом.
Обычно из двигателя с пусковой обмоткой выходит 4 конца, два провода потоньше и два потолще, вот те которые тоньше это пусковая обмотка!
Что бы изменить направление вращения электродвигателя, нужно поменять местами концы пусковой обмотки!
Устройство:
- Фактически имеет 2 фазы, но работу выполняет лишь одна из них, поэтому мотор называют однофазным.
- Как и все электромашины, однофазный двигатель состоит из 2 частей: неподвижной (статор) и подвижной (ротор).
- Представляет собой асинхронный электромотор, на неподвижной составляющей которого имеется одна рабочая обмотка, подключаемая к источнику однофазного переменного тока.
К сильным сторонам двигателя данного типа можно отнести простоту конструкции, представляющую собой ротор с короткозамкнутой обмоткой. К недостаткам – низкие значения пускового момента и КПД.
Главный минус однофазного тока – невозможность генерирования им магнитного поля, выполняющего вращение. Поэтому однофазный электромотор не запустится сам по себе при подключении к сети.
В теории электрических машин, действует правило: чтобы возникло магнитное поле, вращающее ротор, на статоре должно быть по крайней мере 2 обмотки (фазы). Требуется также смещение одной обмотки на некоторый угол относительно другой.
Во время работы, происходит обтекание обмоток переменными электрическими полями:
- В соответствии с этим, на неподвижном участке однофазного мотора расположена так называемая пусковая обмотка. Она смещена на 90 градусов по отношению к рабочей обмотке.
- Сдвиг токов можно получить, включив в цепь фазосдвигающее звено. Для этого могут использоваться активные резисторы, катушки индуктивности и конденсаторы.
- В качестве основы для статора и ротора используется электротехническая сталь 2212.
Принцип работы пусковых реле
Существует четыре типа реле, среди них:
Токовое
Как и где его можно подключить? Его применяют для двигателей, мощность которых не превышает 370 Вт. Взаимодействие обеспечивается благодаря последовательной связи катушки реле и рабочей обмотки двигателя. Из-за этого проволока, находящаяся в катушке, характеризуется определенным размером сечения.
При установке следует учитывать, что контакты у данного пускового реле компрессора должны быть разомкнуты, а их функционирование с якорем происходит под действием силы тяжести. Замыкание электрической цепи от регулятора к двигателю вызывает возникновение максимально возможной силы тока в катушке реле. Из-за этого происходит сдвиг фаз и запуск двигателя. В данной ситуации требуется защита двигателя от перенапряжения.
Реле пускозащитное РКТ схема — принцип работы
Полупроводниковое
От всех остальных он отличается наличием керамическим элементом, обладающего способами саморегуляции и проводимости. Чтобы подключить холодильник нужно пустить компрессор. Это вызывает повышение сопротивления керамической детали, в результате чего в пусковой обмотке происходит снижение силы тока до минимума (уровень миллиампер). Время запуска реле — 0.35 с. Данный тип пускового элемента используют в агрегатах, мощность которых не превышает 300 Вт.
Тепловое
Вариант токового пускового реле компрессора, не требующий наличия электромагнитной катушки. Источником становится тепло, которое вырабатывается электричеством. Для его сохранения в конструкции реле присутствует биометаллическая пластина, которая после взаимодействует с контактами (две замкнутые пары).
Реле напряжения
Функционирует словно электромагнит и состоит из катушки с проволокой небольшого диаметра, намотанной на сердечник. Контакты пускового реле закрытые, открываются только при непосредственном запуске холодильника в работу. Для внутренних соединений применяют клеммы под номером 125, в роли вспомогательных используют те, что обозначены номерами 4 и 6.
Схемы электрических соединений
Если вы разбираетесь в холодильных агрегатах Стинол, то есть способны отличить компрессор от испарителя или разобрать двигатель своими руками, тогда проблем со сменой пускового реле не будет. В противном случае даже не стоит рисковать, ведь одно неверное движение может стать причиной поломки холодильника, причем подключить и отремонтировать его потом будет практически невозможно.
Схема подключения однофазного двигателя через конденсатор
При подключении однофазного конденсаторного двигателя есть несколько вариантов схем подключения. Без конденсаторов электромотор гудит, но не запускается.
- 1 схема — с конденсатором в цепи питания пусковой обмотки — хорошо запускаются, но при работе мощность выдают далеко не номинальную, а намного ниже.
- 3 схема включения с конденсатором в цепи подключения рабочей обмотки дает обратный эффект: не очень хорошие показатели при пуске, но хорошие рабочие характеристики. Соответственно, первую схему используют в устройствах с тяжелым пуском, а с рабочим конденсором — если нужны хорошие рабочие характеристики.
- 2 схема — подключения однофазного двигателя — установить оба конденсатора. Получается нечто среднее между описанными выше вариантами. Эта схема и используется чаще всего. Она на втором рисунке. При организации данной схемы тоже нужна кнопка типа ПНВС, которая будет подключать конденсатор только не время старта, пока мотор «разгонится». Потом подключенными останутся две обмотки, причем вспомогательная через конденсатор.