Что такое клей, проводящий ток
Клей – это вязкое вещество, которое используется для соединения разнообразных материалов. Существует очень много видов клеев, каждый из них имеет свои особенности и свойства. Среди самых популярных можно выделить канцелярский (ПВХ для бумаг), линолеумный (для напольного покрытия), токопроводящий (для различных электрических схем и механизмов).
Фото — Токопроводящий клей.
Токопроводящий двухкомпонентный клей должен иметь следующие особенности:
- Быстро сохнуть, это необходимо для скорости работы;
- Иметь вязку консистенцию, чтобы части схемы, которые не нужно клеить, не пострадали в процессе обработки;
- Иметь высокие сцепляемые показатели и сопротивление;
- Если Вы хотите использовать состав для пайки, то клей нужно подобрать термостойкий;
- Быть безопасным для окружающей среды и рабочих.
Это вещество необходимо для ремонта электрических схем (клавиатуры, бытовой электроники), сооружения различных механизмов обогрева, напольных покрытий (теплого пола, плитки, стекла) и т.д.
Фото — Эласт.
Купить токопроводящий клей можно без проблем в любом строительном или электротехническом магазине, средняя цена от 100 рублей за 25 грамм. При этом, учитывая расход, мы видим следующую картину:
- Для ПВХ-покрытий расход равняется приблизительно 250 грамм на квадратный метр;
- Не ПВХ (текстиль, металл) – 400 грамм.
Значительно дешевле приготовить токопроводящий клей самому, тем более что составляющие можно купить в любом радиотехническом магазине. Рассмотрим самые популярные рецепты.
Производители клеящего средства
Клей для проведения тока выпускают такие производители, продукцию которых вы можете встретить на рынке:
- Keller. Выпускает средство Kontaktol, в наборе с которым содержатся мельчайшие частицы серебра. Представлен однокомпонентной смесью, низкотоксичный, гипоаллергенный, водостойкий, термостойкий;
- Loctite. Продается в наборе с трафаретом, наносится при помощи идущей в наборе кисти;
- Россия. Выпускает средство «Контактол», которое наносится на поверхность слоем 0,2 мм. Выдерживает температуру до +110 градусов. Имеет низкую эластичность и обладает водостойкостью.
Россия токопроводящий клей Контактол 2г
Необходимые свойства электропроводного клея
Обязательным элементом в составе клея является порошкообразный никель либо мелкодисперсное серебро. В качестве альтернативы может использоваться измельченный палладий. Перечисленные компоненты придают составу характеристики электропроводности. Чем выше содержание элемента в веществе, тем лучше свойства токопроводности, но прочность соединения при этом снижается.
Для придания хорошей эластичности, не в ущерб другим характеристикам, в состав клея добавляют полимерное связующее. Компонент также обеспечивает надежное сцепление с поверхностью и понижает плотность. Любая разновидность токопроводящего клея должна иметь следующие свойства и особенности:
- быстро сохнуть после нанесения на поверхность для ускоренного проведения работ;
- обладать вязкой структурой, чтобы при использовании не повредить микросхемы и другие элементы;
- иметь высокие показатели схватывания с поверхностью и сопротивления;
- не нести вреда для людей и окружающей среды.
Где могут возникнуть проблемы
Главная проблема токопроводящих составов — это то, что ими сложно делать длинные дорожки. Они приспособлены для склеивания небольших участков, например, нитей накала авто, но непригодны для восстановления подводящих напряжение боковых шин. Это связано с тем, что клей очень быстро сохнет (марка Permatex, Мастикс). Выход из ситуации — клей в виде маркера, им удобно наносить тонкие клеевые линии. В отличие от тюбика и кисточки, такой способ нанесения позволяет приклеивать провода различной длины не опасаясь излишне быстрого засыхания клея.
Для каких поверхностей
Клей, имеющий в составе серебро, не совместим с такими материалами, как никель и алюминий. Хорошо совмещается с серебром, палладием, медью. Универсальной считается клеевая основа, содержащая никель. Она имеет хорошую адгезию, и прикрепляется практически к любой поверхности.
Токопроводный клей сохнет в течении 2 минут. Это быстро и удобно, но не всегда актуально. Что делать, когда клей быстро высыхает, а детали ещё не скреплены? Выбирайте клей в соответствии с тем, что он будет соединять. К примеру, клей Контактол Радио предназначен специально для проведения токопроводящих коммуникаций на диэлектриках. Он хорошо клеится к стеклу, металлу, пластику, сохраняя оптимальную токопроводность. Другая разновидность клея той же марки позволяет создавать контакты на любых разъёмах и делать шнуры без пайки. Ещё один вид клея помогает восстановить токопроводность нитей обогрева автомобильного стекла, благодаря чему заднее стекло не покрывается изморозью, создавая хороший обзор водителю. Они схожи по составу, но имеют разное сопротивление и теплопроводность.
Сферы применения
Радиолюбительские схемы и самодельные конструкции. В ограниченном пространстве трудно манипулировать с паяльником и припоем. Некоторые микросхемы и другие дорогостоящие электронные компоненты повреждаются при перегреве. Эти и другие практические задачи решают с помощью токопроводящих клеевых составов. Примеры:
- скрепление пьезоэлементов в радиоаппаратуре;
- восстановление нагревательных «полосок» на заднем стекле автомобиля, разорванных дорожек печатных плат;
- соединение миниатюрных деталей с одновременным созданием проводника;
- воспроизведение технологии «холодной» пайки.
При необходимости токопроводящий лак обеспечит защитные функции. Нанесение таких клеевых составов применяют для создания «плоских» нагревательных элементов системы теплых полов.
Как сделать токопроводящий самодельный клей
Очень распространен способ, где графит играет основную роль. Нужно купить самый дешевый быстросохнущий клей («Момент», «Слон», «Секунда») или лак. Осторожно с обратной стороны тюбика раскрутить фольгу, не повредите пломбу на крышке. Теперь нам понадобится мягкий карандаш М4 или М2. Из карандаша достаем грифель, хорошенько его разминаем до консистенции порошка и засыпаем в тюбик с клеем. Длинной спичкой нужно перемешать наш состав и закрутить фольгу, обязательно закрепите её снизу плоскогубцами, чтобы в процессе работы клеящий состав не вытек.
У графитовых соединений главное достоинство – они быстро сохнут, но при этом не подходят для цветного металла, на котором есть краска. Грифель имеет черный цвет, клей его растворит и станет сероватым – останутся следы на обрабатываемой поверхности.
Как сделать токопроводящий клей своими руками?
Далее будут приведены несколько простых рецептов изготовления токопроводящего клея, геля или смазки. Ничего сложного в этом процессе нет. Единственная сложность заключается в поиске необходимых составляющих такого клея для контактов.
Рецепт первый
Этот рецепт изготовления токопроводящего клея своими руками является самым простым. Людям, которым не очень хочется проводить много времени за его изготовлением, этот способ подойдёт точно. Итак, за основу токопроводящего клея будет взят обычный суперклей в тюбике. Его можно приобрести во многих хозяйственных магазинах и на рынках. У суперклея есть определённые особенности, которые обеспечат создание токопроводящего клея. Во-первых, в суперклее крайне хорошо разводится порошок графита. Во-вторых, следует отметить, что в больших объёмах этот клей довольно медленно затвердевает.
Как уже стало понятно из вышеуказанного, для изготовления токопроводящего клея понадобится порошок графита. Не стоит ломать голову насчёт того, где его можно достать, так как его легко получить, измельчив стержень обычного простого карандаша. Для этого можно использовать наждачную бумагу или напильник.
Система обогрева и функции
Функционирование обогревателя осуществляется за счет электроэнергии. Известно, что на лобовое стекло оказывают воздействие теплые потоки воздуха, для заднего необходимы специальные нагревающие элементы. Ни для кого не секрет, что внутренняя сторона заднего стекла оснащена металлическими дорожками, имеющими большое сопротивление электрическому току. Когда ток протекает по ленточкам, происходит выделение тепла и, соответственно, обогрев. Результат очевиден: прозрачное, сухое, нагретое стекло.
Повреждения системы обогрева
Как правило, водитель замечает повреждения в этой части авто, лишь когда постоянно потеет и не избавляется ото льда заднее стекло. После включения обогревателя в идеале через пару минут оно должно быть прозрачным и чистым, если же этого не произошло, значит, произошло повреждение или функционирование неполноценно. Среди повреждений работы системы следует выделить:
- Медленное отпотевание стекла. Если видимость не улучшается после нескольких минут работы обогрева, значит, функционирование нарушено. Причина может скрываться в непрочном контакте разъема схемы.
- Отсутствие работоспособности обогревателя при его включении. В этом случае после нажатия индикатор не светится. Это может быть связано с неисправной клавишей либо сгоревшим предохранителем.
- Наличие на стекле горизонтальных полос запотелости. Как правило, такая неисправность может произойти из-за обрыва нитей обогрева, которые нанесены на стеклянную поверхность.
Медленное отпотевание стекла
Что бы ни случилось, главное, произвести правильный ремонт обогрева заднего стекла своими руками или с помощью специалиста.
Дополнительные рецепты
Графитовая пыль это не единственный компонент, который можно использовать для приготовления токопроводящих клеевых составов. Есть еще несколько более сложных смесей, отличающихся лучшей электропроводимостью или клеевыми свойствами:
- Смесь из серебряного порошка (130 г) и графитового (12 г) – это токопроводящие компоненты, а связующими выступают нитроцелюлоза (8 г), ацетон (50 г) и канифоль (3 г). В перечисленном порядке все смешивается в ступке до состояния однородной массы и клей готов. Если клей будет загустевать, то его надо разбавить ацетоном. Этот состав больше рассчитан как токопроводящий – не стоит рассчитывать, что он будет удерживать какие-либо детали как клей.
- Графитовый (30 г) и серебряный (70 г) порошок, ацетон (70 мл) и винилхлорида-винилацетат (60 г) – после перемешивания становятся сиропообразной токопроводящей жидкостью с клеевыми свойствами. Хранить следует в герметичной посуде, чтобы не выветрился ацетон. Им же разбавлять смесь, если она загустевает.
- Порошок из графитового стержня пальчиковой батарейки и цепонлак перемешиваются до получения кремообразной смеси.
Выбор клея в магазине
В строительных и хозяйственных магазинах очень широкий выбор заводского электропроводящего клея.
Контактол
Выпускаемый под маркой «Контактол» клей является инновационной разработкой немецкого производителя Keller. Продукт предназначен для монтажа микросхем, ремонта дорожек на печатных платах, устранения дефектов на контактах в электроприборах. Вещество быстро схватывается, а через 5-7 часов происходит абсолютная полимеризация. Чтобы ускорить процесс застывания, допускается прогревать место обработки теплым воздухом.
Permatex
Клей Permatex (Перматекс)- двухкомпонентный состав для реставрации контактов обогрева. Сделанное соединение устойчиво к вибрационным нагрузкам, не подвержено ультрафиолету и перепаду температур. Работать с клеем лучше при температуре окружающей среды не ниже 10 °С.
ТПК-Э
Клей ТПК-Э применяется для склеивания алюминиевых изделий, нержавейки и углепластика между собой и в разных сочетаниях. Обработка раствором помогает обеспечить электросоединение с переходным сопротивлением. Благодаря консистенции и составу продукт отводит статические заряды от материала.
Forbo 615 eurostar lino el
На электропроводный клей Форбо «садят» напольные покрытия (линолеум, ковролин). Это полупрозрачный состав без характерного запаха.
DoneDeal
Клей DoneDeal от американского производителя обладает хорошей адгезией к большинству материалов. Продукт отличается водостойкостью и подходит для ремонта водного транспорта. При соблюдении правил использования прочность клеевого шва по прочности превосходит прочность обрабатываемого материала.
Homakoll
Разрабатывался специально для склеивания напольных покрытий, которые выпускаются в рулонах, имеют тканевую или ворсистую основу.
- В составе нет токсичных и летучих компонентов.
- Минимальное содержание воды.
- Не усаживается после полного высыхания.
- После первоначальной сцепки с поверхностью вероятность сдвига и отслаивания минимальна.
- Легко наносить зубчатым шпателем.
- Негорючий.
Mastix
Клей Mastix на основе никелевого порошка. Применяется для реставрации нитей обогрева заднего стекла в автомобилях, заполнения щелей, трещин и отверстий, клеят металл. По характеристикам схож с холодной сваркой.
Работать допустимо при низких и высоких температурах. Качество соединения в обоих случаях не снижается.
ВолгаХимПром
Реставрационный и армирующий состав. Полное затвердение в зависимости от толщины наносимого слоя наступает максимум через час. Используется в быту и промышленности. Клей безопасный, без вредного влияния на кожу, дыхательные пути и слизистые человека.
Прочие марки
- Токопроводящий клей Abro Masters. Производится в Соединённых Штатах Америки. Ремонтируют нити обогрева заднего стекла.
- Клей Forbo 523 для приклеивания линолеума и других напольных покрытий. Относится к дисперсионным составам, морозостойкий, без запаха, не содержит растворителей.
- Baku BK 426 – электропроводящая паста для восстановления дорожек на микросхемах.
- Astrohim. Используется при ремонте нитей обогрева стекла.
- Ирпол 5. Эластичный состав на основе полиуретановых компонентов. Приклеивает антистатические напольные покрытия.
- Элеконт. Клей на основе эпоксидной смолы. Используется при ремонте автомобиля. Неэффективный, иногда поклейку приходится повторять.
Электрическая схема подключения обогревателя
Для успешной диагностики и ремонта системы обогрева заднего стекла автомобиля на профессиональном уровне необходимо знать электрическую схему подключения обогревателя и представлять принцип ее работы.
На фотографии представлена типовая схема подключения обогревателя заднего стекла автомобиля в бортовую электропроводку. Рассмотрим принцип ее работы.
Питающее напряжение с плюсовой клеммы аккумулятора через замок зажигания, и предохранители подается на выключатель обогревателя и на 30 (или 87) силовой контакт реле. Отрицательный вывод аккумулятора соединен с корпусом автомобиля, один из выводов нагревателя стекла тоже соединен с корпусом. При нажатии на клавишу включения обогревателя, напряжение подается на обмотку реле, реле срабатывает, силовые контакты замыкаются и соединяют выводы реле 30 и 87 между собой. Ток поступает на обогреватель, протекает через группу параллельно соединенных нитей и через корпус автомобиля возвращается на отрицательный вывод аккумулятора.