Электрические машины постоянного тока: устройство и принцип действия

Электрик в доме

Энциклопедия об электричестве от А до Я

Каталог мастеров

Найдите лучшего мастера или фирму в своем городе


Электродвигатель постоянного тока

Несмотря на то, что переменный ток активно применяется человеком в быту и на различных производствах, машины постоянного тока, несмотря на некоторую ограниченность, до сих пор активно применяются в различных сферах деятельности человека. Суть работы данных агрегатов одна – преобразование механической энергии в электрическую, и наоборот.

Сегодня мы расскажем вам много интересного про эти уже давно изобретенные агрегаты, которые до сих пор практически ни в чем не изменились.

  • Особенности двигателей постоянного тока Как устроены машины, работающие на постоянном токе
  • Классификация машин постоянного тока
  • Принцип работы на примере двигателя постоянного тока
  • Рабочие моменты
      Пуск и режим реверса
  • Потери мощности и КПД
  • Рабочие характеристики
  • Регулировка скорости вращения двигателя
  • Машины постоянного тока: что это?


    Применение электрического тока в основном заключается в превращении его в иные виды энергии, в частности, механическую. Также и механическая энергия может быть превращена в электрическую.
    Этими преобразованиями занимаются машины постоянного и переменного тока. У первых в обмотку возбуждения подается постоянный ток.

    Машины постоянного тока (МПТ), преобразующие механическую энергию в электричество, называются генераторами. Выполняющие обратное преобразование — двигателями.

    Принцип обратимости

    Из изложенного выше следует, что каждая машина постоянного тока может работать как в режиме генератора, так и в режиме двигателя. Такое свойство присуще всем типам вращающихся электрических машин и называется обратимостью.

    Для перехода машины постоянного тока из режима генератора в режим двигателя и обратно при неизменной полярности полюсов и щеток и при неизменном направлении вращения требуется только изменение направления тока в обмотке якоря.

    Поэтому такой переход может осуществляться весьма просто и в определенных условиях даже автоматически.

    Аналогичным образом может происходить изменение режима работы также в машинах переменного тока.

    Устройство

    МПТ состоят из двух частей:

    1. индуктор: неподвижная часть;
    2. якорь: вращается внутри индуктора.

    В машинах переменного тока индуктор и якорь принято называть, соответственно, статором и ротором. Индуктор создает первичное магнитное поле, воздействующее на якорь с целью навести в нем ЭДС (генератор) либо заставить его вращаться (двигатель).

    В маломощных МПТ индуктором иногда выступает постоянный магнит, но чаще с целью добиться однородного магнитного потока применяют электромагнит, то есть систему катушек, создающих при протекании через них постоянного тока магнитное поле обмотка возбуждения (ОВ).


    Устройство машины постоянного тока

    Каждая катушка намотана на сердечник, вместе они образуют магнитный полюс. Для надлежащего распределения магнитного потока сердечник снабжен специальным наконечником. Основных полюсов может быть несколько. Помимо них применяются добавочные, обеспечивающие безыскровую работу коллектора. Последний представляет собой важный элемент МПТ, его функция будет рассмотрена ниже.

    Ярмо индуктора одновременно является станиной МПТ, потому его так обычно и называют. К нему крепятся магнитные полюсы и подшипниковые щиты (вращается вал якоря). В сущности, ярмо — это лишь часть станины, по которой замыкаются магнитные потоки основных и добавочных полюсов.


    Якорь представляет собой сердечник с пазами, содержащими уложенный в определенном порядке провод — обмотку. Сердечник закреплен на валу, вращающемся в подшипниках. Здесь же закреплен коллектор.

    Коллектор обеспечивает возможность подачи питания на обмотку вращающегося якоря. Он является подвижной частью так называемого скользящего коллекторного контакта, и состоит из нескольких изолированных друг от друга сегментообразных медных пластин, закрепленных в виде цилиндра на валу якоря. Неподвижная часть контакта представлена графитовыми или медно-графитовыми щетками, закрепленными в щеткодержателях. Пружинами они придавливаются к пластинам коллектора.

    Режим генератора

    Рассмотрим сначала работу машины в режиме генератора.

    Рисунок 1. Простейшая машина постоянного тока Рисунок 2. Работа простейшей машины постоянного тока в режиме генератора (а) и двигателя (б)

    Предположим, что якорь машины (рисунки 1 и 2, а) приводится во вращение по часовой стрелке. Тогда в проводниках обмотки якоря индуктируется э. д. с., направление которой может быть определено по правилу правой руки (рисунок 3, а) и показано на рисунках 1 и 2, а. Поскольку поток полюсов предполагается неизменным, то эта э. д. с. индуктируется только вследствие вращения якоря и называется э. д. с. вращения.

    Рисунок 3. Правила правой (а) и левой (б) руки

    Значения индуктируемой в проводнике обмотки якоря э. д. с.

    eпр = B × l × v,

    где B – магнитная индукция в воздушном зазоре между полюсом и якорем в месте расположения проводника; l – активная длина проводника, то есть та длина, на протяжении которой он расположен в магнитном поле; v – линейная скорость движения проводника.

    В обоих проводниках вследствие симметрии индуктируются одинаковые э. д. с., которые по контуру витка складываются, и поэтому полная э. д. с. якоря рассматриваемой машины

    Eа = 2 × eпр = 2 × B × l × v.(1)

    Э. д. с. Eа является переменной, так как проводники обмотки якоря проходят попеременно под северным и южным полюсами, в результате чего направление э. д. с. в проводниках меняется. По форме кривая э. д. с. проводника в зависимости от времени t повторяет кривую распределения индукции B вдоль воздушного зазора (рисунок 4, а).

    Частота э. д. с. f в двухполюсной машине равна скорости вращения якоря n, выраженной в оборотах в секунду:

    f = n,

    а в общем случае, когда машина имеет p пар полюсов с чередующейся полярностью,

    f = p × n(2)

    Если обмотка якоря с помощью щеток замкнута через внешнюю цепь, то в этой цепи, а также в обмотке якоря возникает ток Iа. В обмотке якоря этот ток будет переменным, и кривая его по форме аналогична кривой э. д. с. (рисунок 4, а). Однако во внешней цепи направление тока будет постоянным, что объясняется действием коллектора. Действительно, при повороте якоря и коллектора (рисунок 1) на 90° и изменении направления э. д. с. в проводниках одновременно происходит также смена коллекторных пластин под щетками. Вследствие этого под верхней щеткой всегда будет находиться пластина, соединенная с проводником, расположенным под северным полюсом, а под нижней щеткой – пластина, соединенная с проводником, расположенным под южным полюсом. В результате этого полярность щеток и направление тока во внешней цепи остаются неизменными.

    Рисунок 4. Кривые э. д. с. и тока простейшей машины в якоре (а) и во внешней цепи (б)

    Таким образом, в генераторе коллектор является механическим выпрямителем, который преобразовывает переменный ток обмотки якоря в постоянный ток во внешней цепи.

    Изменив знак второго полупериода кривой на рисунке 4, а, получим форму кривой тока и напряжения внешней цепи (рисунок 4, б). Образуемый во внешней цепи пульсирующий по значению ток малопригоден для практических целей. Для получения практически свободных от пульсаций тока и напряжения применяют более сложные по устройству обмотку якоря и коллектор. Однако основные свойства машины постоянного тока могут быть установлены на примере рассматриваемой здесь простейшей машины.

    Напряжение постоянного тока на зажимах якоря генератора будет меньше Eа на величину падения напряжения в сопротивлении обмотки якоря rа:

    Uа = Eа – Iа × rа.(3)

    Проводники обмотки якоря Iа с током находятся в магнитном поле, и поэтому на них будут действовать электромагнитные силы (рисунок 2, а)

    Fпр = B × l × Iа,(4)

    направление которых определяется по правилу левой руки (рисунок 3, б). Эти силы создают механический момент , который называется электромагнитным моментом и на рисунке 2, а равен

    Mэм = Fпр × Dа = B × l × Dа × Iа,(5)

    где Dа – диаметр якоря. Как видно из рисунка 2, а, в режиме генератора этот момент действует против направления вращения якоря и является тормозящим.

    Принцип действия

    Особенности функционирования МПТ зависит от того, в каком режиме она работает — генератора или двигателя. Далее подробно рассматриваются оба варианта.

    Генератор

    Принцип работы генератора постоянного тока основан на явлении электромагнитной индукции. Состоит оно в том, что при изменении магнитного потока, пересекающего проводник, в последнем наводится ЭДС.


    Принцип действия генератора постоянного тока

    Чтобы добиться изменения магнитного потока, меняют параметры поля либо двигают в постоянном поле проводник. По второму варианту и работает генератор постоянного тока: обмотка якоря приводится во вращение внешней механической силой.

    Очевидно, что после поворота витков обмотки на 180 градусов ЭДС окажется направленной противоположно. Сохранить ток в подключенной к генератору цепи постоянным, то есть однонаправленным, помогает коллектор: в нужный момент он переподключает концы обмотки якоря к противоположным контактам цепи (щеткам). То есть в этой машине коллектор играет роль механического выпрямителя.

    При наличии всего двух основных полюсов ток получится пульсирующим. Увеличение числа полюсов приводит к сглаживанию пульсаций.

    Двигатель

    Работа МПТ в режиме двигателя обусловлена возникновением так называемой амперовой силы. Она действует на помещенный в магнитное поле проводник при протекании по нему тока. Направление амперовой силы определяется по правилу левой руки.

    Сила Ампера появляется благодаря следующему механизму:

    1. при протекании тока вокруг проводника возникает магнитное поле с силовыми линиями, концентрически окружающими проводник (круговое поле);
    2. вектор его индукции по одну сторону от проводника сонаправлен с вектором индукции первичного магнитного поля, в которое проводник помещен. С этой стороны первичное поле усиливается;
    3. по другую сторону вектор наведенного электротоком поля направлен противоположно вектору индукции первичного поля, соответственно, здесь оно гасится;
    4. разница в индукции поля по обе стороны проводника активирует к возникновению данной силы. Определяется она по формуле: F = B * I * L, где: B — магнитная индукция первичного поля, I — сила тока в проводнике, L — длина проводника.

    Как и в случае с генератором, после поворота витка обмотки якоря в определенное положение, требуется переключение контактов для изменения в ней направления тока либо полярности индуктора. Поэтому в режиме двигателя коллектор также необходим.

    У коллекторных двигателей есть преимущества:

    • простота и широкий диапазон регулировки;
    • жесткая механическая характеристика (вращающий момент остается стабильным).

    Недостаток — низкая надежность коллектора и его сложность, негативно отражающаяся на стоимости двигателя.

    Вот какими нежелательными явлениями сопровождается работа узла:

    • искрение;
    • засорение токопроводящей графитовой пылью (щетки выполнены из этого материала);
    • появление помех в сети;
    • при значительной нагрузке — кольцевое искрение («круговой огонь»), приводящее к выгоранию коллекторных пластин.

    В целях борьбы с недостатками в некоторых современных двигателях постоянного тока (ДПТ) применены следующие решения:

    1. обмотки якоря и индуктора меняются местами: первую размещают на неподвижной части (статоре), вторую — на вращающейся (роторе). Скользящий контакт при этом остается, но из-за низкой нагрузки в обмотке возбуждения, он намного проще и надежнее коллекторно-щеточного;
    2. переключение между обмотками якоря, теперь расположенного в неподвижной части, осуществляется при помощи полупроводниковых ключей, срабатывающих по сигналу датчика положения ротора. То есть механический переключатель (коллектор) заменен электронным.

    Такие двигатели называют бесколлекторными, за рубежом — BLDC-двигателями.

    Рабочие моменты

    Давайте разберем некоторые характеристики и особенности машин постоянного тока.

    Пуск и режим реверса


    К электрическому двигателю подключен регулятор оборотов

    В момент, когда двигатель запускается, якорь имеет неподвижное положение, а значит, ЭДС в нем равна нулю. Из-за того, что сопротивление якорной обмотки очень маленькое, пусковой тока якоря намного превышает номинальный. Если представить себе такой пуск двигателя, то он однозначно бы вышел из строя.

    • Чтобы такого не происходило, пусковой ток в двигателях постоянного тока с параллельным возбуждением ограничивается за счет включенного в цепь пускового реостата.
    • Пуск при этом необходимо производить при номинальном значении магнитного потока, благодаря чему увеличивается пусковой момент и быстро растет ЭДС в обмотке якоря. В результате двигатель разгоняется быстрее, а время, когда проходит большой пусковой ток по обмотке сокращается.
    • Когда разгон двигателя завершается, реостат выводится из цепи – делается это либо плавно, либо ступенчато.
    • Для того чтобы остановить двигатель, достаточно отключить подачу питания к нему.
    • Для любого электрического двигателя доступен режим вращения в обратном направлении – реверс. Для этого нужно всего лишь изменить направление тока либо в обмотке якоря, либо в обмотке статора.

    Интересно знать! Одновременное изменение направления токов ни к чему не приведет, двигатель продолжит вращаться в том же направлении.

    Потери мощности и КПД


    Даже самый технически совершенный двигатель постоянного тока не может работать без потерь мощности

    Любой двигатель или генератор постоянного тока работает с потерями мощности. Их делят на два типа: основные и добавочные.

    • К первым относят магнитные, электрические и механические.
    • Магнитные потери, происходящие в стали обозначают ΔРс. Происходят они из-за того, что во время вращения сердечник на якоре постоянно перемагничивается, поэтому возникают потери на гистерезис и вихревые токи.
    • Электрические потери (ΔРэл) происходят из-за активного сопротивления обмоток, а также сопротивления щеточного контакта, то есть данное значение представляется в виде суммы указанных потерь.
    • Механические (ΔРмех) включают потери на трение подшипников, трение щеток о коллектор, трение вращающегося якоря о воздух (и такое есть) и вентиляционные потери.
    • Все остальные потери называются добавочными и связаны они в основном с взаимодействием различных частей агрегата с магнитным полем.


    Потери незначительны при отсутствующей нагрузке

    Интересно знать! Потери мощности при работе в холостом режиме, то есть без нагрузки, крайне малы.

    Для расчета каждого типа потерь применяются специальные формулы. Мы не будем так глубоко вдаваться в суть, а скажем лишь, что КПД машины постоянного тока определяется отношением отдаваемой мощности, к потребляемой. Выражают данное значение обычно в процентах.

    Современные машины постоянного тока стали очень эффективными. КПД у них обычно варьируется в пределах 75-90%.

    Рабочие характеристики


    Рабочие характеристики ДПТ

    Рабочие характеристики представляют собой следующие зависимости:

    • Скорости вращения, потребляемого тока и мощности двигателя;
    • КПД от полезной мощности при условии, что напряжение питания неизменно.
    • Тока обмотки возбуждения и отсутствия добавочного сопротивления в цепи якоря.

    Все эти параметры позволяют говорить о свойствах двигателей в режиме эксплуатации, а также находить оптимальные и экономичные режимы их работы.

    Регулировка скорости вращения двигателя


    Принципиальная схема регулятора оборотов вращения

    Регулировать скорость вращения машины постоянного тока можно тремя способами: изменение напряжения сети, реостатное регулирование, изменение магнитного потока. Давайте обо всем по порядку.

    • Изменение напряжения осуществляется за счет устройств, которые могут, собственно, менять величину напряжения.
    • Реостатное регулирование, как мы уже упоминали по ходу статьи, нуждается во введении в цепь якоря дополнительных резисторов активного типа, то есть меняющих свои характеристики при определенных условиях.
    • Регулирование магнитного потока происходит за счет уменьшения тока возбуждения.

    Конечно, мы назвали не все характеристики машин постоянного тока, а лишь основные, но для ознакомления с этими агрегатами этого вполне достаточно.

    Видео в этой статье продемонстрирует, как работают данные устройства.

    Классификация МПТ по способу питания обмоток индуктора и якоря

    По данному признаку МПТ делятся на 4 вида.

    С независимым возбуждением

    Обмотки индуктора и якоря не имеют электрического соединения. У генераторов этого типа обмотку возбуждения питает сеть постоянного тока, аккумулятор или специально предназначенный для этого генератор — возбудитель. Мощность последнего — несколько сотых мощности основного генератора.


    Область применения генераторов с независимым возбуждением:

    1. системы значительной мощности, где напряжение на обмотке возбуждения существенно отличается от генерируемого;
    2. системы регулирования скорости вращения двигателей, запитанных от генераторов.

    У двигателей с независимым возбуждением запитана и якорная обмотка. В основном это также агрегаты большой мощности.

    Независимость обмотки индуктора позволяет удобнее и экономичнее регулировать ток возбуждения. Еще одна особенность таких моторов — постоянство магнитного потока возбуждения при любой нагрузке на валу.

    С параллельным возбуждением

    Обмотки индуктора и якоря соединены в одну цепь параллельно друг другу. Генераторы этого типа обычно применяются для средних мощностей. При параллельном соединении генерируемое устройством напряжение подается на обмотку возбуждения. При соединении в одну цепь обмоток индуктора и якоря говорят о генераторе с самовозбуждением.

    В двигателях с параллельным возбуждением на индуктор подается то же напряжение и от того же источника питания, что и на якорь.

    По своим характеристикам они идентичны моторам с независимым возбуждением и обладают следующими особенностями:

    • при изменении нагрузки частота вращения практически не трансформируется: замедление составляет не более 8% при переводе от холостого хода к номинальной нагрузке;
    • можно с минимальными потерями регулировать частоту вращения, причем в широких пределах — 2-кратно, а у специально сконструированных моторов и 6-кратно.

    Индуктор вращающегося двигателя с параллельным возбуждением нельзя отсоединять от цепи якоря, даже если он уже отключен. Это приведет к наведению значительной ЭДС в обмотке возбуждения с последующим выходом мотора из строя. Находящийся рядом персонал может получить травму.

    С последовательным возбуждением

    Обмотки соединены в цепь последовательно друг другу. Через обмотку возбуждения течет ток якоря. Генераторы этого типа почти не применяются, поскольку процесс самовозбуждения происходит достаточно бурно и устройство не способно обеспечить необходимое большинству потребителей постоянство напряжения. Их используют только в специальных установках.


    Схема последовательного возбуждения

    Двигатели этого типа широко применяют в качестве тяговых (электровозы, троллейбусы, краны и пр.): по сравнению с аналогами параллельного возбуждения, при нагрузке они дают более высокий момент с одновременным уменьшением скорости вращения. Пусковой момент также высок.

    Запуск двигателя с нагрузкой ниже 25% номинальной, а тем более на холостом ходу, недопустим: частота вращения окажется чересчур высокой, и агрегат выйдет из строя.

    С параллельно-последовательным (смешанным) возбуждением

    Существует два вида схемы:

    1. основная обмотка индуктора включена параллельно с якорной, вспомогательная — последовательно;
    2. основная обмотка индуктора включена последовательно с якорной, вспомогательная — параллельно.


    Схемы систем возбуждения МПТ

    Подключение параллельной обмотки до последовательной называют «коротким шунтом», за последовательной — «длинным шунтом». Генераторы этого типа применяются крайне редко.

    Двигатели сочетают в себе достоинства аналогов с параллельным и последовательным возбуждением: способны работать на холостом ходу и при этом развивают значительное тяговое усилие. Но и они сегодня почти не применяются.

    Режим двигателя

    Рассматриваемая простейшая машина может работать также двигателем, если обмотке ее якоря подвести постоянный ток от внешнего источника. При этом на проводники обмотки якоря будут действовать электромагнитные силы Fпр и возникнет электромагнитный момент Mэм. Величины Fпр и Mэм, как и для генератора, определяются равенствами (4) и (5). При достаточном значении Mэм якорь машины придет во вращение и будет развивать механическую мощность. Момент Mэм при этом является движущим и действует в направлении вращения.

    Если мы желаем, чтобы при той же полярности полюсов направление вращения генератора (рисунок 2, а) и двигателя (рисунок 2, б) были одинаковы, то направление действия , а следовательно, и направление тока Iа у двигателя должны быть обратными по сравнению с генератором (рисунок 2, б).

    В режиме двигателя коллектор превращает потребляемый из внешней цепи постоянный ток в переменный ток в обмотке якоря и работает, таким образом, в качестве инвертора тока.

    Проводники обмотки якоря двигателя также вращаются в магнитном поле, и поэтому в обмотке якоря двигателя тоже индуктируется э. д. с. Eа, значение которой определяется равенством (1).

    Направление этой э. д. с. в двигателе (рисунок 2, б) такое же, как и в генераторе (рисунок 2, а). Таким образом, в двигателе э. д. с. якоря Eа направлена против тока Iа и приложенного к зажимам якоря напряжения Uа. Поэтому э. д. с. якоря двигателя называется также противоэлектродвижущей силой.

    Приложенное к якорю двигателя напряжение уравновешивается э. д. с. Eа и падением напряжения в обмотке якоря:

    Uа = Eа + Iа × rа.(6)

    Из сравнения равенств (3) и (6) видно, что в генераторе Uа < Eа , а в двигателе Uа > Eа.

    Классификация электрических машин по способу возбуждения

    Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»

    Свердловский учебный центр профессиональных квалификаций –

    структурное подразделение Свердловской железной дороги

    КОНСПЕКТ

    ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ВЛ11, ВЛ11м

    для групп подготовки машинистов и помощников машиниста электровоза

    (проект)

    Екатеринбург

    2017г.

    Электрические машины электровозов

    Электрические машины подразделяют по назначению на два основных вида: электрические генераторы и электрические двигатели.

    Генераторы предназначены для выработки электрической энергии, преобразуют механическую энергию в электрическую. Для этого надо вращать его вал каким-либо двигателем. На тепловозе, например, генератор приводят во вращение дизелем, на тепловой станции – паровой турбиной.

    Электродвигателипреобразуют электрическую энергию в механическую и предназначены для приведения в движение колёсных пар локомотивов, вращения валов вспомогательных машин (вентиляторов, компрессоров и т.д.). Поэтому для работы электродвигателя его надо соединить проводами с источником электрической энергии, т.е. включить в электрическую цепь.

    Работа электродвигателя основана на явлении взаимодей­ствия проводника, по которому проходит электрический ток, с магнитным полем. При этом возникает механическая сила, ко­торая в зависимости от направления магнитного поля и тока в проводнике заставляет проводник перемещаться в ту или иную сторону.

    Проводники обмотки укреплены на якоре. В результате взаимодействия магнитного поля с обмоткой, подключенной к источнику электрического тока, якорь начинает вращаться. На­правление вращения определяется по правилу левой руки.

    Рис. 5.8. Взаимодействие магнитных полей полюсов и провода якоря:

    а — магнитное поле полюсов;

    б— магнитное поле одного витка;

    в — взаимодействие магнитного поля полюсов и поля витка 1;

    г — взаимодействие магнитного поля полюсов и поля витка 2

    На рис. 5.8 показано взаимодействие магнитных полей полюсов и проводов якоря. В результате взаимодействия этих полей виток 1 вместе с коллектором начнет вращаться по направлению часовой стрелки (рис. 5.8.в). Когда он займет положение, изображенное на рис. 5.8.г, пара пластин коллектора (к которым присоединен этот виток) выйдет из-под щёток и ток перестанет проходить по этому витку, но под щетками окажется вторая пара пластин и ток пойдет теперь по витку 2.

    Виток
    2
    будет вращаться в ту же сторону, что и виток
    1.
    Основные части электрических машин

    Основными частями машины постоянного тока являются: остов (станина), полюсы, якорь, щёточный аппарат и некоторые вспомогательные детали, служащие для конструктивного оформления машины.

    Остов (станина)– неподвижная часть машины, отливается из стали, служит для крепления полюсов и подшипниковых щитов и является частью магнитопровода.

    Полюсы. В современных стационарных и тяговых машинах устанавливают главные и добавочные полюсы.

    Главные полюсы,

    на которых расположены катушки обмотки возбуждения, служат для создания в машине магнитного потока возбуждения. Часть сердечника главного полюса со стороны, обращённой к якорю, выполнена более широкой и
    называется полюсным наконечником
    . Эта часть служит для поддержания катушки, а также для лучшего распределения магнитного потока по поверхности якоря. Электрические машины могут иметь два, четыре, шесть главных полюсов.

    Добавочные полюсыобеспечивают уменьшение искрения (улучшения коммутации), возникающего при работе машины. По своим размерам они меньше главных полюсов. Число добавочных полюсов обычно равно числу главных.

    Якорь состоит из:

    · сердечника (изолированные друг от друга листы из электротехнической стали), насаженного на вал якоря;

    · обмотки (уложенной в пазы якоря);

    · коллектора (изолированные друг от друга клинообразные пластины);

    · вала.

    Щёточный аппарат служит для соединения коллектора с внешней цепью.

    Остов, полюсы и якорь составляют магнитную систему машины,

    через которуюзамыкается магнитный поток, созданный обмоткой возбуждения. Воздушный зазор между якорем и полюсами является также одним из участников магнитной цепи.

    Классификация электрических машин по способу возбуждения

    По способам возбуждения машины постоянного тока можно классифицировать следующим образом:

    · машины независимого возбуждения, в которых обмотка возбуждения (0В) питается постоянным током от источника, электрически не связанного с обмоткой якоря;

    · машины параллельного возбуждения, в которых обмотка возбуждения и обмотка якоря соединены параллельно;

    · машины последовательного возбуждения, в которых обмотка возбуждения и обмотка якоря соединены последовательно;

    ·


    машины смешанного возбуждения, в которых имеются две обмотки возбуждения – параллельная ОВ1 и последовательная ОВ2;

    Двигатели с последовательным возбуждением:

    Преимущества:

    — широкий предел регулирования тягового момента;

    — широкий предел регулирования скорости;

    — постоянство мощности, потребляемой электровозом: M1×V1 = M2×V2

    Недостатки:

    — мягкость характеристик сказывается на наличии режима разносного боксования;

    при скачках напряжения появляются скачки силы тяги и колебания скорости.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]