Как читать схемы электрооборудования автомобилей?
Для того что бы понимать содержимое схемы, надо знать соответствие между символами схемы и реальными элементами устройства. Какие функции эти устройства выполняют и как между собой взаимодействуют.
Определимся с терминами:
- Элемент схемы — составная часть схемы, которая выполняет определенную функцию в изделии и не может быть разделена на части, имеющие самостоятельное назначение.
- Устройство — совокупность элементов, представляющая единую конструкцию (блок, плата, и т.п.).
- Схема принципиальная (полная) — схема, определяющая полный состав элементов и связей между ними, и как правило, дающая детальное представление о принципах работы изделия . Схемами принципиальными пользуются для изучения принципов работы изделий, а также при их наладке, контроле и ремонте. Они служат основанием для разработки других конструкторских документов, например, схем соединений (монтажных) и чертежей.
- Схема соединений (монтажная) — схема, показывающая соединения составных частей изделия и определяющая провода, жгуты, кабели , которыми осуществляются эти соединения, а также места их присоединений и ввода (разъемы, платы, и т.п.).
- Схема расположения — схема, определяющая относительное расположение составных частей изделия, а при необходимости, также жгутов, проводов, кабелей и т.п.
- Жгут — совокупность проводов упакованных определенным образом в единое целое.
В схемах электрооборудования автомобилей схемы принципиальная, монтажная, расположения — объеденены в одну в упрощенном виде, упрощение касается схем монтажных и расположения. На схемах, устройства имеют рисунок в какой то степени соответствующий их внешнему виду, и расположены они по схеме также (вид сверху) как и в реальности физически, с определенным упрощением. Такое совмещение касается схем в основном автомобилей ранних выпусков. Схемы современных автомобилей выполнены иначе, ввиду существенного усложнения электрооборудования, схема расположения выполняется отдельно.
При чтении схем надо знать основополагающие принципы:
- Все провода соединений имеют цветовую маркировку, которая может состоять из одного цвета или двух (основного и дополнительного). Дополнительным цветом наносятся штрихи поперечные или продольные.
- В пределах одного жгута, провода одинаковой маркировки имеют гальваническое соединение (физически соеденены между собой).
- На схемах провод при входе в жгут имеет наклон в сторону, куда он проложен.
- Черным цветом, как правило, обозначается провод имеющий соединение с корпусом автомобиля (массой).
- Положение контактов реле указаны в состоянии, когда через их обмотку не протекает ток. По исходному состоянию, контакты реле различаются — на нормально замкнутые и нормально разомкнутые.
- Некоторые провода имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, которое позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Смотрите таблицу.
Согласно стандарту DIN 72552 (часто используемые значения):
Контакт | Значение |
15 | Плюс аккумулятора после контактов ключа зажигания. |
30 | Плюс аккумулятора напрямую. |
31 | Минус аккумулятора напрямую или корпус. |
50 | Управление стартером. |
53 | Стеклоочиститель. |
56 | Головной свет. |
56a | Дальний свет. |
56b | Ближний свет. |
58 | Габаритные огни. |
85 | Обмотка реле (-) . |
86 | Обмотка реле (+). |
87 | Общий контакт реле ). |
87a | Нормально замкнутый контакт реле. |
87b | Нормально разомкнутый контакт реле. |
88 | Общий контакт 2 реле . |
88a | Нормально замкнутый 2 контакт реле. |
88b | Нормально разомкнутый 2 контакт реле. |
Перечень наиболее используемых символических рисунков:
Так же часто с элементом схемы стоит символический рисунок поясняющий к какому устройству этот элемент относится.
- Аварийная сигнализация.
- Аккумулятор.
- Вентилятор.
- Воздушная заслонка.
- Давление масла.
- Дальний свет
- Датчик износа колодок.
- Замок зажигания.
- Звуковой сигнал.
- Индикация поворота.
- Наружное освещение.
- Обогрев заднего стекла.
- Омыватель ветрового стекла.
- Омыватель заднего стекла.
- Омыватель фар.
- Освещение салона.
- Очиститель ветрового стекла.
- Очиститель заднего стекла.
- Очиститель фар.
- Прикуриватель.
- Противотуманное оборудование.
- Регулятор яркости освещения приборов.
- Свет заднего хода.
- Стекло-подъемники дверей
- Температура охлаждающей жидкости.
- Тормоза.
- Указатель уровня и резерва топлива.
- Уровень омывающей жидкости.
- Уровень охлаждающей жидкости.
Обозначения элементов схемы.
- Выключатель.
- Диод.
- Лампа с двумя нитями накаливания.
- Лампа.
- Переменный резистор.
- Предохранитель.
- Резистор.
- Реле.
- Стабилитрон.
- 1.Выключено (замкнуты контакты 1 и 6);
- 2.Включено «медлено » (замкнуты контакты 2 и 4, а так же 5 и 6);
- 3. Включено » быстро » (замкнуты контакты 3 и 4 ).
» /> Трехрычажный переключатель. Этот переключатель состоит из нескольких видов контактов. Не фиксируемые — это контакты включения омывателя, звуковой сигнал и кратковременный сигнал дальнего света (замкнуты контакты 2 и 6), фиксируемые- это ближний свет (замкнуты контакты 4 и 5), дальний свет (замкнуты контакты 2 и 5) , включение указателя поворота и включение стеклоочистителя у которого 3 режима:
- 1.Выключено (замкнуты контакты 1 и 6);
- 2.Включено «медлено » (замкнуты контакты 2 и 4, а так же 5 и 6);
- 3. Включено » быстро » (замкнуты контакты 3 и 4 ).
Как читать схемы электооборудования автомобилей иностранных моделей?
Рассмотрим пример чтения схем автомобилей марки Ниссан. Для этого нам надо ознакомится с системой обозначений элементов электооборудования на схемах. Начнём с обозначения контактов разъёмов. Как показано на рис.1.
Рядом с рисунком разъёма располагается обозначение с какой стороны разъёма его рассматривать, со стороны контактов (Terminal Side)(T.S.) или со стороны жгута (Harness Side) (H.S.). Обратите внимание что контур разъёма , где контакты рассматриваются со стороны проводов обведён линией.
На рис.2 и рис.3 показаны обозначения элементов схемы, смысл которых разъяснён в таблице 1.
Номер | Наименование | Описание |
1 | Battery | Аккумулятор |
2 | Fusible link | Предохранитель установленный в провод |
3 | Number fusible link or fuse | Порядковый номер линии с предохранителем или предохранителя |
4 | Fuse | Предохранитель |
5 | Current rating | Номинал предохранителя в амперах |
6 | Optional splice | Окружность показывает, что соединение зависит от исполнения автомобиля |
7 | Connector number | Номер разъёма |
8 | Splice | Чёрный круг обозначает соединение проводников |
9 | Page crossing | Данная цепь продолжается на следующей странице |
10 | Option abbreviation | Цепь между этими знаками присутствует только для полного привода |
11 | Relay | Показывает внутренние соединения реле |
12 | Option description | Показывает вариант исполнения схемы в зависимости от автомобиля |
13 | Switch | Cостояние контактов в зависимости от положения переключателя (замкнуты или размкнуты) |
14 | Circuit | Цепь |
15 | System branch | Указывет что соединение идёт в другую систему (головного освещения) |
16 | Shielded line | Линия имеет экранирование |
17 | Component name | Наименование элемента схемы |
18 | Ground (GND) | Заземление |
19 | Connector | Указан порядок нумерации контактов при просмотре со стороны жгута |
20 | Connectors | Показывает, что провод имеет 2 разъёма |
21 | Wire color | Сокращённое обозначение цвета провода |
22 | Terminal number | Описывает номер контакта, цвет провода и наименование сигнала |
Таблица 1.
Обозначения сокращений цвета
B = Black | LA = Lavender |
W = White | OR or O = Orange |
R = Red | P = Pink |
G = Green | PU or V (Violet) = Purple |
L = Blue | GY or GR = Gray |
Y = Yellow | SB = Sky Blue |
LG = Light Green | CH = Dark Brown |
BG = Beige | DG = Dark Green |
BR = Brown |
На рис. 4 показано изображение в схеме нормально разомкнутых и нормально замкнутых контактов, это состояние, когда через обмотку реле не протекает ток.
На рис.5. показан переключатель стеклоочистителя в виде графического рисунка и двух таблиц. На рисунке показано схематически внутренние соединения переключателя. Таблицы нам описывают работу переключателя, как «чёрного ящика», неизвестно как реализуется схема внутри, но на выходе состояние контактов соответствует указанным в таблице, для режимов:
- OFF- выключено;
- INT- интервальный;
- LO- низкая скорость;
- HI- высокая скорость;
- WASH- плюс включение омывателя.
Схема подключения по цветам проводов на магнитоле
Качественный звук делает поездки на машине в разы приятнее, но перед тем как наслаждаться любимой музыкой, необходимо правильно подключить магнитолу. Данная процедура не является очень сложной, но в связи с тем, что каждый производитель автомобилей и магнитол использует свои разъемы, могут возникнуть некоторые трудности с установкой. На помощь придет подключение магнитолы по цвету проводов.
ISO разьем
Применение нестандартных способов прессовки
Учитывая, что приобретение специального инструмента (того же кримпера) требует денег, некоторые умельцы практикуют нестандартный метод обжима проводов. Используют обычную отвертку электрика с плоским жалом подходящей ширины и толщины.
Такой отверткой делают прессовку контактных стержней, последовательно по одному вдавливая внутрь тела вилки.
Способ с отверткой, нужно заметить «варварский», но работает. Правда, не всегда получается хорошее качество прессовки, в результате чего отмечается нестабильность работы сетевого кабеля
Меры предосторожности
Нужно понимать, что неправильное подключение автомагнитолы может привести к неприятным последствиям:
- Поломке магнитолы;
- Ухудшению качества звука;
- Короткому замыканию проводки;
- В редких случаях при неправильном подключении магнитолы к аккумулятору можно быстро его разрядить. Иногда это может стать причиной возгорания.
Чтобы не тратить свое время, можно воспользоваться услугами автомастерской, однако при этом нужно быть готовым потратить определенную сумму, которую выставит сервис за подключение. К тому же стоит учитывать, что стоимость подключения автомагнитолы на иномарке (к примеру, Тойоте) будет выше. Учитывается и марка автомагнитолы. Так, магнитола Пионер (являющаяся самой распространенной и любимой у автомобилистов) будет стоить дешевле, чем магнитола Сони или Кенвуд.
Но если у автолюбителя есть желание разобраться в устройстве, возможность потратить пару часов и, что не менее важно, желание сэкономить приличную сумму денег, то далее в статье будет подробно описано, как подключить автомагнитолу по цветам проводов.
Пошаговая инструкция обжима сетевого кабеля
Учитывая, что кабельные соединения используются довольно часто в самых разных условиях, включая бытовые, вопрос как обжать кабельную витую пару на 8 жил является достаточно актуальным.
Тем более, если в расчет берутся не специалисты, а обычные пользователи – владельцы персональных компьютеров.
Рассмотрим этот несложный технологический процесс, чтобы облегчить задачу потенциальным создателям домашних сетевых схем.
Под выполнение работ по обжиму потребуется специальный инструмент:
Первые два инструмента с экзотическими названиями – это специальный пресс, напоминающий по исполнению обычные плоскогубцы электрика и резак для съёма кабельной изоляции.
По сути, резак – это есть обычный нож, с той лишь разницей, что оснащается дополнительно выемками съёма изоляционного покрытия.
Варианты устройства автомагнитолы
Все магнитолы производятся по стандартам той фирмы, которой они принадлежат. Вышеупомянутые Пионер, Кенвуд и Сони производятся в соответствии со стандартами своих компаний. Однако каждая из них имеет стандартный ISO-переходник. Аналогично на каждой машине имеется стандартный штекер под этот переходник.
Исходя из этого, может возникнуть одна из трех ситуаций:
- Первый вариант является идеальным. В автомобиле выведены все провода. Все подключено согласно стандартам и выведено под ISO-разъем. Сложностей в данном случае не возникнет. Нужно только подключить этот разъем к магнитоле.
- Второй случай, когда все провода выведены правильно, но разъем не подходит. В этом случае можно приобрести проводник, которых в специализированных магазинах продается великое множество, подключить магнитолу через проводник и наслаждаться качественным звуком.
- Последний вариант: провода не выведены в один разъем или их вовсе нет.
Третий вариант является самым проблемным, и поэтому далее нужно рассмотреть именно его.
Что вызывает опасность в энергосберегающей лампе?
Многие люди задаются этим вопросом, и ввиду собственной безопасности продолжают игнорировать данные источники освещения, даже пренебрегая тем качеством, которое обеспечивает экономию электроэнергии.
Известно, что внутренний механизм лампы содержит долю ртути, и при нарушении целостности колбы, может произойти отравление парами химического вещества. В связи с этим, люди стараются не приобретать люминесцентные источники света. Однако, существует ряд правил безопасности при работе с этим прибором, о которых мы говорили в предыдущих статьях.
Посмотрите короткое видео о том, как подключить лампу дневного света без дросселя:
Обозначение проводов по цветам
Для работы правильного подключения в обязательном порядке нужно знать цвета проводов и их обозначение. Схема проводов магнитолы по цветам представлена на фото. На всех авто и магнитолах (Пионер, Сони и Кенвуд и других) принято определенным цветом обозначать принадлежность провода. Стоит отметить, что провода магнитолы по цветам различаются и по наличию или отсутствию полоски. Так, все провода, имеющие полосу, являются минусом, а без полосы – плюсом.
- Минус аккумулятора – черный;
- Плюс аккумулятора – желтый;
- Плюс зажигания – красный;
- Левый передний динамик – белый и белый с полосой;
- Правый передний динамик – серый и серый с полосой;
- Левый задний динамик – зеленый и зеленый с полосой;
- Правый задний динамик – фиолетовый с фиолетовой полосой;
- Антенна – синий;
- Усилитель – синий с полосой.
Цвет жилы заземления
С 01.01.2011 цвет жилы заземления (или зануления) может быть только желто-зеленой. Эта цветовая маркировка проводов соблюдается и при составлении схем, на которых такие жилы подписываются латинскими буквами РЕ. Не всегда на кабелях расцветка одной из жил предназначена для заземления – обычно она делается если в кабеле три, пять или больше жил.
Отдельного внимания заслуживают PEN-провода с совмещенными «землей» и «нолем». Подключения такого типа все еще часто встречаются в старых зданиях, в которых электрификация проводилась по устаревшим нормам и до сих пор не обновлялась. Если кабель укладывался по правилам, то использовался синий цвет изоляции, а на кончики и места стыков надевались желто-зеленые кембрики. Хотя, можно встретить и цвет провода заземления (зануления) с точностью до наоборот – желто-зеленый с синими кончиками.
Защитное заземление является обязательным при прокладке линий в жилых и промышленных помещениях и регулируется стандартами ПУЭ и ГОСТ 18714-81. Провод нулевой заземляющий должен иметь как можно меньшее сопротивление, то же самое касается заземляющего контура. Если все работы по монтажу выполнено правильно, то заземление будет надежным защитником жизни и здоровья человека в случае появления неисправностей электролинии. Как итог – правильная пометка кабелей для заземления имеет решающее значение, а зануление вообще не должно применяться. Во всех новых домах проводка делается по новым правилам, а старые поставлены в очередь для ее замены.
Подключение автомагнитолы
При подключении магнитолы нужно строго соответствовать схеме. Для питания автомагнитолы нужно подключить желтый провод к плюсу аккумулятора. Черный провод выводится на массу, это заземление. Красный провод запитывается от замка зажигания. В идеале его нужно подключить так, чтобы он запитывался только тогда, когда ключ в положении АСС.
Поскольку сложности установки возникают именно при отсутствии ISO-переходника, то все провода должны быть зачищены и после заизолированы. Идеально подойдут многожильные медные провода с силиконовой изоляцией. По окончании прокладки проводов их можно объединить в стандартный переходник, но можно и заизолировать их с проводами магнитолы. Главное, чтобы цвет проводов магнитолы и автомобиля соответствовал друг другу.
Существует несколько других нежелательных вариантов подключения автомагнитолы к автомобилю. Большинство автомобилистов, не желая возиться с подключением желтого провода к аккумулятору, подключают его вместе с красным к замку зажигания. Это лишает магнитолу большей мощности и не позволяет получить качественный и мощный звук. Аналогично происходит при запитывании магнитолы от прикуривателя.
Бывает так, что подключение желтого и красного провода осуществляется на аккумулятор. Достоинства этого подключения заключаются в том, что магнитола постоянно находится в режиме ожидания и готова к работе. Однако такой способ быстро его сажает. Поэтому стоит задуматься, что важнее: независимая от замка зажигания работа магнитолы или долговременная работа аккумулятора?
Подключение колонок
Цвета проводов колонки магнитолы уже были описаны выше. Поэтому в соответствии с ними можно спокойно подключить любые колонки.
Сегодня почти все автомагнитолы ориентированы на 4 динамика: два спереди и два сзади. Стоит отметить, что мощная аудиосистема имеет вывод плюса и минуса к каждой колонке. Слабая же аудиосистема имеет вывод только плюса. Поэтому минус от колонки выводится на общую массу. Для получения более качественного звучания лучше всего соблюсти плюс и минус контактов.
Если после установки возникает некачественное звучание, существует простой и эффективный способ правильности подключения. Нужно перевести звук на передние колонки, после перевести звучание на одну колонку, к примеру, левую. Включить музыку на полную громкость до появления хрипов или искажений. После этого перевести звук на 2 передние колонки.
Если звук стал громче и остался качественным, то подключение осуществлено верно. Если изменений в громкости не произошло, или появились искажения, то нужно проверить, правильно ли подключены плюс и минус.
Как видно, подключение автомагнитолы по цвету проводов не является сложным и при внимательном подходе займет не более 2-3 часов.
Я один раз перепутал провода когда подключал колонки. Не знаю как так вышло, скорее всего просто невнимательность. В результате колонки работали в противофазе и глушили друг друга, от чего звук сильно портился.
У меня в машине левый динамик от магнитолы сильно хрипит. Может быть это из-за того, что я неправильно подключил саму магнитолу? Я не уверен в правильности ее подключения, так как занимался этим, впервые, и мог что-нибудь напутать.
Ох и головоломка — эти провода. Лет 6 назад покупал Пионер у знакомого с торчащими проводами. Он уверил меня, что я быстро разберусь и все нормально подключится. Целый день мурыжился, но в итоге сделал. Сейчас бы на такой эксперимент не пошел бы.
Подскажите,почему у меня при включеии габаритов выключается автомагитола?
Просадка большая. Попробуй толще провод на «+» кинуть или в магнитоле поставить мощнее конденсатор (большей емкости).
Подключал магнитолу впервые в Тойоте Королла 1988 года. Магнитола была Pioner DEH-X3500UI. В машине провода были старого образца, нужно было покупать переходник и к нему паять провода от машины, проблема была в машине то что провода небыли по цвету, не как по инструкции, там были розовые, синие и все сплошные цвета. Нашел старый мануал в сети и нашел какой провод за то отвечает, все припаял, подключил магнитолу и все заработало, опыта в подключении не было вообще, так как была первая машина и первая купленная магнитола, как говорится глаза боятся — руки делают!
Сколько ампер предохранитель в магнитоле FUSIOL
Обычно стоят либо 10 либо 15.ампер
Ребят,всем привет. недавно купил эпику 10 год. На ней уже стояла китайская магнитола,хочу поставить родную а фишки срезаны каким то деб……м, кому не трудно могли бы скинуть схему как подключить . по цвету проводов
Ну а почему на схемах и в текстах не упомянуто о проводе (steering wheel cont… ) , который предназначен для подключения к возможным рулевым кнопкам управления магнитолой.
Ручная цветовая разметка
Применяется в тех случаях, когда при монтаже приходится использовать провода с жилами одинаковой расцветки. Также часто это происходит при работе в домах старой постройки, в которых монтаж электропроводки производился задолго до появления стандартов.
Опытные электрики, чтобы не было путаницы при дальнейшем обслуживании электроцепи использовали наборы, позволяющие промаркировать фазные провода. Это допускается и современными правилами, ведь некоторые кабели изготавливаются без цветобуквенных обозначений. Место использования ручной маркировки регламентировано нормами ПУЭ, ГОСТа и общепринятыми рекомендациями. Она крепится на концы проводника, там, где он соединяется с шиной.
Разметка двужильных проводов
Если кабель уже подключен к сети, то для поиска фазных проводов в электрике используют специальную индикаторную отвертку – в ее корпусе есть светодиод, который светится, когда жало устройства касается фазы.
Далее понадобится набор специальных трубок с термоусадочным эффектом или ленты для изоляции, чтобы разметить фазу и ноль.
Стандарты не обязывают делать такую разметку на электропроводниках по всей их длине. Допускается отметить её лишь в местах стыков и соединения нужных контактов. Поэтому, при возникновении необходимости нанести метки на электрокабели без обозначений, нужно заранее приобрести материалы, для их разметки вручную.
Число используемых расцветок зависит от применяемой схемы, но главная рекомендация все же есть – желательно использовать цвета, исключающие возможность путаницы. Т.е. не применять для фазных проводов синие, желтые или зеленые метки. В однофазной сети, к примеру, фазу обычно обозначают красным цветом.
Разметка трехжильных проводов
Если надо определить фазу, ноль и заземление в трехжильных проводах, то можно попробовать сделать это мультиметром. Прибор устанавливается на измерение переменного напряжения, а затем щупами аккуратно коснуться фазы (его можно найти и индикаторной отверткой) и последовательно двух оставшихся проводов. Далее следует запомнить показатели и сравнить их между собой – комбинация «фаза-ноль» обычно показывает большее напряжение, нежели «фаза-земля».
Когда фаза, ноль и земля определены, то можно наносить маркировку. По правилам, для заземления применяется провод цветной желто зеленый, а точнее жила с такой расцветкой, поэтому его маркируют изолентой подходящих цветов. Ноль, отмечается, соответственно, синей изолентой, а фаза любой другой.
Обозначение проводов автомобильной магнитолы по цветам
- Оранжевый провод
- Желтый провод
- Желтый и красный провод
- Синий провод
- Сине-белый провод
- Розовый провод
Для коммутации головного акустического оборудования используются жгуты кабелей, покрытых изоляцией различных оттенков. Цветовое обозначение проводов магнитолы позволяет корректно подключить проигрыватель и дополнительные устройства. Цветовая гамма защитного слоя стандартизирована в соответствии с требованиями ISO, что обеспечивает совместимость разъемов на магнитолах и автомобильных жгутах.
Разнообразие расцветки изоляции электрокабелей
Цветовая маркировка проводов многообразна и сильно различается для заземления, фазных и нулевых жил. Чтобы не было путаницы, требования ПУЭ регламентируют какого цвета провод заземления использовать в щитке электропитания, какие расцветки обязательно надо использовать для нуля и фазы.
Если монтажные работы проводились высококвалифицированным электриком, который знает современные стандарты работы с электропроводами, не придется прибегать к помощи индикаторной отвёртки или мультиметра. Назначение каждой жилы кабеля расшифровывается знанием его цветового обозначения.
Оранжевый провод
Оранжевый провод предназначен для изменения интенсивности подсветки дисплея совместно с лампами элементов, расположенных на панели приборов. Кабель подсоединяется к положительному выводу потенциометра регулировки или к патрону лампы подсветки штатной розетки или прикуривателя. На части машин обеспечивается автоматическое снижение яркости при активации габаритных огней или фар головного освещения. Если пользователь не планирует использовать функцию, то идущий от магнитолы кабель скручивается и аккуратно фиксируется на жгуте или штекере.
На некоторых магнитолах шнур имеет обозначение ill или lamp, цвет изоляции в этом случае произвольный. Возможно использование 2 отдельных кабелей, обеспечивающих подачу отрицательного и положительного питания. При этом минусовый шнур не связан с кузовом автомобиля.
Буквенные подсказки
В схемах электропроводки принята не только цветовая, но и буквенная маркировка. Главное – запомнить три обозначения. Это l, n, pe в электрике. Данные буквенные обозначения также являются отличными подсказками мастерам.
Цвет и символы помогут разобраться в проводах
Обозначение l и n в электрике наносится возле клемм подключения. Это первые буквы английских слов или словосочетаний, обозначающих функцию конкретного провода. Эти незамысловатые символы сориентируют, как правильно подключить прибор к сети.
Следует отметить, что l и n в электрике – универсальные обозначения. Они приняты повсеместно. А значит, проблем с подключением аппаратуры, приборов, устройств иностранных производителей не будет. И обозначения l, n в электрике подскажут, какой провод с каким нужно соединить.
Желтый провод
Желтый провод имеет увеличенное сечение жилы и утолщенную изоляцию, предназначается для коммутации головного устройства с аккумулятором, подача питания производится в постоянном режиме. Благодаря увеличенному диаметру обеспечивается подача тока без риска перегрева элемента. Для защиты оборудования от короткого замыкания в цепи имеется штатный предохранитель ножевого типа. Устройство размещается в гнезде на задней стенке магнитолы, номинал зависит от мощности встроенного усилителя.
При использовании отдельного провода, выведенного к положительной клемме батареи, рекомендуется дополнительно защитить цепь. Предохранитель монтируется в отдельном корпусе на расстоянии 300-400 мм от клеммы аккумулятора. Прокладка кабеля выполняется вдоль штатных жгутов проводки, для соединения шнуров в единую магистраль используются пластиковые хомуты. Для ввода в салон применяются штатные отверстия, имеющиеся в моторном щите автомобиля.
Желтый и красный провод
Желтый и красный провода отвечают за подведение положительного питания. Отличием красного провода (имеющего увеличенное сечение) является способ коммутации через замок зажигания. При повороте ключа в положение ACC обеспечивается подача положительного сигнала 12 В, обеспечивающего работоспособность устройства. Допускается прямое соединение кабеля с положительным полюсом аккумулятора, но в этом случае магнитола остается в активном состоянии и способствует ускоренной разрядке батареи.
Кабель с изоляцией красного цвета обеспечивает сохранение настроек головного устройства при отключенном зажигании. При некорректном подключении происходит сброс параметров проигрывателя, которые приходится настраивать заново после каждого запуска силового агрегата автомобиля. Для подсоединения к отрицательному полюсу батареи (кузову) применяется проводник, покрытый изоляцией черного цвета. Кабель выводится к ближайшему болту «массы», приваренному к кузову. Крепление производится при помощи клеммы, которая поджимается 6-гранной гайкой.
Цвета изоляции электропроводки
Определенные предписания действуют и в отношении проводов, используемых в электропроводке. Цветовое обозначение важно для электромонтера и всех остальных, кто вынужден работать с сетями под напряжением.
Приведем в пример трансформаторы. Как правило, там используется сеть из трех фаз. При этом каждая фаза имеет свое обозначение цветом. Именно в отношении трех фаз электрики используют сокращение ЖЗК, ведь так проще всего запомнить расположение проводов в ней.
В трехфазной сети каждая фаза имеет собственный цвет изоляции — желтый, зелений и красный.
Первый цвет присваивается фазе А, второй — фазе В, третий — фазе С.
Такое правило применимо к сетям переменного напряжения мощностью в 220 В.
Для работы сетей 380 В используется иное цветовое обозначение.
Обычно маркировка проводов следующая:
- А — белого цвета;
- В — черного цвета;
- С — красного цвета.
У провода типа земля и нулевого провода цветовое обозначение остается прежним — это желто-зелений и синий цвет.
При этом стоит помнить, что цвет проводов типа фаза может меняться и иметь иной оттенок, но в отношении проводов ноль и земля всегда соблюдают установленные требования.
Синий провод
Синий провод обеспечивает подачу управляющего сигнала к антенному усилителю или электроприводу, который выдвигает штырь приемника сигналов из полости крыла. Если автомобиль не оснащается подобным оборудованием, то кабель аккуратно скручивается и изолируется. Цвета проводов, расположенных на блоке электрического привода антенны, зависят от модификации автомобиля.
Также синяя изоляция применяется для защиты шнура, который нужен для управления внешним усилителем. Подобная цветовая схема используется на головных устройствах Sony. При активации проигрывателя через кабель «ремоут» подается управляющий импульс, обеспечивающий начало работы внешнего усилителя и акустики. После выключения двигателя и прекращения работы магнитолы автоматически обесточивается и усилитель, обеспечивая сохранение заряда аккумуляторной батареи транспортного средства.
Сине-белый провод
Голубой и белый цвета изоляции применяются для маркировки кабеля, используемого для управления слаботочным внешним оборудованием. Положительный сигнал появляется на кабеле только после включения головного акустического устройства. Допустимый ток, передаваемый по шнуру, не превышает 200 мА. При повышенной нагрузке происходит перегрев и необратимое разрушение электронных контроллеров, расположенных внутри проигрывателя. Если пользователь намерен коммутировать мощное оборудование, то требуется ввести в цепь разгрузочное реле.
Розовый провод
В наборе проводов для автомагнитолы может встречаться кабель, покрытый защитным слоем розового цвета. Элемент применяется на головных устройствах, способных воспроизводить видео. Используется для коммутации внешней камеры заднего вида, обеспечивая трансляцию сигнала. При использовании подобного оборудования требуется обеспечить совместимость сигналов, в противном случае изображение на дисплее будет перевернутым.
Для обеспечения питания камеры применяется провод Reverse, позволяющий включить трансляцию сигнала при использовании передачи заднего хода. Шнур коммутируется к цепям подачи питания на лампы заднего хода. При использовании штатного парктроника возможно подсоединение кабеля к разъему контроллера.
В конструкции головного устройства может использоваться дополнительный жгут, обеспечивающий снижение громкости звучания при включении передачи заднего хода. Этот же кабель, покрытый изолятором желто-черного цвета, отвечает за отключение трансляции при поступлении телефонного звонка. Если автомобиль не оснащен блоком для подключения мобильного телефона, то шнур не используется.
Также в состав жгута входит 8 кабелей, предназначенных для коммутации тыловых и фронтальных громкоговорителей. При использовании компонентной акустики требуется подсоединять элементы на общий канал, при этом контролируя сопротивление и мощность. Все отрицательные выходы от катушек колонок должны подаваться на соответствующие разъемы усилителя.
Не допускается объединение полюсов в единую магистраль и замыкание узлов на кузов автомобиля.
Для установки низкочастотных динамиков применяется отдельный провод, проложенный самостоятельно. На некоторых автомобилях сабвуфер является штатным устройством, размещенным в нише для запасного колеса или внутренней полости его диска. Для коммутации используются отдельные кабели, цвет изоляции зависит от модели транспортного средства.
На штатных магнитолах встречается плоский шлейф, предназначенный для передачи информации на дисплей, выведенный в отдельный карман на панели приборов. Жгут состоит из большого числа проводов, покрытых изоляцией белого и серого цвета. За счет защитного слоя обеспечивается монолитность изделия. Шлейф крепится специальными зажимами, обеспечивающими надежный контакт и защиту от влаги.
Некоторые головные устройства Pioneer имеют дополнительный кабель, предназначенный для подключения охранного комплекса. Шнур подсоединяется к штекеру, точка коммутации имеет обозначение Alarm. Использование на автомобиле цифровой шины CAN или K-Line требует подключения в цепь и магнитолы. Для этого применяются отдельные шнуры, выведенные в общий коммутационный разъем.
Понятие фазы и ноля в электрике
Прежде чем приступить к рассмотрению цветовой маркировки, необходимо сначала разобраться с понятиями фазы и ноля в электропроводках.
- Фазным проводом (фаза) называют ту часть проводки, по которой ток передается к прибору. Неверно говорить о том, что если прикоснуться к фазе, то со стопроцентной вероятностью это приведет к поражению электрическим током. Чтобы получить удар током, необходимо стать частью цепи, то есть быть проводником. Поэтому нельзя одновременно прикасаться к фазе и нулю одновременно, а также необходимо следовать правилам безопасности при работах: пользоваться изолированными инструментами, обязательны к использованию диэлектрическая обувь или коврики (так как роль нуля может сыграть земля) и специальные прорезиненные перчатки. Символьное обозначение принято буквами A, B, C или L 1, L 2, L 3.
- Ноль — провод, по которому электрический ток возвращается, но ионы уже поменяли свой заряд, основной его задачей является выравнивание фазного напряжения. Принято буквенное обозначение N.
- Земля — провод заземления, не имеющий напряжения и предназначенный для защиты от поражения электрическим током, обозначается PE (защитный провод).
Буквенные обозначения применяются на схемах в электрике.
Какое освещение Вы предпочитаете
ВстроенноеЛюстра
Для правильного проведения электромонтажных работ необходимо безукоризненно следовать правилам соединения токоведущих частей, соответственно, все провода цепи должны заметно различаться между собой. Становится резонным вопрос о том, каким цветом обозначаются фаза и ноль в электричестве. Ниже приведены описания каждого случая в отдельности.
Обозначения, расшифровка контактов и проводов автомобильных магнитол.
Акустическая группа:
R = Динамик правый. L = Динамик левый. FR+, FR- или RF+, RF- = Динамик передний — правый (Соответственно плюс или минус). FL+, FL- или LF+, LF- = Динамик передний — левый (Соответственно плюс или минус). RR+, RR- = Динамик задний — правый (Соответственно плюс или минус). LR+, LR- или RL+, RL- = Динамик задний — левый (Соответственно плюс или минус). GND SP = Общий провод динамиков.
Разъём питания магнитол:
B+ или BAT или K30 или Bup+ или B/Up или B-UP или MEM +12 = Питание от аккумулятора (плюс)
GND или GROUND или K31 или просто указан минус = Общий провод (Масса), минус аккумулятора.
A+ или ACC или KL 15 или S-K или S-kont или SAFE или SWA = +12 с замка зажигания.
N/C или n/c или N/A = Нет контакта. (Физически вывод имеется но никуда не подключен).
ILL или LAMP или обозначение солнышка или 15b или Lume или iLLUM или K1.58b = Подсветка панели. На контакт подаётся +12 вольт при включении габаритных огней. На некоторых магнитолах есть два провода, -iLL+ и iLL- Минусовой провод гальванически отвязан от массы.
Ant или ANT+ или AutoAnt или P.ANT = После включения магнитолы с этого контакта подаётся питание +12 вольт на управление выдвижной антенной, если такова, естественно, присутствует.
MUTE или Mut или mu или изображение перечеркнутого динамика или TEL или TEL MUTE = Вход выключения или приглушения звука при приеме звонка телефона или других действиях (например движения задним ходом).
Другие возможные контакты в магнитолах:
Power Control = это управление включением усилителя P.CONT/ANT.CONT = это управление антенной, питание подается после включения радио ILL + и ILL — = это провода регулировки яркости подсветки магнитолы Amp = Контакт управления включением питания внешнего усилителя DATA IN = Вход данных DATA OUT = Выход данных Line Out = Линейный выход REM или REMOTE CONTROL = Управляющее напряжение (Усилитель) ACP+, ACP- = Линии шины (Ford) CAN-L = Линия шины CAN CAN-H = Линия шины CAN K-BUS = Двунаправленная последовательная шина (К-line) SHIELD = Подключение оплётки экранированного провода. AUDIO COM или R COM, L COM = Общий провод (земля) входа или выхода предварительных усилителей CD-IN L+, CD-IN L-, CD-IN R+, CD-IN R- = Симметричные линейные входы аудио сигнала с ченжера SW+B = Переключение питания +B батареи. SEC IN = Второй вход DIMMER = Изменение яркости дисплея ALARM = Подключение контактов сигнализации для выполнения магнитолой функций охраны автомобиля (магнитолы PIONEER) SDA, SCL, MRQ = Шины обмена с дисплеем автомобиля. LINE OUT, LINE IN = Линейный выход и вход, соответственно. D2B+, D2B- = Оптическая линия связи аудиосистемы
Маркировка и цветовое обозначение проводов
Разберем цветовое обозначение проводов авто магнитол:
- Черный (обозначается GROUND или GND) — это минус аккумуляторной батареи;
- Красный (маркировка АCC или А+) — это плюс замка зажигания;
- Желтый (обозначается ВАТ или В+)- это плюс от аккумуляторной батареи;
- Белый с полосой (маркировка FL-) — это минус переднего левого динамика;
- Белый без полосы (обозначается FL+) — это плюс переднего левого динамика;
- Серый с полосой (маркировка FR-) — это минус правого переднего динамика;
- Серый без полосы (обозначается FR+) — это плюс правого переднего динамика;
- Зеленый с полосой (маркировка RL-) — это минус левого заднего динамика;
- Зеленый без полосы (обозначение RL+) — это плюс левого заднего динамика;
- Фиолетовый с полосой (маркировка RR-) — это минус правого заднего динамика;
- Фиолетовый без полосы (обозначение RR+) — это плюс правого заднего динамика.
Маркировка алюминиевых кабелей
АППВ 2х6-380 – провод алюминиевый, с покрытием из ПВХ, плоский, имеет разделитель (про определение немного ниже), 2 жилы сечением по 6 мм. Нужно отметить, что буквенное обозначение используется в основном для высоковольтных вариантов.
Цветовая маркировка помогает определить назначение кабеля. Она используется для телефонных шнуров, бытовых приборов (вентилятора, видеокамеры), средств передвижения (ВАЗ и прочие) и т. д. Именно эти данные наиболее важны при установке кабелей или разводки электрики в новом доме.
- Как определить назначение и типы проводов по маркировке цветом, согласно ПУЭ 7:
- Голубой – рабочий ноль;
- Зеленый – это нулевой защитный;
- Черный – заземление или «земля»;
- Белый – это цветовая маркировка проводов фаза ноль.
К слову, у разных производителей могут быть различные виды обозначений. Например, кабель фазы может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, серым, красным, поэтому будьте внимательны при монтаже или снятии шнуров. При подключении фазовых кабелей к люстре или розетке, следите за тем, чтобы цвета соединяемых кабелей совпадали.