Наружное освещение улиц в городе или в сельской местности — важнейший пункт в обеспечении комфортных условий для проживания граждан и передвижения водителей. Цели современного уличного освещения дорог и иных зон состоят и в безопасности жизни, и в повышении эстетических качеств населенного пункта.
Существует ряд государственных норм и правил, которым подчиняется система освещения города и деревни.
Требование к уличному освещению.
СНиП 23-05-95* предъявляют особые требования к системам освещения, связанные с уровнем надежности и качеством оборудования, устанавливаемого вдоль автотрасс. Согласно данным нормам, при выборе, монтаже осветительного оборудования необходимо обязательно учитывать следующие важные факторы:
— надежность крепления светильников, а именно, при их установке должны учитываться потенциальные ветровые и силовые нагрузки;
— оптимальное количество светильников для обеспечения освещения абсолютно всех участков дороги;
— правильные направления световых потоков, которые на любых участках автотрасс не будут ослеплять водителей;
— обеспечение безопасности в плане отсутствия рисков коротких замыканий, а также возгораний.
Освещение автодорог строго регламентируется российскими нормативами, которые предписывают соблюдать освещенность городских дорог и скоростных автомагистралей, учитывая их категорию и загруженность.
Существует 3 категории уличных объектов:
А – автомагистрали и главные улицы города с автопотоком более 3000 автомобилей/час в обе стороны. Норма освещенности 20 лк. Б – дороги районного значения менее 3000 автомобилей/час – 10-15 лк. В – дороги местного значения 4-6 лк. При интенсивности транспортного потока более 2000 ед/час степень защиты осветительных приборов должна соответствовать IP 54 и выше.
Освещение автодорог
На протяжении последних лет в мире наблюдается бурное развитие современного направления в области светотехнического оборудования. Активно идет разработка светодиодных светильников для всевозможных областей использования. Можно отметить, что дорожное освещение является одним из важных направлений применения LED светильников, так как ртутные и натриевые аналоги уже уступают по своим показателям характеристикам светодиодного освещения. Речь идет о более длительных сроках эксплуатации светодиодных приборов, об их отличной светоотдаче и достаточно экономичному расходу электроэнергии, а также меньших затратах на техническое обслуживание и поддержание работоспособности.
Более подробно о нормах освещения можно прочитать в следующей статье:
Преимущества светодиодных уличных фонарей.
Уличные LED – фонари служат в среднем по 10 лет, поэтому с течением времени проявляется существенная экономия на регулярном обслуживании магистральных осветительных приборов. Долговечность LED-ламп позволяет заменять источники света по мере истечения срока их годности или при полном выгорании фонаря.
Среди несомненных преимуществ светодиодного фонаря – его защищенность от актов вандализма. Как правило, корпус конструкции собирается из высокопрочного материала, а электрический кабель надежно закреплен на столбе. Светодиодные фонари работают при любых климатических условиях: в летний зной и зимнюю стужу, не перегорая от излишнего тепла и не промерзая от холода.
LED – фонари достаточно легко утилизировать, так как лампы являются экологически чистыми. На данном процессе также можно значительно сэкономить. Светодиодные лампы имеют герметичный корпус, что защищает осветительный прибор от загрязнения и пыли. Таким образом, срок службы светодиодного уличного фонаря становится значительно больше, что является немаловажным фактором для управляющей компании.
Освещение автодорог
Высокий уровень эксплуатационных характеристик в первую очередь зависит от ряда важных показателей. Здесь необходимо отметить светоотдачу, цветовой поток, повышенную стойкость к внешним факторам в виде осадков и различных атмосферных явлений. Современные производители не останавливаются на достигнутом и применяют различные инновации, улучшающие в итоге эксплуатационные характеристики. Например, задействуют солнечную энергию, которая значительно сокращает расходы на эксплуатацию осветительных систем.
Светодиодные уличные фонари не выделяют избыточного тепла во время своей работы, что также остается существенным преимуществом. Магистральное освещение долго служит, эффективно работает и позволяет экономить владельцу сети.
Для выбора уличного светодиодного фонаря необходимо обращаться к профессионалам, которые подберут оптимальный и недорогой вариант LED – конструкции под потребности компании.
Подробнее о преимуществах светодиодов можно прочитать в следующей статье:
Производители светильников согласны:ТОП 5 преимущества светодиодов
Нормы уличного освещения в сельских поселениях
На таких территориях все вопросы решаются между жителями и фермером (собственником или арендатором) без какого-либо вмешательства со стороны.
Чтобы в такой ситуации передать энергосети на баланс муниципального образования (нечто похоже на деприватизацию), придется пройти несколько кругов бюрократического ада.
И то сие возможно только после приведения энергосистемы (долгое время считавшейся де-факто бесхозной) в полный порядок.
Срок службы лампы в деревенском светильнике уличного освещения составляет примерно 1,5 года при соблюдении средних условий эксплуатации: 12 часов включена, 12 часов — выключена.
Нормирование уличного освещения В тоннелях автотранспортных этот показатель колеблется в пределах от 50 до 750 лк и зависит от следующих факторов;
- длины тоннеля;
- типа тоннеля (закрытый, имеющий стенку с закрытыми проемами).
Требования к открытым автостоянкам и местам заправки топливом следующие — должны иметь средний показатель горизонтальной освещенности в пределах 2÷ 10 лк.
Внимание Светодиодные уличные источники света Требования и правила выбора светильников для уличного освещения сводятся к подбору такого типа изделий, которые потребляет мало электроэнергии, устойчивы к воздействию климатических факторов, имеют большой срок эксплуатации и, кроме того, осуществить их монтаж можно было без проблем. Всем эти факторам соответствуют магистральные светильники светодиодного типа
Освещение улиц в сельской местности закон
В данной статье подробно рассказывается про освещение улиц в сельской местности закон, и все что об этом надо знать. В настоящее время в России большинство мелких населенных пунктов не имеют должного уровня освещения улиц.
Это затрудняет жизнь местных жителей, тем более в зимнее время года.
Обязанности на освещение улиц ложиться на органы муниципальных образований.
Но, как правило, они не обеспечивают сельские поселения должным уровнем освещения.
Что же делать в такой ситуации и куда обращаться гражданам, что бы защитить свои права.
Особенности установки столбов и опор
Как произвести грамотный монтаж уличного освещения
Установка светодиодных источников света может выполняться на столбах линий электропередач, мачтах и специальных опорах освещения, выполненных из металла или бетона. От края проезжей части при наличии бордюра на улицах магистральных расстояние должно быть не менее 1 м, на других типах улиц – 0,6 м. При отсутствии бордюра эта норма составляет 1, 75 м и более. На пересечениях улиц, проспектов, дорог нормами, указанными в ПУЭ, запрещается установка осветительных столбов и опор ближе, чем на 1,5 м от закругления. Опоры могут устанавливаться на разделительной полосе при ширине дороги более 5 м. Оговаривается и расстояние до окон, балконов, террас жилого дома. Оно должно быть более 1 м.
Норма расстояния между опорами должна соответствовать правилам, установленным в том же ПУЭ. Расстояние между опорами, которое называется пролетом, может быть от 40 до 750 м, высота сам ой опоры – от 8 до 54 м. Показатели зависят от таких факторов:
- напряжения, указываемого в кВт;
- расстояния между проводами, указываемого в м;
- расстояния провода до земли, указываемого в м.
Специалисты по проектам выполняют специальные сложные расчеты и в проекте на освещение конкретного объекта указываются конкретные данные, которые должны соблюдаться при монтаже.
Нормирование освещения улиц, проспектов, переулков, дорог с разным типом покрытия зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать при создании проекта освещения. Только специалисты знают нюансы проектирования уличного освещения, а также хорошо ориентируются в выборе экономичных источников света, правилах их монтажа и подключения к электропитанию. Поэтому такие работы выполняются в специализированных проектных организациях и проходят экспертизу на работоспособность, а также целесообразность выполнения конкретного типа освещения.
Питание осветительных сетей
Для питания осветительных сетей наружного освещения предусматривают щиты наружного освещения (ЩНО) или шкафы управления наружным освещение (ШУНО), которые подключают к трансформаторным подстанциям или ВРУ зданий. В некоторых случаях, чаще в сельской местности, ШУНО подключают к магистралям воздушных линий 0,4 кВ. Если ШУНО размещают на земле, то на опоре ВЛ устанавливают щиток с аппаратом защиты, предотвращающим отключение линии в случае короткого замыкания в кабеле питания ШУНО. Необходимость установки на опору щитка с аппаратом защиты обусловлена требованием ГОСТ Р 50571.4.43-2012 (п.п. 433.2; 434.2 и приложение С), согласно которому длина ответвления до аппарата защиты должна быть менее 3 метров.
В больших городах при больших мощностях установок наружного освещения к трансформаторным подстанциям пристраивают дополнительные помещения, в которых устанавливают щиты с аппаратами защиты и управления.
Линии наружного освещения дворов и переулков подключают к линиям освещения улиц (кроме улиц категории А).
Требования к питанию сетей наружного освещения изложены в п.п. 6.3.15…6.3.24 ПУЭ, 7 издания.
Варианты организации подсветки двора
На сегодняшний день освещение придомовой территории может вестись несколькими способами. Первый вариант организации подсветки двора предполагает размещение настенного светильника над козырьком подъезда.
Освещение входа в подъезд
Здесь может использовать любой тип светильника, а также источника света (светодиодные, люминесцентные и др.)
В последнее время для этих целей стали использовать экономные источники света, которые позволяют экономить электроэнергию, что очень важно для данного типа подсветки. Такой вариант подсветки позволяет осветить только площадку перед входом. Поэтому он редко используется
Обычно он идет в комбинации с другими вариантами подсветки. Второй вариант освещения двора предполагает размещение настенного уличного светильника над козырьком примерно на высоте 8.5 метров от уровня земли.
Второй вариант подсветки
При этом светильники должны быть расположенными к горизонту под углом 25 градусов. Такой вариант подсветки дает в разы большую площади подсветки двора, которая захватит не только площадку перед подъездом, но часть проезжей части. Третий вариант освещения двора. Он предполагает применение использование обоих видом осветительных приборов, описанных в предыдущих вариантах.
Третий вариант подсветки двора
Кроме этого, для подсветки придомовой территории используют фонари торшерного типа. Расстояние между ними также регламентируется нормативными документами, как и нормы освещенности. С помощью таких осветительных приборов, размещенных вдоль дороги, можно качественно осветить проезжую часть, а также детские площадки и стоянки, размещенные во дворе многоквартирного дома.
Освещение двора фонарями
Самым эффективным способом подсветки придомовой территории является использование как фонарей, так и светильников, размещенных над входной дверью в подъезд.
Рекомендации по освещению натяжного потолка
Особенности материала накладывают определенные ограничения на используемые приборы. ПВХ-плёнка плавится при повышении температуры до 60-70°C, ткань — около 80°C.
Поэтому лампы накаливания с натяжным потолком сочетаются плохо. Можно брать только маломощные — до 40 Вт. А для галогеновых ограничения ещё строже — не выше 35 Вт.
С натяжными полотнами рекомендуется использовать светодиодные или энергосберегающие лампы, которые не нагреваются во время работы. Из них предпочтительнее первый тип, они более долговечны и потребляют меньше электричества. Энергосберегающие лампы эффективны только при постоянной работе, во время включения потребляют много электроэнергии и не сразу разгораются до полной мощности.
Потолочные светильники распределяют по поверхности равномерно или группами, подсвечивая определенные зоны. Составляя схему расположения, учитывают минимальные расстояния:
- от края полотна должно быть не меньше 20 см;
- от шва (если плёнка спаяна) — 15 см;
- между соседними приборами — 30 см.
Читайте подробнее: Как расположить точечные светильники на натяжном потолке
Светильники крепятся не к тонкому полотну, а к перекрытию через закладные платформы, которые монтируют заранее. Поэтому выбрать модели, рассчитать количество приборов и разработать схему их расположения необходимо до установки натяжного потолка.
Включение регионов
Дефицита новых систем освещения в регионах нет — в России более 600 заводов, которые выпускают светодиодные светильники, примерно треть из них делает и уличное освещение. Годовой оборот отрасли оценивается в более чем 100 млрд рублей.
Правда пока, по данным ГИБДД, только в 26 субъектах РФ в этом году на региональных дорогах запланированы мероприятия по обустройству линий освещения локальных потенциально опасных участков. При этом в 13 российских регионах зафиксирован заметный рост всех трех основных показателей аварийности в темное время суток на региональных дорогах в пределах населенных пунктов, где такое освещение является обязательным, но фактически отсутствует.
Но в рамках нацпроекта регионы, как ожидается, ситуацию поменяют. К примеру, в Ульяновской области планируется в ближайшие два года построить 54 км сетей наружного освещения и установить 1 тыс. 351 светильник на транзитных участках автомобильных дорог в 32 населенных пунктах. Положительный опыт у области уже есть: по данным регионального министерства энергетики, ЖКК и городской среды, установленные в целом ряде районов в 2015 году 12 тыс. светодиодных светильников за три года дали экономию более 180 млн рублей.
В Кабардино-Балкарии (КБР) в соответствии с нацпроектом в 2019 году будут освещены 25 км региональных дорог, тогда как за 2022 год — лишь 7,5 км. В целом до 2024 года светлее станут около 400 км дорог регионального значения из имеющихся 2 тыс. 940 км. В Башкирии на освещение трасс в 2022 году направят 75 млн рублей. В Псковской области, где больше половины населенных пунктов, через которые проходят федеральные трассы, не имеют освещения, планируют исправить ситуацию и осветить их все, к 2022 году.
Опыт применения систем управления освещением. Ярослав Долинский, алтайский Автодор
Последнее время в нашем районе, в соответствии с программой повышения безопасности на дорогах, а также в рамках работ по реконструкции участков дорог была проведена большая работа по оснащению линий электроосвещения в населенных пунктах.
Ярослав Долинский, начальник службы алтайского Автодора
С ростом протяженности линий возникла потребность в автоматизированной системе управления. Работа по ее внедрению велась параллельно, а в 2012 году за счет экономии средств по содержанию дорог нам удалось все осветительные установки (ОУ) объединить в общую систему управления. Информацию с ОУ можно получать в реальном времени как подрядчиком, так и заказчиком.
С 2010 года, все 107 км, подключены к системе. Внедрение системы позволяет автоматизировать все работы по энергосбережению. Так, она позволяет планово снижать освещенность проезжей части за счет регулирования напряжения в сети с 220 до 180 вольт. Также, с 2010 года мы постепенно внедряем установку светодиодных светильников, но из-за высокой стоимости нам не всегда удается аргументированно доказать сроки окупаемости. Однако это направление перспективное, с развитием технологий мы видим увеличение световой отдачи (лм/Вт) и одновременное снижение стоимости, что и сокращает эти самые сроки окупаемости.
В 2011 мы осветили двухуровневую развязку, установили порядка 500 светодиодных светильников.
Какие сложности и проблемы? Это надежность линий. Содержание их — систем контроля, систем передачи данных, систем диммирования — все это выходит на первый план. Обслуживание, выезд на место, замена каких-то элементов линий, это все встает нам в копеечку — как подрядчику, так, соответственно, и нам. Я бы хотел обратить внимание производителей на это.
1Область применения
Настоящий стандартустанавливает нормы и методы расчета стационарного искусственногоосвещения автомобильных дорог общего пользования (далее — дороги)вне населенных пунктов, включая объекты дорожного и придорожногосервиса.
Настоящий стандартприменяют при проектировании и эксплуатации вновь устраиваемого илиреконструируемого стационарного искусственного освещения дорог.
Настоящий стандарт нераспространяется на:
-освещение дорог, не относящихся к автомобильным дорогам общегопользования, таких как дороги промышленных, строительных, лесных ииных производственных предприятий, дороги, предназначенные длявременного использования, дороги, расположенные в специальных зонахотчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно вспортивных целях;
-освещение автодорожных тоннелей и проездов под путепроводами;
-архитектурное, функционально-декоративное и рекламное освещениеэлементов обустройства дорог, расположенных в пределах полосыотвода и на придорожной полосе.
Освещение парков и микрорайонов — уют и личная безопасность
В местах общественного отдыха сочетается три вида освещения с разным функционалом.
- Утилитарное — приборы для освещения аллей, игровых, спортивных и развлекательных площадок, обеспечивающие хорошую видимость.
- Декоративное — световые композиции, прожекторы и фонари, подчеркивающие красоту ландшафта и дополняющие архитектурный ансамбль.
- Контурное — декоративная или сигнальная подсветка ступеней, лестниц, сооружений, фонтанов, клумб с помощью встроенных ламп.
Нормы для уличного освещения
Средняя горизонтальная освещенность это — тот показатель, который является главным при осуществлении нормирования. Измеряется в лк (люксах), зависит от поверхности, которую необходимо осветить в вечернее и ночное время суток. Освещенность это — величина светового потока, падающего на освещаемую поверхность. Второй по значимости характеристикой является яркость. Представляет собой величину светового потока отраженного от определенной величины дорожного покрытия. Освещенность измеряется прибором, называемым люксметром. Многие приборы имеют совмещенную конструкцию. Все они имеют чувствительность, скорректированную под восприятие зрением человека.
Нормы зависят от типа магистральных улиц и дорог, интенсивности движения транспортных средств. Различают 3 типа магистральных автомобильных дороги и улиц:
- общегородские, обозначаемые буквой А;
- районные – Б;
- местные -В.
Количество транспорта, прошедшего за час по проезжей части может быть:
- не более 500 ;
- более 500;
- свыше 1000.
В зависимости от этих факторов средняя горизонтальная освещенность в лк указана в табл.1
Таблица 1
Нормы освещения непроезжих частей дорог, улиц и т.п. тоже регламентируются и они должны соответствовать данным указанным в табл. 2
Таблица 2
Средний показатель горизонтальной освещенности территорий выставок, стадионов, парковых и прогулочных зон находится в пределах от 1 до 10 люкс и зависит от функциональных особенностей объекта.
В тоннелях автотранспортных этот показатель колеблется в пределах от 50 до 750 лк и зависит от следующих факторов;
- длины тоннеля;
- типа тоннеля (закрытый, имеющий стенку с закрытыми проемами).
Требования к открытым автостоянкам и местам заправки топливом следующие – должны иметь средний показатель горизонтальной освещенности в пределах 2÷ 10 лк.
Освещенность пешеходных переходов
Освещенность наземных пешеходных переходов имеет важнейшую задачу: как можно лучше обозначить пешехода для водителей. Соответственно, освещенности таких переходов в коммерческих и промышленных зонах надо составлять не меньше 15 лк, а в жилых зонах – не меньше 6 лк на горизонтальной поверхности.
Если наземные переходы выделяются специализированными световыми маячками или маркерами, их рекомендуют устанавливать на 2-3 метровой высоте, чтобы водители могли заметить их издалека и вовремя притормозить. Для этого же рекомендованы контрастные разноцветные лампочки. Яркость этих приборов должна быть не менее 300 кд/м. Допустимая частота миганий – 40-60 вспышек в минуту.
Средняя горизонтальная освещенность для пешеходных переходов составляет:
- подземные переходы – 75 лк;
- лестницы подземных пешеходных переходов – 20 лк;
- закрытые мостовые переходы, оборудованные прозрачными стенками – 75 лк;
- лестницы и площадки закрытых мостовых переходов, оборудованных прозрачными стенками – 50 лк.
Подземные пешеходные переходы оборудуются светильниками с диффузионными рассеивателями или защитным углом не менее 15°.
Интенсивность освещения можно повышать в столицах, крупных исторических городах, на курортах, в портах.
Уменьшать уровень освещения допускается:
- на 30%, если интенсивность движения уменьшилась до ⅓ от максимального показателя;
- на 50% при уменьшении интенсивности движения до ⅕ от максимума.
Полное или частичное отключение искусственного освещения ночью запрещается:
- на стоянках автомобилей;
- пешеходных мостах и аллеях;
- в сельских поселках;
- пожарных, служебно-хозяйственных и внутренних проездах.
Освещенность автотранспортных тоннелей
В транспортных тоннелях и на притоннельных объектах целесообразно использовать два вида освещения:
- стационарное рабочее – должно предусматривать ночной и дневной режимы и создавать в любое время суток освещенность на таком уровне, чтобы обеспечить безопасность и зрительный комфорт участников дорожного движения;
- аварийное – световыми указателями оборудуются запасные выходы и направления к ним.
Уровень освещенности тоннелей основывается на том, какое расстояние требуется для безопасного торможения.
Исходные значения этого показателя следующие:
Скорость в км / ч | 40 | 60 | 80 | 100 | 120 |
Расстояние торможения в метрах | 25 | 55 | 100 | 155 | 220 |
Туннели бывают длинные и короткие, кривые и прямые, односторонние и двусторонние. Все эти данные необходимо учитывать при расчете оптимальной освещенности для создания достаточной видимости, руководствуясь Государственными строительными нормами.
Усредненное значение освещенности покрытия дороги в тоннелях дольше 60 м ночью в горизонтальной плоскости должно составлять от 50 лк и выше.
Симметричная подсветка используется в туннелях с движением в обе стороны, а встречное освещение – в односторонних.
Важно соблюсти плавный переход между естественным и электрическим освещением в туннелях при въезде или выезде. Для этого выделяют 4 зоны яркости:
- выездную/подъездную;
- предельную;
- переходную;
- внутреннюю.
Непривычный «дневной» свет
Определить, применяется ли на конкретном участке дороги современное светодиодное освещение, можно по его цвету. Привычный многим ярко-желтый свет фонарей дают дуговые натриевые трубчатые лампы (ДНаТ), на которых работает почти три четверти всех дорожных светильников. На «белое» по восприятию светодиодное освещение приходится пока только около 16% от общего числа фонарей. Но их доля будет расти: правительством с 2022 года запланирован полный запрет на использование не энергоэффективных источников света.
По сравнению с самой распространенной натриевой лампой освещения ДНаТ 250 Вт даже типовой светодиодный светильник при одинаковых показателях по световому потоку потребляет вдвое меньше энергии. При этом так называемый белый дневной свет светодиодных светильников многими воспринимается непривычно, но по показателям цветопередачи светодиодные светильники в три раза лучше: в их лучах четче видны границы объектов и их естественный цвет.
Стоимость светодиодных светильников обычно в два-три раза выше натриевых ламп. Но за счет экономии электроэнергии окупаются они уже через три-четыре года и имеют, как правило, срок службы не менее 50 тыс. часов, что в три раза больше, чем срок службы светильников старого поколения. Помимо прямой экономии энергии, светодиодное освещение позволяет снизить затраты и на мощности линий энергообеспечения, и за счет возможности размещать столбы освещения дальше друг от друга.
Есть у светодиодных светильников и минусы. К примеру, несмотря на лучшую различимость объектов, на влажной дороге их свет может создавать так называемую «зебру», чередование участков с повышенной контрастностью сильной и слабой освещенности. Решается эта проблема, как правило, установкой оптических рассеивателей.
Термины расчета освещенности на трассах и дорогах
В ГСН В.2.5-28: 2022, которые актуальны сейчас в Украине, приведены следующие сроки:
- блескость – когда у участника дорожного движения появляется дискомфорт или уменьшается возможность видеть объекты или детали из-за неадекватного распределения или диапазона яркости и контрастов окружающей среды;
- GRl – предельно допустимый показатель блескости;
- различение – когда объект заметен на фоне окружающей обстановки;
- острота зрения – различение мелких отдельных деталей малого разделения;
- УДС – улично-дорожная сеть;
- эксплуатационная освещенность (Еекс, определяется в люксах) – минимально разрешенная освещенность на определенной поверхности;
- заливное освещение – значительное увеличение освещенности по сравнению с обычной;
- общее освещение – делится на равномерное и локализованное. Размещается в верхней зоне помещений или относительно объектов, которые необходимо подсветить;
- зрительный дискомфорт – ощущение напряжения глаз и неудобства в различении объектов. Причиной может быть неправильное распределение яркости. Это приводит к рассеянности, снижению сосредоточенности, утомляемости зрения, отвлечению внимания;
О расчете освещенности
Подробнее
- коэффициент запаса (Кз) – важный показатель, с которым просчитывают снижение коэффициента пульсации освещенности и интенсивности светового потока, возникающие при эксплуатации из-за старения, загрязнения приборов, а также естественного уменьшения отражающих свойств поверхностей. Определяется по следующей формуле:
- Emax и Emin – самый высокий и самый низкий индексы колебания освещенности, обозначаемые в люксах, а Eсер – ее усредненное значение, также в люксах;
- полуцилиндрическая освещенность (Енц) – насыщенность пространства светом и эффект образования теней для наблюдателя, который движется улицей параллельно ее оси. Вычислить ее можно инженерным методом;
- пешеходная зона – определенное место, предназначенное исключительно для движения пешехода, где нельзя ездить на автомобилях (кроме спецтехники, транспорта для инвалидов, автомобилей скорой помощи);
- показатель зрительного дискомфорта – критерий, оценивающий дискомфортную блескость, когда яркость распределяется в пространстве неравномерно и вызывает неприятные ощущения. Рассчитывается по формуле:
М – это искомый показатель;
Li- яркость источника, что блестит, кд / кв.м;
ω — размер телесного угла источника блеска, ср;
φ0- индекс позиции источника блеска относительно зрительной линии;
La- яркость адаптации, кд/кв.м
- flicker-эффект – когда части светильника размеренно мерцают, создают блики от обшивки автомобиля. Это вызывает раздражение водителя, отвлекает его внимание, вызывая опасную ситуацию на дороге;
- фон (фон) – поверхность, расположенная вокруг определенного объекта, на которой его можно различить. Фоны бывают: светлыми, средними, темными.
Правильно подбираем осветительные приборы для подсветки дорожного полотна
Именно от правильности выбора светильника и его размещения зависит качество уличного освещения. Подбор осветительной аппаратуры для дорог регламентирует ГОСТ. Для системы наружного освещения светильники должны отвечать ряду требований:
Магистральный светильник
- иметь простое и неприхотливое обслуживание;
- обладать надежной защитой от разнообразных климатических условий (снег, дождь, град, сильные порывы ветра и т.д.);
- иметь высокий класс влагозащищенности (не менее IP55);
- обладать антивандальной защитой;
- потреблять минимум электроэнергии и при этом давать мощный световой поток;
Консольный светильник
продолжительный срок службы, как светильника, так и источников света; иметь простой дизайн и гармонично сочетаться с опорами
Особенно это важно (с эстетической точки зрения) для городских дорог: наличие оптической системы для создания направленного светового потока.. Наиболее часто осветительные приборы имеют подвесной способ крепления, что позволяет эффективно их закреплять на фасадах зданий или специальных опорах (светильники консольного типа)
Расстояние между столбами должно равняться 50 метрам, а их высота может варьироваться от 5 до 12 метров в зависимости от существующих потребностей
Наиболее часто осветительные приборы имеют подвесной способ крепления, что позволяет эффективно их закреплять на фасадах зданий или специальных опорах (светильники консольного типа). Расстояние между столбами должно равняться 50 метрам, а их высота может варьироваться от 5 до 12 метров в зависимости от существующих потребностей.
Принцип работы и конструкция светильников для магистралей и улиц
Освещение офисных помещений
Принцип действия изделий основан на пропускании электрического тока через светодиоды, расположенные в корпусе, для получения светового потока, который максимально приближен к дневному естественному свету. Изготавливают такие светильники из прочных антивандальных материалов. Они имеют степень защиты не менее IP 65, что позволяет надежно защищать внутренние элементы конструкции от негативных воздействий окружающей среды (пыли, воды, снега, агрессивных сред, ветра). Устанавливаются они на специальных опорах металлических или железобетонных с помощью консоли, поэтому имеют еще одно название – консольные. Еще одна особенность изделий – включаются мгновенно. Многие модели светильников имеют вторичную оптику, что улучшает технические характеристики.
Конструкция изделия состоит из следующих частей:
- консоли или скобы;
- корпуса;
- оптика, которая состоит из светодиодов и рассеивателя;
- LTD-драйвера или его еще называют источником питания.
Назначение консоли и скобы – быстро и надежно закрепить изделие на опоре. В зависимости от особенностей освещаемого объекта выбирают высоту установки и угол наклона. Корпус выполняется из алюминия или ударопрочного пластика. Оптика обеспечивает широкий, средний, узкий или асиметричный двойной световой луч. Анализ показал, что чаще всего на дорогах используют светодиодные светильники с широким пучком света.
Современные светильники светодиодного типа для освещения дорог
Самыми перспективными и экономичными светильниками для дорог являются изделия на основе светодиодов. Они вытесняют люминесцентное, газоразрядное ртутное, натриевое и ламповое освещение, т.к. устойчивы в воздействию внешних факторов, имеют высокую энергоэффективность, легко монтируются, переносят температурные колебания, являются экологичными и безопасными. Работают в интервале температур минус 60 до плюс 50 0С, не боятся перепадов напряжения электрической сети, вибрации и других механических воздействий, не требуют обслуживания в процессе эксплуатации, работают в сложных климатических условиях. Срок службы не менее 50000 часов.
Освещение дорог такими светильниками, которые называются магистральными, решает проблему видимости. Они обеспечивают комфорт водителям и пешеходам, а также безопасность дорожного движения.
3Термины и определения
Внастоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, ГОСТ Р 56228, а также следующие терминыс соответствующими определениями:
3.1 яркость дорожногопокрытия
L
,
кд•м: Яркость дорожного покрытия в заданнойточке, создаваемая осветительной установкой (ОУ), в направленииводителя транспортного средства (наблюдателя), находящегося встандартных условиях наблюдения по отношению к указанной точке.
3.2 стандартныеусловия наблюдения:
Условия, при которых глаз наблюдателярасположен на высоте 1,5 м над дорожным покрытием и удален отзаданной точки на расстояние, при котором значение угла междулинией зрения, направленной в указанную точку, и плоскостью дорогилежит в интервале (1,0±0,5)°.
3.3 средняя яркостьдорожного покрытия
,
кд•м: Яркость дорожного покрытия относительнонаблюдателя, расположенного на оси заданной полосы движения,усредненная по заданному участку дороги.
3.4 общаяравномерность яркости
Отношение минимального значенияяркости дорожного покрытия к ее среднему значению .
3.5 продольнаяравномерность яркости
Отношение минимального значенияяркости дорожного покрытия к ее максимальному значению , определенное по оси полосы движения, накоторой расположен наблюдатель.
3.6 освещенность надорожном покрытии
,
лк: Освещенность на дорожномпокрытии в заданной точке, создаваемая ОУ.
3.7 средняяосвещенность
,
лк: Освещенность на дорожномпокрытии, усредненная по заданному участку дороги.
3.8 равномерностьосвещенности
Отношение минимального значенияосвещенности на дорожном покрытия* к ее среднему значению ._______________*Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителябазы данных.
3.9 пороговоеприращение яркости
,
%: Мера слепящего действияпрямого света осветительных приборов (ОП) в ОУ на водителятранспортного средства.
3.10 коэффициентпериферийного освещения
SR:
Отношение среднейосвещенности на поверхности обочины дороги к средней освещенностина поверхности полосы движения, примыкающей к обочине.
3.11 участок состандартной геометрией проезжей части:
Участок дороги, проезжаячасть которого постоянна по ширине, прямолинейна и имеет длину,которая определяется стандартными условиями наблюдения.
Примечания
1Прямолинейность проезжей части участка определяется следующимиусловиями: продольный уклон — не более 30%, радиус кривизны длякривых в плане — не менее 3000 м, радиус кривизны в продольномпрофиле — не менее 70000 м для выпуклых поверхностей дорог и неменее 8000 м для вогнутых поверхностей дорог.
2Минимальная длина участка со стандартной геометрией соответствует60 м плюс длина трех пролетов между ОП.
3.12 участок снестандартной геометрией проезжей части:
Участок дороги,имеющий отклонения от стандартной геометрии
Примечание — Примерамиучастков с нестандартной геометрией являются: повороты, кольцевыепересечения, переходно-скоростные полосы, въезды и съезды сэстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.
3.13 коэффициентэксплуатации
MF
:
Отношение среднейосвещенности на участке дороги, создаваемой ОУ к концуустановленного срока эксплуатации, к средней освещенности на том жеучастке, создаваемой ОУ в начале эксплуатации.
Энергоэффективное оборудование и системы управления освещением
О применении энергоэффективного светотехнического оборудования и системах управления освещением, о повышении уровня безопасности на конкретном объекте в своем докладе рассказал Игорь Лазуренко, инженер-энергетик ФКУ «Черноземуправтодор».
Количество визуальной информации, которая воспринимается водителем, прямым образом влияет на принятие адекватных действий при изменении дорожно-транспортной ситуации при управлении транспортным средством. Такой фактор, как наличие освещения в необходимых местах входит в первую группу факторов, способных оказывать влияние на риск ДТП. Анализ влияния мер повышения транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети показывает, что среднее снижение числа ДТП с пострадавшими в процентном соотношении к исходному уровню (т. е. до устройства искусственного освещения) — составляет 25%.
Искусственное освещение выполнено в виде использования железобетонных и металлических опор для установки консольных светильников. Применяемые светильники — ЖКУ-16 с лампами ДНаТ и ДРЛ, светодиодные и индукционные светильники. Для освещения автобусных остановок, пешеходных переходов и мостов, где нет возможности подключения к электросетям, применяется автономное осветительное оборудование.
Сравнение затрат на электроэнергию, потребляемую светильниками стационарной линии электроосвещения и автономной осветительной системы
Пара слов об энергосбережении. В 2010 году на участках дорог ФКУ «Черноземуправтодор» были установлены энергосберегающие светодиодные светильники УСС-180 в количестве 29 шт. Экономия затрат на оплату электроэнергии на линии искусственного освещения в 2011 году по данному объекту составило 47 т. р. В 2012 году — 54 т. р.
Сравнение затрат на содержание светильников стационарной линии электроосвещения и автономных осветительных систем
Также в 2011 году на участках дорог на линиях искусственного освещения была произведена замена 392 светильников на индукционные. За 2012 год экономия денежных средств по данным объектам составила 325 т. р. Этой суммы достаточно, чтобы оплачивать в течение года электроэнергию для питания линии освещения, состоящей примерно из 70 светильников.
Постоянный рост автомобильно парка в стране увеличивает рост количества ДТП, в которых, к сожалению, страдают и пешеходы. Одной из причин сложившейся ситуации является плохое освещение пешеходных переходов и остановок общественного транспорта. В условиях отсутствия доступных стационарных электрических сетей, мы решаем эту проблему установкой автономного осветительного оборудования. Мы используем принцип сбора электроэнергии с солнечных батарей и дальнейшее ее накопление в аккумуляторных батареях. Полностью заряженный АКБ обеспечивает 3-5 дней работы автономной осветительной системы. Преимущество таких систем — в автономности и независимости от централизованного энергоснабжения. Хотя использование таких систем в России не очень широко, несомненно, будущее именно за ними.
Мы признали, что за этими системами будущее. Это поняли и рядовые потребители. Так, зарегистрированы первые 11 случаев воровства таких систем — полностью, под основание спиленные железные опоры вместе со светильниками, солнечными батареями и АКБ. Как говорится, «в хозяйстве пригодится».
Пример расчета уличного освещения проезжей части в зоне жилой застройки
В основе расчета светодиодного уличного освещения автомобильной дороги лежит поиск расстояния между фонарями. Допустим, ширина дороги оставляет 6 метров, а устанавливаются консольные светильники Ziverd на столбы высотой 9 метров.
Формула достаточно простая:
F = L*K*π/N, где
F – искомое расстояние в метрах.
L – яркость дорожного покрытия. Рассчитываемая дорога относится к классу В3, для которой яркость покрытия равна 0,6 кд/м.кв.
K – коэффициент накаливания, который для светодиодного прибора равен 1.
π = 3,14.
N – коэффициент светового потока, который составит 0,05.
Расчет уличного освещения светодиодными светильниками с числовыми данными:
F = 0,6*1*3,14/0,05 = 37,68.
Таким образом, фонари нужно устанавливать каждые 37,68 метра.
Пример расчета наружного освещения
Рассмотрим на конкретных примерах схему вычисления расчета наружного освещения.
Пример 1: освещение улицы, двора
Данные проекта: освещение улицы, двора. Нужно вычислить необходимое количество светильников. Для этого применяется следующая формула:
N=E*S*z*k/(F*ɳ)
В этой формуле:
N – это искомое количество светильников;
Е – показатель минимальной степени такого определения, как освещенность;
S – площадь;
Z – показатель неравномерного освещения территории;
K – коэффициент учета длительного использования;
F – показатель излучаемого света;
ɳ — показатель отражающих способностей элементов.
Имейте в виду, что необходимые физические характеристики и параметры осветительных приборов указаны в их технической документации.
Допустим, нам нужно рассчитать необходимое количество осветительных приборов на придомовой территории новостройки размером 250 кв. м. Как правило, для освещения данных площадок используются светодиодные прожекторы. Их параметры и возьмет в расчет.
Итак, во-первых, фиксируем значение F. Эти данные записаны в инструкции к прожектору.
Во-вторых, находим значения мощности устройства и коэффициент возможной светимости. В нашем случае эти показатели оставили — 40 Вт мощность и 90 лм/Вт светимость.
В-третьих, находим значение сетевого потока F=40*90=3600 лм.
В-четвертых, нам необходимо значение ɳ. В нашем случае, учитывая, что покрытие территории светло-серого цвета, его отражающая способность равна 50%.
В-пятых, норму освещения возьмем стандартно – 10 люксов.
Осталось подставить числовые значения в формулу:
F=10*250*1,1*1,2/(3600*0,5)=1,8
Округляя, полученное значение, получим ответ – на общедомовую территорию площадью 250 кв.м. достаточно установить 2 светодиодных прожектора, мощностью 40 Вт.
Наружное освещение подъезда
2Нормативные ссылки
Внастоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующиестандарты:
ГОСТ 33175 Дороги автомобильные общегопользования. Горизонтальная освещенность от искусственногоосвещения. Методы контроля
ГОСТ 33382 Дороги автомобильные общегопользования. Техническая классификация
ГОСТ Р 54984 Освещение наружное объектовжелезнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля
ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексыосветительные. Термины и определения
ГОСТ Р 55708 Освещение наружноеутилитарное. Методы расчета нормируемых параметров
ГОСТ Р 56228 Освещение искусственное.Термины и определения
ГОСТ Р 58107.2 Освещение автомобильныхдорог общего пользования. Метод измерения освещенности на дорожномпокрытии мобильным способом
ГОСТ Р 58107.3 Освещение автомобильныхдорог общего пользования. Метод измерения яркости дорожногопокрытия мобильным способом
Примечание — Припользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действиессылочных стандартов в информационной системе общего пользования -на официальном сайте Федерального агентства по техническомурегулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодномуинформационному указателю «Национальные стандарты», которыйопубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускамежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» затекущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дананедатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующуюверсию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версиюизменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который данадатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этогостандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если послеутверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на которыйдана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающееположение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуетсяприменять без учета данного изменения. Если ссылочный стандартотменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
Современные LED технологии.
Однако, следует избавиться от иллюзии, что такие светильники не требуют сервисного обслуживания. Несмотря на заверения производителей, после 5ти летней эксплуатации 1% даже качественного оборудования выходит из строя. Громоздкие и тяжелые осветительные приборы подлежат демонтажу и отправке на завод изготовитель, а на их место монтируются новые, что приводит к удорожанию обслуживания.
Некоторые крупные производители предложили свежее решение данной проблемы. Они разработали и запустили в серию линейку новых светильников, позволяющих производить замену как источника света, так и источника питания по месту проблемы без демонтажа конструкции.
Разработка комплексного освещения
имеет большой опыт в организации комплексного уличного освещения на разных объектах
При разработке проекта мы уделяем внимание каждому этапу, начиная c экспертизы и заканчивая монтажом конструкций на месте установки
При проектировании мы выполняем визуализацию объекта, чтобы вы могли видеть, как все будет выглядеть в реальности, и корректируем результат с учетом ваших пожеланий. Мы обязательно согласовываем стоимость и только после этого предлагаем подписать договор. Кроме установки мы осуществляем гарантийное обслуживание поставленного оборудования, поэтому вы можете быть уверены в его стабильной работе в течение длительного времени. Предлагаем заказать комплексное освещение для вашего объекта. Пишите и задавайте свои вопросы в онлайн-форме или звоните нам по контактным телефонам. 08.02.2021
Действующие нормы на уличное и дорожное освещение
Нормы измеряются в Лк и распределении на освещенность в Емин/Еср
Главная дорожная магистральная и общегородская линия наружного освещения
- Это автомобильная магистраль, транзитная трасса, главные городские магистрали, имеющие плотность движения больше 10 тыс. единиц в час – 300 Лк и 0.35 Емин/Еср.
- Это федеральные дороги и улицы вне предела городского центра, у которых плотность движения от 7- 9 т\ч. – 200\0.35.
- Центральные автомагистрали, которые связывают улицы, что выходят на главные автомагистрали, у которых пропускная способность от – 4-7 т\ч. – 200\0.35.
- Относящиеся к основным историческим дорогам проезды, на которых пропускная способность от 3-5 т\ч. – 200\35.
- Основные улицы и дороги города, находящаяся вне предела города, на которой пропускная способность от 3-5 т\ч. – 200\35.
- Основная улица и центральная городская дорога, на которой пропускная способность от 2-5 т\ч. – 200\35.
Дорога на улице районного значения
- Сюда относится связь транспорта и пешехода, которые находится в пределах жилых районов и выходов на магистраль, не учитывая улицы с постоянным движением. Пропускная способность от 1.5-3 т\ч. – 150\25.
- связные дороги транспорта и пешеходов в пределах производственных и коммунально-складских зон. Плотность трафика от 500-2000 т\ч. – 6\0.25.
Улица, просёлочная дорога возле селения
Главная улица, площадь городских ТРК – 10 Лк. Главная улица в жилых постройках – 6 Лк. Переулок и улица второстепенного уровня важности в жилой застройке – 4 Лк. Дорога в посёлке, проезд к территории садового товарищества и дачного кооператива – 2 Лк.
Заправочной автостанции и стоянки (АЗС)
Уровень освещения измеряют минимальным уровнем Лк.
- Путь подъезда с дороги категорий A, B – 15.
- Путь подъезда C – 10.
- Заправочные и сливные точки нефтяных продуктов – 20.
- Территории с проезжей частью – 10.
Пешеходные пути
- Сюда входит площадь возле входов в спортивные, развлекательные и торговые здания – 20\0.3.
- Основные улицы для пешеходов, находящиеся в историческом месте – 10.\0.3.
- Парковый вход, санаторий, выставка, улица пешеходов – 60,2.
- Отделённый от проезжей части тротуар, главные проездные пути микрорайона, главные пути на центральные аллеи учебных и медицинских заведений – 40.2.
- Второстепенный проезд к микрорайонам, боковым аллеям, также второстепенный вход в общегородской парк – 20.1.
- Вспомогательные входы в парк административного округа и на боковые аллеи – 10,1.
Подземный и надземный путь пешеходов
- Подземный переход и тоннель – 75\0.3.
- Пандус, лестница для тоннеля и подземного перехода – 45\0.3.
- Мосты пешеходов открытого типа – 10\0.3.
- Надземный переход с проёмом из стекла – 75\0.3.
- Лестница, смотровые площадки на застеклённых переходах – 50\0.3.
Вход в помещения и нормы наружного освещения
- Площадь основного входа – 6 Лк.
- Площадь аварийного и запасного выхода – 4 Лк.
- Пешеходный путь возле основного входа – 4 Лк.
Путь эвакуации
Путь эвакуации, который имеет ширину не больше 2 метров – 1\0.025. Путь эвакуации особой важности – 0.5\0.025. Большая площадь для эвакуации – 0.5\0.025.
Нормы уличного освещения в городе
Ниже приведем перечень норм освещения в городе. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.
Высота размещения светильников на улицах городов, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением следует принимать с учётом высоты подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.2012. Но в любом случае высота установки светильников должна быть не менее 8 м. до головки рельса для трамвайных путей и не менее 9 м от уровня проезжей части для троллейбусных маршрутов. Таблица взята
Нормы уличного освещения
№ | Освещаемые объекты | Средняя освещенность Еср, лк не менее | Распределение освещенности Емин / Еср не менее |
1 | А1 . Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города (за пределами центра города) — с пропускной способностью более 10 000 ед/ч | 30 | 0,35 |
2 | А2 . Прочие федеральные дороги и основные улицы (за пределами центра города) — с пропускной способностью 7 000 — 9 000 ед/ч | 20 | 0,35 |
3 | А3 . Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1 (в центре города) — с пропускной способностью 4 000 — 7 000 ед/ч | 20 | 0,35 |
4 | А4 . Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра (в центре города) — с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч | 20 | 0,35 |
Магистральные дороги и улицы районного значения. Клас дороги — Б | |||
5 | Б1 . Основные дороги и улицы города районного значения (за пределами центра города) — с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч | 20 | 0,35 |
6 | Б2 . Основные дороги и улицы города районного значения (в центре города) — с пропускной способностью 2 000 — 5 000 ед/ч | 15 | 0,35 |
Улицы и дороги местного значения. Клас дороги — В | |||
7 | В1 . Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением (жилая застройка за пределами центра города) — с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч | 15 | 0,25 |
8 | В2 . Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах и выход на магистрали (жилая застройка в центре города) — с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч | 10 | 0,25 |
9 | В3 . Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон (в городских промышленных, коммунальных и складских зонах) — с пропускной способностью 500 — 2 000 ед/ч | 6 | 0,25 |
Обособленный трамвайный путь | |||
10 | Обособленный трамвайный путь | 10 | — |
Готовые решения
Освещение дорог класса А1 К дорогам класса А1 относятся самые высоконагруженные магистрали. Поэтому к решениям по их освещению применяются самые строгие требования. Для приведённых здесь решений используются светильники высокой мощности с широкими КСС и большая высота подвеса. Освещение дорог класса А2 Решения по освещению дорог класса А2 аналогичны решениям для дорог А1, но здесь используются светильники меньшей мощности и большее расстояние между опорами, что делает их менее дорогими. Освещение дорог класса А3 В данной статье — 3 решения по освещению дорог класса А3 — магистральных дорог и улиц общегородского значения, используемых всеми видами транспорта. Проекты выполнены на основе светильников Pandora LED, Фокус и Ферекс. Освещение дорог класса А4 Экономные решения для освещения четырёхполосных дорог со средними энергозатратами на уровне 2 КВт/ч в год на квадратный метр проезжей части. Расчёты выполнены с использованием светильников Pandora LED, LEDeffect и Ферекс. Освещение дорог класса Б1 Решения по освещению дорог класса Б1 на светильниках LEDeffect, ЛидерЛайт и Ферекс. Хороший пример того, что больше — совершенно не всегда значит лучше. Освещение дорог класса Б2 Три решения для освещения дорог класса Б2 для расстояния между мачтами освещения от 30 до 45 метров на основе светильников Pandora LED, Ферекс и Фокус. Освещение дорог класса В1 Самые малонагруженные из приведённых среди наших решений четырёхполосные дороги. Светильники малой мощности и большое расстояние между опорами освещения позволяют сделать такие решения экономически эффективными как на этапе строительства, так и дальше. Освещение дорог класса В2 Экономичные решения по освещению небольших городских улиц на основе светильников Pandora LED, Ферекс и Фокус с расстановкой опор освещения с одной стороны дороги. Освещение дорог класса В3 Экономичные решения по освещению маленьких городских улиц с расчётной мощностью около 1 киловатта на 1 километр дорожного полотна. На основе светильников LEDeffect, ЛидерЛайт, Ферекс.
Нормы освещенности уличного освещения ограничивают яркость светильников в установке под углами.
Угол наклона светильника должен быть 80 и 90 градусов от вертикали по направлению к дороге.
Максимальное значение яркости
Угол установки 80 град — 30 Кд
Угол установки 90 град — 10 Кд
на 1000 Лм светового потока светильника.
При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65 градусов от вертикали.
Яркость светильника под углом 80, 85 и 90 градусов от вертикали по направлению дороги не должна превышать предельных значений:
Угол установки 80 град — 50 Кд
Угол установки 85 град — 30 Кд
Угол установки 90 град — 10 Кд
соответственно на 1000 Лм светового потока светильника.
Ответственные за свет
Если за нормы и правила организации освещения на улице отвечает соответствующая документация, то за их реализацию в полной мере ответственны уже люди, которые работают в государственных учреждениях. Кроме СНИПа содержать в себе нормы уровня освещенности и различные дополнительные рекомендации могут документы федерального и регионального или местного значения. К примеру, в РФ принят Федеральный Закон №131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007), в котором приписана ответственность власти за создание уличного типа освещения на территории муниципалитета. По этому закону, а также ряду других законодательных документов, местная власть должна следить не только за правильной организацией уличного освещения, но и за поддержанием системы в работоспособном состоянии.
Подсветка дома
На деле за наружным освещением территории дома должны следить государственная служба ЖКХ (отдельные его подразделения), а также подразделения энергетических компаний для реализации технических стороны освещенности улиц. За их работу должна вносить плату территориальная администрация. Также отвечать за уличное освещение домов и прилежащих к ним территорий могут и другие организации, с которыми было заключено соответствующее договоренность, или компании, на балансе которых числится инженерная система конкретного населенного пункта. Именно эти организации определяют следующие параметры уличного освещения придомовой территории:
- продолжительность работы осветительных приборов в ночное время суток;
- количество фонарей, которые будут установлены возле дома и прилегающей к нему территории;
- в какое время будет происходить включение света.
Поэтому, если на улице по каким-либо причинам нет освещения, нужно обращаться в вышеперечисленные организации и компании, которые для каждого отдельного района населенного пункта буду отличаться. Конечно, на вопрос «куда обращаться или жаловаться, если нет света во дворе дома» можно ответить по-разному. Ведь каждое подразделение будет отвечать только за определенный участок организации системы уличного освещения. К примеру, за расписание освещения в вечерние и ночные часы, согласно статьи 16, отвечает администрация городского округа. Но обязательности по содержанию системы подсветки обычно возлагается н собственников строений.
«Свет в твоем окне, как он нужен мне»
Увы, человеку не дано ночное зрение, как у кошки – без света даже коренной обитатель дома будет чувствовать себя неуютно, будто ему не хватает защиты. К тому же темный сад, густые кустарники и клумбы ночью привлекают всевозможных змей, насекомых, лягушек. Уличное освещение сегодня – это целые системы светильников и фонарей, которые выполняют как декоративную, так и техническую функцию.
В случае с декорированием ландшафта освещение устанавливается по всей придомовой территории и подсвечивает беседки, лавочки, фонтаны, клумбы и цветники. Цвет лучей может быть самым разным и легко превратит зеленую зону в сказочный мир.
У освещения есть и чисто техническая функция – безопасность обитателей. Грамотный расчет и расстановка осветительных приборов позволяет даже ночью прогуливаться по саду без риска споткнуться о бордюр, зацепиться за ветку дерева или промахнуться мимо дорожки прямиком в колючие кусты. Технические фонари устанавливают на всех важных входах и выходах, вдоль тропинок, у гаража и у крыльца. Расчет освещенности территории позволяет экономно покрыть светом ламп всю территорию.
К современным системам уличного освещения предъявляются достаточно высокие требования – так, для освещенности парковочной зоны следует приобретать осветительные приборы, которые включаются автоматически при открытии ворот или входной калитки. В темное время суток необходимо предусмотреть автоматические включение так называемого охранного освещения, которое обеспечит видимость всех подходов к дому. В целях экономии средств автоматика должна срабатывать и утром, отключая все фонари.
Чтобы обеспечить автоматическое включение и отключение света при открытии дверей или ворот сегодня часто используют лампы и прожекторы со встроенным датчиком движения. Самыми экономными устройствами являются современные осветительные приборы на базе светодиодов. На датчиках можно выставить дальность реагирования, время свечения после включения, степень естественной освещенности, при которой прибор начинает срабатывать, и чувствительность датчика. И все же будьте готовы к тому, что во время сильного ветра прожектор будет постоянно включаться от движения веток деревьев, реагировать на крупных домашних животных. Если прибор установлен рядом с окнами спальни, он будет мешать во время сна. Поэтому обязательно предусмотрите возможность полного отключения прибора.